К 2025 году единственным игроком городских пассажирских перевозок останется «Горкоммунхоз», который окончательно вытеснит с рынка ООО «Пассажирские перевозки». Руководитель компании Николай Тятюшкин, почти 20 лет обслуживающий часть городских маршрутов, готов сдать бизнес через два месяца. На следующие торги его предприятие уже не заявится: «Контракт завершается, все… До свидания!».
КУДА УХОДИТ ТЯТЮШКИН
«ВСЕ ЖЕ ДУМАЮТ, ЧТО ЗДЕСЬ МЕШКАМИ ДЕНЬГИ ЗАРАБАТЫВАЮТ ЭТИ МАШИНЫ»
Николай Тятюшкин и его предприятие готовятся покинуть рынок городских перевозок. За последние два года автопарк компании значительно поредел: из 300 единиц техники, которые обслуживали несколько автобусных маршрутов, осталось чуть ли не в четыре разе меньше – порядка 80 микроавтобусов.
– Осталось два месяца. Контракт завершается, все… До свидания! – рассказал сегодня Chelny-biz.ru Николай Тятюшкин. – До конца года поработаем и хватит. Я устал от всего этого. Я не хочу больше в эту сферу.
К началу следующего года в автограде истекает действие контрактов на маршруты. К этому же времени чиновники должны выдать новую маршрутную сеть, которую для Челнов готовят иногородние специалисты. Ожидается, что в ней появятся «свежие» маршруты с учетом новых микрорайонов, а часть оптимизируется. В документ заложат и «калибр» техники, которая должна обслуживать их.
– Торги не будут объявлять: им не нужны конкуренты, они – город, МУП - сами справятся, – уверен Тятюшкин. - Там уже один МУП работает. Мы же свой контракт заканчиваем.
По словам частного перевозчика, часть микроавтобусов уже работает под лицензией муниципального предприятия «Горкоммунхоз», который возглавляет Альвир Аглуллин. На балансе городской конторы, как известно, также новенькие автобусы большой вместимости.
– Все же в курсе, что наш контракт заканчивается. Те, кто хочет дальше работать – перешли в МУП, – объяснил Тятюшкин. – Другие ушли на вахту, распродали технику. Оставшиеся со мной контракт дорабатывают и потом тоже - или на вахту, или куда.
Тятюшкин рассказал, что сейчас частникам вообще не выгодно заходить на рынок городских перевозок – в условиях санкций это просто нереально.
– Возраст машин – все, они исчерпали свое. Никто не берет [новую технику]. Потому что сейчас та же «газелька», которая стоила около миллиона, обойдет в пять. По такой стоимости проезда – это просто нереально окупить, – делится предприниматель. – Все же думают, что здесь мешками деньги зарабатывают. Пять миллионов отбить – это нужно 10 лет! Пока ты машину отобьешь, уже списывать нужно.
ООО «Пассажирские перевозки» – «сборная» частников, которые еще в прошлую транспортную реформу (в период создания МУП «Электротранспорт», которое позже обанкротилось) объединились и создали предприятие. В его состав вошли четверо: Александр Кутлунин, Ильдар Фахразиев, Алмаз Мусин, а также сам Николай Тятюшкин, который и возглавил фирму. Ранее бизнесмены самостоятельно обслуживали городские перевозки: «Авантех», «Альтекс» и ИП. В результате объединения они смогли остаться на рынке, взяв с торгов более десятка городских маршрутов.
– Я в этот рынок пришел в 2005 году. С тех пор я как от жителей, так и от руководства слышу один негатив – во всем виноват частник. Вот сейчас жалуются, что «социальная карта» не принимает платежи. Она устарела по возрасту. Не принимает [платеж], а виноваты мы. В чем наша вина?! Мы к этому аппарату не имеем никакого отношения, но виноваты мы, – делится Николай Тятюшкин. – Ну, может, в чем-то частник и виноват. Все-таки за все это время частнику никто даже не предложил: «Наверное, нужно вам возместить выпадающие доходы?!». А тут руководство города говорит, что в сфере пассажирских перевозок денег не хватает!
Что касается планов, Тятюшкин отмечает, что будет наблюдать за ситуацией со стороны.
– Я пенсионер. Буду отдыхать, - добавил он.
ЧТО ХОЧЕТ ГОРОД
«НА ОСТАЛЬНЫХ МАРШРУТАХ ПОКА РАБОТАЮТ ЧАСТНЫЕ ПЕРЕВОЗЧИКИ, НО ЭТО ВОПРОС ВРЕМЕНИ»
Городские пассажирские перевозки в свое время были одной самых проблемных точек. Количество частников, желающих получить «хлебные» маршруты, было с десяток. За лоты дрались, ругались и судились. Целая череда судебных разбирательств, к примеру, была начата в 2015 году. После аукциона частники, долгие годы ведущие деятельность на челнинском рынке, разделись на два враждующих лагеря: победители получили маршруты, проигравшие – отказывались их отдавать. В итоге суд даже приостановил договор на перевозок по шести маршрутам, еще семь незаконным признало татарстанское УФАС.На этот раз местная власть, не раз предпринимавшая попытки масштабной транспортной реформы, судя по всему, учитывает этот опыт. «Революция» пройдет с участием старого МУП «Горкоммунхоз», который в итоге останется на рынке перевозок единственным крупным игроком.
