«Жалко этот город таким подходом гробить! Единственная площадь у вас превращается в парк», – в сердцах произнес на проектном семинаре, посвященном реконструкции площади Азатлык, архитектор Григор Аствацатрян. Он оказался одним из немногих, кто раскритиковал проект, представленный голландским архитектором татарского происхождения Тимуром Каримуллиным. Вероятно, все копья уже были сломаны на обсуждениях с профессиональным сообществом, которые прошли ранее. А сейчас Челнам надо быстро-быстро утвердить план и приступить к рабочему проектированию, чтобы успеть урвать кусок финансового «пирога», отправленного Медведевым в Татарстан. Мэр города Наиль Магдеев дал понять, что не хочет опоздать… Какие памятники появятся на площади, и причем здесь деньги Зубарева – узнал корреспондент Chelny-biz.ru.
«ЭТО МЕСТО ДЛЯ ЧЕЛНОВ САКРАЛЬНОЕ. МЫ ПОЭТОМУ С НАИЛЕМ ГАМБАРОВИЧЕМ ОЧЕНЬ КАК-ТО ДРЕЙФИЛИ НАЧИНАТЬ ЕЙ ЗАНИМАТЬСЯ»
Вечер, по опыту прошлых встреч, обещал стать долгим. К 19:00 все, кому интересна судьба площади Азатлык (а таких оказалось немало), собрались в большом зале Шахматно-шашечного клуба. Люди заняли места за столами для работы в группах. Челнинцы, уже привыкшие работать по схеме команды Фишман, приготовились было чертить, рисовать, приклеивать и вычеркивать на листах с генпланом, но забегая вперед, скажем, что до работы в группах дело так и не дошло. Презентация проекта и вопросы к архитекторам заняли два часа, и модераторы решили свернуть проектный семинар. Большинство, кстати, эту идею поддержало. Только стол, за которым разместились Татьяна Гурьева и сторонники партии «Коммунисты России», поднял руки в знак того, что готов продолжить работу.
– Многих узнаю, – обвела взглядом зал в начале встречи помощник президента Наталия Фишман и попросила поднять руки тех, кто не в первый раз пришел на такой семинар. – Это очень приятно, что у нас уже есть какая-то культура и привычка с вами собираться. Сейчас у нас очень ответственный важный момент, очень волнительная встреча, потому что площадь Азатлык – это не просто еще один парк или бульвар, это место для Челнов сакральное. Мы поэтому с Наилем Гамбаровичем очень как-то дрейфили начинать ей заниматься, но понятно, что эту территорию нужно развивать. Она просто кричит о том, что она должна стать для вас более комфортной.
Площадь действительно выбивается из ряда других объектов, которые планируется благоустроить в автограде. И дело не только в ее значимости. Если утвержденные ранее проекты (набережная Тукая, бульвар Тинчурина, Шишкинский бульвар) финансируются за счет республики, то к Азатлыку внимание особое. Здесь речь идет о федеральных деньгах, которые, кстати, уже выделены. Фишман назвала внушительную цифру – 1 млрд 89 млн – и попыталась таким образом как бы подтолкнуть участников семинара к продуктивной работе и «высокой культуре диалога». Мол, давайте утвердим, и тогда уже в этом году…
– Сегодня премьер-министр Российской Федерации подписал распоряжение, в соответствии с которым республика Татарстан получила один миллиард 89 миллионов рублей на развитие общественных пространств и дворов (плюс к нашей уже существующей республиканской программе). Доля – в Челнах, естественно, как у второго города республики. Это большая для нас победа. И это дает нам шанс, если мы сегодня сможем продвинуться, – подчеркнула она, – уже в этом году приступить к первой очереди реализации проекта благоустройства площади Азатлык.
А поскольку «проект очень большой и очень дорогой», работа, по словам помощника президента, может затянуться на три года. Хотя, если на будущий год федеральные органы подкинут еще денег, «может, и за два уложимся».
