Заброшенная водонапорная башня на ГЭСе имеет шанс стать новым центром притяжения для жителей Набережных Челнов. Как рассказал глава «АЙТАТ» Артур Тагиров, концепция развития предполагает создание многофункционального общественного комплекса с коворкингом, развлечениями и арт-пространством. По мнению Тагирова, для окупаемости объекта необходимо обеспечить поток минимум 30 тысяч посетителей ежегодно. При этом основной аудиторией должны стать местные жители, так как автоград не является туристическим центром. Однако реализация концепции требует решения множества задач, в частности, экспертизы старого здания, сноса некоторых объектов и изменения вида разрешенного использования земельного участка. Сейчас земля под башней находится в статусе «приемника-распределителя». Подробнее – в материале.
ИДЕЯ
«ВОДОНАПОРНЫЕ БАШНИ – ХАРАКТЕРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КАЖДОГО СТАРИННОГО ГОРОДА, НАША ЗАДАЧА ЗАКЛЮЧАЛАСЬ В ТОМ, ЧТОБЫ НАЙТИ ОПТИМАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ДЛЯ ОБЪЕКТА»
Заброшенная водонапорная башня, расположенная в глубине поселка ГЭС, может стать центральным элементом нового IT-квартала в Набережных Челнах. Инвестором многофункционального комплекса при государственном муниципальном партнерстве готов выступить Артур Тагиров.
Соавторами проекта ревитализации являются студенты четвертого курса Индустриального педагогического колледжа (факультет дизайна) Зиля Набиуллина и Тимур Склямов. Руководитель проекта – Рената Власова. Проект получил рабочее название «Манара», с татарского языка переводится как башня. Что касается концепции, то она разработана командой «АЙТАТ» и студентов во время их летней практики.
Так, проект предусматривает создание многофункционального, легкотрансформируемого пространства с ежеквартально меняющимися событиями, зонами, фотолокациями, чтобы привлечь молодежь и обеспечить повторные визиты.
– Это не должен быть музей с одной постоянной экспозицией, нам нужно, чтобы челнинцы приходили повторно, несколько раз в год, увидев новые интересные события и возможности башни, – рассказал Тагиров. – Для реализации проекта нужны отличные медиа-ресурсы проекта, сам пешеходный маршрут от остановки Студенческая, удобная стоянка для автомобилей и велосипедов, а также локации для фотографий. Кроме того, нужны модные кофейни и общепит. Мы должны попасть в молодежные тренды, чтобы создать трафик.
Также планируется пристроить к башне, которая имеет небольшой диаметр, здание.
– Габариты объекта не позволяют реализовать полноценное функциональное пространство, – отметил Тагиров. – Простыми словами – если поставить внутри башни лестницу или лифт, это займет все доступное пространство. Люди смогут только подняться и встать небольшой группой, но никак не использовать помещение по назначению. Это критически важный момент, который необходимо учитывать при дальнейшей разработке концепции. Поэтому мы придумали сделать здание пристрой в два этажа к башне. Представьте: вы заходите в здание через красивый большой теплый вход, попадаете в комфортное пространство с высокими потолками, где есть все необходимое – кофейня, гардероб, туалет, пуфы. Находясь в этом помещении, вы можете прикоснуться к стене самой башни, исследовать ее, любоваться ею, не выходя из комфортной среды. Что касается детального внутреннего наполнения здания и отделки, мы не стали пока углубляться, команда сосредоточилась на общем подходе к архитектуре и застройке. Внутреннюю отделку мы пока не разрабатывали.
Есть несколько существенных моментов, на которые Тагиров обратил внимание: территория должна оставаться открытой и общедоступной (без заборов), необходимо также предусмотреть большое количество парковочных мест.
Студенты-дизайнеры также предложили нестандартный подход к интеграции газовой подстанции в городскую среду. Вместо того, чтобы просто замаскировать технический объект, они превратили его в элемент благоустройства.
– В процессе работы над проектом мы столкнулись с интересным вызовом – необходимостью интеграции существующей газовой распределительной подстанции в общую концепцию благоустройства территории. Блок подстанции, безусловно, требовал особого подхода, так как являлся неотъемлемой частью инфраструктуры, но при этом мог стать потенциальным диссонансом в общем архитектурном решении, – пояснили авторы проекта. – Мы приняли решение не просто замаскировать объект, а превратить его в арт-объект, который бы привлекал внимание и становился частью городской среды. Концепция лего-кубика позволила нам создать элемент, который не только гармонирует с общим дизайном, но и привносит элемент игры в городское пространство.
Говоря о практической реализации, руководитель проекта Рената Власова обратила внимание на существующую пешеходную инфраструктуру.
– Есть интересная пешеходная дорожка, которая потенциально может стать частью прогулочного маршрута. При правильной организации она могла бы превратиться в уютную аллею с озеленением, – добавила она.
В рамках работы студенты провели исследование опыта преобразования водонапорных башен в разных городах и странах.
