, 9 Сентября
$ 75,9645
€ 89,7369
Предложения банков
Коронавирус. Заражено: 27 743 743 человека. В России: 1 041 007. В Татарстане: 6 740. В Челнах: 836
Новости
Подробно


«Президент не ездит, где плохо или куда у него душа не лежит»

11.12.2019, 12:00

Пока город живет подготовкой к приезду президента России, Chelny-biz.ru вспоминает предыдущие шесть визитов Владимира Путина в Набережные Челны. Он бывал в автограде в двух статусах, президентском и премьерском, в сопровождении двух глав региона Шаймиева и Минниханова, при четырех мэрах - от Хамадеева до Магдеева и двух камазовских генералах. Путин в Челнах спасал автопром, перезагружал медицину, скреплял деловые союзы «КАМАЗа» и провальный, как выяснится, брак Sollers и Fiat, и не раз становился главным гостем юбилеев автогиганта. «Президент не ездит, где плохо или куда у него душа не лежит», - резюмировал визит 2016 года Рустам Минниханов, президент РТ. Впрочем, челнинцы находили и другие способы пообщаться с главой государства. Как автоград принимал «Прямую линию» в 2006-м, «Путин бабай» ездил в Москву, как Василь Шайхразиев («я капитан команды города») беседовал о хоккее, а студенты о ценах на нефть - яркие фразы и моменты разных лет в обзоре Chelny-biz.ru.

2000 ГОД: «ЕСЛИ НЕ ЗАЙМЕМСЯ ВСЕРЬЕЗ, ЗАВТРА КОНКУРЕНТЫ «СОЖРУТ»

22 марта 2000 года, за четыре дня до своих первых выборов, Владимир Путин приехал в Набережные Челны в статусе и.о. президента и главного кандидата на победу. Он посетил «КАМАЗ» вместе с президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым, главами Центробанка, Сбербанка, ВЭБа, министрами. За год до этого правительства России и Татарстана подписали спецсоглашение о совместном реформировании и развитии ОАО «КАМАЗ», дела на автогиганте пошли в гору: реструктурированы долги, в три раза выросли продажи, впервые после пожара завод вышел на безубыточность. Гендиректор компании Иван Костин назвал приезд Путина «свидетельством возвращения государства на «КАМАЗ»».

«Президент не ездит, где плохо или куда у него душа не лежит»

И.о. президента провел в Челнах совещание по развитию машиностроения.

- Наше совещание проходит не случайно в Набережных Челнах. Когда Минтимер Шарипович Шаймиев сказал, что одна крыша на этих цехах – 40 гектаров, да еще эти все гектары наполнены оборудованием, наполнены людьми, наполнены технологиями, и, главное, результат очевиден, это, конечно, впечатляет, - делился впечатлениями Владимир Путин. - Но не первый год «КАМАЗ» переживает проблемы.

Чиновники искали пути модернизации отрасли, привлечения инвестиций, обновления налоговой системы и гарантии собственников.

- У нас есть очень короткий срок, чтобы исправить положение. И я думаю, что нам понятно: если не займемся всерьез сертификацией продукции, технологической дисциплиной, внедрением ресурсосберегающих и безотходных технологий – завтра конкуренты «сожрут», - предупредил и.о. президента. - Окончательно «подомнут». «Передышки», которую нам дал кризис 98-го года, уже не будет, да и зачем нам такая «передышка»? Мы должны стремиться к стабилизации экономики в целом. А если будет стабилизация – не будет подобных «передышек».

«Президент не ездит, где плохо или куда у него душа не лежит»

Путин обозначил, что заводам нужны эффективные собственники:

- Собственники, которые не высасывают из производства последние ресурсы, а думают о будущем. Когда мы с президентом Татарстана обсуждали проблему, Минтимер Шарипович прямо привел примеры: поменяли руководителя, поменяли собственника, и очень многое изменилось.

2008 ГОД: СПАСЕНИЕ РОССИЙСКОГО АВТОПРОМА

19 декабря 2008 года Владимир Путин в статусе премьер-министра РФ провел в Набережных Челнах масштабное и ставшее знаковым совещание по поддержке российского автопрома. В разгар мирового финансово-экономического кризиса производители испытывали серьезные проблемы. Как сообщил тогда Путин, в ноябре 2008-го (по сравнению с аналогичным периодом 2007 года) выпуск легковых автомобилей сократился на 7,2%, грузовиков и автобусов – более чем на 50%.

