В Набережных Челнах завершилась эпопея с банкротством МУП «Электротранспорт». Арбитражный суд РТ забил последний гвоздь в крышку гроба проблемной «дочки» исполкома. Теперь кредиторы, которым задолжало муниципальное предприятие (а в их числе и дочерние компании «КАМАЗа»), остались ни с чем. Продавать больше нечего, а все, что удалось спустить с молотка, скорее всего, пойдет на текущие платежи (налоги, судебные издержки и вознаграждение конкурсному управляющему). Поэтому про долг почти на миллиард рублей теперь придется просто забыть, а из ситуации с большими автобусами – «извлечь урок» и «в будущем учесть этот опыт». Чем закончился провальный «стартап» мэра Челнов Наиля Магдеева – в материале Сhelny-biz.ru.
ФИНАЛ БАНКРОТСТВА ЧЕЛНИНСКОГО МУП
КАК ПОДЕЛИЛИ ДЕНЬГИ С ПРОДАЖИ ИМУЩЕСТВА
Конкурсный управляющий МУП «Электротранспорт» Ильдар Залялетдинов в начале сентября этого года вышел на финишную прямую в деле о банкротстве челнинского предприятия. Компания в свое время занималась автобусными пассажирскими перевозками в Набережных Челнах – из 19 городских маршрутов шесть осуществлял именно «Электротранспорт». Остальные по итогам конкурса были закреплены за «Пассажирскими перевозками». Спустя три года с момента объявления предприятия банкротом конкурсный управляющий предложил кредиторам завершить производство – все, что можно было продать, уже продано. Кредиторы, по всей видимости, возражений не имели, поэтому Залялетдинов обратился в Арбитражный суд РТ с ходатайством о завершении процедуры конкурсного производства. Финальный отчет по банкротному делу предприятия суд рассмотрел спустя почти две недели после заседания комитета кредиторов.
Так, согласно документу, в реестре требований кредиторов три очереди. В первой обычно указывается размер возмещения материального и морального ущерба потерпевшим – здесь у банкротного «Электротранспорта» «по нулям». Вторая очередь включает в себя налоговые платежи и требования о выплате зарплаты сотрудникам, но может включать и долги перед работниками. Сумма требований по этому показателю – 12,5 млн руб. Третья очередь – сумма основного долга. Согласно данным, компания задолжала своим кредиторам 875 млн рублей. Здесь же указаны штрафы и пенни – 36,7 млн. Итоговый «вес» третьей очереди составил 924,9 млн.
Интересно, что за годы, пока шло банкротство, предприятию удалось погасить всего 53 млн рублей из почти миллиардного долга. Это всего лишь 5,8%. Вероятнее всего, эти деньги пойдут на погашение задолженности перед государством, проведение самой процедуры, оплату судебных издержек, расчет с конкурсным управляющим и привлеченными лицами (эксперты, оценщики и так далее). Таким образом, «тело» банкротного дела – долг перед кредиторами – так и останется непогашенным. По всей видимости, шанса на возврат денег уже нет.
Здесь же стоит отметить, что субсидиарная ответственность, за счет которой чаще всего и погашается сумма основного долга, так и не была распределена между предполагаемыми «виновниками» краха компании. Конкурсный управляющий неоднократно пытался привлечь к «субсидиарке» контролирующих лиц компании-банкрота. В списке значился сам исполком и три директора, которые возглавляли автобусное предприятие в разные годы: Рашид Шамсудинов, Александр Гурьянов и Радиф Мубаракшин. Споры дошли до кассационной инстанции (в двух инстанциях до этого шли отказы), однако и после третьей инстанции заявитель – конкурсный управляющий – ушел ни с чем. К слову, на этой стадии вопросы к Рашиду Шамсудинову почему-то уже отпали.
Исполком тоже пытался судиться с конкурсным управляющим – власти требовали признать работу Залялетдинов ненадлежащей. Администрация города была недовольна тем, как конкурсный управляющий работает с дебиторской задолженностью и с инвентаризацией имущества. А ранее возмутились его вознаграждением в 1,5 млн, якобы эта сумма была слишком преувеличена для человека, который приложил не так много усилий для расчета с кредиторами.
