Проблемы мусорной реформы обсудили сегодня на Правительственном часе в республиканском парламенте. Депутат Госсовета РТ от Набережных Челнов Николай Атласов, финансовый директор компании «ПромИндустрия», в новом для себя качестве, наконец, смог поднять тему переработки на региональном уровне. Реформа, констатировал он, сырая, и из-за ее несовершенств сегодня страдают и существующие переработчики, и население, и экология. Регоператоры работают почти год, но до сих пор открыт вопрос с сортировкой. «Давайте еще 10 лет подождем! Сначала до 2020-го, потом до 2021-го, а потом нам мусор складывать будет некуда», – возмущен парламентарий, которого ранее поддержал и мэр автограда Наиль Магдеев, настояв на сохранении установленных «ПромИндустрией» и КБК контейнеров для раздельного сбора вторсырья. Тема оказалась близка не только Атласову – по словам депутатов, в ходе предвыборной кампании требование навести порядок в мусоре было в ТОПе популярных наказов. С какими предварительными итогами и проблемами подходит республика к концу первого года реализации реформы – услышал Chelny-biz.ru.
«СЛОЖНО ЖДАТЬ СЕГОДНЯ МГНОВЕННОГО РЕЗУЛЬТАТА ОТ РАБОТЫ РЕГОПЕРАТОРОВ. ОБЪЕКТИВНОСТЬ ТАРИФОВ ВРЕМЯ ПОКАЖЕТ В 2020 ГОДУ»
Правительственного часа не хватило парламенту республики, чтобы всесторонне обсудить проблемы мусорной реформы. Не все депутаты успели задать вопросы докладчикам – министру строительства, архитектуры и ЖКХ Иреку Файзуллину и министру экологии и природных ресурсов Александру Шадрикову. Как говорят сами народные избранники, мусорная тема чаще других звучала в ходе предвыборной кампании в отдельных районах, и раз люди делегировали их, надо работать. В числе парламентариев, которым тема особенно близка, – Николай Атласов, финансовый директор компании «ПромИндустрия». В результате перераспределения зон ответственности она оказалась в некотором смысле «за бортом». Компания в новых условиях не может развивать проект по сбору вторсырья с населения. Но обо всем по порядку.
Ирек Файзуллин напомнил, что в 2018 году прошли конкурсные отборы, заключены соглашения на 10 лет с двумя регоператорами. В восточной зоне, куда входят Челны, это «Гринта». С 1 января 2019 года республика перешла на новую систему обращения с отходами. Госкомитет по тарифам выдал цифру в 365,86 рублей за кубометр. Для жилищного фонда ежемесячный платеж составил 71,95 рублей для МКД и 78,05 для индивидуальных домов. Нормативы накопления ТКО были утверждены в 2016 году и начали действовать с 1 января 2019-го. Ежегодно, сообщил министр, в республике образуется 1,6 млн тонн или 12,4 млн кубометров ТКО. 75% – от жилищного фонда. Содержание контейнерных площадок в результате реформы осталось за собственником земельного участка, на котором она находится, а вот ответственный за приобретение контейнеров в законодательстве не определен. Это могут быть как местные органы власти, так и управляющие компании и регоператоры.
Главная задача регоператоров – создание межмуниципального отраслевого коммунального комплекса по обращению с отходами. В него должны войти шесть объектов для обработки и пять для утилизации отходов (в том числе в соседнем Елабужском районе), пять межмуниципальных полигонов, 39 мусороперегрузочных станций, один завод по термическому обезвреживанию ТКО в Зеленодольском районе и 164 стационарных и нестационарных пункта приема утильсырья. Операторы при подготовке к конкурсу должны были представить свои инвестпрограммы. В 2020 году они должны завершить отвод и оформление земельных участков, проектирование, пройти экологическую и строительную экспертизу. В 2021 году – построить эти объекты и в 2022-м – ввести. Источники финансирования инвестпрограмм – прибыль и кредитные средства. Госкомитет по тарифам по итогам их рассмотрения выдаст заключение о доступности тарифов для потребителей. Картина станет ясна ориентировочно в мае 2020-го, по результатам года работы по новой схеме.
