Многие предприниматели сегодня сравнивают ситуацию с дефолтом 1998 года, одним из самых тяжелых экономических кризисов в истории России. При этом замечают: «Пережили его, переживем и сейчас». Многие решения тех дней оказываются применимы и сегодня. Chelny-biz.ru собрал истории известных бизнесменов, прошедших через дефолт и сумевших вывести свое дело на новый уровень. Они вспоминают, как доллар взлетел с 6 до 22 рублей, как опустели полки, как на смену импортному маслу пришел челнинский «Олфэт», а европейское пиво затмили «Зайка моя» и «Барон». Кто по интуиции открылся в разгар кризиса 98-го и не пожалел об этом - реальные истории челнинских предпринимателей.
«ДОЛЛАР ЗА ДЕНЬ СРАЗУ В ТРИ РАЗА ВЫРОС. ЛЮДИ ВСЕ С ПОЛОК СМЕЛИ»
Айдар Камалетдинов в 1998 году руководил крупнейшей в городе частной торговой сетью «Боровецкое». О себе говорит: «Пережил и распад Советского Союза, и приватизацию, и дефолты, и кризисы». Сравнивая тот период с назревающим сегодня кризисом, замечает: «90-е годы были намного хуже».
- Ситуация сегодня, на первый взгляд, очень сложная. Но надо знать предысторию. Я понимаю так, что у руководства страны, действительно, не было другого выхода, - говорит Айдар Камалетдинов. - Дальше терпеть было невозможно. Путин несколько лет назад в одном интервью сказал: «Если драка неминуема, надо бить первым». Видимо, этот принцип и возобладал. Нам надо это принять как объективную данность и консолидироваться. Надо думать, как выходить из этой ситуации нам, гражданам страны. Что касается экономической напряженности, эта ситуация будет не на день-два, а на годы. Это надо понимать. Если в 1998 году после дефолта буквально за полгода-год все восстановилось, теперь временной отрезок, наверное, будет дольше. Но все равно, это не смертельно, я в этом абсолютно уверен. Более того, есть отправные точки для роста, развития и увеличения экономического потенциала. Да, цены будет выше, чем вчера, но товаров мы не лишимся. Другое дело – где взять деньги? В этом вопросе, думаю, у правительства есть план.
Собеседник Chelny-biz.ru полагает, что сложнее будет молодежи, не знавшей 90-х и привыкшей к «хорошей сытой жизни». Они отсутствие привычных возможностей могут перенести сложнее. А поколение, пережившее дефолт 1998 года, и тем более предприниматели - спокойнее.
- В 1998 году доллар за день сразу в три раза вырос. Люди все с полок смели, - вспоминает Айдар Камалетдинов. - Магазины мы не закрывали, ни в коем случае нельзя было останавливать. День-два они стояли пустые. А потом в страну начали завозить импортные продукты втридорога. Затем и пищевая промышленность начала бурно развиваться. Буквально в течение трех-четырех месяцев, в течение года все восстановилось. Почему до дефолта куриные окорочка («ножки Буша») пользовались спросом? Потому что были дешевыми. А когда они стали дорогими, продукция наших птицефабрик резко стала востребованной. На этом спросе появились новые технологии, новые производства. И таким образом агропромышленный сектор очень сильно развился, благодаря чему мы сегодня независимы в продовольственном плане.
Камалетдинов вспоминает ситуацию с растительным маслом. Популярные марки из завозного сырья резко подорожали и как альтернатива появился татарстанский бренд «Олфэт» челнинского ООО «Санрайз». Производство просуществовало до 2017 года.
- Для меня это прекрасный пример. Наши предприниматели нашли возможность завозить цистернами подсолнечное масло с заводов и здесь разливать. Это масло действительно пользовалось спросом, - говорит экс-директор «Боровецкого».
- Тогда ситуация была более критичной, - заключает Айдар Камалетдинов. - Сейчас такого дефолта нет (рост примерно в полтора раза), и у государства есть хорошие золотовалютные ресурсы. Валюта в стране будет, и такого резкого подорожания товаров, как в 98-м году, не случится. Сейчас надо думать о покупательской способности населения. Думаю, для ее поддержания у государства ресурсов хватит.
