Новость о том, что в районе базы строительной индустрии Челнов будет построена платная объездная дорога стоимостью 115 млн. рублей, вызвала неоднозначные отзывы в компаниях, которые расположены на этой территории. Для многих из них, а на БСИ работают 195 предприятий, вопрос дороги уже давно является наболевшим: состояние трассы, соединяющей промплощадку с городом, оставляет желать лучшего и с каждым годом, по словам бизнесменов, оно ухудшается. И это не единственная проблема: пробки – вот что портит не только нервную систему производственников, но и сказывается на финансовых показателях компаний. Однако решит ли все эти вопросы платная дорога и захочет ли кто-то инвестировать в ее строительство?
С дорожными заторами при въезде на территорию БСИ сталкиваются все без исключения компании, располагающиеся в этом районе. В часы пик, рассказывают предприниматели, в пробках приходится стоять от 40 минут до 1 часа рабочего времени. Это не только нервные затраты, но и финансовые.
- Каждый день весь транспорт на въезде в БСИ стоит в пробках – это не новость для тех, кто там бывал, - говорит директор ООО «ППК «СпецПромАгрегат» Ильгиз Шаяхметов. – Особенно трудно приходится весной, когда под мостом разливается настоящее «море», или происходит авария в этом месте. Естественно, пробка возникает не только в часы пик, но и в середине дня. Мы даже вынуждены были купить базу поближе к первой автодороге в районе завода двигателей. Причина проста – помимо трудностей в логистике, мы теряем заказчиков, которые побывав пару раз в пробках, уже не желают возвращаться на БСИ. Они даже готовы переплачивать за услуги, но не тратить время в пробке, и я их понимаю.
К многострадальному вопросу пробок в районе БСИ исполком Челнов обратился на прошлой неделе. Тогда было озвучено, что руководство автограда совместно с Агентством по привлечению инвестиций ищут инвестора, готового вложить средства в строительство платной объездной дороги. Согласно предварительному проекту трассы, который АПИ предоставило Порталу Предпринимателей, это будет трехкилометровая асфальтобетонная дорога третьего класса шириной 6 метров. Разработчики считают, что ее строительство позволит разгрузить трассу Набережные Челны – Сарманово, единственный въезд на территорию БСИ.
– Основная цель проекта – развитие территории района БСИ, – рассказал Порталу Предпринимателей председатель Наблюдательного совета АПИ Сергей Майоров. – Сейчас на этой площадке работают почти две сотни компаний, которые производят продукцию на общую сумму более 31 млрд. руб. в год. И они не могут нормально функционировать из-за проблем с дорогой. Изучив зарубежную и общероссийскую практику строительства платных дорог, мы пришли к выводу, что такой проект будет вполне уместен и актуален в районе БСИ. Впервые АПИ представило его буквально неделю назад на казанском форуме Invest in Tatarstan, а также на Российской неделе государственно-частного партнерства в Москве. Мы передали проект на рассмотрение инвесторам, в том числе Российскому фонду прямых инвестиций. Надеемся, что он вызовет интерес.
Авторы проекта оценили загруженность этого участка трассы в 20 тысяч автомобилей в день. По примерным подсчетам, альтернативной дорогой воспользуются не менее 1 тысячи машин. Предполагается, что с грузового транспорта (70% от проезжающих машин) будет взиматься 200 рублей, с легкового (30%) – 100.
- Наш народ не будет платить за проезд по платной дороге, - уверен коммерческий директор ООО «MASTER-PLAST» Сергей Луценко. – Он будет прыгать по ямам, стоять в пробках, терпеть все неудобства, но не раскошелится. Я, как человек среднего достатка, а таких большинство, не готов тратить 36 тысяч в год просто на то, чтобы сэкономить 10 минут и доехать по платной дороге до своей компании. Я уже не говорю о затратах на проезд грузового транспорта, там речь пойдет о еще больших суммах! Наше предприятие строит базу поближе к городу, БСИ из-за месторасположения и всех сопутствующих проблем нас не устраивает. Возможно, проект платной дороги будет интересен крупным компаниям, которые имеют собственные помещения на БСИ и могут себе позволить проезд по новой трассе, - это «Начало», ТАТПРОФ, ROSTAR. Но у среднего бизнеса она вряд ли будет пользоваться спросом. Сомневаюсь, что даже 15% от общего числа компаний БСИ будет ездить по платной дороге.