КАКОЕ ИМУЩЕСТВО ПУСТИЛИ С МОЛОТКА
«Распродажа» имущества муниципального предприятия началась в июле 2021 года. Всего было проведено 12 торгов, на которых выставили 31 лот. Первыми с молотка ушла спецодежда (6,5 тыс. рублей), 92 позиции оргтехники (115 тыс.), расходные материалы для клининга по 17 наименованиям (4,5 тыс.), оборудование для счета денег (29 тыс.). «По мелочи» распродали инструменты, мебель, медицинское оборудование, канцтовары, строительные и расходные материалы и запчасти. С торгов ушли компрессоры (80 тыс.), подъемники (130 тыс.), шиномонтажные станки (318 и 137 тыс.).
Транспорт, который значился на балансе предприятия, тоже ушел с молотка – одну маршрутку забрал нижнекамский перевозчик, а два городских автобуса НЕФАЗ – ООО «ПАТП НЧ». Стоимость – полмиллиона каждый. Четыре «частника» были признаны победителями торгов, на которых выставлялись специальное пассажирское транспортное средство на 13 мест за 83 тыс. рублей, легковой седан DAEWOO NEXIA за 34,5 тыс., грузовой фургон КАМАЗ за 120 тыс. и ВАЗ-21101 за 38 тыс. По некоторым данным, техника была с повреждениями.
Затем в расход пошла недвижка. Победителем торгов по лоту, который «весил» почти 69 млн, было признано ПАО «КАМАЗ». В 2021 году автогигант стал обладателем производственной базы на улице Промышленная. Это земля, два склада, столярная мастерская, административно-бытовой комплекс, КТПН, контрольно-пропускной пункт, турникет, шлагбаум, ворота и бетонная площадка. По сути, это бывшие территории автогиганта, которые в свое время были переданы МУПу под размещение автобусного парка.
КОМУ И ЗА ЧТО ЗАДОЛЖАЛ «ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТ»
В списке кредиторов значится 31 предприятие и ИП. Если не брать в расчет мелкие долги, то «по-крупному» компания задолжала восьми организациям и одному индивидуальному предпринимателю. В их числе инициатор процедуры банкротства Раушан Тимергалин с правом требования на 1,1 млн. Его компания занималась перевозами дачников, но эту строку расходов «Электротранспорт» так и не выплатил.
– Тогда несколько предпринимателей подали заявление на банкротство МУП «Электротранспорт», в том числе, и мы. Мы осуществляли пассажирские перевозки в сады-огороды, выполняли социальную задачу. У нас с предприятием был заключен соответствующий договор, это обычная практика. С нами какое-то время рассчитывались, а потом нас просто кинули и остались должны нам 1,1 млн рублей. Мы, конечно, уже с этим смирились. Это очень мутное дело, – рассказал Раушан Тимергалин.
Также в списке кредиторов ООО «Логистический сервис» – 1,2 млн, ФНЛ с «чистым» долгом в 1,8 млн, МУП «Парк культуры и отдыха» – 3,80 млн, исполком Челнов – 5,6 млн рублей, ООО «Газпром газомоторное топливо» – 6,8 млн, ООО «Ремонтно-механический завод РариТЭК» – 11 млн. К слову, завод какое-то время производил техническое обслуживание и ремонт автотранспорта МУПа. «Электротранспорт», к слову, уже имел в своей истории просрочки по платежам, их пытались взыскивать через суд.
Самими крупными кредиторами были дочерние предприятия ПАО «КАМАЗ»: ООО «АвтоЗапчасть КАМАЗ» (178 млн) и «Лизинговая компания «КАМАЗ» (637 млн рублей). Эти суммы взыскать с должника так и не получилось.
– Увы, оспорить решение Арбитражного суда невозможно, оно окончательное. У МУП «Электротранспорт» больше нет имущества, за счет которого банкротное предприятие могло бы погасить долг перед АО «Лизинговая компания «КАМАЗ». В то же время суд решил, что муниципалитет не несет ответственности за учрежденное им предприятие. Мы извлекли уроки из данного случая и в будущем в своей деятельности будем учитывать этот опыт, – прокомментировал Chelny-biz.ru руководитель пресс-службы «КАМАЗа» Олег Афанасьев.