«ЭТО ОТРАЖЕНИЕ ВСЕХ МИРОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ СОЗДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ БОЛЬШИХ ГОРОДОВ»
Азатлык, напомним, хотят реконструировать к Мундиалю в рамках программы Агентства ипотечного жилищного кредитования РФ. Всего в программу вошло 40 городов страны, где будет создано наследие Чемпионата мира по футболу-2018, то есть площадки, на которых можно будет массово смотреть матчи. После чемпионата жителям останутся благоустроенные территории. Работа ведется совместно с КБ «Стрелка» с ее программой «Пять шагов благоустройства» и голландским архитектурным бюро D.R.O.M.
Итак, какие же метаморфозы ожидают Азатлык. Прежде всего, пространство площади – от мэрии до остановки на Мира – архитектор Тимур Каримуллин поделил на три зоны. Ближе к мэрии – площадь культуры. Она, кстати, объединена с внутренним двориком здания администрации, который будет открытым. Для этого автомобильный проезд планируется вовсе убрать (машины должны будут заезжать сюда со стороны проспекта Сююмбике).
Ближе к «Палитре» будет площадь мероприятий. Между этими двумя зонами – зеленая площадь, где по советам специалиста по климатологии будут высажены определенные деревья и кусты для защиты от ветра. Объединяет три площадки зона променада с кафе, павильонами и детской площадкой. Пешеходные дорожки не будут прорезать площадь по центру, как сейчас, решено перенести их ближе к торговому центру, под тень деревьев.
– Все вместе будет работать как система. В результате этих простых операций мы получаем разнообразный городской, скажем так, ковер – пространство, в котором нет больше одного и того же характера на протяжении всей длины, а есть разнообразные функции, – отметил Каримуллин.
Существующий фонтан будет реконструирован. Рядом с ним появится еще одна широкая неглубокая круглая чаша. Она буден многофункциональной. В наполненной чаше смогут плескаться дети, а в осушенном виде она станет местом для мероприятий, зимой – катком. А рядом может расположиться елка (хотя где именно ставить городскую елку – предстоит решить совместно с жителями, считают архитекторы). В качестве примера Каримуллин привел подобный фонтан в Амстердаме.
Памятники тоже в планах. На площади культуры появится памятник Хасану Туфану, а на площади мероприятий – часы, об установке которых просили горожане. В зеленой зоне архитектор посадил цветочный магазин с амфитеатром на крыше. В зоне променада запланирован интересный элемент – смотровая площадка в виде спирали, которая возвышается над площадью. Она также станет местом для крепления качелей.
Архитектор обмолвился о многофункциональном культурном центре, который мог бы появиться за зданием ТЦ «Палитра», и о мечети перед мэрией, но подробно их не касался, все-таки речь о благоустройстве.
Проект масштабный и будет реализовываться поэтапно.
– Первая стадия предполагает работу над площадью мероприятий и создание пешеходной зоны. Мы очень надеемся, что удастся открыть дворик мэрии и, переорганизовав движение на этом участке, уже сегодня начать использовать это пространство, – подытожил архитектор. – Это и есть финальная картина нового Азатлыка. Это отражение всех тех мировых тенденций создания общественных пространств, которые сегодня являются определяющими для центральных площадей всех больших городов.
«ЖАЛКО ЭТОТ ГОРОД ТАКИМ ПОДХОДОМ ГРОБИТЬ. ЕДИНСТВЕННАЯ ПО ГЕНПЛАНУ ПЛОЩАДЬ У ВАС ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ПАРК»
Начались вопросы, которые быстро перетекли в предложения, а местами – в возмущения.
– Вам не сказали, что на площади Азатлык должны были строить татарский драмтеатр?! – поинтересовалась сидевшая за «коммунистическим столом» участница семинара. – Куда дели? Найдите место и поставьте! Это Татарстан! Нам по-голландски не надо. Мы живем здесь по-российски и по-татарски.
Наталия Фишман подчеркнула, что речь о капитальных строениях сейчас не идет, только о благоустройстве.
– У нас кафе везде строят, но нет ни русского театра, ни татарского. Об этом надо было думать! – продолжила женщина. – А ресторанов… материться не буду… нам не надо! Зачем нам Амстердам, Голландия?.. А где наши архитекторы, татарские и русские?!
– Я из Казани, мин татар малае, мин татар телен белэм, – улыбнулся Тимур Каримуллин.
