«Вчера погрузилась в анализ итогов 2025 года, и декабрьские цифры буквально ошеломили», – рассказала Chelny‑biz.ru заслуженный экономист Татарстана Татьяна Дербенева. Эксперт констатирует «повальное закрытие фирм». Новый год в Набережных Челнах, да и в целом по России, начался с массового закрытия компаний из самых разных сфер – от общепита до розничной торговли. Бизнесменам приходится подстраиваться под новые реалии: общепиту – «упрощать» форматы, отказываясь от изысканностей, бутикам – переходить с офлайн‑продаж на онлайн‑площадки, а крупным ретейлерам – сокращать филиалы в ТЦ.
Игроки рынка и эксперты сходятся в одном: потребители стали жить экономнее и проявлять большую избирательность, даже в вопросе покупки букета. По оценкам специалистов, усложнение условий ведения легального бизнеса и рост издержек могут спровоцировать отток части предпринимателей в «серую» зону.
СИТУАЦИЯ
«СЕЙЧАС ПЕРЕД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ СТОИТ ЖЕСТКИЙ ВЫБОР: ЛИБО ЗАКРЫВАТЬ ДЕЛО, ЛИБО ИЗО ВСЕХ СИЛ ИСКАТЬ СПОСОБЫ ВЫЖИТЬ»
Новый 2026 год будет особо суровым для бизнесменов всех отраслей. Высокая популярность маркетплейсов, повсеместный кадровый дефицит, повышение налога на добавочную стоимость до 22% – реалии бизнеса ужесточаются, и многие с начала года решили ликвидировать свои «детище».
По актуальным данным налоговой службы Набережных Челнов, озвученным на совещании в мэрии, по итогам девяти месяцев 2025 года в городе работают 17,1 тыс. юрлиц (с учетом филиалов и обособленных подразделений), 17,3 тыс. индивидуальных предпринимателей и 55,3 тыс. самозанятых. За этот период во все уровни бюджетов поступления по налогам составили 67 млрд рублей. Однако эта цифра может существенно измениться по итогам года вследствие нарастающей волны ликвидаций.

Генеральный директор компании «Аудит ТД», заслуженный экономист РТ Татьяна Дербенева поделилась с Chelny-biz.ru, что за все 30 лет в бизнесе именно сейчас ей «не по себе».
– Вчера погрузилась в анализ итогов 2025 года, и декабрьские цифры буквально ошеломили: выручка по ликвидации предприятий оказалась в два раза выше, чем раньше, – откровенно рассказала Дербенева. – Честно говоря, я даже не могу припомнить подобной ситуации. Да, были и коронавирус, и другие кризисы, но такого повального закрытия фирм еще не видела.
По ее словам, многие предприятия годами держались на плаву в надежде на улучшение конъюнктуры. Однако с начала 2026 года условия стали особенно жесткими: даже неработающие компании обязаны выплачивать социальные взносы с минимальной оплаты труда, причем размер взносов вырос вдвое.
– Много предприятий держались на плаву из-за надежды: мол, вот наладится, бизнес разовьется. Они не закрывались, хотя работа не шла. А теперь, с этого года, ситуация стала совсем жесткой: неважно, работает предприятие или нет – руководитель обязан выплачивать социальные взносы с минимальной оплаты труда. Причем взносы выросли вдвое. Мне особенно грустно от того, что закрылся ресторан «Бульвар Дежа Вю» – я так любила туда заходить, – говорит Татьяна Дербенева.

Сворачивание бизнес‑империи Райскиных, действительно, стало тревожным сигналом. Бизнес прекратил деятельность в конце 2025 года. Официально – из-за финансовых трудностей. Владельцы вынуждены были выставить на продажу сразу три заведения: «Карамель», «Бульвар Дежа Вю», «Дача». Общая стоимость активов оценивается в 1 млрд рублей.
Ситуация затрагивает даже профессиональные услуги. Некоторые аудиторские фирмы, по словам эксперта, уже признали свое поражение.
– Говорят прямо: «Не тянем». Боюсь, в 2026 году волна ликвидаций только усилится. По всему видно: у людей сейчас серьезные финансовые трудности, – делится собеседница издания. – Да, основной бизнес уже давно вышел из тени, стал прозрачным. Но сейчас перед предпринимателями стоит жесткий выбор: либо закрывать дело, либо изо всех сил искать способы выжить. Мы ведь создавали свое дело с мыслью помогать бизнесу развиваться, а не наблюдать за его ликвидацией. То, что происходит сейчас, выглядит по-настоящему пугающе. И самое тревожное – если бизнес начнет исчезать, то и налоговая база исчезнет. Это уже не просто проблема отдельных компаний, это угроза для всей экономики. Я в бизнесе больше 30 лет, и даже мне сейчас не по себе. А как справляются остальные – даже представить страшно. Единственное, что меня хоть немного успокаивает – это опыт. С 1995 года я пережила немало потрясений, и каждый раз удавалось выстоять. Надеюсь, и сейчас, благодаря надежному коллективу, мы как-нибудь пройдем через этот непростой этап.