«Муниципальный «Горкоммунхоз» вскоре может стать монополистом на рынке пассажирских перевозок Набережных Челнов, – сегодня отреагировал на публикацию Chelny-biz.ru о сходе с дистанции Николая Тятюшкина телеграм-канал «Замполит Татарии» (новость быстро разлетелась по мессенджерам). – «Пассажирские перевозки», собственно, долгое время спасали город от настоящего транспортного коллапса. Хотя основной автопарк конторы и приходился до самого недавнего времени на нелюбимые всеми малогабаритные автобусы. Однако именно «газельки» выручали челнинцев, когда вследствие неудачной реформы мэра Наиля Магдеева обанкротился муниципальный «Электротранспорт», на смену которому пришел работающий сейчас МУП «Горкоммунхоз». Машины Тятюшкина пока еще обслуживают одни из самых «хлебных» городских маршрутов. После окончания контракта их (маршруты), безусловно, выставят на торги. Правда, будут ли желающие заходить в этот бизнес сейчас, когда поток наличных (и сопутствующих доходов) там серьезно сократился, а сама сфера не особо прибыльна без бюджетных вливаний — вопрос.
Если же весь город под себя заберет «Горкоммунхоз», то ситуация тоже сложится не самая приятная. Во-первых, в отсутствие конкуренции надеяться на повышение качества услуг особо не стоит. Во-вторых, «эффективные» муниципальные управленцы вполне могут предприятие растащить. И собственно, совсем прикончить и так едва живой общественный транспорт Набережных Челнов. Шутки шутками, но за примером далеко ходить не надо. Банкротное дело «Электротранспорта» закрыли с долгами почти на миллиард рублей. И без особых претензий к кому бы то ни было. А это всегда подогревает аппетиты».
Тем временем, автопарк предприятия «Горкоммунхоз» постепенно пополняется техникой, первые автобусы упали на баланс МУП еще в прошлом году. В этом году Набережных Челны должны получить 90 НЕФАЗов: 46 автобусов по специальным казначейским кредитам поступили в начале года, сейчас город ждет 44 – по государственной лизинговой программе. Технику поэтапно будут выводить на городские проспекты. Задача местной власти – увеличить количество больших автобусов до 250. Хотя первая реформа Магдеева провалилась при меньшем количестве НЕФАЗов – 190 штук.
На подходе полнокровное автобусное предприятие с соответствующей инфраструктурой. Новую автобусную базу планируют построить недалеко от гипермаркета «Леруа Мерлен». Но, как отмечал Магдеев, проект весьма затратный. Поэтому подвижной состав пока будут обслуживать на существующей базе МУП «Горкоммунхоз».
– Идут предпроектные работы. Мы работаем на старой базе. Она нас удовлетворяет. Пока на то количество автобусов, которые у нас есть, ее хватает. Мы там год назад установили автоматическую мойку. Еще одну ставим, – рассказывал ранее мэр. – Пока мы живем по средствам. Объять необъятное не получится. Работаем поэтапно, планово, чтобы на все наши цели и задачи были финансовые ресурсы. Основной фактор – это отсутствие денег, чтобы купить здесь и сейчас. Ближайшие год–два мы будем работать на той базе, которая есть. А потом жизнь покажет.
В целом же создание транспортного предприятия руководство города оценивало в 1,5−2 млрд рублей.
– Мы пошли на создание муниципального предприятия, наделили его функциями перевозки. На остальных маршрутах пока работают частные перевозчики, но это вопрос времени, – рассказывал Chelny-biz.ru мэр Наиль Магдеев.
Судя по всему, частники будут работать в тандеме с «Горкоммунхозом», сконцентрировавшись вокруг МУП. По крайней мере, Наиль Магдеев отмечал, что город не ставит задачи закрыть большими автобусами все направления. Вероятно, этот тот вариант, о котором выше озвучил Тятюшкин.
– Есть короткие и другие маршруты, на которых нецелесообразно использовать крупногабаритный транспорт. Там будут курсировать микроавтобусы. Работы всем хватит, – заявлял мэр.
Лилия Хамитова
Pelmen
ДиванныйЭксперт
житель
Семён
Жительница
Пенсионерка
Александр
ЯЯ
Ксения
ЯЯ
Ильхамия
Ильхамия