Малый бизнес Набережных Челнов стоит на пороге масштабного кризиса. Уже с 2026-го года предпринимателям предстоит столкнуться с радикальными изменениями в налоговой системе, которые эксперты называют «убийственными» для многих компаний города. Речь идет о повышении НДС на 2% (с 20% до 22%) и резком снижении порога для уплаты налога (с 60 миллионов рублей до 10). По оценкам специалистов, под новую нагрузку попадет практически весь малый бизнес автограда. Эксперты считают, что в условиях, когда новые регистрации бизнеса сокращаются, а ликвидации растут, предприниматели будут вынуждены выбирать – либо повышать цены, рискуя потерять клиентов, либо оптимизировать расходы до предела. О том, как новые налоговые реформы могут ударить по бизнесу Челнов – в материале.
ЭКСПЕРТЫ
«У НАС БИЗНЕС БИТЫЙ И ТЕРТЫЙ, ОН И НЕ ТАКИЕ УДАРЫ ВЫДЕРЖИВАЛ»
Резкие изменения в налоговой системе могут стать серьезным испытанием для бизнеса Набережных Челнов. Речь идет об увеличении стандартной ставки НДС два процентных пункта – с текущих 20% до 22%. Кроме того, Минфин РФ предлагает существенно изменить условия работы для предпринимателей на упрощенной системе налогообложения (УСН). Так, с 1 января 2026-го года порог выручки (при превышении которого возникает обязанность по уплате НДС), может быть снижен с 60 млн до 10 млн рублей. По мнению Евгения Гольдфайна, заслуженного экономиста России, предстоящее повышение налогов станет серьезным испытанием для предпринимательского сообщества.
– Повышение налогов с нового года сильно ударит по бизнесу. Надеюсь, что это не будет обрушающим ударом так, что все схлопнется. Все-таки у нас бизнес битый и тертый, он и не такие удары выдерживал, поэтому массового закрытия и банкротства бизнеса не будет. Но возникнут серьезные проблемы, особенно у малого и среднего бизнеса в части НДС, уровня упрощенки до 10 млн. Также ожидаются проблемы по маркетплейсам, где налоговая нагрузка должна резко увеличиться, – прокомментировал эксперт. – Повышение цен, исходя из инфляции, всегда будет упираться в возможности для их покупки. У производителей, даже если есть инфляция, есть два варианта – либо закрыть направление бизнеса, либо повысить цены. Он повышает цены, а денег у населения мало, не покупают, значит идет закрытие бизнеса. Потому что не повышать цены – это работать себе в убыток, ни один бизнес долго этого не выдержит. К тому же, есть острая конкуренция с китайским производителем, особенно через маркетплейсы.
Татьяна Дербенева, генеральный директор компании «Аудит ТД», заслуженный экономист РТ, также считает, что новые налоговые реформы, которые вступят в силу в 2026-м году, однозначно окажут серьезное давление на бизнес-среду.
– Особенно болезненным выглядит снижение порога по НДС до 10 миллионов рублей. Это значит, что практически весь малый бизнес попадет под эту нагрузку. Это будет просто убийственно для многих компаний, – отметила гендиректор компании. – У нас, например, фонд оплаты труда составляет 70% от всех расходов. С новыми налоговыми ставками (включая повышение соцвзносов до 30-32%) эта доля может вырасти до 80%. Рынок диктует свои условия, и одностороннее повышение цен просто невозможно – клиенты уйдут к конкурентам.
По словам руководителя компании, сейчас наблюдается тревожная тенденция: новых регистраций бизнеса становится все меньше, а ликвидаций – больше. Даже в сфере аудиторских услуг заметно, как закрываются предприятия.
– Все зарплаты уже давно белые, никаких конвертов практически не осталось, – добавила она. – Вся нагрузка ложится на бизнес, который вынужден либо сокращать расходы, либо уходить с рынка. Ситуация действительно непростая, и пока из этого положения не видно выхода. Надеюсь, что бизнес найдет способы адаптации, но однозначно могу сказать – легко не будет никому.
Гендиректор компании «AI Стратегия», бывший совладелец сети «Своя пекарня» Евгений Мамонтов не представляет, как крупного бизнесу в дальнейшем возможно будет конкурировать с какими-то частными небольшими компаниями.
– Когда предприниматель открыл одну пекарню (он не попадает под НДС) и рядом с ним стоит сеть пекарен, которая после 10 млн начинает платить НДС, условия для конкуренции становятся суровыми, – пояснил бизнесмен. – Кто-то из игроков будет продавать франшизу, избавляться от своих точек, находить новые формы существования – это очень больно ударит по бизнесу и все это выльется в то, что стоимость для конечного потребителя будет неукоснительно расти.
Мамонтов считает, что многим бизнесам придется закрыться.
– Сейчас некоторые компании находятся на грани выживания, у многих серьезные падения. И резкое увеличение налоговой базы негативно скажется на производителе. В любом случае с привлечением налоговой нагрузки будет закрытие каких-то точек с невысокой ликвидностью. На мой взгляд, часть бизнеса, связанного с общепитом, свернется, – продолжил он.
Как утверждает Мамонтов, у предпринимателей сейчас очень непростая ситуация. Дело в том, что многие покупатели, особенно пенсионеры (а это 40% от всех клиентов), могут позволить себе только определенный объем покупок. И если повысить цены из-за роста налогов, то люди просто не смогут покупать товары.