– В целом, конечно, проблема отходов является очень серьезной. Мы сумеем ее отрегулировать в ближайшие годы, когда вся система запустится, – резюмировал Файзуллин. – Сложно ждать сегодня мгновенного результата от работы регоператоров. Объективность тарифов время покажет уже в 2020 году, когда каждый отработает совместно с тарифным комитетом по реальным затратам за год.
Александр Шадриков подробнее рассказал о заводе по термическому обезвреживанию ТКО, который планируется построить в Осиновском сельском поселении Зеленодольского района. Проектно-сметная документация, отметил он, прошла государственную экологическую экспертизу в департаменте Росприроднадзора по ПФО. Центр гигиены и эпидемиологии РТ выдал заключение о соответствии расчетных границ санитарно-защитных зон завода требованиям СанПиН. Шадриков сообщил, что президент республики принял решение о проведении дополнительной международной экспертизы проекта. Подписан меморандум между правительством РТ и зарубежными партнерами о сотрудничестве по вопросам защиты окружающей среды в связи со строительством завода.
«ЗА ДЕВЯТЬ МЕСЯЦЕВ РЕБЕНОК РОЖДАЕТСЯ, А МЫ ВСЕ ОБСУЖДАЕМ ПЛАНЫ, КОГДА ЖЕ МЫ НАКОНЕЦ ПРИСТУПИМ ХОТЯ БЫ К ВЫБОРУ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ»
Темпы развития комплекса по обращению с отходами, отметил депутат Госсовета Николай Атласов, оставляют желать лучшего.
– Основная цель мусорной реформы – создание цивилизованной системы утилизации и переработки отходов. В паспорте регионального проекта формирования комплекса системы обращения с ТКО обозначено, что в 2022 году в Татарстане 99% всех ТКО будет подвергаться обработке на мусоросортировочных комплексах и почти половина этих отходов будет в дальнейшем направляться на переработку, – заметил представитель Набережных Челнов. – Однако до сих пор не определены источники финансирования для создания соответствующей производственной инфраструктуры. Более того, сами региональные операторы не проявляют интереса к созданию сырьевой базы для переработки отходов. В то же время в республике есть перерабатывающие производства, которые исключены из схемы обращения с отходами, «благодаря» чему лишены источников получения сырья. Планируется ли на уровне правительства республики принятие системных мер, направленных на поддержку переработчиков отходов? В первую очередь я имею в виду оказание воздействия на региональных операторов с целью встраивания переработчиков в схему обращения с отходами.
– Соответствующие действия предусмотрены и федеральным, и нашим законодательством, – ответил Ирек Файзуллин. – Каждый регоператор имеет трехлетний период. В первый год идет опытная эксплуатация, подготовка проектной документации по всем этим объектам. В течение трех лет они должны всю эту инфраструктуру запроектировать, отработать вопрос с землей и построить эти объекты, и в 2022 году начать эксплуатацию. Их бизнес-процесс это предусматривает. Ведь защита на следующих этапах в тарифном комитете будет гораздо сложнее, чем сейчас. Они должны показать: вот вывели отходы, вот сдали на переработку. Тарифный комитет они просто так не пройдут, они должны сформировать бизнес так, чтобы им и на развитие хватало. Чем больше они извлекут отходов для дальнейшей реализации, тем выгоднее будет их работа. Это неизбежность. Если мы в 2020 году не увидим тех конкретных действий, которые необходимы, не увидим госэкспертизу проектов, значит, для нас это уже колокольчик, что регоператор не двигается вперед, и, значит, начинаются уже другие действия. Такие действия в ряде регионов уже произошли, – заметил Файзуллин. – Башкирия, Архангельская область, где сегодня разорваны отношения, хотя трехлетний период позволял их не трогать. Поэтому переработка обязательно будет происходить!
Атласов таким ответом остался не особо доволен. Как депутат позднее прокомментировал Chelny-biz.ru, он не раскрывает самой сути проблемы.