«НАЧАЛИ РАЗЛИВАТЬ ПИВО В БАЛЛОНЫ И МНОГОГО ДОБИЛИСЬ»
Виталий Касакин, владелец успешного сегодня фермерского хозяйства и торгового бренда «Усадьба Касакина», в 90-е годы возглавлял завод «Булгарпиво».
- Тогда стоял вопрос выжить. Мы выжили, - руководитель нехотя вспоминает тот кризис, говорит, болезненный был период.
Конкуренция на рынке была острая. После развала Советского Союза в страну хлынуло огромное количество различных марок, развивались российские заводы, в том числе с участием иностранного капитала. Отрасль очень зависела от импортного сырья: солода и хмеля.
- Нам пришлось уйти от импортного солода, хотя он по качеству превосходил российский. Пришлось перейти на наш. В Курске мы его нашли. Пришлось пересмотреть технологический процесс, - рассказывает Виталий Касакин.
Тогда в Челнах появились новые вида пива, названия которых теперь навевают ностальгию: «Зайка моя», «Исетское», «Барон», «Ячменный колос», «Булгарское» и др.
- Начали разливать пиво в баллоны и многого добились. Это была наша новинка. Мы даже раньше, чем «Красный Восток» освоили эту технологию. Он только спустя четыре месяца после нас, - говорит экс-руководитель завода. - Дефолт – это была двойная проблема: как произвести и как продать. Благо, у нас было преимущество – собственная торговая сеть. Процентов 60 продукции продавали через нее. У нас было 11 торговых предприятий в Челнах и регионе. За счет нашей мобильности смогли организовать прямые поставки, за счет этого выжили.
Вдобавок компания расширила производство других напитков: лимонада, кваса, минеральной воды, слабоалкогольных коктейлей «Диамант». На выходе из кризиса появилась новая задача – вовремя начать развиваться. Денег было мало, а производство надо было реконструировать. Пошли путем постепенного обновления.
«ВЕКСЕЛЯ «АКБАРСОВСКИЕ», ЗАРПЛАТА БАРТЕРОМ, ВЫДАВАЛИ МУКОЙ, САХАРОМ…»
- Меня как раз в 1998 году назначили генеральным директором, - вспоминает руководитель мебельной фабрики «Ак Барс» Накип Галимов. - На меня свалился этот дефолт. Шок был, естественно.
Набережночелнинская мебельная фабрика (называлась так) в тот период была государственной. Предприятие с полувековой историей изначально проектировалось для выпуска мягкой мебели: уголков отдыха, диванов, кресел, матрасов с пружинными блоками. Продукцию по разнарядке Госплана распределяли по бюджетным учреждениям.
- Доллар подорожал с 6 рублей до 22. Впрочем, он нам и не нужен был. Тогда производство не особо зависело от импортного сырья. Это сейчас вся фурнитура импортная, у нас ни гвоздя не делают! – говорит Накип Галимов. – Смола была наша, шпон - наш, из Зеленодольска, Краснодара, ДСП – из Уфы. Наша фабрика одна из первых в стране начала производить мебельные щиты ламинированные, а потом – мебель из них. Поскольку дефолт был связан с внутренней экономикой, подорожало и внутреннее сырье. Да и в целом времена были другие. Векселя «акбарсовские», зарплата бартером, выдавали мукой, сахаром… Инфляция и так шла бешеными темпами. Народ вообще не знал, что такое деньги, и в магазинах ничего не было…
Руководитель фабрики рассказал, как переориентировал производство с мягкой мебели на корпусную. Причиной был не только кризис, но и бум «гаражных» производств. Умельцы, как могли, «лепили» уголки, диваны, кресла.
- Они даже вместо пружинных блоков камазовскую резину с мазутом использовали, красиво тканью обивали и продавали. Они залезли на наш рынок! – вспоминает Накип Галимов. - Мы взяли новое направление – комплектация бюджетных учреждений корпусной мебелью: садиков, школ, больниц, домов культуры. И пошло-поехало. Вот это нас спасло. Потому что не много было предприятий, выпускавших эту продукцию, а спрос был большой. Мы на этом направлении выжили и до сих пор работаем. Сегодня, чтобы укомплектовать один садик, нужно 76 наименований продукции: игровая мебель, шкафчики для горшков, полотенец и т.п. Из них около 60 наименований мы собираем сами, позиций 15 покупаем в России. Участвуем в тендерах. В прошлом году в городе три садика построили, два - комплектовали мы.