Генеральный директор ООО «Камский завод «Трансмаш» Роберт Юлдашев считает, что для начала не мешало бы правильно организовать автомобильное движение при въезде на промплощадку. По мнению руководителя, существует множество факторов, влияющих на образование дорожных заторов, которые можно и нужно устранить.
- Платная дорога не решит проблем, - говорит Юлдашев. – Уверен, что автомобили будут стоять в пробках на въезде и выезде с этой трассы. Вот взять для примера Китай. Там отличные платные дороги, но они широкие – на десяток шлагбаумов. У нас так будет? Нет! Считаю, в первую очередь необходимо навести порядок на существующей трассе: поставить знаки, грамотно организовать дорожное движение, снести здания, которые были недавно там построены и сузили проезжую часть! Вот это действительно большая проблема!
Стоит сказать, что в России практика строительства платных дорог началась в конце 90-х годов. В настоящее время такие магистрали успешно работают во многих городах страны, большая часть приходится на столичные регионы – Московскую и Ленинградскую области. По мнению экспертов, одной из проблем, которая препятствует привлечению инвесторов и частного капитала к развитию строительства платных дорог, является недостаточная разработанность отечественной законодательной базы. В этом смысле примером для подражания может служить зарубежный опыт, с которым не понаслышке знакомы и челнинские бизнесмены.
- Когда я был в Германии, я был удивлен, насколько большой популярностью пользуются там платные автобаны, - говорит бизнесмен Ильгиз Шаяхметов. – По ним ездят больше машин, чем по государственным бесплатным дорогам. Но стоит учитывать, что заграницей система платных дорог детально проработана. К примеру, там установлены определенные цены для разных категорий автомобилистов: для транзитных, для местных жителей, для фермеров… У нас в Челнах этого ведь не будет! Я считаю, что дорога должна быть доступной по цене для простого населения – это основные плательщики, благодаря которым проект может быть рентабельным. Стоит учитывать, что инвесторы должны будут вкладывать средства не только в строительство, но и в содержание трассы. А иногда последнее выходит дороже.
Разработчики проекта платной дороги предполагают, что пользоваться ею будет 5% от общего транспортного потока, месячная выручка составит 5,1 млн. руб., а годовая – 61,2 млн. руб. Срок реализации проекта – 1 год, срок окупаемости – почти 2 года.
- Разумеется, цифры приблизительные и зависят от многих факторов, в том числе от того, какую плату в конечном счете установит инвестор, - говорит председатель Наблюдательного совета АПИ Сергей Майоров. – По оценкам экспертов, ожидаемые отклонения затрат – не более 2%. Стоит сказать, что с компаниями, расположенными на территории БСИ, этот вопрос мы не обсуждали. Сейчас мы просто хотим посмотреть, будет ли такой проект интересен потенциальным инвесторам.
Отметим, что возможность взяться за реализацию проекта платной дороги уже рассматривает один частный инвестор. Как сообщили в АПИ Порталу Предпринимателей, его имя будет разглашено в случае, если будет достигнута договоренность.
Анастасия Абзалова-Цой
Для справки:
База строительной индустрии находится в юго-западной части г. Набережные Челны в некотором отдалении от жилых районов. С севера его ограничивает Первая автодорога, переходящая в Казанский тракт, на востоке через Сармановский тракт и посевное поле находится Стройбаза-8 («Челны-Бройлер»), на юге – поля и деревня Суык-Су, на западе и северо-западе – поселки Сидоровка и Суар. На сегодняшний день здесь находятся 195 компаний с общим годовым оборотом в 31 млрд. рублей.
Челнинка
Работаю там
читатель
Халил
kam
житель
Танкист
А тем не менее...
Илья
работаем на БСИ
Гульназ
знаю
вова
АХА