В горсуде Набережных Челнов завершается допрос ключевых свидетелей, которые проходят по делу бизнесмена Валерия Чулакова. Сегодня выступили двое – экс-глава Тукаевского района Фаил Камаев и юрист, который сопровождал сделку по мене участков Чулакова на муниципальные земли. Бывший чиновник, которому, по сути, вменяют тот же самый эпизод, отметил – об обременениях и ограничениях знал, ровно как и о завышенной оценке участков Чулакова. Но, несмотря на это, поручил экс-председателю Палаты имущественных и земельных отношений Азату Надершину провернуть махинацию и поменяться землей буквально за спиной Айрата Хабибуллина. Последний тогда занимал пост руководителя местного исполкома, ему якобы подложили «чистые» документы, которые он впоследствии и подписал. Юрист Чулакова Альфия Авзалова, в свою очередь, рассказала, как проходил процесс подготовки к обмену землей и что один участок, «большой и лакомый», местные жители постоянно просили отдать под строительство социального объекта.
ВЕРСИЯ КАМАЕВА
«Я ОТВЕТИЛ НАДЕРШИНУ, ЧТО НУЖНО ВЫПОЛНИТЬ МОИ УКАЗАНИЯ И ПОДГОТОВИТЬ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБМЕНА ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ»
Сегодня в горсуде Набережных Челнов допросили двух ключевых свидетелей по делу бизнесмена Валерия Чулакова – экс-главу Тукаевского района Фаила Камаева и юриста Альфию Авзалову, которая сопровождала так называемую сделку владельца «Маленькой страны» с местным исполкомом.
Первым к трибуне вызвали Камаева, однако в связи с тем, что времени с первоначального допроса прошло довольно много и что-то бывший чиновник уже успел подзабыть, было решено зачитать его показания, которые он давал на стадии предварительного следствия.
Так, Камаев пояснил, что Валерий Чулаков пришел к нему на прием (тогда Камаев еще был главой) летом 2023-го года. Бизнесмен просил оказать содействие и произвести обмен своих 24 участков на муниципальные земли, которые были неподалеку от коттеджного поселка «Маленькая страна».
«Чулаков напомнил про обращения жителей села Нижние Суык-Су о строительстве социальных объектов на земле Чулакова. Я согласился ему помочь инициировать обмен земельными участками и предложил выбрать те, которые ему интересны из имеющихся в собственности у Тукаевского района, обратиться в ПИЗО и узнать, какие имеются. В конце октября – начале ноября 2023-го года Чулаков снова приехал ко мне на работу, предоставил отчет от 25 октября того же года. Он сообщил, что 24 земельных участка имеют ограничения и обременения, предусмотренные статьей 56 Земельного кодекса. Однако Чулаков провел оценку своих участков без учета их нахождения в охранных зонах, то есть без учета ограничений и обременений. <…> В ходе разговора Чулаков говорил, что понимает, что оценка земельных участков произведена без учета ограничения применений и их стоимость значительно завышена. Однако с учетом ранее сделанного им для района считает справедливым обменять 24 участка на земельные участки Тукаевского района на сумму не менее 107 миллионов рублей», – зачитал судья допрос Камаева.
Камаев дал указание произвести мену. Тот факт, что в отчете завышена оценка стоимости участков Чулакова, он осознавал. Бывший чиновник также подчеркнул, что Айрату Хабибуллину, на тот момент еще руководителю местного исполкома, деталей обмена знать было не нужно. А именно его подпись, по факту, была решающей.
«С Чулаковым договорились, что оплату оценки участков он произведет сам за свой счет. Затем я вызвал в свой кабинет председателя ПИЗО Азата Надершина и дал указание произвести обмен земельными участками между Чулаковым и Тукаевским районом», – продолжил зачитывать судья допрос Камаева. Последний также отмечал, что осознавал завышенную стоимость объектов бизнесмена и то, что обмен будет неравноценным. – «Изучив отчет и расширенные выписки на земельные участки, предоставленные Чулаковым, Надершин сказал, что их оценка произведена без учета ограничений, стоимость завышена и, соответственно, обмен будет неравноценным. Я ответил Надершину, что нужно выполнить мои указания и подготовить все необходимые документы для осуществления обмена земельными участками».
Дальше Чулакову предложили обратиться с заявлением в адрес местного исполкома, после – подготовить проект планировки, межевания части территории Нижних Суык-Су. Туда планировали включить землю, которую Чулаков хотел обменять, чтобы обосновать необходимость района в этих участках. Хабибуллину же якобы преподнесли это так, как будто инициатор мены – муниципалитет и именно райисполкому нужны земли Чулакова. Когда все необходимые документы были готовы, постановлением за подписью Камаева назначили публичные слушания по проекту планировки части территории села. Затем Хабибуллин (он якобы не знал о схеме) подписал договор мены, который содержал недостоверные сведения и «чистый» акт приема-передачи. 12 февраля 2024-го года за Чулаковым зарегистрировали право собственности на пять земельных участков, а в собственность Тукаевского района ушли 25 участков в селе Нижние Суык-Су. Однако договор мены не принял Росреестр, федеральная служба также просила предоставить тот акт приема, где прописано, что земли Чулакова имеют ограничения.
