Федеральные рекрутеры фиксируют опасные тенденции на рынке труда Татарстана и, в частности, Закамья. Кадровый дефицит растет и сейчас работодатели вынуждены конкурировать между собой не за доли на отраслевых рынках, а за сотрудников. В этих условиях кадровый голод провоцирует зарплатную гонку вне зависимости от эффективности работников, что является серьезным фактором риска. Такой вердикт, опираясь на статистику по региону, вынесла крупнейшая российская компания онлайн-рекрутинга hh.ru. Более глубокую оценку накануне дал и сам президент hh.ru Михаил Жуков, который прибыл в Набережные Челны специально для встречи с бизнесом. Именитый топ-менеджер озвучил неутешительный прогноз — работодатели уже сейчас должны готовиться к демографическому кризису (и формировать команду, базируясь на сотрудниках 45+), оттоку трудовых мигрантов (последними уедут граждане Таджикистана и Туркменистана), трезво оценивать рынок труда, прокачивать «эйчаров», мягко выводить «зумеров» с удаленки и т.д. При этом Жуков положительно оценивает перспективы рынка труда Татарстана и делится собственным кейсом по решению проблемы с дефицитом рабочих кадров для промышленности.
ОБЗОР РЫНКА ТРУДА ТАТАРСТАНА И ЗАКАМЬЯ
«НА РЫНКЕ ТРУДА СЕЙЧАС ДЕФИЦИТ КАДРОВ, ПОЭТОМУ В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ НЕ СОИСКАТЕЛИ КОНКУРИРУЮТ ЗА РАБОЧИЕ МЕСТА, А РАБОТОДАТЕЛИ — ЗА СОТРУДНИКОВ»
В целом в Татарстане, согласно данным, собранным hh.ru специально для Chelny-biz.ru, потребность в рабочих руках выше, чем число людей на рынке труда. Количество вакансий, например, в июне текущего года по сравнению с прошлым выросло на 56%, количество резюме снизилось на 6%. Если говорить о динамике относительно января 2021 года, то рост вакансий — 102%, резюме — всего 10%. Аналогичная ситуация прослеживается и в Закамье: с января 2021 года рост вакансий в июне составил 103%, резюме — всего 13%.
В Челнах работы также больше, чем желающих трудоустроиться. В июле предприятия предлагали 14,4 тысячи рабочих мест, но резюме было лишь 11,8 тысяч. Примечательно, что у соседей — Нижнекамска, Альметьевска, Елабуги и Бугульмы — показатели, напротив, разнятся в другую сторону: тут соискателей больше, чем вакансий.
«В целом на рынке труда сейчас — дефицит кадров, поэтому в большинстве случаев не соискатели конкурируют за рабочие места, а наоборот, работодатели — за сотрудников. Поэтому вопрос сложности трудоустройства, скорее, стоит рассматривать в разрезе сфер, которые развиты в том или ином населенном пункте, зарплат, которые предлагает бизнес, привлекательности локации для жителей. То есть люди рассматривают трудоустройство не в своем городе, если, например, низкие зарплаты, нет работы для их специализации, не хочется жить в городе/селе. Так прослеживается взаимосвязь брендов, города и компаний, которые в нем ведут экономическую деятельность», — комментируют в компании.
Борьба за сотрудников в Татарстане и, в частности, в Закамье действительно очень накалена, фиксируют в hh.ru. Для анализа рекрутеры используют hh.индекс — показатель уровня конкуренции, который рассчитывается как соотношение числа активных резюме на одну вакансию. Здоровой конкуренцией на рынке труда считается показатель hh.индекса от 4 до 8 резюме на вакансию. Все, что ниже — это дефицит кадров. Выше 8 пунктов — это рынок работодателя, претендентов более чем достаточно. Так, по Татарстану в июне 2023 года hh.Индекс пробил нижнюю точку предыдущих наблюдений 2021 года. По региону он составляет 2,8 резюме на вакансию, в Закамье еще ниже — 2,3 резюме на одно предложение о работе. Что касается требований со стороны компаний, то в половине вакансий требуют опыт от 1 до 3 лет, еще в 38% готовы брать соискателей даже без опыта.
Самые дефицитные сферы при этом - самые востребованные. Работодатели фактически конкурируют за одних и тех же людей на рынке труда, отмечают в hh.ru.
