Пока город живет подготовкой к приезду президента России, Chelny-biz.ru вспоминает предыдущие шесть визитов Владимира Путина в Набережные Челны. Он бывал в автограде в двух статусах, президентском и премьерском, в сопровождении двух глав региона Шаймиева и Минниханова, при четырех мэрах - от Хамадеева до Магдеева и двух камазовских генералах. Путин в Челнах спасал автопром, перезагружал медицину, скреплял деловые союзы «КАМАЗа» и провальный, как выяснится, брак Sollers и Fiat, и не раз становился главным гостем юбилеев автогиганта. «Президент не ездит, где плохо или куда у него душа не лежит», - резюмировал визит 2016 года Рустам Минниханов, президент РТ. Впрочем, челнинцы находили и другие способы пообщаться с главой государства. Как автоград принимал «Прямую линию» в 2006-м, «Путин бабай» ездил в Москву, как Василь Шайхразиев («я капитан команды города») беседовал о хоккее, а студенты о ценах на нефть - яркие фразы и моменты разных лет в обзоре Chelny-biz.ru.
2000 ГОД: «ЕСЛИ НЕ ЗАЙМЕМСЯ ВСЕРЬЕЗ, ЗАВТРА КОНКУРЕНТЫ «СОЖРУТ»
22 марта 2000 года, за четыре дня до своих первых выборов, Владимир Путин приехал в Набережные Челны в статусе и.о. президента и главного кандидата на победу. Он посетил «КАМАЗ» вместе с президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым, главами Центробанка, Сбербанка, ВЭБа, министрами. За год до этого правительства России и Татарстана подписали спецсоглашение о совместном реформировании и развитии ОАО «КАМАЗ», дела на автогиганте пошли в гору: реструктурированы долги, в три раза выросли продажи, впервые после пожара завод вышел на безубыточность. Гендиректор компании Иван Костин назвал приезд Путина «свидетельством возвращения государства на «КАМАЗ»».
И.о. президента провел в Челнах совещание по развитию машиностроения.
- Наше совещание проходит не случайно в Набережных Челнах. Когда Минтимер Шарипович Шаймиев сказал, что одна крыша на этих цехах – 40 гектаров, да еще эти все гектары наполнены оборудованием, наполнены людьми, наполнены технологиями, и, главное, результат очевиден, это, конечно, впечатляет, - делился впечатлениями Владимир Путин. - Но не первый год «КАМАЗ» переживает проблемы.
Чиновники искали пути модернизации отрасли, привлечения инвестиций, обновления налоговой системы и гарантии собственников.
- У нас есть очень короткий срок, чтобы исправить положение. И я думаю, что нам понятно: если не займемся всерьез сертификацией продукции, технологической дисциплиной, внедрением ресурсосберегающих и безотходных технологий – завтра конкуренты «сожрут», - предупредил и.о. президента. - Окончательно «подомнут». «Передышки», которую нам дал кризис 98-го года, уже не будет, да и зачем нам такая «передышка»? Мы должны стремиться к стабилизации экономики в целом. А если будет стабилизация – не будет подобных «передышек».
Путин обозначил, что заводам нужны эффективные собственники:
- Собственники, которые не высасывают из производства последние ресурсы, а думают о будущем. Когда мы с президентом Татарстана обсуждали проблему, Минтимер Шарипович прямо привел примеры: поменяли руководителя, поменяли собственника, и очень многое изменилось.
2008 ГОД: СПАСЕНИЕ РОССИЙСКОГО АВТОПРОМА
19 декабря 2008 года Владимир Путин в статусе премьер-министра РФ провел в Набережных Челнах масштабное и ставшее знаковым совещание по поддержке российского автопрома. В разгар мирового финансово-экономического кризиса производители испытывали серьезные проблемы. Как сообщил тогда Путин, в ноябре 2008-го (по сравнению с аналогичным периодом 2007 года) выпуск легковых автомобилей сократился на 7,2%, грузовиков и автобусов – более чем на 50%.
