Елабуга запретила на территории района и города прокат электросамокатов. Информацию об этом накануне растиражировали местные, региональные и федеральные СМИ. Для нарушителей свежего постановления исполкома попытка разместить прокат средств индивидуальной мобильности может обернуться огромным штрафом. Местные власти ссылаются на безопасность жителей и детей, а также отсутствие инфраструктуры. Однако, как выяснил Chelny-biz.ru, причиной жестких мер с молодежным видом передвижения мог стать конфликт с одним из операторов сервиса кикшеринга. К слову, история повторяется точь-в-точь: еще в 2022-м году доступ «железным коням» к дорогам перекрыли в Набережных Челнах. О том, как в Елабуге запускали электросамокаты, чем это обернулось и опыте соседей – в материале.
ЧТО ПРОИСХОДИТ
ТОТАЛЬНЫЙ ЗАПРЕТ НА ПРОКАТ ЭЛЕКТРОСАМОКАТОВ
Елабуга «прогремела» в федеральной повестке как первый город в Татарстане, где официально запретили прокат электросамокатов. По России она заняла второе место, последовав за Благовещенском в Амурской области.
«Сообщаем, что деятельность сервисов аренды электросамокатов на территории нашего города запрещена. Как пояснила руководитель исполнительного комитета Ахмадиева Эльмира Равильевна, данное решение связано с обеспечением безопасности для детей, подростков и всех жителей города», – уведомила в соцсетях администрация Елабужского района.
Решение было принято на недавнем заседании комиссии по безопасности дорожного движения. Как сообщают СМИ, местные власти, помимо обеспокоенности за жизнь и здоровье елабужан, также указывают на отсутствие должной инфраструктуры для использования средств индивидуальной мобильности.
В исполкоме ситуацию пока комментируют крайне скупо. В пресс-службе лишь уточнили, что речь идет о полном запрете проката. На днях администрация публиковала информацию о том, что самокатчики нарушают постановление исполкома, которое регламентирует порядок эксплуатации пунктов проката электросамокатов на территории Елабужского района. К слову, документ совсем новенький – он был издан 27 июня, спустя несколько дней после того, как в город пришел работать оператор сервиса Greenbee.
В постановлении, которое попало в распоряжение редакции, нарушителей будут привлекать по статье 2.6 КоАП РТ «Неисполнение муниципальных правовых актов органов местного самоуправления». Максимальное наказание – штраф до миллиона рублей.
ЧТО ГОВОРИТ БИЗНЕС
«СОТРУДНИКИ АДМИНИСТРАЦИИ МНЕ ПРЯМЫМ ТЕКСТОМ СКАЗАЛИ, ЧТО ЭЛЕКТРОСАМОКАТОВ В ГОРОДЕ НЕ БУДЕТ – НАКЛАДЫВАЮТ ЗАПРЕТ»
Chelny-biz.ru связался с оператором сервиса кикшеринга из Казани GreenBee, который этим летом решил зайти с электросамокатами в Елабугу. Для этих целей предприниматель Игорь Зарипов закупил порядка 50 единиц. Зарипов – бизнесмен из Менделеевска, занимается арендой электросамокатов с 2020-го года. Раньше он был управляющим сервиса GreenBee, теперь – партнер. По его словам, они одни из первых запустили шеринг электросамокатов в Казани, также разработали свое программное обеспечение. Но в Елабуге он не проработал и двух недель.
– Эта история длится с мая. Тогда я начал согласовывать Елабугу для работы кикшеринга, призывая администрацию к сотрудничеству. Предлагал встретиться, составить соглашение, чтобы корректно интегрировать сервис в город – установить зоны ограничения скорости, места хранения средств индивидуальной мобильности. Так в других городах поступают. Я хотел получить какое-то неформальное согласование от местных властей. Мы все понимаем, что эта деятельность имеет две стороны медали. Однако мне ответили отказом, который я трактовал, как несогласие сотрудничать, – рассказал Зарипов. – Тогда я решил, что ничего не нарушаю – федеральным законодательством никаких ограничений на электросамокаты не накладывается.
