Власти Набережных Челнов придумали, где раздобыть большие автобусы для автограда. Чиновники ведут переговоры с правительством Москвы о поставке б/у техники: 50-ти ЛиАЗов и МАЗов, которые ранее обслуживали столицу, а в результате масштабного обновления автопарка оказались не нужны. Читатели Chelny-biz.ru уже назвали «подарок» «позором автограда» и абсолютным провалом реформы Магдеева. В то же время действующие перевозчики о сделке даже не в курсе, но ничего плохого в «поношенной» технике не видят: она позволит хоть как-то снять нагрузку и даст толчок к дальнейшему развитию. Главное – чтобы оно последовало, и чтобы машины соответствующим образом обслуживались. Новый старый автопарк потребует базу, ремонтников, водителей. В то время как МУП «Электротранспорт», где ранее обслуживались «убитые» НЕФАЗы, проходит процедуру банкротства.
«МОСКВА В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ НЕ СМОЖЕТ ПЕРЕДАТЬ ЭТУ ТЕХНИКУ ЧАСТНЫМ ПЕРЕВОЗЧИКАМ. ТОЛЬКО МУНИЦИПАЛИТЕТУ, КАК ЭТО БЫЛО С ТРАМВАЯМИ»
Москва может прийти на выручку Челнам в решении транспортного вопроса. Как старший брат передает младшему вещи, из которых он вырос, так столичное транспортное предприятие рассматривает возможность передачи автограду б/у автобусов большой вместимости, которые снимает с маршрутов в процессе обновления автопарка.
По предварительным данным, речь идет о 50 автобусах марок ЛиАЗ и МАЗ вместимостью 100–110 пассажиров. В исполкоме Челнов вопрос пока не комментируют (это якобы преждевременно), но факт переговоров подтверждают. Город, как выяснил Chelny-biz.ru, может получить московские автобусы по схеме, уже отработанной с трамваями. Напомним, о безвозмездной передаче 10 единиц электротранспорта Набережным Челнам гендиректор «КАМАЗа» Сергей Когогин и мэр российской столицы Сергей Собянин. Техника ранее эксплуатировалась «Мосгортрансом», но сохранилась в хорошем состоянии. Трамваи списали, поскольку в столице реализуется программа по их замене новым транспортом. В частности, Москва активно закупает электробусы, в том числе у того же «КАМАЗа».
В конце октября в город уже доставили шесть трамваев. На обслуживание их взяло ООО «Электротранспорт». Кто возьмет 50 больших автобусов – вопрос открытый. Ни один из действующих перевозчиков – ни «Электротранспорт» Рашида Шамсудинова, который прежде работал на больших НЕФАЗах, ни «Пассажирские перевозки» Николая Тятюшкина, который рассматривал вопрос покупки новой техники, в переговорах не участвуют и, услышав новость о возможном «подарке» городу, были удивлены.
Так, заместитель генерального директора по эксплуатации ООО «Электротранспорт» Вячеслав Мигунов сообщил Chelny-biz.ru, что разговоров об автобусах с предприятием не было.
– Мы автобусами не занимаемся. У нас другая специфика, – коротко прокомментировал он.
Николай Тятюшкин сказал, что узнал о московских автобусах из СМИ и не в курсе деталей сделки.
– Москва в любом случае не сможет передать эту технику частным перевозчикам. Только муниципалитет – муниципалитету, как это было с трамваями. Если вдруг город предложит нам работать с этими автобусами – будем рассматривать вопрос. Сейчас об этом говорить рано, – ответил он изданию.
Перевозчик не видит ничего плохого в том, что в город могут поступить б/у автобусы:
– Я их не видел, в каком они состоянии – я понятия не имею. Но я думаю, проблем это не создаст, напротив, это снимет нагрузку. Тому, кто будет работать на этих автобусах, это создаст площадку для скачка, для закупки новой техники. Пусть хоть старое, но хоть что-то будет. Это даст возможность развиваться дальше, обращаться в кредитные организации.
