Семь лет банкротства, пожар за пожаром, смерть подростка и полная разруха – что переживает сегодня некогда престижный ресторан Набережных Челнов «Арарат»? Принимавшее мэров и министров заведение стало опасной заброшкой с туманным будущим. Конкурсный управляющий Марат Шарипов в очередной раз выставляет его на торги с целым «пакетом» ограничений в придачу. Нужен ли кому-то такой проблемный объект? Как выяснилось, да. Пока ходят разговоры о возможной покупке здания под снос с расчетом на дальнейшую компенсацию от властей, хозяин ресторана Аршалуйс Антонян надеется вернуть «Арарат» и реанимировать его. И заодно поквитаться с управляющим, который довел здание до нынешнего состояния.
«ЕСЛИ КТО-ТО НАЧИНАЕТ ВСТАВЛЯТЬ ПАЛКИ В КОЛЕСА, ТАКИЕ ЗАБРОШЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ БУДУТ СТОЯТЬ В ГОРОДЕ ГОДАМИ»
Заброшенный ресторанный комплекс «Арарат» в шестой раз выставлен на торги. Арбитражный управляющий Марат Шарипов опубликовал объявление, в котором указал на целый «пакет» проблем: сообщил, что здание находится в залоге у ПАО «Тимер Банк», его эксплуатация запрещена до получения разрешения на ввод, а из-за долгов отсутствует договор аренды земельного участка. К тому же, имеется запрет на совершение регистрационных действий. Ресторан по документам является незавершенкой. Начальная цена - 15,8 млн рублей, минимальная при продаже может составить 6,3 млн, что значительно ниже, чем в первый раз. Но и в этом случае с учетом всех проблем, что идут в комплекте с обгоревшим, изрядно потрепанным зданием, весьма сомнительно, что оно все же будет реализовано. Как бы то ни было, сам управляющий Марат Шарипов не стал общаться с Chelny-biz.ru на эту тему.
Согласно информации в объявлении управляющего, эксплуатация здания ресторана «Арарат» была приостановлена решением Набережночелнинского городского суда еще в мае 2015 года. Тогда с иск в интересах неопределенного круга лиц подала прокуратура. Ведомство потребовало закрыть ресторан до получения разрешения на ввод в эксплуатацию. Что касается земли – договор аренды участка площадью 1580 кв. м от 2 июня 2009-го, заключенный между ООО «Арарат» и исполнительным комитетом, был расторгнут решением Арбитражного суда РТ в 2011 году.
Как прокомментировали изданию в исполкоме, теоретически ввод объекта возможен при выполнении ряда основных условий: получение правоустанавливающего документа на земельный участок, градостроительного плана участка и разрешения на строительство. Кто готов этим заниматься – вопрос.
Тем временем заброшенный объект вызывает беспокойство у горожан. Ситуация накалилась после пожара, в котором погиб подросток, и сегодня скандальное здание для администрации, как бельмо на глазу.
Как считает архитектор Ринат Сафиуллин, город должен быть заинтересован в том, чтобы навести порядок, сохранить и улучшить объект и, возможно, даже заработать. Тем более, что он расположен удачно.
– Нет необходимости в том, чтобы сносить объект. Допустим, снесут – откроется глухой торец. И что? Ничего интересного. Можно предложить какое-то интересное современное решение. С точки зрения градостроительства, там нужен объект. А снос – это неумение работать, неумение решать проблему, – считает архитектор. – Решать такие градостроительные проблемы нужно совместно – от администрации до бывшего или будущего хозяина. Если кто-то начинает вставлять палки в колеса, такие заброшенные объекты будут стоять в городе годами. Муниципалитет сам мог бы вложиться, выкупить объект, а потом продать. Можно оставить каркас, все остальное разобрать, создать что-то другое и даже поменять назначение. Хорошее место, центр города. Надо научиться зарабатывать, а не только делить бюджет.