– Татар малае булсан, татарча яса! (Раз татарин, делай по-татарски) – резко ответила женщина.
Среди пожеланий прозвучали туалет, медпункт, пункт охраны порядка, кафе, совмещенное с ботаническим садом, «танцующий» фонтан, памятник Ленину, стела Дружбы народов... Кто-то высказался за то, чтобы, напротив, убрать 90% предложенного архитектором и сохранить то, что есть.
Микрофон долго блуждал по залу, прежде чем попал в руки архитектора Григора Аствацатряна. В череде обывательских фраз он высказал свое тяжеловесное профессиональное мнение.
– Ребята довольно-таки грамотно, нормально спроектировали хороший… сквер, хороший парк. Единственная площадь в городе у вас исчезает на ваших глазах! – заявил он. – Тут не решена ни одна градостроительная задача. Вы функционально не обозначили ни один объект, вы удалили главную ось, которая выходит на главное здание города. Не решены транспортные схемы, не решены парковочные схемы. Вы превращаете это пространство в парк. Вы просто челнинцам сейчас предлагаете благоустройство большущей территории, которое после этого вы не исправите. Нельзя делать такую композицию и назвать ее площадью! Переименуйте в парк Азатлык и продолжайте работу! У меня сердце болит за то, что вы этот проект хотите протолкнуть. Не надо так обходиться с челнинцами! Жалко этот город таким подходом гробить. Единственная по генплану площадь у вас превращается в парк. Челнинцы, будьте осторожны! Извините, я немножко резко говорю, – сам себя остановил Аствацатрян, – но это очень серьезная проблема.
– У меня тоже, честно говоря, очень болит сердце за судьбу Набережных Челнов после таких комментариев, – парировал в ответ представитель КБ «Стрелка» Антон Иванов. – Если мы посмотрим на генплан и на идею развития, то репрезентативная часть площади Азатлык должна была появиться перед мэрией (со стороны проспекта Сююмбике – ред.), на месте эспланады. Часть за мэрией несла лишь поддерживающую функцию озеленения с дорожкой, которая ведет к памятному объекту (на проспекте Мира – ред.). Как нам говорили, это должен был быть мавзолей Ленина или памятник Советскому Союзу. Но, как мы знаем, Советский Союз сам приказал долго жить и, к сожалению, планы не были реализованы. Реальность, в которой мы сейчас живем, - это совершенно другое время, это рыночная экономика. Это реальность другого планирования, которое называется точечным, и оно призвано не выстраивать великие нереализуемые вещи, а делать маленькие, но великие проекты на благо города. И как раз этот проект призван решить сложившуюся сейчас ситуацию. Конечно, челнинцам самим решать – находиться ли в иллюзиях, что есть генплан и какая-то конечная точка развития. Но ее нет. Есть точечное, но очень продуманное стратегическое решение.
– Нельзя сказать, что мы драматически меняем характер этого пространства, – поддержал Каримуллин. – Мы не убиваем площадь, мы дополняем центральное пространство и сокращаем до функционального минимума зеленое ядро (с 73% до 40%). На наш взгляд, важно сделать проект для людей, а не для красивых картинок. Сверху это действительно выглядит очень красиво, но когда мы подходим поближе, мы видим довольно пустое пространство.
«Я СВЯТО ВЕРЮ В ТО, ЧТО У НАС ТАМ ПОЯВЯТСЯ И ГАЛЕРЕЯ, И ТЕАТР. БЕЗ ЭТОЙ МЕЧТЫ И ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ»
В защиту проекта высказалась Татьяна Хайман, председатель Союза дизайнеров города, которая участвовала в жарких февральских дискуссиях по Азатлык.
– Как минимум половина наших идей здесь воплощена, и это очень приятно, – отметила Хайман. – Я считаю, что наш город – один из самых пассионарных, соответственно такого же уровня нам нужно и пространство, где мы могли бы отдыхать, общаться. Первое, что мы предложили - как точку притяжения на площади Азатлык сделать культурный центр. Если мы организуем эту площадь, я надеюсь, туда потянется народ, туда потянется бизнес, и я свято верю в то, что у нас там появятся и галерея, и театр. Без этой мечты и жить нельзя. Ребята сделали очень хорошую работу, учли много факторов. Работа все равно будет делаться поэтапно, коррективы в нее в любом случае будут. Если у нас будет такое место в городе, мы все станем богаче, и наши дети, может быть, не будут уезжать из этого города.