Руководитель отдела маркетинга Leto Capital Partners Вероника Морозова отмечает, что в настоящее время розничные сети действительно проходят период трансформации, вызванный изменением потребительского поведения. Причина – активное развитие электронной коммерции и формирование новых покупательских привычек. Так, в Набережных Челнах закрылись сразу несколько федеральных сетей: с местного рынка ушел испанской бренд Mango, закрыла одну точку сеть Zarina, сокращает количество магазинов казанская сеть федерального уровня Serginnetti.
– Изменяющаяся экономическая ситуация, в том числе, в налоговой сфере, вынуждает предприятия с устаревшими концепциями или без существенного финансового запаса прекращать свою деятельность, – комментирует Морозова. – В этих условиях «Торговый квартал» и «Сити Молл» в последние годы реализуют стратегию «третьего места» – пространства, где люди проводят время не только ради покупок, но и для отдыха и общения. Мы не только сохраняем и улучшаем фэшн-зоны, но и последовательно наращиваем досуговую составляющую, делая акцент на развлекательных и ресторанных концепциях.

Директор торгово-развлекательного центра «Омега» Игорь Горячев наблюдает системную перестройку рынка, а не точечные закрытия – по всей России все активнее магазины одежды и обуви покидают торговые центры.
– Ключевой сигнал – отсутствие традиционных сезонных всплесков трафика в 2025 году – март, май, август, октябрь, что впервые за долгие годы показало: модель массовых офлайн-продаж теряет эффективность. Ретейлеры в Москве и Санкт-Петербурге уже реагируют досрочным расторжением арендных договоров, а сетевые бренды явно делают ставку на онлайн-продажи, оставляя в офлайне лишь единичные шоурумы для демонстрации ассортимента. Это не временная трудность, а новая реальность – в 2026 году тенденция к сокращению розничной сети в ТЦ, скорее всего, усилится, затронув регионы, – делится Горячев. – Профессиональное сообщество сходится во мнении, что сейчас взят курс на сокращение магазинов. Это коснется непосредственно всех торговых центров страны.
БИЗНЕС
«ВООБЩЕ ТЕНДЕНЦИЯ, СВЯЗАННАЯ С ЗАКРЫТИЕМ, ЕСТЬ СЕЙЧАС У ВСЕХ»
Сергей Баранов, владелец казанской компании «Модный город» (бренд женской одежды Serginnetti) прокомментировал закрытие бутика в ТЦ «Омега».
– Это было плановое закрытие, мы об этом знали давно. Остальные магазины сети останутся в Челнах. Их слишком много было в городе, два магазина достаточно, покупательский спрос мы удовлетворяем. Вообще тенденция, связанная с закрытием, есть сейчас у всех. Но что касается нас, то где-то магазины открываются, где-то закрываются. Мы пока находимся в нулевом балансе, – рассказал бизнесмен.
По его словам, у покупателей поменялись приоритеты. У потребителей больше нет «оголтелого потребления», как раньше.

