В Челнах набирает обороты уголовное дело о многомиллионном мошенничестве с автобусами для городских перевозок. На прошлой неделе история получила огласку во время визита в город заместителя генпрокурора России Николая Шишкина. Местные дельцы покупали микроавтобусы на деньги водителей и сдавали в аренду крупным пассажирским перевозчикам. Потом машины за спиной владельцев многократно перепродавались. Количество потерпевших растет. Нити следствия ведут к предпринимателю Фанису Саляхову, который некогда имел внушительной автопарк, а теперь якобы разорился. Что интересно, спорные автобусы до сих пор ездят по челнинским маршрутам, но их могут изъять в рамках расследования. Как проворачивалась автобусная схема, кто пользовался услугами Саляхова, и почему винят коронавирус - разбирался Chelny-biz.ru.
«ПЕРЕПРОДАВАЛ АВТОМОБИЛИ. ВОДИТЕЛЯМ, ДРУГИМ ЧАСТНЫМ ЛИЦАМ И ПОШЛО-ПОЕХАЛО, КАК СНЕЖНЫЙ КОМ»
Уголовное дело было возбуждено в сентябре прошлого года в отделе полиции «Центральный» в отношении неустановленных лиц. Пока в качестве свидетеля допрошен предприниматель Фанис Саляхов. Статус подозреваемого ему не присвоен, но, по данным источников редакции, все стрелки указывают именно на него.
Саляхов в сфере перевозок достаточно давно. Собеседники Chelny-biz.ru, знакомые с делом и ситуацией в отрасли, говорят, что мужчина много лет сотрудничал с разными перевозчиками, которые имели официальное право работать на челнинских маршрутах. Сдавал им автобусы в аренду. Далеко не все победители тендеров на городские перевозки имели достаточное количество собственной техники, поэтому прибегали к услугам таких посредников. В последние годы Саляховым имело дело ООО «Пассажирские перевозки», возглавляемое Николаем Тятюшкиным (создано им в партнерстве с другими перевозчиками) и контролирующее сегодня рынок.
Бизнес на аренде микроавтобусов Саляхов построил вместе с партнером (имя не называется), на фирму которого изначально оформлялись автомобили. Источники издания утверждают, что именно бывший компаньон первым обратился в полицию. Ему мужчина якобы тоже задолжал немалую сумму.
Примечательно, что у Саляхова тоже не все «газели» были собственными, фактически он сводил владельцев автобусов с перевозчиками.
– У него была возможность ставить людей на маршруты в городе через Тятюшкина, - говорит источник издания. - Много кто покупал себе автомобили, пытался встать на рейсы, но им не давали. И тогда они обращались к Саляхову. Он им помогал. Может, у него с Тятюшкиным хорошие отношения были…
Однако в какой-то момент неустановленные пока лица начали эти автобусы перепродавать. Сейчас следствие имеет по два-три «владельца» на одну единицу транспорта, и все называют себя потерпевшими. При этом таковых становится с каждым днем все больше и больше.
– Перепродавал автомобили. Водителям, другим частным лицам, и пошло-поехало, как снежный ком. Люди покупали автобус, а потом выясняли, что он еще зарегистрирован на другого человека. Также часть транспорта была заложена в банке. Это и стало поводом для обращения в полицию, – говорит один из инсайдеров.
«МЫ С СЕМЬЕЙ СОБРАЛИ СУММУ, ТАК КАК СЫН ХОТЕЛ ИМЕТЬ СВОЙ АВТОБУС И РАБОТАТЬ НА РЕЙСЕ»
Несколько потерпевших на прошлой неделе обратились к заместителю генпрокурора России Николаю Шишкину во время личного приема в Челнах. Их истории достаточно похожи. Люди рассказали, что добровольно передали Фанису Саляхову деньги на покупку новых микроавтобусов «Газель», которые должны были курсировать по челнинским маршрутам.
Фания Фазлыева не смогла попасть на личный прием, но оставила заявление Шишкину. Она сообщила, что еще в 2017 году отдала 1,3 млн рублей, оформила на себя микроавтобус, а в итоге осталась и без денег, и без транспортного средства. Сын Фазлыевой работал водителем у Николая Тятюшкина. Кем был Саляхов, женщина объяснить не может, знает лишь, что он собирал выручку с водителей автобусов.