Рядом с собой глава правительства тогда усадил двух рабочих «КАМАЗа» - слесаря Вазыха Абдулганиева и токаря Гаделхана Хаматова, с которыми разговорился во время посещения НТЦ. На совещании Путин разъяснял им и населению страны семь мер спасения автопрома. Самая известная из них - субсидирование кредитов на покупку отечественных машин и иномарок российской сборки. Кроме того, заводы получили многомиллиардные кредиты, линии, госзаказы на обновление автопарков государственных и муниципальных предприятий, на технику для дорожного строительства и другое. В общей сложности автопрому была обещана прямая финансовая помощь в 50 млрд рублей и еще 173 млрд – через кредитные линии.
- В условиях кризиса – это даже сверх того, что мы ожидали, – отмечал тогда гендиректор «КАМАЗа» Сергей Когогин. - Имея такую поддержку, мы постараемся сделать так, чтобы в городе не возникало социальной напряженности. Наши работники нам пока верят.
– Если потребуется, будем принимать и дополнительные решения по поддержке автопрома страны. Мы будем внимательно следить за тем, что происходит в отрасли, и совместно с региональными властями реагировать как на социальную ситуацию, так и на экономическую, – обещал Владимир Путин.
2009 ГОД: ЗАПУСК ПРОИЗВОДСТВА ДВИГАТЕЛЕЙ И «НАШИ ДОЛЖНЫ ПОБЕДИТЬ»
В следующий раз Путин приезжал накануне 40-летия «КАМАЗа». Визит 17 ноября 2009 года был очень стремительным: премьер-министр открыл в Челнах новое производство двигателей Cummins и уехал в Нижнекамск на совещание по нефтехимии. Владимир Путин, президент Татарстана Минтимер Шаймиев, вице-премьер РФ Игорь Сечин и Сергей Когогин нажали на символическую красную кнопку совместного российско-американского предприятия «КАММИНЗ Кама». Проект обеспечивал локализацию двигателей и создание 930 рабочих мест.
- Хорошо, что работа была начата, несмотря на сложности, связанные с кризисом, - заметил со сцены премьер, оценивая результаты мер поддержки автопрома. – Это очень важно, ведь двигатель – это сердце автомобиля.
Общение Путина с рабочими запомнилось разговором о футболе. Сборная России тогда готовилась к решающему матчу со Словенией за выход на Чемпионат мира-2010.
- В спорте очень трудно прогнозировать, это не прогноз, а гадание, - ответил премьер камазовцам. - Но наши должны победить.
В итоге сошлись на том, что россияне выиграют со счетом 2:1 (на деле проиграли 0:1). Путин извинился, что не может ответить на все вопросы рабочих:
- Мы с вами еще поговорим, у меня будет традиционная прямая линия с гражданами, и я попрошу, чтобы к вам обязательно съемочная группа подъехала.
2010: ПУТИН БЛАГОСЛОВИЛ СОЮЗ FIAT И «СОЛЛЕРС». НЕ ПРОТЯНУЛИ И ГОДА
11 февраля 2010 года Владимир Путин приехал в Челны, чтобы скрепить бизнес-союз российского ОАО «Соллерс» с итальянской «Фиат Групп». Было подписано соглашение о создании совместного предприятия по производству легковых автомобилей и внедорожников на базе платформ Fiat-Chrysler. Планы были грандиозными: 9 новых моделей, плановая мощность нового завода - до 500 тыс. авто в год. СП должно было стать вторым крупнейшим производителем легковушек в стране.
- Мы договорились о включении каждой стороны, как итальянской, так и российской, в этот проект. Правительство России рассмотрит возможность по кредитной поддержке проекта в объеме 2 миллиарда 100 миллионов евро, - сообщил Владимир Путин на совещании. И напомнил, что на поддержку Sollers государство в 2009 году уже потратило 5,7 млрд рублей (на закупку машин для государственных и муниципальных нужд).
Однако ровно через год стороны объявили, что разрывают сотрудничество (не сумели договориться об использовании интеллектуальной собственности Fiat). Sollers нашел себе нового партнера - американский Ford, но, как мы знаем, и этот союз рухнул в 2019-м.