– Проблема в том, что сырье дорожает намного быстрее, чем мы можем поднимать цены на готовую продукцию, – пояснил Мамонтов. – Получается замкнутый круг: материалы становятся дороже, а цены поднять нельзя, потому что покупатели не потянут. Из-за этого наша прибыль с каждой продажи становится все меньше и меньше. Клиенты это чувствуют и начинают уходить к конкурентам или просто меньше покупать. В итоге мы видим, что количество чеков не растет, общая выручка стоит на месте, а прибыль с каждой продажи падает. Ситуация сложная – с одной стороны, нельзя не учитывать растущие расходы, с другой – нельзя отпугнуть покупателей высокими ценами. А впереди еще и налоги повысят, что только усугубит проблему.
БИЗНЕС
«КОГДА БИЗНЕС НЕСЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ, ОН НЕИЗБЕЖНО ЗАКЛАДЫВАЕТ ИХ В СТОИМОСТЬ ТОВАРОВ И УСЛУГ»
Совладелец одной из сетей Набережных Челнов «Coffee Like» Ренат Идиятуллин отметил, что любое повышение налоговой нагрузки неизбежно отразится на бизнесе.
– Нам придется перекладывать часть расходов на клиентов, потому что бизнес не может работать в убыток, – прокомментировал бизнесмен. – Сейчас сложно точно сказать, насколько вырастут цены, информация противоречивая. По предварительным оценкам, возможно повышение в пределах 10-15%, но это не точно.
По его словам, повышение цен может отпугнуть часть клиентов. При этом нужно понимать, что дорожает не только продукция кофейни: растут цены на сырье (особенно на молоко и зерно), увеличиваются расходы поставщиков.
– Мы не планируем резких скачков цен, будем повышать их постепенно, отслеживая реакцию рынка. При этом важно отметить, что я отвечаю только за свои точки, и не могу говорить от лица всей сети в городе, у других владельцев могут быть свои подходы к ведению бизнеса, – подытожил он.
Ильдар Хафизов, владелец кофейни «Spot coffee» отметил, что не планирует резких скачков цен.
– Мы провели тщательный анализ рынка, пообщались как с поставщиками, так и с конечными потребителями. По нашим расчетам, с начала нового года ожидается повышение цен примерно на 7%. Это затронет все позиции нашего меню, – рассказал Хафизов. – За последние годы наши покупатели стали более финансово грамотными и с пониманием относятся к вынужденным изменениям. Что касается нашего бизнеса, то мы не ожидаем закрытия точек или серьезных проблем. Недавно открыли новое кафе и дела идут хорошо, показатели соответствуют ожиданиям. Мы готовы к этим изменениям и уже продумали все шаги.
Более оптимистичные настрой у соучредителя компании «Traveldiscounter» Андрея Афанасьева.
– НДС коснется примерно 15% турагентств и всех туроператоров, что неизбежно приведет к повышению цен на путешествия. Нашу отрасль всегда штормит, поэтому в целом мы физически и морально готовы ко всему, думаю, что в целом ничего страшного не произойдет, просто будем работать еще больше, – пояснил туроператор. – Когда бизнес несет дополнительные расходы, он неизбежно закладывает их в стоимость товаров и услуг, – заметил он. – Конечно, часть компаний просто не выдержит такого давления и уйдет с рынка. Но те, кто сумеет оптимизировать процессы и предложить действительно востребованный продукт, выживут. Как говорится, выживает сильнейший, более организованный и эффективный. Катастрофы, возможно, не случится, но жить станет однозначно сложнее. И это не первое такое повышение, боюсь, что и не последнее.
Рисхат Сабирзянов, глава агентства недвижимости «Кама» в сложившейся ситуации не рассчитывает поднимать стоимость на услуги.
– Мы работаем в основном на упрощенной системе налогообложения. Для небольших компаний, таких как наша, ситуация сложнее. Мы понимаем, что нам придется платить больше. Тем не менее я думаю, что мы не будем повышать цены на услуги в ближайшее время. Для нас каждый клиент важен, и мы понимаем, что в кризис людям сложно. Мы постараемся удержать старые цены и сократить расходы там, где это возможно, – прокомментировал он.
Николай Атласов, финансовый директор компании «ПромИндустрия» подчеркнул, что в стране взят курс на курс на «высушивание» малого и среднего бизнеса.
– Я думаю, разработанные минфином предложения будут оформлены как правительственный законопроект и внесены в Госдуму на утверждение. Возможно, он будет скорректирован в каких-то параметрах, но курс на «высушивание» малого и среднего бизнеса, думаю, продолжится, – отметил Атласов. – Конечно, это затронет прежде всего те субъекты МСП, которые демонстрируют невысокую эффективность, а также те, у кого в бизнесе низкая маржинальность. МСП и так нелегко, но каких-то положительных перспектив для данного сектора я пока не вижу. Потому что в нынешней ситуации федеральное правительство руководствуется логикой поддержки прежде всего крупного производства, в то время как МСП уходит на периферию государственных интересов. В 1990-е годы, когда крупные предприятия закрывались, МСП выступал в роли социальной «подушки» для государства – этот сектор поглощал значительное число безработных, облегчая бремя для бюджета. Сейчас ситуация кардинально изменилась. На рынке дефицит рабочей силы, в том числе для оборонной промышленности и связанных с ними производств.
Альфия Андросенко
ПЬЕР ДУНН
житель
Солнышко
Петрофф
ПЬЕР ДУНН
Игорь
ПЬЕР ДУНН
Андрей
Андрей
Раушания
Андрей