- Сын работал на «Газели». Предстояло сокращение, но Саляхов обещал оставить Азата на работе, если мы купим «Газель» - то есть дадим 1,3 млн на покупку микроавтобуса, - рассказала женщина Chelny-biz.ru после приема в прокуратуре. - Мы с семьей собрали сумму, так как сын хотел иметь свой автобус и работать на рейсе. Саляхов сказал: «Мы тебя на маршрут со своим автобусом не пустим, давай на маму оформим». Купили на мое имя. Мы дали деньги Фанису, чтобы он оформил привезенные из Нижнего Новгорода автобусы. К нотариусу он не хотел идти, написал расписку. Обещал вернуть деньги через два года. Я три года платила страховку за «Газель» - по шесть тысяч рублей. Азата он на новый автобус так и не посадил. Когда деньги не вернул, я подала заявление в следственный комитет и прокуратуру. Но уголовное дело возбуждать отказались. Я позже узнала, что он Саляхов у многих взял деньги. Около 20 автобусов так купил. У одного человека 15 млн взял, 9 млн остался в долгу. Собрал деньги миллионами и скрылся!
Факт того, что сын челнинки попал под сокращение, и ему предложили купить свой автомобиль, дабы остаться на маршруте, подтверждается. Саляхов на очной ставке заявил, что расплатился, как обещал. Источник издания также утверждает, что мужчина за два года вернул Фазлыевым всю необходимую сумму: передавал наличкой сыну женщины.
– Картой он не пользовался, у него вообще не было карт, - говорит собеседник.
«ПАНДЕМИЯ ЕГО ВЫБИЛА ИЗ КОЛЕИ. ВСЕ ПРОДАЛ, ТЕПЕРЬ ЖИВЕТ В ДЕРЕВНЕ»
Гендиректор ООО «Пассажирские перевозки» и депутат горсовета Николай Тятюшкин подтвердил Chelny-biz.ru, что работал с Фанисом Саляховым. Компания заключала с ним договоры, как с частным лицом. По данным Тятюшкина, мошенническая схема проворачивалась неоднократно. Он обращает внимание на то, что машины закладывались в залог, ставились на регистрационный учет в других городах без ведома собственников. Вероятно, не без помощи неких должностных лиц, полагает Тятюшкин:
– Тут не я должен разбираться, и не вы, а другие структуры. Дважды машину не могли зарегистрировать, если она не была снята с учета. Никуда Саляхов не скрылся! Он кого только не обманул в этом городе и спокойно живет в деревне!
В автопарке мужчины были машины, которые приобретались в кредит и оформлялись на подставных лиц. За это Фанис Саляхов якобы выплачивал каждому по 50 тыс. рублей.
– Все машины оформлялись не на него, но по его просьбе. В банке кредит брали подставные лица, а по факту платил Саляхов. Люди все были реальные – водители, которые работали на маршрутах. Но фактически транспорт принадлежал Саляхову, - рассказывает один из источников Chelny-biz.ru, не исключая, что при обращении в банк документы могли подделывать. - Если так, то это - мошенничество в сфере кредитования. Автомобили попадали в залог. Как теперь выясняется, как раз они были перепроданы по несколько раз.
Знакомые предпринимателя говорят, что схема Саляхова просто не пережила пандемии коронавируса. Якобы до нее мужчина выплачивал собственникам автомобилей в среднем до 60 тысяч рублей в месяц за аренду, и всех все устраивало. В период карантина пассажиропоток в городе сошел на нет, и Саляхов не смог справиться с выплатами.
– Пандемия его выбила из колеи. Все же дома сидели, прибыли не было. Когда все накрылось, Саляхов все продал, раздал, все что мог, но еще остался должен. Потерял семью и теперь живет в деревне, - говорит его знакомый.
В мошеннической схеме и причастности Саляхова к ней предстоит разбираться следствию. Не исключено, что после обращения потерпевших к заместителю генпрокурора РФ, процесс ускорится. Известно, что сейчас следователи разбирают дополнительные эпизоды. Источники не исключают, что в ближайшее время спорные автобусы будут сняты с маршрутов и изъяты в рамках уголовного дела.
Впрочем, гендиректор ООО «Пассажирские перевозки» Николай Тятюшкин заверяет, что даже в этом случае горожан не оставят без общественного транспорта:
– Только на 22-м маршруте освободилось порядка 40 машин в связи с выходом на линии московских ЛиАЗов. Если изымут 15-20 машин, мы найдем другие. Людям, которые остались без работы, найдем другую.
Олеся Аверьянова
Фото: Chelny-biz.ru, mvd.ru, avtovzglyad.ru, untranssite.org, zanoza-news.com, nabchelny.ru
Вася