«КАМАЗ» же по итогам того визита получил продление мер поддержки - новые госзаказы министерств и ведомств. Кроме того, при Путине автогигант подписал меморандум о стратегическом сотрудничестве с Dimler AG. Немецкая корпорация купила еще 1% акций «КАМАЗа» и увеличила пакет до 11% на тот момент.
2012 ГОД: РАЗГОВОР О МЕДИЦИНЕ И «ДО ТРЕХМИЛЛИОННИКА НЕ ДОЖИВУ»
У визита 15 февраля 2012 года было две темы: выпуск двухмиллионного КАМАЗа и масштабное совещание по модернизации здравоохранения и демографической политике до 2025 года. Владимир Путин тогда был кандидатом в президенты. Он выступил на праздничном митинге на автомобильном заводе и расписался на кабине нового грузовика.
- Совсем недавно всякие скептики и кликуши предрекали чуть ли не полный крах нашей автомобильной промышленности, - напомнил глава правительства. Страна на тот момент оправилась от одного кризиса и еще не успела впасть в следующий.
Приглашенной звездой в тот день был Иосиф Кобзон. Как отмечали журналисты, народный артист долго общался с рабочими, вспоминал свои концерты в годы строительства «КАМАЗа» («Мы подъезжали – по колено в грязи выступали») и сожалел, что не доживет до выпуска трехмиллионного грузовика. Он умер в 2018 году.
Что же касается Владимира Путина, то он провел совещание по здравоохранению на базе обновленной БСМП, которая успела обзавестись статусом центра высокотехнологичной медицины. Здесь же премьер провел встречу с Рустамом Миннихановым и вручил первому президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву медаль П.А.Столыпина. Разговор вновь вернулся к промышленности.
- Очень важно нам наличие высокотехнологичных конкурентных производств. Мы считаем, что развитие «КАМАЗа», развитие особой экономической зоны, наши нефтехимические комплексы – мы держим это на особом контроле, - акцентировал Минниханов. - И развитие Камского промышленного кластера – это даст нам возможность иметь больше денег, иметь рабочие места и развивать. Из социальных проектов – это, конечно же, сейчас жилье, капитальный ремонт.
- Вы хорошо отработали в период кризиса по созданию и поддержанию моногородов… - похвалил Путин.
Уже обращаясь к Шаймиеву, премьер вспомнил проблемы «КАМАЗа»:
- Помню, сколько мы с вами провели времени при обсуждении вопросов, связанных с развитием и отраслей, и отдельных предприятий. Вот сегодня мы с Рустамом были на «КАМАЗе», но впервые с «КАМАЗом» вы меня познакомили, я имею в виду познакомили с точки зрения его проблем, тогда он тоже был в достаточно сложном положении. Это было, по-моему, в 1999 году, когда вы пришли и попросили поддержать по кредитам, в связи с тем, что он находился в сложном положении, там еще и пожар произошел…
- Столько было сделано! - ответил первый президент Татарстана. - По «КАМАЗу» я хочу сказать, вы тогда, в 2000 году взяли меня с собой в Японию – специальная повестка дня была, рассматривали эти кредиты…
- Я помню. Но мы сейчас не меня награждаем, а вас. Спасибо большое! - прервал Путин.
2016 ГОД: «ПРЕЗИДЕНТ НЕ ЕЗДИТ, ГДЕ ПЛОХО ИЛИ КУДА У НЕГО ДУША НЕ ЛЕЖИТ»
13 февраля 2016 года глава государства и целый ряд высокопоставленных чиновников (среди которых министр обороны Сергей Шойгу, глава МВД Владимир Колокольцев, директор ФСБ Александр Бортников, главы российских министерств, ведомств и регионов) прибыли в автоград по случаю празднования 40-летия со дня выпуска на «КАМАЗе» первого грузовика. Основным рабочим мероприятием стало заседание военно-промышленной комиссии. В полудневную программу тогда попытались вместить максимум: посещение детского технопарка «Кванториум», визит на Автомобильный завод, «Ремдизель», Завод по производству спецавтомобилей, открытие «по удаленке» комплекса «Аммоний» в Менделеевске. До последнего момента было не понятно, что из этого Путин успеет посетить. В итоге успел все… к полуночи.