– Что могу точно сказать (я от этого мнения не отхожу) – никакой региональный оператор не наведет порядок в отдельно взятом муниципалитете лучше, чем те люди, которые в нем живут, – уверен Николай Атласов. – Все-таки это вопрос местного значения. Я считаю, что укрупнение привело только к увеличению транспортного плеча, логистики отходов. При этом продолжают заполняться полигоны, которые, судя по представленной сегодня информации, в 2022 году исчерпают свои ресурсы. Раздельный сбор мусора не развивается, это неинтересно нашим региональным операторам, переработка мусора не развивается, потому что нет сырьевой базы. Я регулярно встречаюсь с жителями. Мне говорят: «Николай Михайлович, нам надо поставить контейнеры, мы хотим сортировать». Население уже ментально созрело. Но мы поставить эти контейнеры не можем, потому что сейчас это зона ведения регионального оператора. Так и живем уже почти год. За девять месяцев ребенок рождается, а мы все обсуждаем планы, когда же мы, наконец, приступим хотя бы к выбору земельных участков. Давайте еще 10 лет подождем! Сначала до 2020-го, потом до 2021-го, а потом нам мусор складывать будет некуда.
«ЭТО ОГРОМНАЯ ТОЧКА РОСТА, ЧЕРЕЗ КОТОРУЮ МЫ ПЛАНИРОВАЛИ ПРИВЕСТИ И НОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, И МАШИНЫ, И СОЗДАТЬ НОВЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА»
Кстати, установленные ранее контейнеры «ПромИндустрии» сегодня продолжают работать.
– Огромная благодарность мэру города за то, что он поддержал нашу совместную инициативу с Картонно-бумажным комбинатом. Когда в начале года встал вопрос с региональным оператором, что нам делать с этими контейнерами, и он заявил, что «мы здесь сами хозяева, а вы убирайтесь отсюда», Наиль Гамбарович сказал: «А для чего мы все это затевали? Чтобы взять, закрыть и порушить малый и средний бизнес, который этим занимался?». В итоге мы сохранили те контейнеры, которые были установлены, – рассказал Атласов. – Но развитие мы не получили. Вот уже на протяжении года ни одного нового контейнера мы поставить не можем. Кому от этого стало лучше? Населению, у которого есть запрос? Предприятиям, которые не могут больше переработать? Или экологии?
Николай Атласов отметил, что собранные от населения таким образом отходы не являются основным источником сырья для «ПромИндустрии», но рассчитывая на этот проект, компания строила планы по дальнейшему развитию.
– Это огромная точка роста, через которую мы планировали привести и новое оборудование, и машины, и создать новые рабочие места. Это большой источник сырья, это нераспаханное поле, которое надо брать в работу и проносить пользу и бизнесу, и населению, и окружающей среде. Сырье, которое поступает сегодня от производственных предприятий, магазинов и так далее – оно распределяется на условиях свободного рынка. Кто больше заплатил – тот больше получил и переработал. А здесь – новый океан, в который надо нырнуть и добывать оттуда. Причем добывать то сырье, которое едет на полигон и отравляет нашу жизнь. Когда я начинал заниматься этим бизнесом, я не думал, что мы столкнемся с такой проблемой – не сможем брать то, что всегда выкидывали, не жалея, что за то, что выкидывают, придется бороться. Это какой-то парадокс! Хотелось бы, конечно, найти какой-то компромисс. Наверное, мы принесем друг другу пользу, если будем работать сообща – с регоператором, с партией, с правительством, с муниципалитетом, с населением. Со своей стороны я буду дальше работать над улучшением инвестиционного климата в данной отрасли, открытием новых возможностей. Все-таки реформа дает и новые возможности, это своего рода перезагрузка прежних отношений, – отметил парламентарий. – Хотелось бы конструктивно все эти вопросы решить, но пока, к сожалению не получается. Будем и дальше поднимать проблему. Хочется сделать важное и полезное для всех, это выше личных амбиций.
«СЕГОДНЯ САМАЯ БОЛЬШАЯ ПРОБЛЕМА – ЭТО ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРОВ С МАЛЫМ И СРЕДНИМ БИЗНЕСОМ»
О строительстве межмуниципального полигона в Елабужском районе спросил министров сосед Атласова «по парте» и коллега по партии Мансур Гарифуллин. Он уточнил, согласован ли проект с населением.
