Семья известных в Татарстане предпринимателей Юнусовых передала свои магазины «Челны-хлеб» и «Продслава» в управление УК «Салют». С марта контролировать деятельность торговых точек, а также распределительный центр «Челны-Логистик»теперь будет башкирский топ-менеджмент на расстоянии – из Уфы. Подробности сделки и причины такого поворота событий остаются в тайне, однако стороны отмечают, что все ради оптимизации процессов и операционных затрат. Эксперты, тем не менее, рассматривают несколько вариантов: от возможности подготовки сети к продаже до желания усилить бренд, выстроив вертикально интегрированную компанию. Chelny-biz.ru попытался выяснить, кому доверили актив, который выстоял, когда местные игроки распродавали свои сети федералам и просто закрывались, не выдержав конкуренции.
О СДЕЛКЕ
Сразу три актива семьи Рафаэля и Эдуарда Юнусовых 1 марта перешли в управление компании «Салют» из Башкортостана. О подписанном соглашении заявили в ГК «Батыр», в которую входят местные магазины «Байрам», «Башбакалея» и «Сабантуй». Заведует всеми проектами как раз-таки «Салют». Башкирам доверили две торговые сети - это 59 объектов «Челны-хлеб» и «Продслава», расположенные на территории республики - и распределительный центр «Челны-Логистик» (11 тысяч квадратных метров площадей).
«Партнерство нового уровня направлено на усиление работы магазинов посредством внедрения и использования передовых технологий, совершенствования информатизации систем, оптимизации процессов и операционных затрат, повышения эффективности реализации маркетинговых программ, что в целом позволит увеличить конкурентоспособность сети, повысит мотивацию сотрудников и карьерный рост», – сообщила на днях пресс-служба группы компаний «Батыр».
Условия сделки, а также каким образом предприниматели будут контролировать свой бизнес – не разглашаются. Сами Юнусовы на телефонные звонки сегодня не отвечают. Скудно комментирует произошедшее уфимская сторона.
– Тут пока не могу комментировать, – рассказал Chelny-biz.ru Павел Антипин, генеральный директор УК «Салют», подчеркивая, что нюансы сделки можно будет раскрыть только ближе к апрелю. – По сути, цель наша такая: усилить работу региональной розницы, потому что мы в Башкортостане региональная сеть. Сейчас, по сути, мы будем сильнее, работая непосредственно в Татарстане. Ну и для нас важно, чтобы было активное взаимодействие с местными товаропроизводителями Татарстана. Это будет основная целевая работа.
По словам Антипина, соглашение действует бессрочно. Компания продолжит открывать магазины, заверил он, рабочие места сохранят, а локализацию местных товаропроизводителей увеличат.
ГК «Батыр», кстати, как и торговый дом Юнусовых, объединила в себе оптовое и розничное направления, а также производство и фасовку продуктов питания. Под контролем «Салюта» уже почти 130 торговых точек в Башкирии.
Согласно данным «Контур.Фокус», УК образовали в 2016 году как организацию по управлению холдинг-компаниями. Поначалу ее учредителями были трое: Эльвира Валиева, Лейсан Зеленкина и Павел Антипин. С 2023-го Антипин является единственным владельцем конторы. Что касается финансовых показателей фирмы, по итогам 2022-го ее выручка выросла на 4% – до 135,8 млн, чистая прибыль с пандемийного года практически не меняется и остается в районе 650 тыс. рублей. На конец 2022-го в компании трудилось 175 человек.
Сам Антипин является заместителем председателя Башкирской торговой ассоциации, а также входит в совет Ассоциации предпринимательства Башкирии. Всю свою сознательную жизнь бизнесмен связан с продуктовым ритейлом. С 1999 года был торговым представителем ТК «Форвард», которая владела сетью магазинов «Полушка». С 2008-го Антипин возглавил компанию. До УК «Салют» руководил фирмами «МТК-Регион» и «Правильное питание». Обе занимались торговлей мясом.
ЧТО ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ
Игроки розничного рынка отмечают, что Юнусовы, возможно, несут убытки и просто пытаются передать управление более эффективной команде. Не исключается также и вариант подготовки бизнеса к продаже.
– Скорее всего, есть скрытый интерес компании, – говорит Ринат Сулейманов, гендиректор ТД «Дуслык». – «Челны-хлеб» золотую пору развития прошел. Факт того, что сеть отдают в управление, может говорить о следующем: либо они готовят к продаже свои магазины и таким образом укрупняют пул (и башкиры будут вести переговоры и станут дальше на рынке продаваться), либо дела настолько плохи, что сами уже не могут управлять. Если второе - то, наверное, такое решение правильное.
Сулейманов считает, что у местных региональных игроков «нет стратегического горизонта», при котором они будут успешны:
– Рано или поздно эти сети все равно уступят рынок более сильному игроку, потому что просто несравнимы потенциалы закупок, уровень заработной платы, прибыли... Развитие этих сетей сначала остановится, а потом, я думаю, пойдут убытки. Другой вопрос: насколько продуктивно будут курировать процесс издалека?
– Если предположить, что управлять магазинами будет команда из Башкирии и все решения будут приниматься там, в Уфе, то я сомневаюсь, что ситуация будет улучшаться, – продолжает глава ТД «Дуслык». – Потому что эффективно вести торговлю на расстоянии никому еще не удавалось по одной простой причине: ритейл – это управление здесь и сейчас. Не посетив этот магазин, ты вряд ли сделаешь его хорошим. С высококвалифицированными директорами он будет продолжать прекрасно работать, с не очень подготовленными - все время будет делать ошибки. Кто будет их исправлять?!