Владимир Путин пообщался с ветеранами «КАМАЗа» и выступил на автомобильном заводе.
– Я хочу сказать, что мы всегда поддерживали ваше предприятие, и, несмотря ни на какие сложности в экономике (а вы знаете о них), мы будем поддерживать такое нужное для нас предприятие, как «КАМАЗ», и в будущем, – произнес президент ключевую фразу, которую от него, вероятно, ждали. – Будем все делать, чтобы рабочие места были обеспечены, а страна имела возможность перевозить необходимые продукты, товары, грузы на таких замечательных машинах, которые вы производите.
Как позже отметит президент РТ Рустам Минниханов, визит является проявлением доверия республике, которым нужно дорожить:
- Раз приехал, уже хорошо. Президент не ездит, где плохо или куда у него душа не лежит.
«Я КАПИТАН КОМАНДЫ ГОРОДА» - «УСПЕХОВ ВАШЕЙ КОМАНДЕ!»
Чаще других с Владимиром Путиным удается общаться Сергею Когогину, который в 2018-м был сопредседателем предвыборного штаба кандидата в президенты, и членам команды «КАМАЗ-мастер». Спортсменов практически ежегодно чествуют после международных ралли. Встречи проходили в разных форматах и городах: в 2019 и 2018 году в Казани, в 2016-м - в Челнах и в Кремле, в 2014-м спортсменов пригласили на чай к президенту в загородную резиденцию Ново-Огарево. А годом ранее экипажи «КАМАЗ-мастер» побывали в резиденции президента в Сочи. Первый прием у президента состоялся в 2005 году. Камазовцы демонстрировали Путину свою технику на Дмитровском полигоне, здесь же состоялось чаепитие в импровизированном шатре. Еще тогда глава государства подчеркивал, что заводская команда по пути стала национальной сборной России. Эта мысль впоследствии не раз повторялась.
Бывший мэр Челнов Василь Шайхразиев в год своей отставки беседовал с президентом о выборах и хоккее. Это случилось в мае 2014-го в городе Иваново на заседании Совета по развитию местного самоуправления. На нем Владимир Путин сообщил присутствующим об изменениях в системе муниципальных выборов. Когда слово дали Шайхразиеву, он решил рассказать о своей ночи в Иваново:
- В первую очередь хотел всех поздравить с великолепной победой вчера нашей сборной по хоккею. В принципе мы ночевали в Иваново, после финального свистка все вышли на улицу…
- А Вы сами играете в хоккей? - поинтересовался президент.
- Я капитан команды города, - ответил челнинский мэр.
- Успехов вашей команде!
- Спасибо большое. Мы тоже наблюдаем за вами.
- Я начинающий хоккеист, я только научился кататься на коньках, - парировал Путин.
В своем докладе Шайхразиев рассказывал о внутригородском делении на округа и закреплении депутатов, а также о том, что глав муниципалитетов в Татарстане избирают из числа депутатов местных советов. Один мэр пост освобождает, другой сразу заступает, а потому «практически перерыва не происходит, и муниципальное образование спокойно работает, и в какие-то предвыборные процессы не уходит». Правда, уже через несколько месяцев он уйдет на повышение, а город почти год будет работать без мэра с новым руководителем исполкома. И вовсе не спокойно.
В феврале 2019 года челнинский бизнесмен Максим Федоров, экс-депутат горсовета, попросил у Владимира Путина новое здание для театра «Мастеровые». Произошло это на встрече президента с общественниками в Казани.
– Набережные Челны – это достаточно молодой город. Немножко обделенный в плане общественных пространств, - объяснил глава компании «Конкор-Оптика». - Благодаря правительству у нас благоустраиваются парки и скверы, но у нас есть проблема театров. У нас два маленьких театра – татарский и русский драматический. В направлении создания татарского драмтеатра работа началась, определилось место. Но от лица всего полумиллионного города хочу вас попросить, чтобы русский драматический театр тоже был построен одновременно с татарским, чтобы все наше население могло ходить. Я считаю, это было бы справедливо.
