Бизнес Челнов добился-таки диалога с главным санитарным врачом Татарстана Мариной Патяшиной. Zoom-конференция на базе ТПП прошла вечером накануне. Предприниматели допрашивали главу Роспотребнадзора о том, что их волнует. Значительная часть вопросов касалась вовсе не сложностей работы, а особенностей вируса и вакцинации… Насколько эффективно предприниматели смогли воспользоваться возможностью поговорить лично – вопрос открытый. «Встреча ни о чем», – высказался в сообщениях один из участников. Хотя главный санврач была настроена отработать на все 100%. «Я ответила?» – регулярно уточняла она и, только услышав утвердительное «да», шла дальше. Патяшина говорила последовательно и методично, но пару раз позволила себе резкий тон и высказывание о «65-летних бабульках», на что получила громкую реакцию. Какие вопросы задал бизнес и что услышал – в материале Chelny-biz.ru.
О ПРИВИВКАХ
«ЛЮДИ СЧИТАЮТ: ЕСЛИ СДЕЛАЛИ ПРИВИВКУ, ТО МОЖНО ПРО ДИСТАНЦИЮ ЗАБЫТЬ, МАСКУ СНЯТЬ - И ВОТ ОНА, СВОБОДА!»
Гарантирует ли прививка, что человек не заболеет COVID-19, и знает ли Патяшина о случаях смерти вакцинированных людей? Это был первый вопрос, прозвучавший на встрече. Главный санврач ответила, что ни одна прививка сегодня не гарантирует того, что человек не заболеет. Есть процент людей, которые просто не могут выработать антитела. То есть риск существует. Что касается смертельных случаев – они только среди тех, кто успел поставить лишь первую прививку.
– У людей с двукратной вакцинацией, у которых выдержано две недели после второй прививки, случаев смерти, зарегистрированных в Татарстане, нет. Лиц, заразившихся после вакцинации завершенным курсом, не более 2% в республике. Случаи любого тяжелого поствакцинального осложнения или смертельного исхода подлежат немедленному расследованию. Если такие факты вам известны – сообщите нам о них, – попросила Патяшина.
Андрей Балта, представитель бизнес-омбудсмена в Челнах, вступил в дискуссию по поводу вакцинации. Мол, первая или вторая прививка – люди разницы не видят. Врач пыталась объяснить, что, уколовшись в первый раз, человек должен беречься вдвойне.
– После первой прививки нужно 42–48 дней, чтобы выработались антитела. У нас люди, к сожалению, считают, что если сделали прививку, то завтра можно про дистанцию забыть, маску снять – и вот она, свобода! Если он заболевает в этот период, мы не может говорить, что это случилось из-за прививки, – заявила Марина Патяшина. – Заболеть от вакцинации невозможно! Вакцина не со-дер-жит ви-ру-са! 1,4 миллиона жителей республики мы вакцинировали первым компонентом, и ни одного случая поствакцинального осложнения нет. Есть поствакцинальные реакции – повышение температуры, небольшая слабость, боль в плече. Это нормально.
Фарид Башаров, руководитель ТПП Челнов, призвал отойти от медицинской тематики и вернуться к бизнесу. Патяшина же настояла продолжить диалог, мол «Андрей все-таки не удовлетворен» и «надо, чтобы все выговорились». Балта завел разговор про «Спутник Лайт». Санврач в очередной раз проговорила, что эта вакцина делается тем, кто уже переболел коронавирусом или при ревакцинации – через полгода.
– Люди злоупотребляют. Они очень хотят получить «Спутник Лайт» однократно, не имея на это медицинских показаний, получить QR-код и иметь доступ во все злачные места – так их назову, в торговые центры и рестораны. Вот это неправильно, – высказалась санврач. – Я не исключаю, что осложнения после этой вакцины возникают у той категории, которая не имела оснований для ее использования. Если у таких граждан возникает заболевание, это не вина вакцины, это вина кривого подхода людей к вакцинации.
Владелец сети «Конкор Оптика» Максим Федоров предложил Патяшиной чаще выступать, доносить информацию до трудовых коллективов. Она заверила, что «гастроли» у сотрудников Роспотребнадзора не заканчиваются.
