, 18 Мая
Новости
Подробно


«Игрушки - не главная наша беда»

17.02.2014, 12:08

Арбитражный суд Татарстана снова рассмотрит спор между ОАО «КАМАЗ» и ОАО «Завод Элекон». Согласно материалам дела, автогигант требует с последнего 5 млн. рублей в качестве компенсации за незаконное использование товарных знаков. Дело, которое, кажется, принципиально для сторон, дошло до кассации, а затем вернулось в первую инстанцию.

Спор возник из-за незаконного использования товарных знаков: словесного элемента КАМАЗ (свидетельство № 375533); словесного элемента KAMAZ (свидетельство № 375534); изобразительного элемента в виде бегущей лошади со словесным элементом КАМАZ (свидетельство № 380303). Они были зарегистрированы в 2007 и 2008 годах. Действие этих товарных знаков распространяется и на «автомобили (игрушки), уменьшенные модели транспортных средств».

27 июля 2009 г. между истцом и ответчиком был заключен лицензионный договор, согласно которому ОАО «Завод Элекон» получил право на использование в течение года знаков в латинской транскрипции. Однако, как было установлено позже, ответчиком было изготовлено 19 уменьшенных моделей КАМАЗа с вышеуказанными товарными знаками. А обнаруженные листки со штампами технического контроля указывали, что модели были изготовлены в период, когда действие лицензионного договора уже прекратилось. Кроме того, на части продукции было использовано изображение товарного знака в русской транскрипции, права на которые ответчику не передавались.

Также стал известен факт изготовления еще 28 единиц продукции, но уже чуть позже: в ноябре 2010 года, феврале-апреля 2011 года, сентябре-ноябре 2011 года. Комментировать ситуацию с ОАО «Завод Элекон» Олег Афанасьев, директор департамента по связям с общественностью ОАО «КАМАЗ», наотрез отказался. Однако он заметил, что борьба с нелегальным использованием товарных знаков предприятия ведется регулярно, а этот случай – не самый «больной».

- Ежегодно нашим юридическим отделом выявляется не менее 10 нарушителей, - говорит Олег Афанасьев. – И игрушки не главная наша беда. В первую очередь мы стремимся выявить нарушителей на рынке запчастей. Ведь это напрямую связано с безопасностью наших клиентов. Товарный знак «КАМАЗа», нанесенный на деталь – говорит о качестве, а если он на детали, изготовленной кустарным образом?

Подделки автогиганту помогает выявлять и таможня. Так, в январе портал предпринимателей сообщал о крупной партии контрафакта. Тогда таможенники Челнов обнаружили фурнитуру для грузовых автомобилей, а именно кнопки ручки (так называемая личинка) для дверей грузовиков с ключами, на которых имелась литая надпись «КАМАЗ». Однако изделия находились без упаковки, сведения о стране происхождения на самом товаре отсутствовали. Кроме того, не было и документов, подтверждающих право пользования бренда Камского автогиганта.

Олег Афанасьев также заметил, что выявлением нелегального использования имени «КАМАЗа» занимаются и на просторах сети интернет. Сегодня компанией выкуплены почти все варианты использования товарного знака в домене первого уровня. По мере выявления идет работа и с другими сайтами, покусившимися на имя автогиганта.

На кажущуюся невинность этого правонарушения стоит вспомнить дело Григория Татевосяна. Для воплощения своей мошеннической схемы он использовал товарный знак «КАМАЗа» в доменном имени, а также изображения грузовика в оформлении сайта. Да и офис разместил в КИП «Мастер». Заполучив таким образом доверие, он нажился на 70 млн. рублей. Подробнее об этом портал предпринимателей сообщал ранее.

Что же касается «Элекона», в суд юристы компании представили документы о том, что производство сувенирных моделей автомобилей «КАМАЗ» на предприятии началось еще в условиях плановой экономики по заданию уполномоченных государственных органов (Министерства электронной промышленности СССР). При этом сам истец подобные сувенирные модели не производил. По этой и еще ряду других причин Арбитражный суд Татарстана в конце 2013 года решил удовлетворить требования «КАМАЗа» только частично - взыскав в его пользу 400 тысяч рублей. Такой исход автогигант не устроил – за решением последовала апелляционная жалоба. Но одиннадцатый арбитражный апелляционный суд изменений вносить не стал. А потому обе компании направили кассации в суд по интеллектуальным правам.

Суд не признал аргументы «Элекона» о праве на товарные знаки «КАМАЗа» законными. Кроме того, он счел, что в прежних рассмотрениях не проверялись доводы автогиганта в части расчета суммы компенсации. Дело вернулось в суд первой инстанции.

Отметим, что по сообщениям издания «БИЗНЕС Online», стороны летом прошлого года намеревались заключить мировое соглашение. Условия тогда не разглашались, сейчас уже ясно, что юристы предприятия так и не смогли урегулировать конфликт.

Катерина Карцева 

Видео