– Мы точно с Рустамом Нургалиевичем договоримся об этом. Не сомневайтесь! – ответил Путин.
Президент поручил министерству культуры РФ и Кабмину Татарстана решить вопрос до 1 июля. Участок под здание нашли, началась подготовка. Вероятно, 13 декабря с главой государства обсудят будущее и театра, и других социальных, инфраструктурных объектов, которые город и «КАМАЗ» просили у правительства к юбилею.
«Я ВИДЕЛ ТАМ ДЕВУШКА ПЛАКАТ ПОДНИМАЛА, НА КОТОРОМ НАПИСАНО «ПУТИН БАЙ-БАЙ»
В 2006 году Набережные Челны впервые участвовали в «Прямой линии» президента, пятой по счету. Было организовано включение с «КАМАЗа» - с площадки перед Автомобильным заводом. Подготовка шла в условиях секретности, в город приехала большая съемочная группа, участников тщательно отбирали и проверяли. Челнинцы задали три вопроса.
- Мне очень обидно, что в наши дни Южная Корея – чуть ли не одна из ведущих автомобильных держав мира, - начал камазовец со стажем Владимир Карабцев. - А дело в том, что у них существуют запретительные меры и пошлины на ввоз готовых, собранных автомобилей – у них разрешена только сборка. Что же касается России, то к нам и ввозятся, и продаются, как правило, подержанные автомобили, которые уже непригодны для эксплуатации в Европе. Не пора ли и нам вводить жесткие запретительные меры по ограничению ввоза подержанной техники, не превращать Россию в свалку этой техники, а ездить на своих дешевых и конкурентоспособных автомобилях?
- Я думаю, нам не нужно завидовать южнокорейцам - нужно просто проводить внятную политику развития внутри страны автомобильного производства, - ответил тогда Путин и изложил свой план действий. За этим, напомним, последовало повышение ввозных пошлин на иномарки, развитие сборки на территории России.
Второй вопрос был геополитическим, и ответ на него с высоты времени весьма интересен. Выходец из Абхазии Гари Гулусани рассказал о «напряженке на Родине»:
- Люди ждут войну. Нельзя ли Абхазию принять в состав России? Ведь с нами хотят быть и Южная Осетия, и Приднестровье. Референдум, проведенный в Косово, признали – а чем хуже Абхазия?
- Люди в Абхазии, в Южной Осетии очень обеспокоены милитаризацией Грузии. И мы в России обеспокоены этим. Ухудшение российско-грузинских отношений связано именно с этим, именно с попыткой или с подготовкой возможного решения юго-осетинской и абхазской проблем силовым путем. Если руководство Грузии решится на это, это будет большой ошибкой. <…> Что же касается принятия в состав Российской Федерации каких бы то ни было территорий, то мы не стремимся к тому, чтобы расширять нашу территорию. Даже после распада Советского Союза Россия остается самой большой страной в мире. Нам своей территории достаточно, но мы не можем допустить кровопролития в этом регионе. <…> В международном праве есть некоторые противоречия. С одной стороны, говорится о необходимости соблюдения принципа территориальной целостности, и Россия придерживается этого принципа и в отношении Грузии, и всех других стран. Есть и такое понятие в международном праве, как право нации на самоопределение, – и это тоже есть.
И наконец, студентка Алсу Сабитова интересовалась горячей темой тех дней - подорожанием бензина:
- Почему мы продаем нефть, а не бензин? И почему нефть дешевеет, а бензин дорожает, и что с нами будет, если нефть закончится?
- Наша зависимость от благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, прежде всего от высоких цен на энергоносители, на нефть, газ, уголь пока очень большая, вместе с тем генеральной задачей нашей экономики является диверсификация этой экономики, - ответил Путин. - Центральные власти целенаправленно решают эту задачу. У нас накоплены достаточно большие золотовалютные резервы и Стабилизационный фонд Правительства. Он как раз рассчитан на то, чтобы в случае резкого снижении, что крайне маловероятно, цен на энергоносители в мире мы все-таки смогли уверенно исполнять социальные обязательства перед нашим населением.