ОБ ОЧАГАХ ЗАРАЖЕНИЯ
«К ЧЕМУ ЭТИ ДРАКОНОВСКИЕ МЕРЫ? ВАШЕ РЕШЕНИЕ БЫЛО ПРОСТО УГРОБИТЬ БИЗНЕС»
Бизнес добивался мнения Роспотребнадзора о том, где же риск заразиться наиболее высок: неужели в тех самых торговых центрах, кафе и ресторанах, которые сегодня страдают больше всех от отсутствия посетителей? Разве не общественный транспорт?
– Мне задают вопрос, почему не ввести QR-код в транспорте. Но у нас же есть люди, которые не болели и которые не могут прививаться. Это онкобольные, инвалиды – мы же не можем их лишить общественного транспорта, это социальная функция государства, - возразила спикер. - Если надеты маски, и соблюдается дистанция в 1,5 метра, процент заражения – 0. Это те меры профилактики, которые крайне важны на любом предприятии и в любых местах. Да, в общественном транспорте соблюсти социальную дистанцию невозможно. Но если все в масках, риск заражения кратно ниже.
Патяшина добавила, что люди игнорируют требования, несмотря на протоколы, которые пачками составляет полиция.
Максим Федоров поднял вопрос ответственности бизнеса за посетителей без кодов:
– Почему ответственность не переложить на граждан? Предприниматели стали заложниками. Мы должны увеличить штатное расписание, внести дополнительные единицы. Никто не хочет стоять «гестаповцами», проверять QR-коды и слышать в ответ трехэтажный мат. Фактически кафе в первый день потеряли 90% трафика. Потому что люди решили: «Зачем мы будем QR-коды показывать, мы лучше в кафе и торговые центры не будем ходить». Но мы видим, что в общественный транспорт народ лезет без масок. К чему эти меры привели в итоге? 28% рост заболеваемости, когда ни в ТЦ, ни в кафе нет народа. К чему эти драконовские меры? Для меня лично позиция – ваше решение, решение правительства было просто угробить бизнес. У меня есть семейное кафе «Компот», но на следующей неделе я его просто должен закрыть. Потому что зарплату нечем платить людям. Все! Алес!
– Вы говорите, что рост 28%. Что введение мер не повлияло. Я напомню, инкубационный период новой коронавирусной инфекции – две недели. Мы анализируем только спустя две недели. Мы надеемся, что к концу этой недели показатели будут стабильными, и темп за 30% не уйдет. Ну, что уж вы говорите, что никто не ходит! У нас привито больше миллиона человек!
– У нас в Набережных Челнах пусто! – ответил Федоров. – Мы - не Казань.
Он напомнил о массовых праздниках, которые не стали отменять, – День молодежи, День республики. Воскресный концерт Хабиба в администрации города собрал полный зал. На это Патяшина ответила, что и население безответственно относится к ситуации, и некоторые предприниматели. Количество нарушителей выросло в 2,5 раза по сравнению с 2020 годом. Концертом Хабиба занимается местный Роспотребнадзор. А августовские мероприятия проводились, когда ситуация была стабильной.
О РАБОТЕ ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ
«НАДО ЛЮДЯМ ДАТЬ РАБОТАТЬ, ИНАЧЕ МЫ РЕАЛЬНО ПОГУБИМ БИЗНЕС. ВТОРОЙ УДАР УЖЕ НЕ ВЫДЕРЖИТ»
Заместитель руководителя российского Союза торговых центров и оптовых рынков Наиль Сулейманов просил Патяшину не закрывать ТЦ на нерабочую неделю с 30 октября по 7 ноября. QR-коды – еще ничего, а вот если совсем закроют – пиши пропало.
– В прошлом году три месяца торговые центры не работали, а мы, работодатели, вынуждены были платить среднюю зарплату и налоги. Нам правительство ничем абсолютно не помогло. Я думаю, если сейчас закроют, опять помогать не будут. Все-таки торговые центры – это большие площади, большие дистанции, это не общественные места. Надо людям дать работать, иначе мы реально погубим бизнес. Второй удар уже не выдержит.
– Я тоже считаю, что QR-коды – это жесткая мера. Поэтому мы не вносили предложения о том, чтобы запретить работу торговых центров в период с 30 октября по 7 ноября, - ответила руководитель управления.
Сулейманов также заметил, что в эти нерабочие дни стоит ожидать массового скопления людей в Турции и Египте, в самолетах и автобусах. Такие опасения, как оказалось, были и у Роспотребнадзора. Чтобы предотвратить, жесткий контроль ввели за количеством рейсов за рубеж. Аэропорты услышали: «Не вздумайте, пожалуйста, увеличить количество рейсов для того, чтобы наши граждане отдохнули».