– С населением республики в процессе общественных обсуждений территориальная комплексная схема по обращению с отходами была обсуждена, – ответил Ирек Файзуллин. – Соответствующие обсуждения обязаны были провести во всех муниципальных образованиях. Только после этого схема прошла соответствующую закону процедуру. Были и протесты прокуратуры. Мы перерабатывали и дорабатывали эту схему. В Елабужском районе и других процедура дальнейшего согласования проектной документации – это уже следующий этап, он запланирован на 20-й год.
Александр Тыгин, экс-глава Зеленодольского района, отметил, что республика уже почти год работает по новой схеме и вошла в нее достаточно болезненно. Он поинтересовался, какие в целом выявились проблемы.
– Есть, конечно, несовершенства федерального законодательства, – признал Файзуллин. – Сегодня самая большая проблема – это заключение договоров с малым и средним бизнесом. Тот норматив накоплений, который сегодня посчитан, он, может быть, в полной мере реальность не отражает. Мы брали Казань, Набережные Челны, Нижнекамский район, когда проводили расчеты. Мы проанализировали разные периоды. Но вопросы остаются. Когда предприятие имеет свою контейнерную площадку, там четко видно, сколько оно вынесло. А когда у него офис в жилом доме, он говорит: «Нет, у меня мусора меньше, мне снижайте!». В этом причина тех недоборов, которые сегодня есть у наших регоператоров. Финансовый поток в полной мере не обеспечен, потому что не заключены договоры. Мы подали предложения и в Госдуму, и в профильные министерства установить четкие сроки. Еще один момент – персональные данные населения нельзя передать регоператорам, для этого надо вносить изменения в закон. Таких нюансов пока много.
Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин предложил собрать все претензии к действующему законодательству, подготовить предложения в Госсовет РТ для выступления с законодательной инициативой.
Артем Прокофьев заметил Александру Шадрикову, что его доклад выглядел как пропаганда мусоросжигательного завода, и спросил, о каком термическом обезвреживании может идти речь, если класс опасности отходов не снижается. Министр в ответ попытался объяснить химические тонкости термического обезвреживания, но безуспешно. Мухаметшин отметил, что к вопросу еще предстоит вернуться, ведь понимания всего процесса ни на каком уровне власти на данный момент нет.
Как изменятся тарифы для населения с запуском завода – поинтересовались депутаты.
– Пока четкого тарифного плана не существует. Это следующий этап. Мы с вами увидим его только после реального анализа годичной работы регоператоров, – сказал глава Минстроя. – В апреле они сдадут баланс, май на анализ. Параллельно будет вестись работа и нашим министерством, и Минэкологии, и тарифным комитетом. Для информации, что такое 365,8 рублей за кубометр: 70% этой суммы идет транспортным организациям и на захоронение, 10% – регоператору, 20% примерно – налоги. Плюс не до конца доработана схема, как компенсировать НДС. Мы в республике приняли тариф без НДС, долго ждали федерального решения. Весь баланс будет виден в 2020 году.
Депутаты также подняли вопросы о разработке законодательной базы для раздельного сбора мусора и необходимости установить штрафы, заметили регоператорам, что у них недостаточно хорошо поставлена обратная связь с населением, подняли проблему с установкой контейнеров в деревнях. Мухаметшин предложил все вопросы, поднятые в ходе правительственного часа, направить в министерства и премьер-министру.
– Раз есть вопросы, на них надо искать ответы. К сожалению, в этот процесс страна вступила без особой подготовки, как это иногда бывает на федеральном уровне. Мы не подготовились и вот, по ходу начинаем искать решения, мучаемся. Этот вопрос с повестки дня не снимается. Мы будем рассматривать эту злободневную тему, – резюмировал он.
Анна Перебаскина
Фото: пресс-служба президента РТ, Министерство экологии РТ, Госсовета РТ, sm-news.ru, РБК, news.tvk.tv
:))