«Президент не ездит, где плохо или куда у него душа не лежит»

Рядом с собой глава правительства тогда усадил двух рабочих «КАМАЗа» - слесаря Вазыха Абдулганиева и токаря Гаделхана Хаматова, с которыми разговорился во время посещения НТЦ. На совещании Путин разъяснял им и населению страны семь мер спасения автопрома. Самая известная из них - субсидирование кредитов на покупку отечественных машин и иномарок российской сборки. Кроме того, заводы получили многомиллиардные кредиты, линии, госзаказы на обновление автопарков государственных и муниципальных предприятий, на технику для дорожного строительства и другое. В общей сложности автопрому была обещана прямая финансовая помощь в 50 млрд рублей и еще 173 млрд – через кредитные линии.

- В условиях кризиса – это даже сверх того, что мы ожидали, – отмечал тогда гендиректор «КАМАЗа» Сергей Когогин. - Имея такую поддержку, мы постараемся сделать так, чтобы в городе не возникало социальной напряженности. Наши работники нам пока верят.

«Президент не ездит, где плохо или куда у него душа не лежит»

– Если потребуется, будем принимать и дополнительные решения по поддержке автопрома страны. Мы будем внимательно следить за тем, что происходит в отрасли, и совместно с региональными властями реагировать как на социальную ситуацию, так и на экономическую, – обещал Владимир Путин.

2009 ГОД: ЗАПУСК ПРОИЗВОДСТВА ДВИГАТЕЛЕЙ И «НАШИ ДОЛЖНЫ ПОБЕДИТЬ»

В следующий раз Путин приезжал накануне 40-летия «КАМАЗа». Визит 17 ноября 2009 года был очень стремительным: премьер-министр открыл в Челнах новое производство двигателей Cummins и уехал в Нижнекамск на совещание по нефтехимии. Владимир Путин, президент Татарстана Минтимер Шаймиев, вице-премьер РФ Игорь Сечин и Сергей Когогин нажали на символическую красную кнопку совместного российско-американского предприятия «КАММИНЗ Кама». Проект обеспечивал локализацию двигателей и создание 930 рабочих мест.

«Президент не ездит, где плохо или куда у него душа не лежит»

- Хорошо, что работа была начата, несмотря на сложности, связанные с кризисом, - заметил со сцены премьер, оценивая результаты мер поддержки автопрома. – Это очень важно, ведь двигатель – это сердце автомобиля.

Общение Путина с рабочими запомнилось разговором о футболе. Сборная России тогда готовилась к решающему матчу со Словенией за выход на Чемпионат мира-2010.

- В спорте очень трудно прогнозировать, это не прогноз, а гадание, - ответил премьер камазовцам. - Но наши должны победить.

В итоге сошлись на том, что россияне выиграют со счетом 2:1 (на деле проиграли 0:1). Путин извинился, что не может ответить на все вопросы рабочих:

- Мы с вами еще поговорим, у меня будет традиционная прямая линия с гражданами, и я попрошу, чтобы к вам обязательно съемочная группа подъехала.

«Президент не ездит, где плохо или куда у него душа не лежит»

2010: ПУТИН БЛАГОСЛОВИЛ СОЮЗ FIAT И «СОЛЛЕРС». НЕ ПРОТЯНУЛИ И ГОДА

11 февраля 2010 года Владимир Путин приехал в Челны, чтобы скрепить бизнес-союз российского ОАО «Соллерс» с итальянской «Фиат Групп». Было подписано соглашение о создании совместного предприятия по производству легковых автомобилей и внедорожников на базе платформ Fiat-Chrysler. Планы были грандиозными: 9 новых моделей, плановая мощность нового завода - до 500 тыс. авто в год. СП должно было стать вторым крупнейшим производителем легковушек в стране.

- Мы договорились о включении каждой стороны, как итальянской, так и российской, в этот проект. Правительство России рассмотрит возможность по кредитной поддержке проекта в объеме 2 миллиарда 100 миллионов евро, - сообщил Владимир Путин на совещании. И напомнил, что на поддержку Sollers государство в 2009 году уже потратило 5,7 млрд рублей (на закупку машин для государственных и муниципальных нужд).

«Президент не ездит, где плохо или куда у него душа не лежит»

Однако ровно через год стороны объявили, что разрывают сотрудничество (не сумели договориться об использовании интеллектуальной собственности Fiat). Sollers нашел себе нового партнера - американский Ford, но, как мы знаем, и этот союз рухнул в 2019-м.