Перевозчик отметил, что для такого автопарка в городе должна быть создана производственная база, где можно будет ремонтировать, обслуживать поступившую технику. Но ее уже нет. МУП «Электротранспорт», у которого есть такая база, сейчас проходит процедуру банкротства. Неплохие ресурсы есть у действующих транспортных компаний – у «Альтекса», у «Рэлса», у других перевозчиков. Вместе с тем встанет вопрос с водителями. Но он, считает, Тятюшкин в принципе решаемый. Хотя и сами «Пассажирские перевозки» испытывают определенный дефицит.
– На категорию D не очень идут люди. Сейчас у нас нехватка около 25%. Люди не идут, потому что видят, какое отношение к водителям. Но я думаю, работники найдутся. Например те, которые в МУПе работали. Они же где-то в городе сейчас.
Тятюшкин также напомнил, что шесть маршрутов, которые ранее обслуживал МУП «Электротранспорт», сегодня фактически свободны. То есть теоретически московские большие автобусы смогут закрыть их.
– Как я понимаю, конкурсная документация на эти маршруты сейчас готовится. Все желающие смогут принять участие. И мы в том числе. Но мы пока не видели документы, не знаем условия. Может, они будут такими, которым мы не сможем соответствовать. Посмотрим, – аккуратно прокомментировал предприниматель.
«ДВА ГОДА НАЗАД МЫ ЗАПУСКАЛИ ПЕРВЫЙ ЭЛЕКТРОБУС. ВСЕ СЧИТАЛИ, ЧТО ЭТО ФАНТАСТИКА, ЧТО ОН НИКУДА НЕ ПОЕДЕТ, РАБОТАТЬ НЕ БУДЕТ»
Дареному коню, понятно, в зубы не смотрят. Но чтобы понять, на какую технику может рассчитывать город, надо знать ситуацию в «Мосгортрансе». ГУП не устает повторять, что его автопарк – один из самых молодых в Европе. Средний возраст автобусов не превышает пяти лет. С 2013 года городской перевозчик закупает исключительно автобусы, оснащенные двигателями экологического класса «Евро 5». Они составляют 75% парка, сообщает предприятие. Техника какого именно года выпуска будет предназначена для Набережных Челнов – Chelny-biz.ru на момент публикации выяснить не удалось. Но судя по количеству транспорта, поступившего в последнее время в «Мосгортранс», высвободилось большое количество автобусов. И, может, Челнам удастся получить что-то получше и посвежее. Хотя московские жители в разговоре с Chelny-biz.ru вспоминают ЛиАЗы не самым лучшим образом, указывая на их состояние.
Только за полгода автопарк Москвы пополнили свыше 290 новых автобусов с системой видеонаблюдения и климат-контролем, условиями для проезда маломобильных граждан. Сообщалось, что в целом в 2020 году предприятие примет более 1300 различных новых транспортных средств. Так, в июле «Мосгортранс» рассказал, что до конца этого года парк пополнят 440 ЛиАЗов особо большой вместимости. Это автобусы-гармошки, которые рассчитаны минимум на 140 человек.
Немалую роль в обновлении автопарка Москвы играет челнинский «КАМАЗ», что, безусловно, способствовало расположению столичных властей к Набережным Челнам в случае с трамваями (да и в случае с автобусами, наверняка, тоже). Сотрудничество началось в 2018 году.
– Этот год стал для нас знаковым, поскольку «КАМАЗ» впервые вышел на рынок Москвы с пассажирским транспортом, – комментировал генеральный директор предприятия Сергей Когогин. – Весной мы выиграли тендер на поставку электробусов в адрес «Мосгортранса», а спустя всего полгода получили крупный заказ на партию автобусов НЕФАЗ для нужд столицы. Таким образом, «КАМАЗ» примет участие в обновлении городского автобусного парка Москвы, и, я надеюсь, что водители и пассажиры по достоинству оценят комфорт и удобство наших автобусов.