Кстати, по информации издания, в отношении «Арарата» рассматривался сценарий «Колизея», когда власти обменяли объект (для реконструкции под татарский драматический театр) на участок под застройку. То есть бизнес мог бы приобрести здание под снос и решить проблему с заброшенным недостроем на первой линии центрального проспекта с расчетом на последующую компенсацию от города.
«ВИНОВНИКИ И ВСЕ ПРИЧАСТНЫЕ ДОЛЖНЫ ПОНЕСТИ НАКАЗАНИЕ ЗА УНИЧТОЖЕНИЕ МОЕГО ИМУЩЕСТВА, ЗА КАЖДЫЙ ПОДЖОГ»
Банкротом ООО «Арарат» признали в 2014 году, компания принадлежала предпринимателю из Набережных Челнов Аршалуйсу Антоняну, которого в деловых кругах знали, как Ашота. В 2015 году состоялись первые торги. Тогда начальная цена была установлена в размере 181,9 млн рублей. Удалось реализовать здание лишь с пятых торгов по цене 15,8 млн. Однако предприниматель Алмаз Сабитов, который выиграл аукцион, отказался заключать договор купли-продажи.
Сам Антонян крайне возмущен тем, в каком состоянии оказался его ресторан за семь лет банкротства. Как рассказал предприниматель Chelny-biz.ru, он направил управляющему Марату Шарипову письмо с требованием отменить торги. Аргументирует тем, что средств для погашения требований кредиторов достаточно. Более того, он готов сам реанимировать свое детище.
– Недобросовестный конкурсный управляющий снизил его цену в три раза путем уничтожения моего имущества! За это он должен предстать перед судом! – считает Аршалуйс Антонян. – За семь лет банкротства было уничтожено порядка 80 млн рублей! Все оборудование разворовано! Виновники и все причастные должны понести наказание за уничтожение моего имущества, за каждый поджог. Сегодня не новость, что конкурсные управляющие пытаются мошенническим путем уменьшить стоимость объекта. Такая же участь постигла «Арарат» в Елабуге. Горожане помнят эту историю. Там был парк, колесо обозрения, детские площадки. Я с открытой душой финансировал этот парк из заработанных денег. Все одним махом было продано за 500 тысяч рублей как металлолом. За 15 тысяч продали фонтан, бар. Я пытался оспорить, но это не принесло никаких успехов. Уничтожили все мое имущество, и никто не понес ответственность. Через месяц мы вновь попали в банкротство. Меня взяли и уничтожили, я не смог и сдался. Я построил ресторан в Мамадыше. «Благодаря» тому же Шарипову, который создал искусственный долг в 3 млн рублей, было инициировано банкротство и там. Он продал объект своему знакомому Алмазу Сабитову. Кроме того, «Тимер Банк» инициировал мое личное банкротство. У меня есть имущество в Москве. Банк заявил, будто я взял у него 12 млн, и судья принял решение о банкротстве, притом, что мое имущество составляло 800 млн рублей. В итоге здание стоимостью 580 млн было продано за 160 млн.
Эта сумма, отмечает предприниматель, должна пойти и на погашение долгов по делу ООО «Арарат».
– С банком я рассчитался. Остались незначительные долги перед налоговой и еще парой кредиторов. Уже год, как продано имущество на сумму более 160 млн, но мы не знаем, где эти деньги! Этот «резерв» сейчас лежит у конкурсного управляющего, но он не перечисляет их. Я написал ему письмо с требованием снять ресторан с торгов. Но ему это невыгодно. Мы в любом случае обжалуем результаты торгов. Как они могут быть проведены, если после пожара не был подсчитан ущерб, не было оценки?! Он просто снижает и снижает стоимость. Уничтожает конкурсную массу! Стоимость ресторана была 159 млн! Ее можно было снизить до 70 млн, подождать покупателя и спокойно продать. Вместо этого конкурсный управляющий всех уволил, не сдал здание в аренду – не сделал ничего.