«Если говорить об отраслях: больше всего вакансий в Татарстане размещено в сферах продаж, рабочего персонала, производства, строительства, транспорта, розничной торговли. Соискательская активность выше в продажах, производстве, административном персонале, домашнем и обслуживающем персонале. В тех областях, где спрос и предложение не соответствуют друг другу, мы и видим дефицит рабочих рук. В Закамье ситуация немного иная: наибольший спрос здесь на рабочий персонал, специалистов сфер производства, строительства, только потом на сотрудников продаж».
Если посмотреть на июньскую статистику в цифрах, то почти 28% от всех вакансий в Закамье — это действительно рабочий персонал, 22,5% размещены в сфере производства и сервисного обслуживания, 17,8% — в строительстве и недвижимости, 17,5% — в сфере продаж и обслуживания клиентов. Это самые массовые сферы, где конкуренция за одни и те же кадры среди работодателей из разных отраслей наиболее заметна, говорят в hh.ru. Востребованы продавцы-консультанты и менеджеры по продажам, водители, слесари-сантехники, разнорабочие, бухгалтеры, комплектовщики-упаковщики, инженеры-конструкторы, курьеры, технологи и др.
Но в регионе есть сферы, в которых потребность в сотрудниках ниже, а число резюме от соискателей — выше. Наименьшая конкуренция за работников в июне была в сфере «Искусство, развлечения, массмедиа» (13-14 резюме на одну вакансию), «Высший и средний менеджмент» (10-11 резюме на вакансию), «Стратегия, инвестиции, консалтинг» (9-10 резюме на вакансию), «Маркетинг, реклама, PR» (8-9 резюме на вакансию). В части наиболее востребованных сфер Закамье несколько отличается от Татарстана в целом: самую большую долю от всех вакансий по РТ занимает сфера «Продажи и обслуживание клиентов».
Что касается средней предлагаемой зарплаты в срезе городов, то в Казани, например, диапазон составляет 40,2 тысяч-88,5 тысяч рублей. Похожие показатели выдают и Челны — 40,7 тысяч-80,5 тысяч рублей. В Нижнекамске зарплата фиксируется в разбеге от 40 тысяч рублей до 92 тысяч, в Альметьевске — 38,4 тысячи- 92 тысячи, в Елабуге — 45 тысяч-80,5 тысяч, в Бугульме — 35 тысяч-100 тысяч и т.д.
При этом в разных сферах есть разрыв между предлагаемой и ожидаемой зарплатой, отмечают в компании. Оплата, которую выдвигают работодатели, превышает ожидания соискателей в сфере рабочего персонала, транспорта, розничной торговли. В целом по Закамью компании готовы предоставить доход на три с небольшим тысячи больше, чем указывают в резюме будущие сотрудники.
«Дефицит кадров порождает зарплатную гонку, причем уровень зарплат растет вне прямой зависимости от результатов работы. Это фактор риска. С февраля 2023 года предлагаемые зарплаты планомерно растут и они стали превышать ожидаемые, чего не наблюдалось последние два года», - говорят в hh.ru.
Что же касается Челнов, то за последние три года наибольшую зарплату предлагали главному технологу или директору по производству БПЛА (беспилотных летающих аппаратов). Специалистам обещали платить от 1 млн рублей. Но в абсолютном топе — «ставка» до 70 тысяч долларов, которую обещали ведущему инженеру по капитальному строительству. С начала года сегмент самых высоких зарплат в Челнах стартует от 500 тысяч рублей. Эти деньги готовы были платить региональному представителю, менеджеру по продажам сельскохозяйственной техники. Верхняя планка — руководитель группы проектов, до 1,1 млн рублей. Минимальную зарплату с начала года предлагали специалисту по съемке трафика такси — от 8,8 тысяч до 11,3 тысячи рублей на руки.