– 30 лет город не развивался! Накопилось столько болезней. Сегодня решить их разом невозможно. Все понимают. Мэр сегодня попал в такую ситуацию в нашем городе… – высказал свое мнение глава ТПП города Юрий Петрушин. – Я знаю, что нужен театр. Вместо него на площади торговый центр. Ну, случилось это! Давайте как-то из этой ситуации будем терпеливо вместе выходить. Много есть вопросов. Много замечаний учли и еще учтут. Давайте начнем что-то делать. Если мы не используем те деньги, которые сегодня дали, значит, не будет ничего.
В этот момент к нему подошла все та же женщина из коммунистов, потянулась за микрофоном. Петрушин приобнял ее со словами «учтем все ваши пожелания и предложения», но в итоге все же передал микрофон.
– Я не согласна с тем, что пусть так будет. Где, говорят, взять денег? Я сейчас вам скажу один секрет. Зубарев в день зарабатывает миллион, – приплела пенсионерка главу холдинга «ТрансТехСервис». – Да, я посчитала. Когда он начинал заниматься продажами, его освободили от налогов на 10 лет! Нам нужен драмтеатр. Где будем брать деньги? У богатых!
«МЫ СКАЖЕМ В МОСКВЕ: «НАМ НИЧЕГО НЕ НАДО, У НАС ВСЕ НОРМАЛЬНО». ВЫ ТОГДА СКАЖЕТЕ: «МЭР НОРМАЛЬНЫЙ ИЛИ ТРОНУЛСЯ?»
Завершая встречу, Наиль Магдеев расписал перспективы перед челнинцами. Если проект не утвердить и сидеть, сложа руки, то можно так и остаться у разбитого корыта.
– Как сегодня Наталья Львовна сказала, мы не можем вечно жить в периоде ожидания и обсуждений. Нужно от слов переходить к делам, – призвал Магдеев. – Мы многие объекты так строим: начинаем, потом под это дело подтягиваем деньги. Так происходит и по дорогам, которые сегодня мы взялись ремонтировать, и по другим объектам... Не буду секреты раскрывать, а то тут писателей больше, чем читателей, – осекся Магдеев. – В данном случае деньги выделены, и у нас два вариант есть. Первый – мы эти деньги не получим, будем еще два года обсуждать, и площадь будет в таком же состоянии, как есть. Второй – мы сегодня получим право претендовать на часть федеральных средств. Мы там в очереди стоим. Если мы сегодня говорим «нет», то и проблем никаких нет. Нет же проблем, когда нечем заниматься! Мэр города сам себе ищет проблему на одно место. Я имею в виду на шею.
Чтобы окончательно склонить общественное мнение на сторону проекта, мэр надавил на больное – на футбол. Все-таки Челны среди 40 городов России, где будут организовываться просмотры ЧМ-2018.
– Ну, давайте откажемся, будет не 40 городов, а 39. Мы пойдем и скажем в Москве: «Нам ничего не надо, у нас все нормально, нам эти ваши 100–200 миллионов не нужны». Вы тогда скажете: «Мэр нормальный или тронулся?» – красочно обрисовал Магдеев. – В данном случае я рассуждаю, как практик. Давайте мы начнем, в процессе работы будем исправлять ошибки, – предложил мэр. – Так «КАМАЗ» строили – сначала строили, потом чертили. Иначе опоздаем в этой жизни. Хотим опоздать? Я как руководитель города не хочу. Поймите меня, поймите ситуацию. Нам принципиально надо одобрить. Я думаю, в большинстве мы это одобрение услышали.
Команда Фишман отметила, что первый этап реализации, к которому меньше всего вопросов, уже можно запускать в работу. А дальше снова предстоят семинары для того, чтобы обсудить последующие этапы…
Анна Перебаскина
ольга
владимир
Людмила
Учтите:
можно
ко-ко-ко
нечиталаниодинкомментарий
бенедикт
Марк