Хозяин «Арарата» признался, что не понимает, почему ресторан не ушел с торгов раньше и по приемлемой цене.
– Я не знаю, как они организовали торги! Когда спрашиваешь кого-то: «А вы могли купить «Арарат» за 60 млн?» – «Конечно могли, и даже за 70 млн! Центр города, великолепный вид». Скорее всего, Шарипов организовал такие торги, где никто не мог участвовать. И банк пошел ему навстречу и позволил снизить цену до 22 млн. Потом случился пожар, и он еще снизил цену и продал здание за 15 млн своему другу Алмазу Сабитову. Однако договор так и не был подписан. Но это все только игра конкурсных управляющих. После пожара мы неоднократно писали Шарипову, спрашивали, в какую сумму оценен ущерб, была ли экспертиза, кто виноват. Ноль реакции! Неоднократно писали в прокуратуру Татарстана. Ноль внимания! Недавно я встретился с челнинским прокурором, объяснил ситуацию. Он согласился, что это халатное отношение, поскольку конкурсный управляющий должен был отвечать за сохранность имущества. После пожара он заколотил окна. Но потом был еще один пожар, четыре раза вызывали полицию – в здание опять проникали люди, дети. Он не поставил охрану, ничего. Поэтому я считаю, он должен ответить за то, что не сохранил имущество.
Аршалуйс Антонян с горечью вспоминает историю создания ресторанного комплекса:
– Я выкупил заброшенный объект УРЭИК (управление по ремонту и эксплуатации инженерных коммуникаций), привел в порядок долгострой, построил красивое здание с крышей, напоминающей горы. Мне никто ничего не подарил, я сделал все сам, работал каждый день. Я предприниматель с 1986 года. Занимался международными перевозками, потом занялся ресторанным бизнесом в Челнах, в Елабуге, планировал в Казани. Я взял ссуду в «Тимер Банке», чтобы построить в Авиастроительном районе ресторан и парк (как в Елабуге). Был на приеме у главы города Ильсура Метшина, он дал добро. Я взял 43 млн рублей, ресторан «Арарат» стал залогом. Тогда он нормально работал, приносил прибыль. Но тут у банка дела пошли плохо. Мы пару раз задержали оплату, и с нас резко потребовали всю сумму. Мы не могли расплатиться. Я планировал продать имущество в Москве и вернуть деньги. По разным причинам не получилось это сделать. С меня попросили дополнительный залог – городскую баню Елабуги площадью порядка 2,2 тыс. кв. м, которую я выкупил у города в свое время. Ее оценили в 59 млн. Хотя при этом еще не был продан сам «Арарат». Баню в итоге тот же Шарипов продал за 5,6 млн рублей. Здание в центре города, со всеми коммуникациями! Оно стоило не меньше 35–40 млн!
Такая же ситуация разворачивается и в Челнах, уверен Антонян, и все ограничения, на которые указывает управляющий, – это лишь игра.
– Конкурсный управляющий пишет, что документов якобы нет. А как ресторан работал столько лет без разрешения? - задает риторические вопросы бывший хозяин. - Здесь были Халиков, Шайхразиев, министры. Это был один из лучших звездных ресторанов. Как он мог работать без документов?! Почему его не закрывали?! Что касается аренды земли – мы не заплатили 400 тысяч, и договор расторгли. Это естественный процесс. Подаешь заявление, оплачиваешь долг – восстанавливаешь. Ничего такого в этом нет.
Антонян сообщил, что написал заявление в прокуратуру на действия конкурсного управляющего.
– Я обращался в органы. Прокуратура Татарстана ответила формально, что не видит преступления в действиях конкурсного управляющего. Хотя, есть бумаги, информация была направлена в следственный комитет. Комитет также ответил, что не видит преступления. После заявления на федеральном уровне, его направили в УВД Набережных Челнов. На данный момент идет расследование, проверка документов, решение не принято. Но я надеюсь, что справедливость восторжествует.