«КАМАЗ» же по итогам того визита получил продление мер поддержки - новые госзаказы министерств и ведомств. Кроме того, при Путине автогигант подписал меморандум о стратегическом сотрудничестве с Dimler AG. Немецкая корпорация купила еще 1% акций «КАМАЗа» и увеличила пакет до 11% на тот момент.

«Президент не ездит, где плохо или куда у него душа не лежит»

2012 ГОД: РАЗГОВОР О МЕДИЦИНЕ И «ДО ТРЕХМИЛЛИОННИКА НЕ ДОЖИВУ»

У визита 15 февраля 2012 года было две темы: выпуск двухмиллионного КАМАЗа и масштабное совещание по модернизации здравоохранения и демографической политике до 2025 года. Владимир Путин тогда был кандидатом в президенты. Он выступил на праздничном митинге на автомобильном заводе и расписался на кабине нового грузовика.

- Совсем недавно всякие скептики и кликуши предрекали чуть ли не полный крах нашей автомобильной промышленности, - напомнил глава правительства. Страна на тот момент оправилась от одного кризиса и еще не успела впасть в следующий.

Приглашенной звездой в тот день был Иосиф Кобзон. Как отмечали журналисты, народный артист долго общался с рабочими, вспоминал свои концерты в годы строительства «КАМАЗа» («Мы подъезжали – по колено в грязи выступали») и сожалел, что не доживет до выпуска трехмиллионного грузовика. Он умер в 2018 году.

«Президент не ездит, где плохо или куда у него душа не лежит»

Что же касается Владимира Путина, то он провел совещание по здравоохранению на базе обновленной БСМП, которая успела обзавестись статусом центра высокотехнологичной медицины. Здесь же премьер провел встречу с Рустамом Миннихановым и вручил первому президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву медаль П.А.Столыпина. Разговор вновь вернулся к промышленности.

- Очень важно нам наличие высокотехнологичных конкурентных производств. Мы считаем, что развитие «КАМАЗа», развитие особой экономической зоны, наши нефтехимические комплексы – мы держим это на особом контроле, - акцентировал Минниханов. - И развитие Камского промышленного кластера – это даст нам возможность иметь больше денег, иметь рабочие места и развивать. Из социальных проектов – это, конечно же, сейчас жилье, капитальный ремонт.

«Президент не ездит, где плохо или куда у него душа не лежит»

- Вы хорошо отработали в период кризиса по созданию и поддержанию моногородов… - похвалил Путин.

Уже обращаясь к Шаймиеву, премьер вспомнил проблемы «КАМАЗа»:

- Помню, сколько мы с вами провели времени при обсуждении вопросов, связанных с развитием и отраслей, и отдельных предприятий. Вот сегодня мы с Рустамом были на «КАМАЗе», но впервые с «КАМАЗом» вы меня познакомили, я имею в виду познакомили с точки зрения его проблем, тогда он тоже был в достаточно сложном положении. Это было, по-моему, в 1999 году, когда вы пришли и попросили поддержать по кредитам, в связи с тем, что он находился в сложном положении, там еще и пожар произошел…

- Столько было сделано! - ответил первый президент Татарстана. - По «КАМАЗу» я хочу сказать, вы тогда, в 2000 году взяли меня с собой в Японию – специальная повестка дня была, рассматривали эти кредиты…

- Я помню. Но мы сейчас не меня награждаем, а вас. Спасибо большое! - прервал Путин.

«Президент не ездит, где плохо или куда у него душа не лежит»

2016 ГОД: «ПРЕЗИДЕНТ НЕ ЕЗДИТ, ГДЕ ПЛОХО ИЛИ КУДА У НЕГО ДУША НЕ ЛЕЖИТ»

13 февраля 2016 года глава государства и целый ряд высокопоставленных чиновников (среди которых министр обороны Сергей Шойгу, глава МВД Владимир Колокольцев, директор ФСБ Александр Бортников, главы российских министерств, ведомств и регионов) прибыли в автоград по случаю празднования 40-летия со дня выпуска на «КАМАЗе» первого грузовика. Основным рабочим мероприятием стало заседание военно-промышленной комиссии. В полудневную программу тогда попытались вместить максимум: посещение детского технопарка «Кванториум», визит на Автомобильный завод, «Ремдизель», Завод по производству спецавтомобилей, открытие «по удаленке» комплекса «Аммоний» в Менделеевске. До последнего момента было не понятно, что из этого Путин успеет посетить. В итоге успел все… к полуночи.