– В аэропорте «Казань» меня уверили, что увеличения рейсов нет, – рассказала Патяшина. – И если авиакомпании будут с такой просьбой обращаться, то им будет отказано. Это в отношении поездок из Республики Татарстан. То, что в Москве, в Петербурге, я не могу за них судить. Но призываю граждан провести выходные в кругу своей семьи.
ПРОБЛЕМЫ С СОТРУДНИКАМИ
«У МЕНЯ КТО НЕ ХОЧЕТ ПРИВИВАТЬСЯ, ТОТ НЕ БУДЕТ ПРИВИВАТЬСЯ. Я НАЙДУ СПОСОБ»
Бизнес также пожаловался на проблемы с сотрудниками. Есть случаи, когда люди переболели дома, но не могут этого доказать. Такие оказались в штате у директора центра грудничкового плавания «Буль Буль» Вероники Красильниковой:
– Мои сотрудницы (в основном, молодые мамы) сейчас перепуганы, не знают, что делать. Большинство из них переболели, но не тяжело, и доказать это теперь не могут. Они не понимают, почему должны ставить прививку, если у них есть антитела. Не повлечет ли это осложнений?
Для того, чтобы человека занесли в регистр переболевших, и он мог получить код, должен быть подтвержденный диагноз, ответила Патяшина:
– Если была бессимптомная форма, вы не ищете антитела, а идете и прививаетесь. Антитела – не противопоказание к вакцинации. Если у вас бессимптомно, вы QR-код не получите. Лица, которые отказываются от вакцинации, должны быть отстранены либо переведены на дистанционную работу. Порядок такой.
Максим Федоров настоял, что к прививке все же нужно готовиться:
– Моя жесткая позиция – у меня кто не хочет прививаться, тот не будет прививаться. Я найду способ. Даже лайфхак подскажу. Можно в административный официальный отпуск отправить и человек будет работать. Да, нужно прививаться, но делать это надо правильно.
– Как? Мы год убеждаем людей! Я готова, если вы подскажете супер-способ… Как объяснить необходимость вакцинации? К сожалению, такой менталитет – только ограничив людей в правах.
Директор швейного ателье «Триада» Гульназ Садриева рассказала о переболевших сотрудниках, которым проставили не коронавирус, а пневмонию, и у них предписание делать прививку не раньше, чем через месяц или полгода. Аналогичные показания у переболевших другими ОРВИ. А их всех по постановлению нужно привить. Причем среди них есть работники торгового центра.
– Вы неправильно читаете постановление, - ответила Марина Патяшина. - Здесь речь идет о временном медицинском противопоказании. 80% у вас должны зайти на вакцинацию, а 20% – это как раз и есть люди с медицинскими противопоказаниями. Если у вас такие работают в торговом центре, мы не ограничиваем их в работе, но развлекаться в ТЦ или в общепите они не смогут.
QR-коды, добавила Патяшина, – для посетителей. А для работников действует постановление о вакцинации – они живут по несколько иным правилам. Когда разгорелась дискуссия о доступе в ТЦ, главный санврач все же повысила тон.
– Мы людей с медицинскими противопоказаниями для развлечений и походов в торговые центры никогда не пустим! Никогда! QR-коды и сделаны только для людей, у которых есть антитела! После полной вакцинации, либо после перенесенной инфекции. Какие люди с противопоказаниями должны идти в торговые центры?! Какая в этом жизненная необходимость, когда здравоохранение задыхается?! Какая?! Ну!
Максим Федоров заявил Патяшиной, что она высказывается некорректно. Он вернулся к разговору о том, что ТЦ – все же не рассадник заболевания:
– Есть магазины «у дома», полные бабулек, они там заражаются.
– Максим, какая бабулька без QR-кода должна сейчас выходить из дома? – не поняла Патяшина.
– Так они ходят!
– Подождите, давайте вернемся к документам. У нас в 960-м постановлении написано, что бабуленька 65-летняя сидит дома и ждет вакцинацию на дому, когда медицинские работники к ней придут и привьют.
– Вы же понимаете, что это не соблюдается...
– Нет, я не понимаю этого, – категорично возразила главный санврач. – В угоду таких бабулек, которые без QR-кода хотят пойти в магазин…
– Мне 68 лет, какая я вам бабулька! – возмутилась предпринимательница, которая подключилась к конференции.