ПРОБЛЕМНАЯ «ДОЧКА» ИСПОЛКОМА
ЭПОПЕЯ С ДВУМЯ СОТНЯМИ АВТОБУСОВ
Заключение лизинговых договоров на автобусы между «КАМАЗ-Лизинг» и «Электротранспортом» выпало на конец 2014-го года. Именно тогда к власти пришел нынешний мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев. Так, город увидел 190 оранжевых газомоторных автобусов «НЕФАЗ», за которые МУПу было не суждено рассчитаться. «Дочка» автогиганта в несколько подходов пыталась «выбить» долги через суд, но в конечном итоге было принято решение – отозвать весь автопарк. Что и было сделано в феврале 2020-го. К слову, техника вернулась в свою альма-матер далеко не в идеальном виде, а на маршруты вернулись микроавтобусы. Об этом немного позднее.
Полученные сине-рыжие автобусы было необходимо обслуживать и своевременно ремонтировать, тендер на эту услугу со второго захода получило ООО «АвтоЗапчасть КАМАЗ» – в первый раз желающих участвовать в аукционе попросту не было. Торги объявляло само муниципальное предприятие, оно же и должно было за три года выделить из своего бюджета (а по сути, из городской казны) 404 млн на оплату услуг поставщика. В 2018-м – 108,8 млн рублей, в 2019-м –186,6 млн, в 2020-м –108,8 млн. Однако у МУПа не было денег, чтобы рассчитаться с проделанной работой, поэтому «АвтоЗапчасть КАМАЗ» также решило взыскать задолженность через суд, а затем заявиться в реестр кредиторов.
Что касается самих автобусов – то их состояние после активного использования было плачевным. Как тогда писала корпоративная газета «Вести КАМАЗа», на ходу было максимум 50 единиц из возвращенных. Остальные же несколько лет стояли без движения, большая часть автопарка на момент передачи буквально погрязла в сугробах. В конечном итоге автогигант продал эти автобусы.
Попытку реанимации транспортной реформы исполком предпринял только под конец 2021-го года. Тогда город решил практиковать именно покупку автобусов. На первую партию новых синих НЕФАЗов порядка 234 млн рублей изыскали из остатков бюджета. На эту сумму смогли закупить 21 автобус. В этом году заказали и получили вторую партию – еще 24 автобуса на 300 млн. Деньги также удалось выделить из остатков бюджета. На дорогах теперь 45 больших синих автобусов, а не под две сотни, как было в тот раз. Но, по крайней мере, город теперь не должен поставщику денег.
КАКИЕ ЕЩЕ БАНКРОТСТВА ВЕЛ КОНКУРСНИК ЗАЛЯЛЕТДИНОВ
За проведенную процедуру банкротства конкурсный управляющий Ильдар Залялетдинов получит 44 тысячи рублей – общий размер погашений не превысил 25% реестра требований кредиторов.
В портфеле конкурсного управляющего всего две организации – банкротство московской ООО «РТК ЛОГИСТИКА» и МУП «Электротранспорт», а также один индивидуальный предприниматель, некий Юрий Томашев. Интересно, что с заявлением о банкротстве московской фирмы выступила челнинская – АО «Лизинговая компания «КАМАЗ». Арбитражный суд назначил процедуру наблюдения и внес в реестр требований 4,5 миллиона «чистыми». Затем в списке недовольных появились еще 11 компаний, в числе которых АО «Камский металлургический комбинат «ТЭМПО» (с правом требования на 384 тысячи) и ООО «ТЭМПО-Логистик» (442 тысячи рублей) – все по договорам перевозки груза. Разборки тянутся с 2019 года и по сей день. Что касается ИП, то банкротное дело сейчас находится на стадии реализации имущества.
Анастасия Клевцова
Шаукат
Антимагдеев13
игорь
Владимир
ПЬЕР ДУНН