«Президент не ездит, где плохо или куда у него душа не лежит»

Владимир Путин пообщался с ветеранами «КАМАЗа» и выступил на автомобильном заводе.

– Я хочу сказать, что мы всегда поддерживали ваше предприятие, и, несмотря ни на какие сложности в экономике (а вы знаете о них), мы будем поддерживать такое нужное для нас предприятие, как «КАМАЗ», и в будущем, – произнес президент ключевую фразу, которую от него, вероятно, ждали. – Будем все делать, чтобы рабочие места были обеспечены, а страна имела возможность перевозить необходимые продукты, товары, грузы на таких замечательных машинах, которые вы производите.

Как позже отметит президент РТ Рустам Минниханов, визит является проявлением доверия республике, которым нужно дорожить:

- Раз приехал, уже хорошо. Президент не ездит, где плохо или куда у него душа не лежит.

«Президент не ездит, где плохо или куда у него душа не лежит»

«Я КАПИТАН КОМАНДЫ ГОРОДА» - «УСПЕХОВ ВАШЕЙ КОМАНДЕ!»

Чаще других с Владимиром Путиным удается общаться Сергею Когогину, который в 2018-м был сопредседателем предвыборного штаба кандидата в президенты, и членам команды «КАМАЗ-мастер». Спортсменов практически ежегодно чествуют после международных ралли. Встречи проходили в разных форматах и городах: в 2019 и 2018 году в Казани, в 2016-м - в Челнах и в Кремле, в 2014-м спортсменов пригласили на чай к президенту в загородную резиденцию Ново-Огарево. А годом ранее экипажи «КАМАЗ-мастер» побывали в резиденции президента в Сочи. Первый прием у президента состоялся в 2005 году. Камазовцы демонстрировали Путину свою технику на Дмитровском полигоне, здесь же состоялось чаепитие в импровизированном шатре. Еще тогда глава государства подчеркивал, что заводская команда по пути стала национальной сборной России. Эта мысль впоследствии не раз повторялась.

«Президент не ездит, где плохо или куда у него душа не лежит»

Бывший мэр Челнов Василь Шайхразиев в год своей отставки беседовал с президентом о выборах и хоккее. Это случилось в мае 2014-го в городе Иваново на заседании Совета по развитию местного самоуправления. На нем Владимир Путин сообщил присутствующим об изменениях в системе муниципальных выборов. Когда слово дали Шайхразиеву, он решил рассказать о своей ночи в Иваново:

- В первую очередь хотел всех поздравить с великолепной победой вчера нашей сборной по хоккею. В принципе мы ночевали в Иваново, после финального свистка все вышли на улицу…

- А Вы сами играете в хоккей? - поинтересовался президент.

- Я капитан команды города, - ответил челнинский мэр.

- Успехов вашей команде!

- Спасибо большое. Мы тоже наблюдаем за вами.

- Я начинающий хоккеист, я только научился кататься на коньках, - парировал Путин.

«Президент не ездит, где плохо или куда у него душа не лежит»

В своем докладе Шайхразиев рассказывал о внутригородском делении на округа и закреплении депутатов, а также о том, что глав муниципалитетов в Татарстане избирают из числа депутатов местных советов. Один мэр пост освобождает, другой сразу заступает, а потому «практически перерыва не происходит, и муниципальное образование спокойно работает, и в какие-то предвыборные процессы не уходит». Правда, уже через несколько месяцев он уйдет на повышение, а город почти год будет работать без мэра с новым руководителем исполкома. И вовсе не спокойно.

В феврале 2019 года челнинский бизнесмен Максим Федоров, экс-депутат горсовета, попросил у Владимира Путина новое здание для театра «Мастеровые». Произошло это на встрече президента с общественниками в Казани.

«Президент не ездит, где плохо или куда у него душа не лежит»

– Набережные Челны – это достаточно молодой город. Немножко обделенный в плане общественных пространств, - объяснил глава компании «Конкор-Оптика». - Благодаря правительству у нас благоустраиваются парки и скверы, но у нас есть проблема театров. У нас два маленьких театра – татарский и русский драматический. В направлении создания татарского драмтеатра работа началась, определилось место. Но от лица всего полумиллионного города хочу вас попросить, чтобы русский драматический театр тоже был построен одновременно с татарским, чтобы все наше население могло ходить. Я считаю, это было бы справедливо.

