«Мы не можем куда-то перевезти производство из Челнов, у нас 32 тысячи работающих…» - «кадровый коллапс» в автограде заставляет Сергея Когогина думать о переносе заводов. Два на 450 млн евро он уже строит в Казахстане, хотя изначально планировал в Набережных Челнах. Такая же перспектива возможна по новому заводу легковых электрокаров «Кама». Инвестировать нужно там, где есть персонал заявил гендиректор «КАМАЗа» в Москве на итоговой пресс-конференци. Проблема кадров стала одной из ключевых тем. Когогин ответил на вопрос Chelny-biz.ru о зависимости компании от трудовых мигрантов, обрисовал перспективы и риски 2022 года, рассказал, как его уговорили на новый пятилетний контракт и пост в Aurus, а также о том, как из-за ковида потерял половину работников-пенсионеров.
ИТОГИ ГОДА
«ГРЕХ ЖАЛОВАТЬСЯ. СКЛАДЫ ПУСТЫ»
- Компании грех жаловаться, - сходу оценил итоги уходящего года Сергей Когогин. - С рынком все в порядке. Работать хоть и сложно в этом году по различным проблемам, но получается. Если говорить о результатах 11 месяцев, то мы нарастили выручку на 12% к бизнес-плану и на 24% к уровню прошлого года. Она составила 234,7 млрд рублей. Цифра, которую так приятно произносить. Мы когда-то стремились до 200 млрд дойти.
За 11 месяцев «КАМАЗ» выпустил 39 658 автомобилей, что на 20% больше прошлогоднего показателя. На 22% выросли продажи, на 24% - показатель EBITDA (прибыль до вычета налогов, процентов, амортизации). Прибыль составила 19,7 млрд.
К концу города автогигант ожидает выручку выше 250 млрд рублей, объем продаж - около 44 тысяч автомобилей. Сергей Когогин заметил, что склады сегодня пусты. Все, что завод выпустит до 30 декабря, скорее всего, тоже разберут.
ПЛАНЫ-2022
«МЫ НЕ РЕШИМ ПРОБЛЕМУ ЧИПОВ ЗА ГОД»
Совет директоров на днях рассмотрел бизнес-план на 2022 год. В него заложили объем производства - 45 тыс. автомобилей, в том числе 6 тысяч - на экспорт. Компания рассчитывает нарастить выручку до 270 млрд рублей. 17 млрд автогигант планирует направить на инвестиционную программу.
Основным риском предстоящего года Сергей Когогин обозначил поставку компонентов, в том числе пресловутых чипов:
- Год будет подвержен сложной работе с поставщиками. Особенно по электронным компонентам. Пока наши коллеги в мире не считают, что мы решим проблему чипов за 2022 год. Скорее всего, ситуация будет напряженной. Нас она сдерживала и в этом году, хотя явных простоев не было. Это связано только с тем, что у нас достаточно моделей К3, где электроники не так много. Это позволяет эксплуатировать конвейер без перебоев, обеспечивать объем загрузки.
К тому же, в мире по-прежнему остро стоит проблема карантинов в мире. Коллапс на границе с Китаем - грузы приходится ждать по 60 дней. Из-за проблемы с беженцами на белорусско-польской границе машины стоят по пять-шесть дней, хотя раньше проезжали за пару часов.
КАДРОВЫЙ КОЛЛАПС
«НАСТУПИЛА ТОЧКА, КОГДА «КАМАЗ» НЕ МОЖЕТ ВЫСВОБОЖДАТЬ ЛЮДЕЙ»
Все долгосрочные планы компании скованы нехваткой рабочих. В среду Сергей Когогин прямо заявил Совету безопасности Татарстана, что в Челнах кадровый коллапс. У одного только автогиганта дефицит - четыре тысячи человек. Около трех тысяч удалось закрыть разными способами (аутстафинг, трудовые мигранты), а тысяча мест по-прежнему пуста.
- Так уж произошло, что при четырехпроцентном росте ВВП в стране стало не хватать рабочих рук, - констатировал гендиректор компании. - Причины разные. Пример. В прошлом году мы были вынуждены людей пенсионного возраста отстранить от работы. Офисных сотрудников – на удаленку, а с рабочих мест отправили в отпуск. На «КАМАЗе» работало 1900 человек пенсионного возраста. Закончился карантин – половина на работу не пришла. Кто-то сам решил, что ему пора отдыхать. Кого-то из страха перед ковидом не пустили родственники. Среди них есть высококлассные специалисты. Одномоментно мы лишились почти тысячи человек! Для нас это много!
