07:11, 27 Июля
Новости
Подробно

Ищу спонсора

20.02.2013, 16:51

В Челнах есть несколько культурных объектов и организаций, для функционирования которых необходима спонсорская помощь. Однако челнинские предприниматели бросают в сторону этой сферы скептические взгляды. Почему? Мы платим многомиллионные налоги и, стало быть, у государства должны быть средства на финансирование культуры. Помогать нужно сирым и убогим, а молодые, просвещенные должны быть активнее и пора бы уже научиться зарабатывать…CHELNY-BIZ выслушал мнения местных бизнесменов.

 

ЧИТАТЬ НЕЛЬЗЯ ЗАКРЫТЬ

Новость о закрытии старейшей библиотеки в Челнах стремительно облетела весь город. Ежегодно ее содержание обходилось «КАМАЗу» примерно в 15 миллионов рублей – предприятие больше не может позволить себе такие расходы.

 - Официальные документы еще не подписаны, приказа о закрытии библиотеки не было. Пока она работает в прежнем режиме, - говорит начальник пресс-службы «КАМАЗа» Олег Афанасьев. – Мы направили письма руководству города и республики касательно перспектив библиотеки и в настоящий момент ждем ответа.

Ищу спонсора

Еще 4 года назад «КАМАЗ» предлагал исполкому взять объект на свой баланс. Ведь основными посетителями библиотеки всегда были студенты и жители близлежащих районов, а вовсе не работники предприятия. Проводили даже специальное исследование, которое показало, что работники «КАМАЗа» пользуются в основном заводскими библиотеками – именно туда в случае закрытия будут распределены почти 22 тысячи книг. Если в бюджете не найдется средств и библиотеку «КАМАЗа» закроют, то в городе останется всего одно крупное книгохранилище, расположенное на ГЭСе.

 

О ЛЮБИТЕЛЬСКОМ ТЕАТРЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО...

Молодежный театр-студия «Ключ» существует в Челнах уже 10 лет, он успел получить звание «народного театра» и выиграть не один специализированный конкурс. За все это время спонсорскую помощь ему оказали лишь однажды.

 - Все наши поездки, по-видимому, только нам и нужны, хотя мы представляем и город, и республику, - говорит руководитель и главный режиссер театра Софья Федёкина. - Все, кто связан с «Ключом», энтузиасты: актеры играют абсолютно бесплатно. Некоторые думают, что мы секта, а мы всего лишь пытаемся интересно прожить жизнь. Все средства, которые мы выручаем со спектаклей, идут на обустройство зала, на новые декорации. Эти заработки всегда небольшие, потому что нам порой сложно привлечь зрителей — не потому, что мы ставим некачественные спектакли, а потому что нет администратора, который всерьез занимался бы этим.

Ищу спонсора

Официально «Ключ» принадлежит институту НИСПТР. Учреждение обеспечивает театр-студию минимальными средствами: дает ставку режиссеру, хореографу и еще одному педагогу. Этот же институт помогает с проведением ежегодного театрального фестиваля «Действующие лица», в котором участвуют любительские театры со всей страны и некоторых стран зарубежья.

 - Главное для театра — это возможность выезжать со спектаклями в другие города, - говорит Софья Федёкина. - Если долго вариться в пределах одного города, можно рано или поздно оказаться в болоте.

Летом театр «Ключ» приглашают в Сербию на гастроли. Не считая расходов на питание и проживание, поездка обойдется в 100 тысяч рублей. В прошлом году средства нашлю в городском бюджете, сейчас театралы ищут спонсоров.

 

ПАМЯТЬ СТОИТ ДЕНЕГ

Памятник и площадь Высоцкого возле здания Камгэсэнергостроя находятся в запустении уже многие годы. По проекту там должен располагаться амфитеатр с площадкой для выступлений артистов и скамейкой для слушателей. Плюс освещение, озеленение, мощение площади — в общей сложности проект обойдется в сумму около 19 миллионов рублей. В исполкоме, по словам создателя памятника Владимира Нестеренко, «всегда только обещает».

Ищу спонсора

 - Обычно у нас в городе делается так: есть какая-то ограниченная сумма, в которую должно уложиться строительство того или иного памятника. А должно быть наоборот — деньги нужно искать под уже готовый проект. Миллион — значит миллион, десять миллионов — значит десять, - говорит архитектор Владимир Нестеренко. - Памятник — это лицо города. Если он заброшенном состоянии, если вокруг него ездят машины, о каком благосостоянии города может идти речь?

 

АРТ-ЦЕНТР ИЩЕТ ИНВЕСТОРОВ

В октябре минувшего года в мэрии активно обсуждался проект создания центра современных искусств, или арт-центра. Он должен был объединить все направления современной культуры: выставки, фестивали, лекционные программы, кинопоказы, концерты, театральные премьеры. Планировалось собрать художественные галереи, мастерские художников, дизайнеров, фотографов, арт-кафе, шоу-румы модной одежды, книжные выставки и многое другое. Проект одобрил мэр, но теперь идея «повисла в воздухе».