– Мы точно с Рустамом Нургалиевичем договоримся об этом. Не сомневайтесь! – ответил Путин.

Президент поручил министерству культуры РФ и Кабмину Татарстана решить вопрос до 1 июля. Участок под здание нашли, началась подготовка. Вероятно, 13 декабря с главой государства обсудят будущее и театра, и других социальных, инфраструктурных объектов, которые город и «КАМАЗ» просили у правительства к юбилею.

«Президент не ездит, где плохо или куда у него душа не лежит»

«Я ВИДЕЛ ТАМ ДЕВУШКА ПЛАКАТ ПОДНИМАЛА, НА КОТОРОМ НАПИСАНО «ПУТИН БАЙ-БАЙ»

В 2006 году Набережные Челны впервые участвовали в «Прямой линии» президента, пятой по счету. Было организовано включение с «КАМАЗа» - с площадки перед Автомобильным заводом. Подготовка шла в условиях секретности, в город приехала большая съемочная группа, участников тщательно отбирали и проверяли. Челнинцы задали три вопроса.

- Мне очень обидно, что в наши дни Южная Корея – чуть ли не одна из ведущих автомобильных держав мира, - начал камазовец со стажем Владимир Карабцев. - А дело в том, что у них существуют запретительные меры и пошлины на ввоз готовых, собранных автомобилей – у них разрешена только сборка. Что же касается России, то к нам и ввозятся, и продаются, как правило, подержанные автомобили, которые уже непригодны для эксплуатации в Европе. Не пора ли и нам вводить жесткие запретительные меры по ограничению ввоза подержанной техники, не превращать Россию в свалку этой техники, а ездить на своих дешевых и конкурентоспособных автомобилях?

«Президент не ездит, где плохо или куда у него душа не лежит»

- Я думаю, нам не нужно завидовать южнокорейцам - нужно просто проводить внятную политику развития внутри страны автомобильного производства, - ответил тогда Путин и изложил свой план действий. За этим, напомним, последовало повышение ввозных пошлин на иномарки, развитие сборки на территории России.

Второй вопрос был геополитическим, и ответ на него с высоты времени весьма интересен. Выходец из Абхазии Гари Гулусани рассказал о «напряженке на Родине»:

- Люди ждут войну. Нельзя ли Абхазию принять в состав России? Ведь с нами хотят быть и Южная Осетия, и Приднестровье. Референдум, проведенный в Косово, признали – а чем хуже Абхазия?

«Президент не ездит, где плохо или куда у него душа не лежит»

- Люди в Абхазии, в Южной Осетии очень обеспокоены милитаризацией Грузии. И мы в России обеспокоены этим. Ухудшение российско-грузинских отношений связано именно с этим, именно с попыткой или с подготовкой возможного решения юго-осетинской и абхазской проблем силовым путем. Если руководство Грузии решится на это, это будет большой ошибкой. <…> Что же касается принятия в состав Российской Федерации каких бы то ни было территорий, то мы не стремимся к тому, чтобы расширять нашу территорию. Даже после распада Советского Союза Россия остается самой большой страной в мире. Нам своей территории достаточно, но мы не можем допустить кровопролития в этом регионе. <…> В международном праве есть некоторые противоречия. С одной стороны, говорится о необходимости соблюдения принципа территориальной целостности, и Россия придерживается этого принципа и в отношении Грузии, и всех других стран. Есть и такое понятие в международном праве, как право нации на самоопределение, – и это тоже есть.

И наконец, студентка Алсу Сабитова интересовалась горячей темой тех дней - подорожанием бензина:

- Почему мы продаем нефть, а не бензин? И почему нефть дешевеет, а бензин дорожает, и что с нами будет, если нефть закончится?

«Президент не ездит, где плохо или куда у него душа не лежит»

- Наша зависимость от благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, прежде всего от высоких цен на энергоносители, на нефть, газ, уголь пока очень большая, вместе с тем генеральной задачей нашей экономики является диверсификация этой экономики, - ответил Путин. - Центральные власти целенаправленно решают эту задачу. У нас накоплены достаточно большие золотовалютные резервы и Стабилизационный фонд Правительства. Он как раз рассчитан на то, чтобы в случае резкого снижении, что крайне маловероятно, цен на энергоносители в мире мы все-таки смогли уверенно исполнять социальные обязательства перед нашим населением.