– Сейчас потребление более разумное, поэтому люди относятся к одежде по-другому, – отмечает Баранов. – Это связано еще с тем, что мы не имеем равной конкуренции с маркетплейсами, с поставщиками, которые производят продукцию в Китае. Та налоговая нагрузка, которую несем мы, и транспортная логистика не позволяет нам быть конкурентоспособными по цене. Мы можем делать продукцию, которая будет интересна определенному кругу покупателей с достатком. Российские производители очень сильно выросли в цене, поскольку наложилась логистика, налоговая нагрузка. Никто ни от чего не отказывается, все вынуждены платить, потому что все работают «в белую». Соответственно маркетплейсы в этом смысле имеют конкурентное преимущество, нагрузка там в разы ниже. Но у них сейчас тоже идет снижение продаж. Мы ожидаем снижение ключевой ставки в середине года, и я надеюсь, что мы будем выравниваться по ситуации в конце года.
Владелица салонов премиум‑класса «Цветочный вальс» Лилия Гараева констатирует: общеэкономический спад ощутимо ударил по цветочной отрасли. По ее словам, тревожные сигналы поступают со всей страны – от Москвы и Санкт‑Петербурга до Краснодара и других регионов.
– Я недавно общалась с руководителями оптовых фирм из других городов – и картина вырисовывается неутешительная. Мы сейчас готовимся к 8 марта, и ситуация такая, что салоны по всей стране – даже из Москвы, Санкт Петербурга, Краснодара – сделали заказы на 30–40% меньше. Это просто колоссальный спад, – рассказала Гараева. – Раньше то было совсем иначе: в прошлые годы мы работали вровень либо с отклонением плюс минус 10–15%. Люди стали намного меньше брать цветы – сейчас они уже фактически превращаются в предмет роскоши. При этом налогов мы сейчас отдаем больше – они ведь повысились, а сами при этом теряем маржинальность. Все из-за того, что покупательская способность падает.

Гараева поделилась, что поднять стоимость, как в былые времена, уже нет возможности, так как спрос упал.
– Людей нет, спроса нет. И это, к сожалению, общая тенденция – она наблюдается не только в цветочном бизнесе, но и в других сферах, – резюмировала она.
Схожую картину наблюдают и в других сегментах розничной торговли. Так, совладелец сети Coffee Like Иван Тюлькин подтверждает: снижение покупательской способности – общеэкономическая реальность. Однако в кофейном бизнесе есть важное отличие – ярко выраженная сезонность, которая задает ритм всему операционному циклу.
– Мы, как и многие другие предприниматели, фиксируем существенное снижение покупательской способности населения. Однако в нашем бизнесе нельзя игнорировать фактор сезонности: именно летом, с потеплением, у нас наблюдается заметный рост продаж. Распространенное мнение о том, что зимой потребление кофе возрастает, на практике не подтверждается. Люди действительно чаще выбирают горячие напитки в холодное время года, включая кофе, но общий объем потребления все же выше в теплый сезон – это наш пиковый период, – говорит Тюлькин.

Бизнесмен отмечает, что сезонность создает определенные сложности в планировании: зимой затруднительно запускать масштабные мероприятия, связанные с обновлением оборудования или проведением серьезного апгрейда. Компания, тем не менее, старается использовать межсезонье с пользой – направляет усилия на повышение квалификации персонала, проводит реструктуризацию внутри коллектива и внедряет небольшие улучшения, которые не требуют существенных финансовых вложений.
При этом компания не закрывает точки, даже если они работают в минус: летний сезон компенсирует зимние потери за счет расположения в прогулочных зонах. В Набережных Челнах у сети 11 точек – не только в центре, но и в спальных районах.
– Наблюдая за рынком, мы видим, что ситуация сложнее для ресторанного бизнеса: там больше ингредиентов, зависимость от множества поставщиков, необходимость поддерживать определенный процент наценки. Не все могут поднять цену на продукцию, чтобы не выходить из своего сегмента, – считает Тюлькин. – В кофейнях все проще – основной продукт – это напитки, плюс «кондитерка». Мы, конечно, тоже зависим от цен на зерно, молоко и кондитерские изделия, но из-за меньшего числа ингредиентов, можем быстрее адаптироваться к изменениям. Пока мы констатируем общую тенденцию на снижение потребительской активности, но продолжаем работу и ждем сезонного подъема, который позволит провести полноценный анализ ситуации на рынке.

Собственник заведений «Джа Ко Чи» и Eirik Birch Никита Лоханин в свою очередь отмечает, что идет адаптация общепита – рынок тяготеет к простоте и демократичности. На этом фоне собственники бара меняют концепцию «Джа Ко Чи». Основной вектор изменений – сдвиг в сторону массовости и доступности: предприниматель делает ставку на демократичный чек и формат, который будет понятен максимально широкой аудитории.
– Сегодня действительно прослеживается тенденция к простоте и понятности, и мы движемся в этом направлении, – отмечает Лоханин. – Несмотря на постоянный рост цен, мы постараемся сделать чек демократичным – сейчас как раз работаем над меню, калькулируем его, чтобы человек со средним достатком мог приходить к нам каждый день. Наша цель – создать бар с хорошей кухней для отдыха, встреч с друзьями и приятного времяпрепровождения.
Chelny-biz.ru
Оставьте первый комментарий