МИХАИЛ ЖУКОВ
«КОГОРТА НАСЕЛЕНИЯ, В КОТОРОЙ ДОСТАТОЧНО РАБОЧЕЙ СИЛЫ – 45+. ТАК НАЗЫВАЕМАЯ «ВЫЖЖЕННАЯ КОГОРТА» - ОТ 25 ДО 35 ЛЕТ. ИСКАТЬ В НЕЙ ЛЮДЕЙ НАИБОЛЕЕ СЛОЖНО»
Экспертное мнение относительно текущей ситуации и развития рынка труда в Татарстане и Закамье дал сам президент hh.ru Михаил Жуков. Он занял пост в нынешнем году, до этого в течение 15 лет был генеральным директором hh.ru. До прихода в компанию успел получить большой опыт работы в российских IT-направлениях. В 2007 году, работая в СИБУРЕ, создал внутреннюю IT-компанию, а в 1994 году — подразделение сетевой интеграции в IBS. Михаил Жуков неоднократно возглавлял список высших руководителей в отрасли «Онлайн-платформы» в рейтинге «Топ-1000 российских менеджеров» Ассоциации менеджеров России и ИД «Коммерсантъ», а также был признан «Менеджером 2019 года» по версии Премии РБК. Chelny-biz.ru приводит топ самых ярких цитат Жукова на встрече с челнинскими «эйчарами» и редакцией.
О влиянии демографии на рынок труда
— При формировании стратегического плана очень важно внимательно изучать демографию своего региона и города. Сейчас данные Росстата по стране говорят о том, что когорта населения, в которой есть достаточно рабочей силы — это 45+. Далее – мечта любого работодателя и так называемая «выжженная когорта» — молодой, энергичный, с опытом работы и горящими глазами сотрудник от 25 до 35 лет. Искать в ней людей наиболее сложно. В когорте 20-25 лет ситуация еще хуже. С 12 до 20 лет — здесь также все очень плохо. Тут и эффект низкой рождаемости конца девяностых – начала нулевых, в том числе. Мы наблюдаем рост, пусть это и не имеет отношения к сегодняшнему рынка труда, в когорте 5+. Но не стоит надеяться на разговоры о том, что в 2027 году эффект демографической ямы сойдет на нет. Ситуация будет только усугубляться. И у работодателей, которые начнут подготовку заранее, все будет хорошо. А тем, кто не сменит отношение к найму – пожелаем удачи.
Наиболее успешная практика, на наш взгляд – выстраивание пирамиды трудоспособных людей, где в основании лежат не молодые ребята, а именно категория 45+. Мы все понимаем, что с такими людьми сложно работать, у них свой взгляд на большинство проблем, их сложнее обучать, не все хорошо разбираются в компьютерных технологиях и т.д. Но, тем не менее, наиболее успешные работодатели используют этот кейс – опираются на 45+, но и умеют работать и управлять уже упомянутой выше «выжженной когортой», а также построили систему обучения будущих кадров, начиная со школьного возраста.
О трудовых мигрантах
— Накануне я провел день на одном из российских предприятий. Посетили склад, на котором работает очень много мигрантов. Оказалось, они приезжают трудиться целями семьями, сменяют друг друга. Работодатель озвучил их основные требования — уважение (в том числе к национальным традициям), базовые условия для проживания, горячее питание, комфортная курилка, зарплата. И все.
Конечно, они будут демпинговать на зарплатном рынке. Им, по большему счету, не важна конкретная сумма, которую отправляют домой. По поводу трудоустройства — сейчас очень хорошо работает миграционная служба с точки зрения легализации работников через патенты. Если вы хотите, чтобы люди работали нормально, вели себя достойно и были лояльны к компании, их нужно оформлять официально.
В целом, ситуация с трудовыми мигрантами сильно зависит от экономики нашей страны и валютного курса. Когда рубль крепнет, появляется наплыв. Сейчас отток из-за ослабления рубля. Мигрантов из Азербайджана уже не найти, так как там крепнет экономика. Постепенно из России будут вымываться граждане Киргизии, Узбекистана, в последнюю очередь — Таджикистана. С демографией точно лучше не станет, с внешней миграцией тоже. К этому надо быть готовыми — поток может иссякнуть в любой момент.
Об оттоке рабочей силы из-за геополитических причин
— Из страны релоцировалось достаточно много людей. В том числе ИТ-специалисты. А это те люди, которые должны были стать двигателем капитализации новой экономики. Плюс то, что происходит с контрактным наймом — это все снижает объем трудоспособного населения.
О решении проблемы дефицита рабочих кадров и ИТР
— У меня есть теория на этот счет с казенным названием «повышение престижа специальности ИТР». Я, честно признаюсь, не знаю, как решать эту проблему практически, потому что она очень дорогостоящая. Но давайте проведем аналогию с ИТ-специальностями и поймем, почему они пользуются такой популярностью.
