Муниципальная власть Набережных Челнов официально начинает работать через территориальные общественные самоуправления. Об этом на «деловом понедельнике» сообщил мэр автограда Василь Шайхразиев. Процесс создания органов, призванных «решать задачи местного уровня», подошел к своему завершению. Сегодня созданы два последних Совета территорий, и таким образом общее их количество достигло 50. Отметим, что у идеи по созданию ТОС в Набережных Челнах есть немало противников, которые открыто заявляют, что это - административный заказ. Однако власти города призывают не спешить с выводами.
«БЫЛА ПОСТАВЛЕНА ЗАДАЧА – НЕ ИЗБИРАТЬ В КАЧЕСТВЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ КОМИТЕТОВ ЖИТЕЛЕЙ, УГОДНЫХ ВЛАСТИ»
На первом после летнего отпуска «деловом понедельнике» отчитывались главы администраций Комсомольского, Центрального и Автозаводского районов Набережных Челнов. Каждый рассказал о том, какая работа была проделана по созданию территориальных общественных самоуправлений. Стоит сказать, что больше всего Советов будет функционировать в Автозаводском районе – 18, по 16 – в Комсомольском и Центральном.
- Главный вывод, который мы сделали из проделанной работы, что вопрос создания Советов территории сложный, тонкий, требующий очень деликатной, продуманной и поэтапной работы. Здесь метод «наскока» не приемлем, - доложил глава администрации Комсомольского района Ильяс Мухаметов. - Все образованные Советы территории очень разные ввиду особенностей ментальности микрорайона, у каждого свое видение предстоящей работы. Делегаты конференции выходили с инициативами в адрес руководства района, города. Один из примеров - это желание получить инструменты административного воздействия на лиц, нарушающих правила благоустройства города – составление протоколов.
Стоит отметить, что, согласно задумке организаторов создания Советов территории, эти органы должны решать задачи местного уровня. К таковым относятся благоустройство и охрана территорий, организация досуга, обеспечение сохранности общего имущества, организация помощи малоимущим гражданам и др. Предполагается, что этот институт будет помогать власти и населению оперативно взаимодействовать друг с другом в разрешении накопившихся проблем. По словам мэра, создание ТОС стало логическим продолжением проекта по созданию институтов старших по домам, инициированного в 2012 году.
- Изначально была поставлена задача – не избирать в качестве председателей комитетов жителей, угодных для власти и для управляющих компаний, - отметил Василь Шайхразиев. – Эти места должны были занять те, кто своим общественным трудом мог бы защищать в первую очередь интересы жителей дома. Я ежеквартально встречался со всеми старшими по домам, в каждом районе были созданы Советы старших по домам. За 2,5 года мы поняли, что это мощный общественный орган, который не дает спать ни управляющим компаниям, ни поставщикам услуг, ни жителям, и самое главное – муниципальной власти. Со временем появились вопросы, связанные не столько с домом, сколько с прилегающей территорией, и мы поняли, что наступило время создавать советы территорий. На данный момент мы охватили этими органами примерно 75 % челнинцев – это очень большая цифра.
Напомним, что за опытом создания ТОС главы районов ездили в другие города России: Киров, Рязань, Новосибирск, Волгоград, Липецк. На оплату труда их руководителей в этом году из городского бюджета будет выделено порядка 4,7 млн. рублей.
«ЕСЛИ ЭТИ ТОСЫ СОЗДАЮТСЯ В ДИРЕКТИВНОМ ПОРЯДКЕ, ТО ЭТО БУДЕТ НЕ САМЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАБОТЫ»
Идея создания в Набережных Челнах института территориальных общественных самоуправлений не раз подвергалась критике. Особенно отличились в этом плане коммунисты. Представители местного отделения партии «Коммунисты России» выступали категорически против создания ТОС и не голосовали за эту инициативу на сессии Горсовета. Они считают, что, учредив такие организации, городская власть будет перекладывать на них всю ответственность.
- К этому нововведению у меня отношение абсолютно негативное, - заявил на одном из заседаний депутатской комиссии Алексей Кормилицын. - Складывается впечатление, что сейчас создаются «мальчики для битья». На них будут все скидывать, на них ссылаться, а вся остальная городская власть вроде как ни за что не отвечает. В итоге получится - у семи нянек дитя без глазу. Сначала нам говорят: мол, все будет хорошо. Но на примере создания разных ТСЖ и прочих управляющих компаний мы убедились, что все наоборот.
В ответ власти заявляют, что не ставится задача охватить Советами территорий 100% населения. Чиновники признают, что на этапах первичного обсуждения некоторые старшие по домам и активисты начали отказываться, говоря, что не готовы к созданию ТОС. Тогда было принято решение об учреждении Советов только на тех участках, где волеизъявление жителей высоко.
- Я заявляю, что не было никого административного заказа, - говорит мэр Василь Шайхразиев. - Мы эту систему создали не для отчетности или самопиара, это очередной этап развития нашего города. Инициативные группы создавались, прежде всего, на базе работающих старших по домам, которых мы поддержали. Мы знаем о тех, кто остался в стороне. Первая группа считает, что местная власть, создавая советы территорий, снимает с себя ответственность, но это абсолютно неверно. Вторая группа не спешит, предпочитает со стороны посмотреть, что из этого получится. Третья группа – это люди, которые не имеют инициативы, живут сами по себе.