Ищу спонсора

 - Нужно понять, чем мы можем заинтересовать потенциальных инвесторов, - считает руководитель инициативной группы Руслан Гильманов. -  У нас есть некоторые наметки, из которых нужно сделать удобоваримое коммерческое предложение, с которого инвестор сможет получить, пусть небольшие, пусть не сразу, но все-таки деньги. Со временем арт-центр должен выйти на самоокупаемость.

Творческая группа планирует искать спонсоров в Челнах, а если не получится – и в других городах. По словам Руслана, арт-бизнес в нашем городе даже не начал развиваться.

 - Нам нужны специалисты со стороны, которые имеют опыт в организации подобных мест, и смогут построить арт-центр с минимальными потерями, - говорит он.

 

«Я ЛИЧНО НЕ ПОНИМАЮ, КАКАЯ В ЭТОМ ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОЛЬЗА»

Портал предпринимателей предложил челнинским бизнесменам четыре проекта на выбор и задал вопрос, какой из них они могли бы спонсировать. Однозначного ответа добиться не удалось, но вот что владельцы компаний говорят о меценатстве в сфере культуры.

Эдуард Юнусов, генеральный директор торгового дома «Челны-Хлеб»:

 - У нас есть государство, которому мы платим по 650 миллионов рублей в виде налоговых отчислений. На эти деньги можно продвигать любые культурные проекты. К сожалению, та программа и то финансирование, которые есть сейчас, недостаточны. Особенно для таких молодых городов, как Челны, где культурная составляющая находится только на стадии зарождения. Если бы в этой сфере работали более активные менеджеры, уважения со стороны потенциальных спонсоров было бы больше.

Ищу спонсора

К нам в компанию каждый день приходят письма, в которых различные организации просят о финансовой помощи. Если бы я отвечал на каждое из них положительно, мы вообще ничего не заработали бы. Приходится выбирать: помочь больным, старым и немощным или театру, музею. Этот выбор очень тяжело сделать.

Я готов поддержать культурное мероприятие, купив билеты на концерт или спектакль. Но взять на себя содержание какой-то инфраструктуры я не могу — у компании нет такой возможности.  Все зависит от ценностей, которые важны для предпринимателя. Для кого-то вложение в культуру — это радость от того, что он сделал что-то хорошее, для кого-то — PR.

Иван Шигин, владелец мебельной фабрики «Идея комфорта»:

- У большинства наших предпринимателей невысокий уровень культуры, поэтому представить, что они будут вкладывать средства в данную сферу, сложно. Культурный дух у бизнесменов нужно воспитывать. При этом любой предприниматель охотнее возьмется за спонсорство, если при этом ему будет помогать государство. Если говорить об этих четырех проектах, то я помог бы всем понемногу, никого бы не обидел.

Сергей Майоров, председатель Совета директоров ООО «Магнолия»:

- Предприниматель, конечно, может взять на себя меценатство каких-то интересующих его культурных объектов. Но потребности к этому есть далеко не у всех бизнесменов, а, как правило, только у самых успешных. Чем больше ты делишься, тем больше получаешь - этот закон трудно объяснить, но успешных примеров немало.

Ищу спонсора

Что касается нашей организации, то мы выделяем на меценатство определенную сумму денег — это те расходы, которые будут безболезненны для нашей компании. Мы не можем идти на их увеличение без повышения собственных доходов. Заменить существующие меценатские проекты на новые тоже будет неправильно, это разрушит уже сложившиеся традиционные отношения.

Дмитрий Калачев, директор торговой компании «ВПРОК»:

 - Если бизнесмен сам не посещает театры, не участвует в культурной жизни города, у него и не возникнет мыслей заниматься благотворительностью в этом направлении. Я лично не понимаю, какая в этом общественная польза. Наверное, можно получать какую-то выгоду от спонсорства в виде PR и рекламы, но для этого нужно понимать, насколько данный вид искусства популярен в нашем городе. Помогать нужно сирым и убогим,  а молодые и здоровые люди должны сами искать возможности, пробиваться.

Ищу спонсора

Я, конечно, понимаю, что культура — это не бизнес-проект. Но все-таки, если проект востребован и интересен людям, то он с большой долей вероятности сможет существовать самостоятельно. А если люди не готовы платить деньги даже за билеты, то, может быть, это им и не нужно.

Здесь все зависит от личности того или иного бизнесмена. Спонсировать культуру должны те люди, которые понимают, как и для чего существует в ней то или иное явление, объект, организация. Ведь не обязательно вкладывать деньги в то, что приносит прибыль, бизнесмен может видеть в этом какую-то общественную или даже личную пользу. Многое связано с общим уровнем культуры, в том числе, и среди предпринимателей.

Сергей Акульчев, генеральный директор ООО «Акульчев»:


Ищу спонсора

 - Употреблять понятие «выгодно» в отношении инвестиций в культуру неуместно. Если есть возможность, нужно вкладываться в эту сферу, но искать в ней прибыль — последнее дело. Мое личное отношение к подобному спонсорству сродни отношению к благотворительности — понятно, что не стоит ждать «отдачи» от пенсионеров, детей-сирот и инвалидов. Но не помогать им тоже нельзя. Что-то подобное и с культурой — вкладывать в нее деньги нужно хотя бы потому, что это правильно и нужно.

 

 

Анастасия Карабанова

 

Комментарии

Оставьте первый комментарий