Полярного мнения Дмитрий Калачев, генеральный директор и совладелец компании «Впрок». Соглашение можно рассматривать как укрупнение бизнеса, считает он.
– Я думаю, что это вариант консолидации бизнеса, чтобы повысить эффективность. Например, у любого розничного бизнеса есть такая статья расходов как бэк-офис (расходы офиса). Она считается как отношение затрат на зарплату, аренду помещений и т.д. к общему обороту розничного продавца. В разных сегментах эти затраты могут составлять от 3% до 6% от общего оборота компании, – говорит Дмитрий Калачев. – При этом здесь очень четко прослеживается эффект масштаба: чем больше сеть, тем меньше затрат. Конечно, это все положительно сказывается на конечном финансовом результате. Так как «Байрам» и «Челны-хлеб» очень похожие сети, соответственно, их работу можно стандартизировать. Условно говоря, из одного офиса «Челны-хлеба» или «Байрама» можно управлять и той, и другой сетью. И таким образом, объединение приведет к снижению затрат на бэк-офис в два раза. Это прибыль для обеих компаний.
Еще один плюс – «закупочная сила», которая повысится у сетей благодаря увеличению совместных объемов закупок.
– Любой бизнес продается. Думаю, что собственники не исключают такой возможности, если будет спрос. Но я не думаю, что именно такая цель, – считает Калачев. – Если бы была цель продать, было бы проще продать сейчас. Я думаю, что цель – повысить эффективность бизнеса. Тем более, «Челны-хлеб» – это ведь канал сбыта для «Челны-хлеба»-производителя. Я думаю, им гораздо интереснее в результате объединения выйти на рынок Башкирии. Ну а если «Челны-хлеб» продаст свою сеть, то у них будут другие трудности попасть на рынок. Думаю, что тут, скорее всего, план выстроить вертикально интегрированную компанию, чем продаваться.
Ильдар Зияров, основатель торгового дома «Камилла», высказал мысль, что такой ход мог бы помочь предпринимателям сосредоточиться на новых сферах, в частности, на продвижении своей продукции в других сетях.
– Любой бизнес должен быть продаваемым. Если он непродаваемый – вот это плохо, – говорит Ильдар Зияров. – Любой владелец должен сделать его таким, чтобы его хотели купить как можно дороже. Это логика предпринимательства. Поэтому он должен сделать все максимально прозрачным, привлекательным, понятным. Обстановка меняется каждый день: сегодня на высоте федеральные сети, завтра могут быть местные, более гибкие . «Челны-хлеб» держится довольно долгое время, хотя предрекали его скорую продажу. Что касается продвижения собственного производства через свои сети - делать ставки на это тоже не совсем хорошо. У каждого производителя должен быть вариант «Б»: что, если не будет магазинов? У «Махеева», например, прекрасно поставлена реализация по всей России. Продукцию продавали через свои магазины, находили возможность продавать через другие сети. Думаю, что «Челны-хлеб» и как производитель найдет путь к прилавку.
О БРЕНДЕ
Торговый дом «Челны-хлеб» - семейный бизнес Юнусовых, входящий в одноименную группу компаний. Первый магазин ритейлера с помпой открывали при участии президента Минтимера Шаймиева, он находится в 32-м микрорайоне. По данным системы «Контур.Фокус», ТД ведет деятельность под несколькими юрлицами («Челны-хлеб II», «Челны-хлеб III»), а руководит ими Алия Шоколбаева, которая ранее здесь же занимала должность коммерческого директора.
Работу УК «Челны-хлеб» контролирует Эдуард Юнусов, акционерное общество возглавляет Рафаэль Юнусов. Отец и сын входят в состав учредителей еще ряда «дочек» холдинговой компании.
Всего же в группу компаний Юнусовых входят хлебзавод «Челны-хлеб», агрофирма «Родные края-Туган як», кондитерская фабрика «Тортугалия», торговый дом «Челны-хлеб», распределительный центр «Челны-Логистик», который занимается хранением, отгрузкой, фасовкой товаров, оптовой продажей овощей и фруктов, а также производственное предприятие Chelny food.
Финансовых показателей компаний за прошлый год система еще не обнародовала. По показателям 2022-го цифры выглядят таким образом: выручка ТД «Челны-хлеб» выросла на 10% - до 6,3 млрд. рублей, чистая прибыль составила 4,3 млн. Другое юрлицо торгового дома - «Челны-хлеб II» - снизил выручку на 88%, до 29 млн, чистая прибыль – 2,2 млн. «Челны-хлеб III» закончил 2022-й с выручкой 46 млн (рост 2%) и чистой прибылью 17,1 млн. У «Челны Логистик» рост составил 19%, компания заработала 3,9 млрд. Читая прибыль – 4,2 млн.
Нужно сказать, что слухи о продажи сети ходили вокруг компании не раз. В 2018 году, к примеру, поговаривали, что челнинский бренд готов купить X5 Retail Group. При этом, сделка даже чуть не состоялась: «деньги – не главное, не сошлись в принципах», тогда коротко отмечал Рафаэль Юнусов.
Chelny-biz.ru
Житель
Самокат
Стив
Стиву
Стив
Баширов
Надежда
Надежда
Саша
Денислам
Челнинец
Обыватель челнинский
Игорь
Гюзель
иван
Татьяна
Владимир
Дальнобойщик
Посетитель
Опытному челнинцу
,, Челнинцу, который опытный