Заместитель директора компании «ВПРОК» Алексей Видякин, будучи старшим по подъезду дома в 12 комплексе, сомневается в эффективности работы недавно созданных Советов территорий. По мнению предпринимателя, действенных инструментов воздействия на власть в решении тех или иных проблем вполне достаточно: тот же блог мэра или проект «Народный контроль» на сайте госуслуг.
- Даже не уверен, что была необходимость создавать еще что-то новое, - отмечает Алексей Видякин. – Тем более, если сама городская власть выходит с такой инициативой. Желание должно идти снизу, а не сверху, иначе это все будет недейственно. Вот, возьмем мой опыт. Я не хотел быть старшим по подъезду, однако власть в лице ЖЭКа попросила за неимением других кандидатур номинально взять на себя такое звание, я пошел навстречу. Но поскольку инициативы с моей стороны не было, то я, будучи старшим по подъезду, не работаю в этом направлении. Так что, на мой взгляд, если эти ТОСы создаются в директивном порядке, то это будет не самый эффективный способ работы. Вполне может сложиться ощущение, что это пустая трата времени ради процесса, имитация работы власти с местным сообществом. И боюсь, что это все затянется в трясину. С другой стороны, возможно, лучше так, чем вообще никак. В конце концов, у населения будет возможность высказаться, а у власти – услышать, что думает народ. Но и есть и другой момент: все знают, что прежде чем что-то сказать о властьимущих, надо хорошенько подумать, учитывая множество подводных камней.
«СОВЕТЫ ТЕРРИТОРИЙ ИМЕЮТ ВСЕ ШАНСЫ ПРЕВРАТИТЬСЯ В ИНСТИТУТ, КОТОРЫЙ ВРОДЕ КАК ОБЛАДАЕТ КАКОЙ-ТО ВЛАСТЬЮ, НО РАБОТАЕТ ВПУСТУЮ»
До сих пор у некоторых наблюдателей создания института ТОС в Набережных Челнах остается вопрос по поводу полномочий и ответственности новых органов самоуправления. Мэр пообещал, что 8 августа, на форуме общественности, в котором примут участие делегаты от 50 территориальных общественных самоуправлений, участники постараются на него ответить.
- С одной стороны, не исключаю, что ТОСы дадут возможность населению донести до властей накопившиеся проблемы, - говорит предприниматель Альберт Абзалов, старший по дому в 7 комплексе поселка ГЭС. – С другой стороны, если эти органы будут лишены каких-либо серьезных полномочий и своего бюджета, то уверен, что они будут существовать как бюрократические структуры, формально. А это, понятно, не будет способствовать решению проблем жителей города. Сейчас, обращаясь по поводу той или иной проблемы в администрацию района, нам, как старшим по домам, приходится слышать один и тот же ответ: «Нет денег, нужно участвовать в такой-то программе и тогда, возможно, появятся средства». Если ситуация по финансированию не изменится, то Советы территорий имеют все шансы превратиться в институт, который вроде как обладает какой-то властью, но работает впустую. То же самое касается полномочий и юридической компетенции советов территорий. На мой взгляд, польза от них может получиться только в том случае, если все структуры, включая полицию, санэпидемстанцию, управляющие компании, будут видеть в этих органах реальную силу, которая способна контролировать их работу и принимать в ней непосредственное участие.
В числе первоочередных задач, которые Василь Шайхразиев поставил перед исполкомом, - пересмотр городского бюджета, изменение структуры исполкомов города и районов, подготовка паспорта Советов территорий и многое другое. На «деловом понедельнике» мэр попросил проявить особенную активность руководителей предприятий и организаций. Он подчеркнул, что каждый должен принимать участие в деятельности Советов по решению проблем: «будь то субботники, моральная или материальная поддержка, юридические или правовые вопросы».
- Серьезная работа будет идти в целом по территории Советов, - подчеркнул Василь Шайхразиев. – Сейчас во многих случаях вопросы поднимаются на уровне благоустройства и ЖКХ, но в дальнейшем в первую очередь мы хотим добиться уважения к старшим, к дому, к своему двору, выработки единых стандартов. Определенные структурные изменения коснутся работы с Советами территорий таких предприятий как «Горзеленхоз», «Горсвет». Каждый рубль, который есть в бюджете, будет перераспределен на одного жителя или на один квадратный метр. Финуправление и департамент ЖКХ должны расписать бюджет 2015 года именно в соответствии с деятельностью Советов территорий, потом мы посмотрим, как он будет исполняться. Отмечу, что каждый руководитель исполкома должен принять участие в этом вопросе, отлынивать никому не дам. Ищите законные методы, думайте, проводите встречи, выезжайте в Казань, согласовывайте. То, что сейчас декларируется, мы должны в рамках закона перевести на Советы территорий. Это каждодневная работа, к которой прошу всех серьезно подготовиться.
Портал Предпринимателей
Челнинец
Максим
Оппозиционер