Нелегальные перевозчики Челнов не переживут январь 2016 года. Когда вступит в силу новый федеральный закон, ситуация, сложившаяся в пассажирских перевозках города, разрешится сама. Такой прогноз озвучили накануне новый начальник отдела транспорта Динар Назипов и гендиректор ООО «Электротранспорт» Рашид Шамсудинов. Они рассказали о «водителях-бандитах», неправильном менталитете челнинцев и убытках предприятия. Чтобы избавиться от последних, «Электротранспорт» просит поднять тарифы на проезд.
«АВТОБУСЫ ХОДЯТ ПОЛУПУСТЫЕ. СТОИТ ЛИ ГОРОДУ СОДЕРЖАТЬ АВТОПАРК?»
В мэрии города состоялась пресс-конференция с представителями транспортной отрасли. Начальник отдела транспорта Динар Назипов сразу сообщил, что создана межведомственная рабочая группа для проверки и контроля деятельности нелегальных перевозчиков. В нее вошли сотрудники отдела транспорта, ГИБДД и транспортной инспекции. Регулярно проводятся рейды, составляются протоколы. По словам чиновника, изменения в маршрутную сеть города будут вноситься, «учитывая пожелания жителей, а не отдельных перевозчиков».
Генеральный директор ООО «Электротранспорт» Рашид Шамсудинов рассказал, что завален вопросами по работе городского транспорта. Один из самых частых: большие автобусы ходят полупустые, стоит ли городу содержать автопарк?
– Я думаю, что этот вопрос даже не обсуждается, - заявил Шамсутдинов. - Набережные Челны достойны такого вида транспорта. Большая задача для города и администрации – его организовать. Понятное дело, что сегодня у нас есть убытки, они связаны с определенными проблемами. Во-первых, пассажир должен прийти, чтобы деньги были. Во-вторых есть постоянные затраты, которые связаны с организацией движения. Пока автобусы ходят с минимальной наполняемостью. Для нормальной экономики надо, чтобы хотя бы все сидячие места были заняты.
Транспортники оценили рынок пассажироперевозок в Челнах в 1,5-1,8 млрд рублей. 400 млн из них – доля трамвая. По словам Рашида Шамсудинова, для нормальной экономики необходимо собирать порядка 600 млн рублей на автобусах. Он ожидает, что к этой сумме удастся выйти уже в следующем году. Появление больших автобусов, кстати, никак не повлияло на доходы трамваев.
– Выручка на трамваях не падает, у нас есть свои клиенты, - отметил Шамсудинов. - Это те люди, которые регулярно пользуются данным транспортом. По сравнению с прошлым годом пассажиропоток даже растет. У нас был провал летом, но это связано с сезоном и «КАМАЗом», который тогда не работал. Поэтому заявляю, что появление больших автобусов никак не повлияло на доходы «Электротранспорта».
«А НАШИ ЛЮДИ ДОЛЖНЫ РАБОТАТЬ БЕСПЛАТНО?»
Предприятие планирует поднять стоимость проезда в трамвае. ООО «Электротранспорт» направило документы в госкомитет РТ по тарифам.
– Трамвай в Набережных Челнах ездит за 15 рублей, в Нижнекамске - за 18, в Казани - за 20. Это что другая система? А наши люди должны работать бесплатно? В мае был проведен мониторинг, по результатам которого себестоимость проезда у нас составила 16 рублей 79 копеек, - объяснил Шамсудинов. - Где взять еще рубль и 79 копеек? Дорожают электроэнергия, запчасти. Это нормальный процесс, который подразумевает повышение тарифов. Мы просчитали себестоимость на следующий год, она составила 19 рублей 29 копеек. Поэтому обратились в тарифный комитет. Планируем, что проезд будет стоить, как в Казани, 20 рублей. По «электронному кошельку» – 18 рублей, проездной на 50 и более поездок – 15 рублей. И мы считаем, что это справедливо. По крайней мере, мы будем самодостаточными.
В последний раз проезд в трамвае дорожал семь лет назад - с 12 до 15 рублей.