Фабрика «Ак барс» поставляла мебель поликлиникам во время масштабного капремонта учреждений, оснащает детсады в Татарстане и за пределами. Она же обновила театральные кресла в ДК «Энергетик». Предыдущие - от этой же фабрики – отслужили 18 лет.
- Сейчас пока наблюдаем за происходящим, - говорит Накип Галимов. - Ситуация еще до конца не ясна. Чисто мое мнение о западных санкциях – они сами себе в ногу стреляют. Россия очень взаимосвязана с мировой экономикой. Для нас же главное – чтобы здоровы были все, чтобы семьи целы, дети-внуки и войны не было. Выживем. Я, допустим, не боюсь и не переживаю. Наверное, стоит переживать тем, кто переводил деньги на заграничные счета.
«У МЕНЯ СРАБОТАЛА ИНТУИЦИЯ. ПРОСТО ПОЧУВСТВОВАЛА, ЧТО НУЖНО ОТКРЫТЬСЯ»
- Для бизнеса тогда были сложные времена. В июле 1998 года я как раз открыла «Ларкон». Наверное, у меня тогда сработала интуиция - я просто почувствовала, что нужно открыться, - вспоминает руководительница сети салонов красоты Лариса Козлова. - Доллар тогда стоил 6 рублей, а потом в августе курс дошел до 20 рублей. Но тот кризис на нас как-то сильно не сказался. В те года было мало парикмахерских, работали, в основном, государственные. Я запустила один из первых частных салонов, а через полгода мы открыли еще одну парикмахерскую в 7-м комплексе.
До кризиса Лариса Козлова работала в сетевой компании «Гербалайф». Многие тогда сильно пострадали от курса доллара и ушли. Тогда предпринимательница решила развивать салоны красоты. Как сейчас, были проблемы с профессиональной парфюмерией и косметикой.
- В этот период мы все перешли с импортной продукции на отечественную. Были свои, российские, бренды лаков, красок для волос. Особой тяжести мы тогда не испытали, - говорит Лариса Козлова. - Знаете когда по-настоящему ощутили кризис? В 2008 году, когда у меня уже были турагентства. Валютный курс поднялся с 30 рублей до 60 рублей. Тогда также очень многие ушли с рынка, обанкротились. В особенности те, кто вовремя не оплачивал туры. Но и этот кризис мы перенесли. Да и в целом все кризисы, слава богу, пережили. Надеемся, что и этот пройдем. Опять же, повинуясь своей интуиции, в декабре прошлого года я купила недвижимость в Турции. Так звезды повернулись. Открыла там салоны красоты. Надеюсь, что с активами все будет хорошо. Там, кстати, тоже недвижимость подорожала на 30%.
В текущей ситуации предпринимательница советует «не делать лишних телодвижений»:
- Это время надо просто прожить. Мы в салонах цены не поднимаем. Не надо сейчас шокировать клиентов, им и так тяжело. Я думаю, что надо остаться пока на прежних ценах.
«ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА - ДЕРЖАТЬ ЗАПАСЫ ТЕХ ТОВАРОВ, КОТОРЫЕ ЗАВТРА ЛЮДИ БУДУТ ПОКУПАТЬ»
Дефолт 98-го пережил и владелец ТД «Агат» Ришат Хабибуллин. В некотором смысле, тот кризис подтолкнул его к созданию торгового дома.
- Я всю жизнь занимаюсь торговлей продуктами питания. В 1998 году и сегодня… - рассказал Ришат Хабибуллин. - В начале любого кризиса люди начинают больше, про запас, покупать продукты. Главная задача - не гоняться за валютой, не делать большие наценки, даже стараться их уменьшить, делать доступными для покупателей и работать на обороте. Основная задача - держать и увеличить запасы тех товаров, которые завтра люди будут покупать, и снизить или исключить те товары, которые людям будут меньше нужны. Вывод: в период кризиса важно сохранить количество своих покупателей и даже стараться увеличить их количество.
Лилия Павлова
Фото: Chelny-biz.ru, business-gazeta.ru, Константин Завражин /РГ, ekb.souz-mebel.ru
Игорь
Да уж!
Кризис
Эльвира