По словам предпринимателя, через несколько дней он обнаружил, что его СИМы (средства индивидуальной мобильности – Ред.) массово покидают свои зоны. Испугался, что технику воруют.
– Какие-то люди на газели утром собирают мои электросамокаты. Я перехватил их по GPS. Там был начальник отдела муниципального контроля, который сообщил, что электросамокаты эвакуирует исполком. Объяснили так: «На муниципальной земле располагаются какие-то объекты», – вспоминает всю хронологию событий бизнесмен. – Я вызвал полицию, они мне самокаты отдали. Сказали, что в следующий раз полиция мне не поможет. Отмечу, что никаких постановлений тогда еще не было, никакие акты мне не предоставляли. Кроме того, перед запуском я уведомлял администрацию района.
В данной истории инцидент был не единственным. Но на исход последующих повлияло постановление исполкома Елабужского района, изданное 27 июня. Оно регламентировало порядок эксплуатации пунктов проката электросамокатов на территории муниципалитета.
– Они выпустили постановление, которое приравнивает мои СИМ к прокату электросамокатов. Там указано, что запрещено парковать их на тротуарах, велосипедных и пешеходных дорожках. Это традиционные места их размещения. Эти локации не единственные, которые оказались под запретом. Они там указали все, что только можно, – возмутился Зарипов. – Они ссылаются на то, что это якобы не безопасно. Для меня последовательность действий администрации района нелогична. Если вы против электросамокатов, то запретите всем. Хотя это тоже незаконно будет. 1 и 5 июля их вновь эвакуировали. Сотрудники администрации мне прямым текстом сказали, что электросамокатов в городе не будет – накладывают запрет.
По словам бизнесмена, сейчас он обращается в правоохранительные и надзорные органы с просьбой проверить законность запрета местных властей. Он также добавил, что в закупку электросамокатов для размещения в районе вложился ветеран СВО – уроженец Менделеевска Марат Набиуллин. В проект он якобы вложил выплату по инвалидности.
– Я сам отношусь к электросамокатам с осторожностью, так как понимаю всю ответственность, которая лежит на мне, как на операторе кикшеринга. Данный вид транспорта представляет опасность, его нужно регулировать и ограничивать. Как раз-таки, на мой взгляд, кикшеринг самокатов является выходом, который регулирует данную деятельность. Он гораздо безопаснее частных самокатов по нескольким причинам. Первая – ограничение скорости. Вторая – пользователь электросамоката идентифицируется по номеру телефона и банковской карте при помощи приложения, – перечислил предприниматель. – Даже если человек совершил правонарушение, его можно будет найти. Рынок все равно будет расти, какой смысл запрещать шеринг? Люди будут просто покупать личные самокаты, перепрошивать их и ездить по 50 километров в час. Это никак не смогут контролировать. Честно, хотел регламент работы определить с администрацией. Но мне выбора не оставили – сезон длится 150 дней, привлечены деньги ветерана СВО, на мне лежит большая ответственность.
Зарипов отметил, что к организации шеринга он подошел со всей ответственностью – ужесточил ограничение скорости. На территории парков, скверов – 10 км в час, на всей зоне проката – 20 км в час (при требовании закона в 25 км в час), а на территории детских садов, школ и училищ проезд вообще запрещен. За техникой следил сотрудник на аутсорсе, даже был диспетчер. В планах было обучать жителей безопасному вождению на электросамокатах.