Первое — высокая зарплата, как следствие огромной рыночной востребованности специалистов. ИТ-компании понимают, что специалисты создают большую ценность - программы и коды, которые потом могут перепродаваться. Посмотрите, за инженером, который, условно, занимается проектированием в механике, бегают толпами и при этом предлагают копейки. А человек в «Тесле» может делать то же самое, но получать зарплату, на которую можно жить до конца жизни.
Второе — действительно интересные задачи, которые приходится выполнять. Для разработчика при равных зарплатах очень важно, что он делает. Люди хотят профессионально расти. Рынок ликвидный, ИТ-специалист пару месяцев отработает и спокойно может перейти в другую компанию. Сделать то же самое с инженерами можно, но надо учитывать, что основная часть ИТР востребована на государственных и окологосударственных предприятиях. Поэтому, конечно, в руках и задачах государства – дать импульс развитию этого момента.
Третье — интересная атмосфера на рабочем месте, хорошие условия труда. И давайте посмотрим, что происходит на большинстве производств — без слез не взглянешь. Я никого не упрекаю, мы все прекрасно понимаем, что предприятия еще живут на наследии СССР со всеми вытекающими.
Думаю, что при наличии этих трех пунктов и соответствующих инвестициях вполне реально повысить престижность специальностей ИТР. У Закамья ситуация с ИТР в целом еще очень хорошая по сравнению с другими регионами. Мы видим, что происходит в других промышленных кластерах. Это угнетает. А у вас хорошая конгломерация работы и жизни, которая привлекает специалистов.
О зумерах, которые не стремятся возвращаться с ковидной удаленки
— С одной стороны, это основная категория сотрудников, с которой приходится иметь дело. Вероятно, стоит найти золотую середину — например, в форме гибридной занятости. С другой стороны, уже сейчас мы видим по мировой статистике, что есть волна ненасильственного возращения в офис. По такому же принципу, когда люди устают находиться в рабочем социуме, им надоедает удаленка и они возвращаются самостоятельно.
Про главные компетенции HR на предприятии
— В первую очередь, воспитательно-образовательная функция для первого лица компании. Потому что чем больше «эйчары» на это будут тратить времени, тем легче будет работать. При этом месседжи могут и разниться. Для меня, например, наш HR-директор – реальный партнер. Я трачу очень много времени, чтобы рассказывать, куда мы идем. Это человек, который погружен в бизнес-аспекты и его основная задача — создать ресурсный контекст. Развиваются технологии, и мы уверены, что на два-три года вперед есть образовательный план наших специалистов. То есть HR-директор — это человек, который, во-первых, отвечает за ресурсное обеспечение, во-вторых, за бренд работодателя компании.
О влиянии ТОР и ОЭЗ на зарплатную конкуренцию
— Если работодатель проводит исследование, что из-за зарплат люди уходят или готовы уйти, понимает, что все специалисты идут в предприятия-резиденты льготных налоговых зон, есть два способа. Первый — работать над повышением производительности, внедрением прогрессивных систем и методов работы, повышать обучение сотрудников, улучшать условия труда. Второй — жертвовать каким-то количеством денег из прибыли для повышения уровня зарплат.
О рынке труда в Татарстане
— Рынок труда в Татарстане - один из лучших и продвинутых в России. Конкурировать с Москвой и Санкт-Петербургом не нужно, потому что там разные структуры экономики. И плюс исключительно мои визуальные наблюдения — у вас хорошо развита сервисная экономика. По Москве было видно в пандемию ковида, когда половина сервисных компаний из среднего и малого бизнеса просто закрылись. В Татарстане и Закамье, на мой взгляд, есть куда двигаться. Экономика Татарстана очень интересно сбалансирована. Я знаком с главой вашего Минцифры. Мне кажется, что ребята делают очень важную и нужную работу, находятся на радарах у федерального министерства, имеют хороший блок поддержки. С другой стороны, есть «КАМАЗ» и прочие представители промышленности. Считаю, в Татарстане одна их лучших в стране региональных экономик в стране. А с точки зрения производственной экономики — точно в тройке лидеров.
Юлия Шестакова
Если
Челнинец
Ильдар Ильдар
Саша
Горожанин
Андрей
Елена
Ольга
Горожанин
Просто житель
Горожанин
Раушания
катя
Раушания
аноним
оля