«Надершин сообщил, что с целью исполнения моего указания о производстве мены, поменял листы в договоре мены земельных участков и актах приема и передачи, в которых прописано, что земельные участки имеют ограничения, направил данные экземпляры в Росреестр. Для проверяющих оставил в ПИЗО экземпляры договора мены и актов приема и передачи, содержащие ложные сведения», – продолжил зачитывать допрос судья.
Таким образом Тукаевскому району был причинен ущерб в районе 62 миллионов рублей, который, к слову, уже возмещен.
«В период с 25 октября 2023-го года по 12 февраля 2024-го года я превысил свои служебные должностные полномочия главы Тукаевского района, дав незаконные указания председателю ПИЗО Надершину произвести заведомо неравноценный обмен. В результате чего муниципальному образованию причинен ущерб на сумму 62 миллиона в виде упущенной выгоды. В настоящее время Чулаковым полностью возмещен ущерб», – закончил зачитывать допрос Камаева судья.
ЮРИСТ ЧУЛАКОВА
«САМЫЙ БОЛЬШОЙ И ЛАКОМЫЙ УЧАСТОК ПОСТОЯННО ХОТЕЛИ РАЗМЕЖЕВАТЬ И ПРОДАТЬ. ФЛЕР ИХСАНОВ ЗВОНИЛ И СПРАШИВАЛ, КОГДА ЕГО ОТДАДУТ»
Следующей к трибуне вызвали Альфию Авзалову, она оказывала Чулакову юридические услуги, в частности, проверяла договора и сопровождала сделки с недвижимостью. Сопровождала она и процесс мены участков Чулакова на муниципальные массивы. Так, Авзалова пояснила, что осенью 2023-го года Чулаков поручил ей подготовить регламент и дорожную карту того, как произвести договор мены. Юрист прописала, что необходимо сделать: оценить землю, которая принадлежит и подлежит обмену, получить выписки ЕГРЮЛ, которые подтверждают собственность и так далее. Она подчеркнула – о договоренности провести оценку земли без учета обременений она не знала.
«Чулаков пояснил мне, что в 2022-м году граждане обращались по поводу строительства школы, детсада, парка. Он указал прописать в заявлении несколько участков, принадлежащих Тукаевскому району. По указанию Чулакова я подготовила заявление, он его подписал. <…> В ноябре 2023-го года по указанию Чулакова я заказала оценку земельных участков, принадлежащих Тукаевскому району. После производства оценки был получен отчет, согласно которому рыночная стоимость данных участков составила 94 миллиона рублей. Документ я предоставила в ПИЗО», – зачитал показания судья.
Затем Авзалова направила в исполком заявление о начале разработки проекта планировки и межевания части территории в селе Нижние Суык-Су. Это якобы было нужно для того, чтобы обосновать законность производства мены. Авзалова подчеркнула, что перед подписанием документов, ей никто почему-то не предоставил на проверку акты приема и передачи.
Вопрос к свидетелю был у самого Чулакова. Подсудимый поинтересовался, просил ли он остановить сделку в случае, если нарушится ее законность.
– Валерий Александрович всегда говорил: «Мы действуем по закону». Для меня это тоже важно – соблюдение норм и законов для меня правило №1, – ответила Авзалова.
– Вы продолжаете оказывать юридическую помощь Чулакову? – уточнил судья.
– Если обращается, то да, – ответила Авзалова.
– После возбуждения уголовного дела какова судьба договора мены участков? – спросил судья.
– Я подготавливала соглашение о возврате имущества бывшим владельцам. Исполком сказал, что не будет этого делать. Возврат имущества произведен, как было в первоначальном виде. У Валерия Александровича в Нижних Суык-Су был протяженный, большой участок под дорогу. До сделки он просил меня подготовить договор пожертвования, чтобы передать исполкому. Людям нужны были дороги. Договор был подписан, но после они отказались от него, – заявила она.
Авзалова также утверждала, что у Чулакова просили также землю под строительство школы или детского сада.
– Самый большой и лакомый участок постоянно хотели размежевать и продать. Флер Ихсанов (экс-глава сельского поселения – прим. ред.) звонил и спрашивал, когда его отдадут. Мне, конечно, было тоже удивительно, я говорю: «Вы с собственником разговаривайте», – сказала Авзалова отметив, что по поводу участка обращались и местные жители.
В ближайшее время планируется допрос последнего ключевого свидетеля – бывшего председателя ПИЗО Азата Надершина. Он, напомним, также проходит по делу Чулакова. Сам Надершин уже получил два года условно. Что касается Камаева, то он подписал досудебное соглашение со следствием и признал вину во всех семи эпизодах, которые ему вменили. В конце октября он выступит с последним словом.
Сhelny-biz.ru
Оставьте первый комментарий