– У нас на каждой единице висит брошюра с правилами пользования. За то время, пока мы работали в Елабуге, электросамокаты брали хорошо. Людям нравилось, они писали положительные отзывы. В комментариях в соцсетях есть люди, которые отстаивают данное средство передвижения. Мне понравился комментарий студента, который рассказал, что самый логичный способ добираться на электросамокате с университета до центра тем, кто не водит автомобиль, – поделился собеседник издания. – Мы сейчас согласовываем работы в Менделеевске. Думаю, что на следующей неделе осуществим запуск. Там администрация лояльна, даже предыдущее руководство (имеет в виду Радмира Беляева, который перебрался в Нижнекамск – прим. ред.) предлагало мне запуск электросамокатов – есть велодорожки в районе. Я сам уроженец Менделеевска. У меня недавно родился сын и я переехал на малую родину. Елабугу для кикшеринга выбрал потому, что она буквально под боком. Честно говоря, меня шокировал тот факт, что какой-то вид бизнеса можно взять и просто запретить.
Казанский сервис Greenbee присутствует в таких городах как Нижнекамск, Зеленодольск и Сарапул (республика Удмуртия). Подобных кикшерингов в Елабуге раньше не было.
Chelny-biz.ru удалось поговорить с одним из представителей частного проката электросамокатов. Собеседник издания попросил остаться анонимным. Прокомментировал, что боится «пакостей» и визитов местных властей после публикации. По его словам, прокат электросамокатов не сильно развит в Елабуге, акцент больше идет на другие средства передвижения. «Массовым» такой вид досуга никогда не был.
Интересно, что до запрета в Елабуге набирал сотрудников крупный сервис кикшеринга Whoosh. Об этом говорят объявления о вакансиях на крупном сайте по поиску персонала. Например, вакансия главный водитель была опубликована в конце мая. Сейчас она находится в архиве.
ОПЫТ СОСЕДЕЙ
«МЫ НЕ ПАРИЖ, ГДЕ СНАЧАЛА РАЗРЕШИЛИ, ХОТЕЛИ ВСЕМ ПОНРАВИТЬСЯ, ПОТОМ ЗАПРЕТИЛИ. ПОЭТОМУ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ РАЗРЕШАТЬ, НУЖНО ДУМАТЬ»
Ситуация точь-в-точь произошла в Набережных Челнах весной 2022-го года. Тогда о планах на автоград заявила федеральная сеть Whoosh. Оператор зашел с размахом: расставил по городу сразу 500 электросамокатов, однако не проработал и недели – технику с мест дислокации вывез исполком. Власти объясняли это просто – самокаты установлены незаконно. Сначала оператор должен был провести геодезию участков и только потом направить заявление на каждую зону парковки. Чего в данном случае не было сделано.
– Whoosh никто не запрещает работать, но только пройдя все процедуры, которые они это сделали в Казани. Там такой же регламент, как у нас, – комментировали тогда Chelny-biz.ru в управлении экономического развития и поддержки предпринимательства исполкома города.
Оператор кикшеринга же объяснял свою позицию действующим законодательством РФ, которое не предусматривало необходимость согласования деятельности по шерингу электросамокатов с какими-либо государственными и муниципальными органами или получение какого-либо согласования для размещения.
В Челнах зона для поездок на самокатах включала лишь Новый город. Базовый тариф был определен в 40 рублей за старт и 5 рублей за каждую следующую минуту. При этом в компании отмечали, что в зависимости от спроса, количества самокатов на конкретной парковке, заряда самоката стоимость поездки могла меняться как в меньшую, так и в большую стороны. На территории парков, скверов, мест с интенсивным пешеходным движением, таких как парк Победы или парк Гренада самокаты автоматически должны были снижать скорость до 15 км/ч. При выезде из зоны скоростной режим восстанавливается.
Whoosh грозился, что будет жаловаться в Генпрокуратуру: самокаты изъяли незаконно. Ситуация тогда разделила челнинцев на два лагеря: одни были «за» электросамокаты, другие выступали против. Администрация Челнов тогда даже запускала в сети опрос – «нужны ли электросамокаты городе?». Тогда большая часть опрошенных была против СИМ.
Ситуация в итоге решилась не в пользу бизнеса. Еще через год Дмитрий Чуйко, основатель и СЕО компании Whoosh, отмечал, что все еще не теряет надежды обосноваться в Набережных Челнах.