– Я приношу извинения, – отреагировала Патяшина.
ПОДДЕРЖКА БИЗНЕСА
«ПОЧЕМУ ЕСЛИ МЫ ОГРАНИЧИВАЕМ КАКОЙ-ТО СЕКТОР БИЗНЕСА, НЕЛЬЗЯ СРАЗУ ЖЕ ПРИНИМАТЬ ДЕЙСТВИЯ ПО ЕГО ПОДДЕРЖКЕ»
Владелец торгово-производственной компании «Добрые традиции» Динар Губайдуллин потерял в сравнении с сентябрем 35% выручки. Он отметил, что не выстроена четкая стратегия борьбы с распространением коронавируса. Вместо этого «мы бросаемся из крайности в крайность».
– Мы оставляем места массового пребывания людей, общественный транспорт, при этом мы отрываемся почему-то на каком-то отдельном сегменте бизнеса, - считает Губайдуллин. - Здесь немножко непонятна логика. Есть ли какая-то четкая программа, или мы все-таки какие-то эксперименты продолжаем ставить? Мы здесь собрались решать одну задачу – это как сохранить жизни и экономику. Почему за два года, имея большой опыт, нет комплекса мер поддержки? Если мы ограничиваем какой-то сектор бизнеса, почему нельзя сразу же, моментально принимать резкие действия по его поддержке? Почему с опозданием? Второй год ситуация повторяется! Если кто-то ограничивает, значит, кто-то должен компенсировать. У нас достаточно богатое государство.
Патяшина переадресовала вопрос службе уполномоченного по правам предпринимателей и Минэкономики. Сама же ответила на вопрос о торговых центрах, где якобы люди не заражаются.
– Кто-то из вас прислал мне вопрос, где есть такая фраза: «По статистике, в торговых центрах люди коронавирусом не заражаются». Какая статистика, и кто ее ведет? Когда мы определяем, где заразился человек, проводится эпидеомиологическое расследование. По нашим данным, торговля – это 73% как место возможного заражения человека.
Марина Патяшина зачитала еще на ряд вопросов. В частности обвинения в том, что ее постановление об обязательной вакцинации противоречит мнению президента России.
– Это не вразрез. Прошу меня услышать. Обязательная вакцинации в целом в стране не введена, ее нет в национальном календаре профилактических прививок. Но при угрозе возникновения и распространения инфекционного заболевания, согласно 52-му ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», главные государственные санитарные врачи субъектов имеют право выносить постановление или предписание о дополнительных мероприятиях, в том числе, о профилактических прививках для определенных категорий граждан. Граждане могут и имеют право отказаться, но они отстраняются от работы на период эпидемиологического неблагополучия. Для понимания, это не первый такой опыт работы. К примеру, случается вспышка вирусного гепатита А в селе. Он передается с водой. Эффективная мера профилактики – вакцинация населения. Когда такое происходит, я выношу постановление на обязательную вакцинацию всех жителей данного населенного пункта.
Под занавес встречи Андрей Балта попросил Марину Патяшину все же пересмотреть меры:
– Я вас прошу все-таки, пожалуйста, взвесьте эти меры, которые направлены на жесткий подход к кафе и торговым центрам. Если мы пытаемся лечить не ту болезнь, мы не вылечимся. Вы же понимаете, что, когда лечат не то, человеку становится только хуже. Вы разумный, опытный человек. Я верю, что вы меня понимаете. У бизнеса складывается такое мнение, что Роспотребнадзор предпринимает действия, которые направлены на то, чтобы показать какую-то работу. Но если мы направим удар не на ту цель… Мы видим, что основные очаги распространения другие. Я боюсь, что мы просто не добьемся нужного эффекта. Просмотрите на эту ситуацию еще раз.
Патяшина заверила, что услышала его.
Анна Перебаскина
Фото: Chelny-biz.ru, tatarstan.ru
Антимагдеев13
Неконкор
Олег
Елена
Олег
Чел
Олег
Малика
Алекто
Житель
Нэлли
Барбара
Олег
Олег
Юлия
Евгения
Олег
Александр
Александр
Сергей Б
Ирина
Латыпов
Андрей
Не Римма
НефанатМагдеева
Айдар
Кристина
Кей
Житель
Сергей
Раушания
Раушания
Надя
Геннадий Епейкин
Раушания
Логвин
Лола
Ильдус