Через три года нефть достигнет максимума в 147 долларов за баррель и в том же 2008-м рухнет до 30 долларов. А в 2016-м России пришлось пережить и исторический минимум в 27 долларов за баррель.

«Президент не ездит, где плохо или куда у него душа не лежит»

А в 2017-м журналистам из Челнов удалось задать Путину вопросы на ежегодной большой пресс-конференции в Москве. Внимание президента в первые же минуты привлек плакат Chelny-biz.ru «Путин бабай».

– Я видел там девушка плакат поднимала, на котором написано «Путин бай-бай». Давайте, заострите, – обратился президент к выпускающему редактору Лилие Павловой, предполагая вопрос о выборах. – А, бабай?! Господи! Мартышка к старости слаба глазами стала. Ну, извините, – пошутил президент, припомнив слова басни.

Chelny-biz.ru касались горячей темы изучения татарского языка и муссировавшегося укрупнения регионов в Поволжье, слияния национальных республик.

– Первое – я считаю, что у нас нет никакой остроты в сфере, как вы выразились, национального вопроса. Второе – вопрос, связанный с языком направлен только на одно – создать всем детям, где бы они ни проживали на территории Российской Федерации, равные стартовые условия для будущей жизни, - ответил Путин. - Ну, вот мы сейчас говорим про Татарстан, который я очень люблю, там у меня и друзей много. Но ведь татары проживают не только в Татарстане. Половина примерно татар проживает в других регионах Российской Федерации. У всех должны быть равные стартовые условия. И если люди будут знать свой национальный язык (я считаю это очень важным) и будут отставать в языке межнационального общения, в русском языке, а преподавание в ведущих вузах страны ведется на русском языке, мне кажется, что это было бы плохо по отношению к детям, проживающим в Татарстане. Вот и все. Но нужно людям точно обеспечить возможность изучения родного языка.

«Президент не ездит, где плохо или куда у него душа не лежит»

Ответ на второй вопрос был более четким:

- В целом, если говорить про экономическую целесообразность, то, наверное, иногда есть смысл в этом укрупнении. Но я хочу подчеркнуть, чтобы и в Татарстане, и в других национальных республиках меня услышали, мы ничего не будем навязывать в этой сфере. Я считаю, что это очень вредно и очень опасно для единства Российской Федерации, потому что любой народ – маленький, большой – он должен выбрать сам такую форму своего сосуществования с другими народами России, которую он считает для себя наиболее приемлемой и оптимальной. Поэтому никаких государственных планов по укрупнению, по сливанию и так далее нет и быть не может. Во всяком случае, пока я президент, этого не будет, – подытожил Путин.

«Президент не ездит, где плохо или куда у него душа не лежит»

Редактор газеты «Челнинские известия» Зульфия Султанова подняла тему повышения пенсионного возраста.

– Для того чтобы принять окончательное решение, нужно просчитать по каждой позиции: что, к чему приведет, – ответил президент. – При любом варианте это не коснется тех, кто уже вышел на пенсию. И, во-вторых, это не должно быть шоковым решением, разовым. Это должно делаться постепенно и мягко.

Всем известно, что из этого вышло.

В 2019-м году в Челны вновь приехала «Прямая линия с президентом». Семья переселенцев из Донбаса подняла проблему получения российских паспортов. Многодетная семья Люльковичей из Дзержинска с 2014 года пытается легализоваться в России, но пока им удалось только оформить статус временного убежища. Люди попросили ускорить для украинских беженцев процедуру получения гражданства России.

«Президент не ездит, где плохо или куда у него душа не лежит»

- Рустам Нургалиевич слышит, мы с ним поговорим, что нужно сделать, чтобы в вашем конкретном случае решить этот вопрос как можно быстрее. В отношении вашей семьи и ваших родственников решение будет принято быстро, – пообещал президент. Через месяц появился и указ, упростивший получения российского гражданства для бывших жителей Украины.

Программа пребывания Владимира Путина в Набережных Челнах пока не раскрывается. Точно известно, что примет участие в праздничном митинге на автомобильном заводе.

Лилия Павлова

Фото: Chelny-biz.ru, фонды Музея «КАМАЗа», shaimiev.tatarstan.ru, Татар-информ, kremlin.ru, 1tv.ru