– Мы продолжаем предпринимать попытки, наладить там как-то диалог и объяснить городу, доказать на цифрах, доказать на примерах других городов, где есть схожая инфраструктуры или даже инфраструктуры хуже, что сервис может работать там, – говорил Чуйко. – Надеемся, что в перспективе найдем все-таки какой-то баланс с городом, и Набережные Челны поедут на электросамокатах.
Власти автограда же при каждом удобном случае отмечают, что для электросамокатов в Челнах нет необходимой инфраструктуры.
– Электросамокаты мы в городе пока не разрешаем, – в начале этого лета отмечал Наиль Магдеев, мэр города. – В некоторых городах запрещают, у нас такой проблемы нет. Сначала разрешать, потом ограничивать, потом запрещать... Мы не Париж, где сначала разрешили, хотели всем понравиться, потом запретили. Поэтому, прежде чем разрешать, нужно думать. И в некоторых городах уже появилось понимание того, что безопасность людей – это приоритет и задача №1, а все остальное – потом.
Позицию города всецело поддерживает и местная Госавтоинспекция.
– Мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев принял жесткое решение – не пускать в город операторов кикшеринга. ГАИ это решение поддержала, – сегодня прокомментировал Chelny-biz.ru глава местного ведомства Радий Кадиков. – Они попытались выставить свои самокаты, но их оперативно собрали и организованно поместили на охраняемую стоянку. Тогда же произошло смертельное ДТП – на пересечении проспектов Чулман – Хасана Туфана автомобиль сбил 19-летнюю девушку на прокатном электросамокате. После этот вопрос рассмотрели на городской комиссии по безопасности дорожного движения. Тогда Наиль Гамбарович говорил, что нет законодательства, которое бы определяло, к какой категории транспортных средств относить СИМ. Также в городе нет соответствующей инфраструктуры. Вот когда это все появится, можно будет вернуться к этой теме. Челнинцы принципиальную позицию поддержали – проводился опрос о целесообразности внедрения пунктов проката электросамокатов, 70% опрошенных были против. К слову, министр МВД по РТ Дамир Сатретдинов на одном из совещаний, где рассматривалась проблема аварийности с участием прокатных электросамокатов в республике, привел в пример Набережные Челны, где эту проблему решили на корню.
Кроме того, в Челнах с прошлого года на набережной и в парке на ГЭСе запрещено кататься на электросамокатах – здесь установили запрещающие знаки.
– Люди довольны, отзывы хорошие идут. Там же и пожилые гуляют, и мамы с колясками, с детьми и так далее. Мы рады, что примеру Челнов последовали другие города – Благовещенск, Елабуга, Пермь и так далее. Мы убедились, что были правы, – говорит Радий Кадиков.
Тем временем оператор из Елабуги активно ведет деятельность в Нижнекамске. Здесь, как прокомментировали изданию в пресс-службе местной администрации, работают три крупных оператора. Помимо Greenbee это МТС Юрент и Whoosh.
«Администрация Нижнекамска держит ситуацию с операторами кикшеринга на особом контроле. Накануне проводилось совещание с операторами с участием представителей ГИБДД и прокуратуры, где стороны обсудили ведение этого бизнеса на территории города. Стороны уточнили места парковок самокатов, дополнительно определили участки, где действует ограничение скорости – это все городские общественные пространства. Кроме того, участники совещания утвердили места, где прокат самокатов запрещен. При заезде на эту территорию у самоката полностью отключается электроника. Например, подобное ограничение действует у Монумента Победы. В результате совещания с каждым оператором было заключено соглашение с обозначением прав и обязанностей каждой стороны», – говорится в ответе.
В администрации Нижнекамска добавили, что на пользователей частных самокатов, на которых не действуют ограничения, будут приниматься дополнительные меры административного воздействия в пределах законодательства.
Сhelny-biz.ru