По словам Когогина, «КАМАЗ» долгое время был поставщиком кадров для челнинского рынка: обновлял производство, оптимизировал и высвобождал персонал. Сейчас процесс остановился - дальнейшее сокращение численности работников не ожидается. Так что, челнинскому придется самому искать источники.
- На «КАМАЗе» два потока изделий. С одной стороны, суперсовременные производства автомобилей К5 с минимальным количеством людей, с другой, продолжается выпуск К3, - объясняет глава компании. - На К3 с автоматизацией ничего не произойдет, менять оборудование экономически нецелесообразно. Наступила точка, когда «КАМАЗ» не может высвобождать людей.
ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ
«ПЕРСОНАЛ ИЗ УЗБЕКИСТАНА, КСТАТИ, РАБОТАЕТ ХОРОШО»
Один из вариантов решения проблемы для самого автогиганта - привлечение трудовых мигрантов. В это году «КАМАЗ» впервые привез людей из Узбекистана - 450 человек. В ближайшем будущем основной поток будет идти из этой республики.
- Персонал из Узбекистана, кстати, работает хорошо, - заметил Сергей Когогин. - Нужно создавать условия, чтобы люди интересовались нашим регионом и переезжали сюда. Минтруд РТ накануне озвучил, что средняя зарплата на соседних территориях для станочников на 30-40% меньше, чем у нас. Мы предложили Рустаму Нургалиевичу (Минниханову - ред.) активнее внедрять тему арендных дворов. Мы не можем из соседних республик просто на вахтах привезти людей на длительное время. Для нас важна квалификация и качество персонала. Люди, которые приезжают на короткое время, не могут быть обучены для работы на современном оборудовании. Там нужен стабильный персонал. Нам нужна миграция на постоянное место жительства в Набережные Челны.
Есть программа сотрудничества с УФСИН - привлечение на работу заключенных.
- Это не только практическая целесообразность, это еще и социальная программа, - прокомментировал Когогин. - Заключенные из поселений получают возможность работать, а не заниматься черт знает чем. Но нам нужны кадровые рабочие с высоким уровнем профессионализма.
На совете безопасности президент РТ Рустам Минниханов поручил строить малосемейки для рабочих, в том числе приезжих. Как именно и за чей счет - пока не озвучивалось.
ПОБЕГ ЗА ЛЮДЬМИ
«НЕОСНОВНЫЕ БИЗНЕСЫ МЫ НАЧИНАЕМ УБИРАТЬ ИЗ ГОРОДА»
- Невозможно дальше развиваться, если у нас не будет персонала в достатке, - отметил Когогин. - Непонимание ситуации в Набережных Челнах приводит к тому, что неосновные бизнесы мы начинаем убирать из города. В Казахстане строим два завода, общий объем инвестиций – 450 млн евро. 40 млрд рублей поехало туда. Правительство Казахстана создает для нас суперусловия. Одним из пунктов наших договоренностей был персонал. Там все делают! Модернизируют колледж, местный университет. У них никогда не было специальностей, связанных с литьем и машиностроением. Открывают их, создаются лаборатории. Мы в этом участвуем, разработали учебные методики и пр. Надо инвестировать там, где есть кадровая обеспеченность. Мы не можем куда-то перевезти свое производство из Челнов, у нас здесь 32 тысячи работающих…
КОРОНАВИРУС
«Я Б НЕ СКАЗАЛ, ЧТО В ЧЕЛНАХ ВСЕ ХОРОШО, НО КОЛЛЕКТИВ РАБОТАЕТ»
- Проблемы ковида мы в целом решили. Вакцинация персонала – 95%. Уже второй месяц у нас нет заболевших. Мы не справились с вакцинацией на заводах за пределами Челнов. Там от 70 до 80%. И заболеваемость еще имеется. Это очень понятный пример, что если вакцинацию обеспечить, то с заболеваемостью можно бороться. Я б не сказал, что у нас в Набережных Челнах все хорошо, но коллектив работает.