Через три года нефть достигнет максимума в 147 долларов за баррель и в том же 2008-м рухнет до 30 долларов. А в 2016-м России пришлось пережить и исторический минимум в 27 долларов за баррель.
А в 2017-м журналистам из Челнов удалось задать Путину вопросы на ежегодной большой пресс-конференции в Москве. Внимание президента в первые же минуты привлек плакат Chelny-biz.ru «Путин бабай».
– Я видел там девушка плакат поднимала, на котором написано «Путин бай-бай». Давайте, заострите, – обратился президент к выпускающему редактору Лилие Павловой, предполагая вопрос о выборах. – А, бабай?! Господи! Мартышка к старости слаба глазами стала. Ну, извините, – пошутил президент, припомнив слова басни.
Chelny-biz.ru касались горячей темы изучения татарского языка и муссировавшегося укрупнения регионов в Поволжье, слияния национальных республик.
– Первое – я считаю, что у нас нет никакой остроты в сфере, как вы выразились, национального вопроса. Второе – вопрос, связанный с языком направлен только на одно – создать всем детям, где бы они ни проживали на территории Российской Федерации, равные стартовые условия для будущей жизни, - ответил Путин. - Ну, вот мы сейчас говорим про Татарстан, который я очень люблю, там у меня и друзей много. Но ведь татары проживают не только в Татарстане. Половина примерно татар проживает в других регионах Российской Федерации. У всех должны быть равные стартовые условия. И если люди будут знать свой национальный язык (я считаю это очень важным) и будут отставать в языке межнационального общения, в русском языке, а преподавание в ведущих вузах страны ведется на русском языке, мне кажется, что это было бы плохо по отношению к детям, проживающим в Татарстане. Вот и все. Но нужно людям точно обеспечить возможность изучения родного языка.
Ответ на второй вопрос был более четким:
- В целом, если говорить про экономическую целесообразность, то, наверное, иногда есть смысл в этом укрупнении. Но я хочу подчеркнуть, чтобы и в Татарстане, и в других национальных республиках меня услышали, мы ничего не будем навязывать в этой сфере. Я считаю, что это очень вредно и очень опасно для единства Российской Федерации, потому что любой народ – маленький, большой – он должен выбрать сам такую форму своего сосуществования с другими народами России, которую он считает для себя наиболее приемлемой и оптимальной. Поэтому никаких государственных планов по укрупнению, по сливанию и так далее нет и быть не может. Во всяком случае, пока я президент, этого не будет, – подытожил Путин.
Редактор газеты «Челнинские известия» Зульфия Султанова подняла тему повышения пенсионного возраста.
– Для того чтобы принять окончательное решение, нужно просчитать по каждой позиции: что, к чему приведет, – ответил президент. – При любом варианте это не коснется тех, кто уже вышел на пенсию. И, во-вторых, это не должно быть шоковым решением, разовым. Это должно делаться постепенно и мягко.
Всем известно, что из этого вышло.
В 2019-м году в Челны вновь приехала «Прямая линия с президентом». Семья переселенцев из Донбаса подняла проблему получения российских паспортов. Многодетная семья Люльковичей из Дзержинска с 2014 года пытается легализоваться в России, но пока им удалось только оформить статус временного убежища. Люди попросили ускорить для украинских беженцев процедуру получения гражданства России.
- Рустам Нургалиевич слышит, мы с ним поговорим, что нужно сделать, чтобы в вашем конкретном случае решить этот вопрос как можно быстрее. В отношении вашей семьи и ваших родственников решение будет принято быстро, – пообещал президент. Через месяц появился и указ, упростивший получения российского гражданства для бывших жителей Украины.
Программа пребывания Владимира Путина в Набережных Челнах пока не раскрывается. Точно известно, что примет участие в праздничном митинге на автомобильном заводе.
Лилия Павлова
Фото: Chelny-biz.ru, фонды Музея «КАМАЗа», shaimiev.tatarstan.ru, Татар-информ, kremlin.ru, 1tv.ru