Тогда автогигант выиграл конкурс на поставку 596 рестайлинговых низкопольных городских НЕФАЗов. Но, прежде всего, «КАМАЗ» снабжает Москву электробусами. До конца этого года столица планировала получить 300 современных электробусов от двух поставщиков – «КАМАЗа» и «ГАЗа». Из них 200 – производства местного автогиганта. Сумма контракта составила 11,3 млрд рублей. Как сообщала пресс-служба градообразующего предприятия Челнов, он стал самым крупным в его истории.
В октябре число столичных маршрутов, которые обслуживают электробусы, достигло 38-ми. На линию вышел 500-й электробус, поступивший в парк «Мосгортранса».
«Два года назад, вы помните эту историю, мы запускали первый электробус. Все считали, что это фантастика, что он никуда не поедет, работать не будет. Вот она, реальность: 500 электробусов — самый большой парк среди европейских городов», – отмечал мэр Москвы Сергей Собянин.
Со следующего года, сообщил глава, столица перейдет к замене основного парка обычных автобусов, перестанет закупать дизельный транспорт. Планируется, что электробусы полностью заменят его до 2030 года, что означает и стабильные заказы для «КАМАЗа» на этот период. Автогигант, кстати, уже тестирует электробус особо большой вместимости – гармошку длиной более 18 метров, разработанную по заявке «Мосгортранса». Двойной салон позволит перевозить 135 человек: в нем есть 48 сидячих мест, а также пространство для маломобильных групп населения. Полевые испытания пройдут в начале зимы на основных маршрутах Москвы. В серийное производство разработку пустят в конце 2021 года.
Тем временем на родине «КАМАЗа» транспортная проблема решается с большим трудом. НЕФАЗы начали курсировать по дорогам автограда в 2015 году. Тогда было создано муниципальное транспортное предприятие «Электротранспорт», оно взялось обслуживать шесть маршрутов, на которых по условиям конкурсной документации должны ездить большие автобусы. Это №2, 3, 26, 10, 11, 21.
Большие автобусы пропали с городских маршрутов в феврале 2020 года. Перевозчик накопил долги перед «КАМАЗом» – порядка миллиарда рублей – и лизинговые НЕФАЗы были возвращены в результате мирового соглашения после разбирательств в Арбитражном суде РТ. Техника прошла предпродажную подготовку, и «КАМАЗ» выставил ее на торги. В октябре стало известно, что на них нашелся покупатель.
Власти рассматривали разные варианты, намереваясь взять реванш и вернуть на дороги большие автобусы. Вынужденную паузу город взял в период ограничений на фоне коронакризиса, когда рухнул пассажиропоток, а вместе с ним и планы по закупке новых автобусов, которые в Челнах то и дело тестировали. Вероятно, с учетом просевшего бюджета, власти смирились с тем, что одномоментно закрыть потребность в больших автобусах в городе за счет покупки новых (даже при существующих программах) не получится, и решили попробовать схему с трамваями.
Что примечательно, буквально на днях руководитель исполкома Фарид Салахов утвердил социальные стандарты обслуживания горожан общественным транспортом. Он предусматривает, что транспорт должен быть доступным для маломобильных групп населения. Согласно документу, все транспортные средства должны относиться к экологическому классу «Евро-4» и выше, а срок службы не может превышать установленный производителем. «В случае если завод-производитель не указал срок службы, то его принимают за 10 лет со дня передачи транспортного средства потребителю», – сказано в документе.
Chelny-biz.ru
Фото: phototrans.eu, Chelny-biz.ru, sevtrol.ru, © Владимир Гердо/ТАСС, nabchelny.ru
Альберт
Аноним
Челнинец
Олег
нео
Олег
пенсионер
Олег
лена
Илдар
Challenger
Челнинец
Егор
Юлия
гость
Да уж
КОТ
Вольфганг
пенсионер
пенсионер