– Думаю, что по автобусам тоже тариф будет повышаться. Меньше, чем в трамвае он не будет – это однозначно, - отметил глава «Электротранспорта».
«ГРАЖДАНЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ ДОЛЖЕН ПОЯВИТЬСЯ ТОГДА, КОГДА ЧЕЛОВЕК ПРИШЕЛ НА ОСТАНОВКУ»
Руководитель транспортного предприятия проблему пассажирских перевозок связывает и с «ментальностью челнинцев»:
– Наши граждане считают, что общественный транспорт должен появляться тогда, когда человек появился на остановке. Подход не совсем правильный. Я часто слышу: «Не регулярно ходят трамваи либо автобусы». Под словом «регулярность» люди понимают частоту движения транспорта в единице времени, в нашем понимании – это качество исполнения расписания. Например, возьмем остановку «Санэпидемстанция». Каждое утро трамвай должен находиться там в 7.02. И он ежедневно приходит в это время. Вот что называют регулярностью. Хочу сказать, что при составлении маршрутной сети именно по данному направлению и велась работа.
Сейчас регулярность движения трамваев составляет 98,5 до 99,5%. С автобусами сложнее.
– Если в сентябре мы имели регулярность 62-63%, сейчас подтянули до 70%, - говорит Рашид Шамсудинов. - Есть определённые сложности. Часть водителей пришла к нам с «газелей». У них бывают самовольные сходы с линии, превышения скоростного режима либо наоборот.
«НЕКОТОРЫХ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОБУСОВ УЖЕ ПРИШЛОСЬ УВОЛИТЬ»
Недисциплинированность водителей сказывается на финансовом состоянии предприятия.
– Граждане оплачивают проезд, но не берут билет. Это очень сильно влияет на финансовую составляющую предприятия, - заявил Шамсудинов. - Пассажир обязательно должен взять билет.
Сегодня на шести из 19 разработанных маршрутов ездят 76 автобусов и 168 водителей. В будущем число автобусов скоро вырастет до 136, а водителей - до 300. Правда, пока есть проблемы с формированием коллектива.
– Мы надеемся, что в ближайшее время наберем необходимый штат, - озвучил Шамсудинов. - Пока водители получают за счет переработанных часов 30-35 тысяч рублей. При этом некоторых уже пришлось уволить. Так это «бандиты», которые даже не знают правил! Любой нормальный коллектив формируют два-три года. Думаю, мы справимся с этой задачей.
«ГДЕ ТУТ МОЖЕТ БЫТЬ ДИСЦИПЛИНА? ВЕСЬ БИЗНЕС ПОСТРОЕН НА СИСТЕМЕ ЗАРАБАТЫВАНИЯ ДЕНЕГ»
Далее разговор зашел о тех, кто сегодня считается нелегальными перевозчиками.
– На сегодня они не имеют права осуществлять пассажироперевозки, - прокомментировал ситуацию Рашид Шамсудинов. - Почему именно право, потому что для этого должна быть определенная база, система, которая организует движение. Это ведь не просто автобус выпустить на дорогу. Надо иметь службу движения, контрольные функции, ревизорский аппарат, систему подготовки кадров. Есть у нас перевозчики, которые имеют 11-12 машин, набирают других и формируют сеть. Где тут может быть дисциплина? Какая может быть организация регулярного движения? Весь бизнес построен на системе зарабатывания денег.
Ожидается, что незаконные перевозчики уйдут с маршрутов после 11 января 2016 года. Тогда в силу вступит федеральный закон, ужесточающий требования к пассажирским перевозкам.
– Я думаю, что после 11 января ситуация изменится кардинально, - заявил Шамсудинов. - Ни один перевозчик не сможет находиться на маршруте без соответствующего разрешения, а именно без свидетельства для работы на конкретном маршруте. Тогда за нарушения штрафы составят от трех до пяти тысяч. При этом незаконных перевозчиков смогут штрафовать на каждой остановке.
Олеся Аверьянова
Антон
Артем
RinatNCH
Иван
Мах
RinatNCH
Сергей
Рамиль