МОДЕЛЬНЫЙ РЯД
«ЧТОБЫ ОНИ МОГЛИ СОПЕРНИЧАТЬ С ЕВРОПЕЙСКИМИ БРЕНДАМИ»
Основной задачей на 2020 год был новый автомобиль К5. Выпуск превысил 1700 единиц. На следующий год запланировано уже 8 тысяч. Продуктом в компании довольны:
- Он принят нашими потребителями. Мы много целей ставили по стоимости грузовика, характеристикам, чтобы они могли соперничать с европейскими брендами передовыми. Надо сказать, что все получилось. Главной задачей по К5 в этом году были самосвалы. Первый экземпляр отправили на БАМ. Думаю, военные водители будут просить, чтобы их всех пересаживали на современные модели. Потому что они комфортные.
АВТОБУСЫ И ЭЛЕКТРОБУСЫ
«В КУРОРТНЫХ ГОРОДАХ «ЗЕЛЕНЫЙ» ТРАНСПОРТ ДОЛЖЕН ИДТИ ВПЕРЕДИ ПАРОВОЗА»
Растущий сегмент производства – пассажирский транспорт. В этом году «НЕФАЗ» выпустил 350 электробусов и 1700 автобусов большой вместимости. План по электробусам на 2022 год - уже 450 штук. Интерес проявляют Казань, Белгород, Сахалин, Сочи, Санкт-Петербург. Будут тестировать технику и за пределами России.
- Я считаю, в курортных городах вопрос «зеленого» транспорта должен идти впереди паровоза. Весь Краснодарский край должен быть ими обеспечен, - говорит Сергей Когогин.
ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ «КАМА»
«Я СВОИ ЛИЧНЫЕ СРЕДСТВА ПЕРЕЧИСЛИЛ»
Много планов по легковому электромобилю «Кама». Под этот проект создали одноименное новое юрлицо, направили в компанию менеджеров. Соинвесторами стали сам Сергей Когогин и член совета директоров «КАМАЗа» Рубен Варданян. На двоих они вложили 720 млн рублей.
- Я свои личные средства перечислил, когда посмотрел презентацию проекта. Мы с Рубеном были вместе, - рассказал гендиректор «КАМАЗа». - Я понимаю, что к 2025 году в мире будет достаточно большой объем выпускаемых электромобилей, но мы ищем именно ту нишу, которая будет интересна поколению Z. Мы нашли компоновку, ориентированную на такси и каршеринг. Сейчас компания работает с потенциальными инвесторами. «КАМАЗ» тоже рассчитывает войти в этот проект (согласовано с акционерами) – на 25%. У «КАМАЗа» нет мощностей под выпуск легковых автомобилей.
Нужен отдельный завод. Либо мы возьмем что-то из того, что есть в стране, либо будем создавать новый завод.
ПРОДЛЕНИЕ КОНТРАКТА И ПОСТ В AURUS
«У НАС С АКЦИОНЕРАМИ ШЕЛ ТОРГ. ДОГОВОРИЛИСЬ НА ПЯТЬ ЛЕТ»
Журналисты спросили, почему Сергей Когогин остался на посту гендиректора еще на пять лет. В апреле исполнится 20 лет, как он у руля «КАМАЗа». Не надоело?
- Я, по-моему, с таким энтузиазмом работаю, что надоесть не может. Не скажу, что я не думал, когда мне в моем возрасте предложили продлить контракт, - признался он. - Причем, у нас с акционерами шел торг. У нас же четырехлетние контракты. Они говорят: давай на шесть. В итоге договорились на пять. У нас настолько сложный и интересный бизнес, что надоесть мне не может. Я люблю это дело. Считаю, что это главный проект моей жизни.
Поинтересовались, возглавит ли Aurus, где недавно стал председателем совета директоров.
- Амбиций никаких у меня нет, - рассмеялся Когогин. - Я бы и председателем совета не стал, меня просто попросили разобраться в проекте.
Лилия Павлова
Фото: пресс-служба «КАМАЗа», Chelny-biz.ru
Рома
Вадим
Victor
Анонимно
Владислав
Victor
Местный Олигарх
Вадим
Константин
Владислав
Константин
Дима
Вадим
Вадим
Опыт
Опыту
рита
Артур Гилаев
Ник
Вадим
Ник
Раушания
Я
Замира
Ежик
...
Вася
Дмитрий
О. К.
Дмитрий