– Водонапорные башни – характерный элемент каждого старинного города, наша задача заключалась в том, чтобы найти оптимальное решение для данного объекта, – отмечают авторы проекта. – Мы изучили множество примеров: в некоторых странах башни превращают в частные дома, в других – в отели или офисы (особенно популярен такой опыт в Чехии). В России подобных реализаций немного, но есть успешный пример в Зеленоградске – Музей кошек.
БИЗНЕС
«МЫ ГОТОВЫ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ, НО ТОЛЬКО ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ГОРОДА И ГОСУДАРСТВА»
Перспективы нового проекта Тагиров оценивает осторожно, с учетом экономической и политической обстановки, срок окупаемости (возврат инвестиций) может занять 30 лет и более. Предприниматель летом встретился с главой Комсомольского района Ленаром Ахметзяновым, последний инициативу поддержал.
– Дальнейшие переговоры были продолжены с Натальей Кропотовой (замруководителя исполкома города), которую я посетил дважды. Представил нашу концепцию развития территории, включая подготовленную визуализацию проекта. Часть материалов была передана администрации для детального изучения. Следующий шаг – организация встречи с мэром города Наилем Магдеевым непосредственно на объекте, – пояснил Тагиров.
При поддержке государства новое современное пространство Тагиров намерен создать за пять лет.
– Это – полностью локальный челнинский продукт, коллаборация местных талантливых архитекторов, дизайнеров и ИТ предпринимателя. У нас есть успешный 10-летний опыт развития территории, и мы готовы за пять лет превратить новую зону в пространство лучше уже существующего. Важно понимать: как IT-компания мы не можем взять на себя весь проект самостоятельно. Мы готовы участвовать в проекте, но только при поддержке города и государства, – пояснил инвестор. – Думаю, что за пять лет с момента получения прав на участок мы эту территорию превратим в точку удержания и привлечения молодежи в городе. Мы – не теоретики и не фантазеры. Для нашего бизнеса эти инвестиции не являются точкой роста, по сути, это – социальный проект. И заходить в эту социальную историю только своими ресурсами я не готов.
По мнению бизнесмена, для финансовой устойчивости проекта необходимо привлекать не менее 30 тысяч посетителей ежегодно, при этом основной аудиторией станут жители Набережных Челнов, поскольку город не является туристическим центром.
– Для того, чтобы объект мог сам себя содержать (коммунальные расходы, обслуживающий персонал) нужно, чтобы был доход. Поэтому, там в том числе будет интерактивный музей с небольшой ценой билета и льготами для ряда слоев населения. Обязательно должна быть оплата за вход в музей – для вовлеченности людей. Когда человек потратит что-то личное, то более вовлечено относится. По нашим подсчетам необходимо не менее 30 тыс. посетителей в год. Однако надо помнить, что Челны – не туристический город и у нас нет туристического трафика. Где взять посетителей? Очевидно, что это должны быть жители Набережных Челнов, – пояснил Тагиров. – Отдельно хочу подчеркнуть, что успех проекта зависит не только от качественной проработки концепции, но и от способности преодолеть административные барьеры. Как показывает опыт, путь от идеи до реализации может быть долгим и непростым, требующим терпения и настойчивости. Важно понимать, что проект сталкивается с серьезными техническими и юридическими препятствиями.
ПРОБЛЕМЫ
«ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК ИМЕЕТ НАЗНАЧЕНИЕ «ПРИЕМНИК РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ». ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА НЕОБХОДИМО ПОМЕНЯТЬ НАЗНАЧЕНИЕ ЗЕМЛИ»
Глава «АЙТАТ» отметил, что на данный момент есть четкая концепция развития территории, подкрепленная опытом благоустройства двух прилегающих зон. Однако для начала работ потребуется тщательная экспертиза безопасности конструкции – текущее состояние башни вызывает сомнения, подчеркнул спикер. Кроме того, земля под объектом на данный момент предназначена под вытрезвитель.
– Мы уже облагородили сквер и территорию вокруг наших зданий, и теперь предлагаем городу рассмотреть возможность муниципально-частного партнерства для развития всей прилегающей территории, – рассказал он. – Но есть нюанс – земельный участок имеет назначение «приемник распределитель» (бывший вытрезвитель). Для реализации проекта исполкому необходимо внести изменения в генплан города и поменять назначение земли. Это масштабный, сложный и затратный проект.
Говоря о самой реализации, нельзя не затронуть важный аспект – вопросы безопасности и согласования с надзорными органами.
– На данный момент есть серьезная проблема: я очень высоко оцениваю вероятность запрета эксплуатации объекта-башни со стороны Гостехнадзора. Это связано с тем, что надзорные органы несут уголовную ответственность за безопасность общественных объектов. Только качественная и дорогая экспертиза башни ответит на данный вопрос.
Напомним, башня построена в период 1946 – 1956 годов и представляет собой образец промышленной архитектуры послевоенного времени. Сейчас объект находится за ограждением и доступ к нему ограничен.
Альфия Андросенко
Оставьте первый комментарий