Предприниматель рассчитывает в итоге вернуть «Арарат» и буквально возродить его из пепла.
– У меня есть желание – после этой неприятной полосы невезения создать совершенно новый ресторан высокого уровня. Каким может быть обновленный «Арарат»? Новая концепция для гурманов: европейская, азиатская, средиземноморская, еврейская, латиноамериканская кухня. Новый дизайн, обновленная мебель, банкетный зал, выгодные цены. Это бренд, который оценит молодежь. Необходима реконструкция первого и второго этажей, восстановление третьего. Думаю, нам хватит энергии, мы будем привлекать инвестиции и приложим все возможные усилия. Потребуется обновление сетей водоснабжения, энергоснабжения, вентиляции, замена полов, мебели. В течение года при благополучных условиях можно, думаю, выполнить эти работы.
«ПИСАЛИ ЗАПИСКУ: «ОТДАЙТЕ НАМ «АРАРАТ», ОН ВАМ НЕ НУЖЕН. ИНАЧЕ ВЫ ПОЖАЛЕЕТЕ»
«Арарат», надо отметить, действительно стал легендарным заведением для Набережных Челнов. Объект был построен еще при мэре Рашите Хамадиеве, а заработал во времена Ильдара Халикова. Банкеты здесь устраивали первые лица города. Элита женила здесь детей, на широкую ногу гуляли и по случаю профессиональных праздников. В первый год работы, 2006-й, администрация города устроила здесь помпезный балл прессы для городских и республиканских СМИ. Вечер открыли вальсом мэр Ильдар Халиков, руководитель исполкома Василь Шайхразиев и депутат Госдумы Олег Морозов.
Элитное место довольно быстро приобрело и сомнительную репутацию. Его не раз ловили на нарушениях миграционного законодательства. Якобы гости из ближнего зарубежья жили прямо в подвале ресторана. Кроме того, помимо бассейна с сауной здесь практиковались и другие варианты расслабиться для посетителей. Ходили разговоры о комнатах, предназначенных для интима.
Работа ресторана была остановлена в ноябре 2015-го. Судебные приставы опечатали заведение по решению суда, и в итоге объект стал опасной заброшкой, где погиб подросток.
Трагедия, напомним, произошла вечером 26 сентября 2019 года. Сначала огонь полыхал внутри – густой дым валил из всех щелей, обволакивая микрорайон и распространяя запах гари далеко за его пределы. Потом он вырвался наружу. Пламя чуть не перекинулось на ближайшие дома. За пожаром со слезами на глазах наблюдал Антонян. Бизнесмен не находил себе места. Рядом собрались его друзья и близкие, женщины громко плакали.
– «Арарат» был закрыт. Дворовые пацаны заходили постоянно, выходили, мы их ловили, они на нас жалобы писали, вечно костер разводили внутри. Писали записку: «Отдайте нам «Арарат», он вам не нужен. Иначе вы пожалеете». Вот результат. Это все, что я знаю. На лицо их всех, в принципе, знаю. Здание однозначно подожгли. Там нечему было замыкать. Имущества внутри было много… – рассказывал тогда приятель Антоняна.
Было возбуждено дело по статье 109 ч.1 УК РФ (причинение смерти по неосторожности). По данным следствия, трое подростков 2005 и 2006 годов рождения проникли через оконный проем в помещение здания бывшего ресторана. Один из них поджег хранившиеся там старые матрасы, после чего начался пожар. Ребята попытались покинуть помещение, однако выбраться успели только двое. Третий подросток потерял сознание. Его тело обнаружили пожарные.
Впоследствии уголовное дело было прекращено. Как стало известно Chelny-biz.ru, такое решение принято за отсутствием события преступления. Следователи пришли к выводу, что меры безопасности по недопущению посторонних лиц в здание были предприняты – объект был законсервирован, а дети самостоятельно создали угрозу для жизни.
Кстати, сегодня доступ в здание не ограничен. Центральная дверь не заперта, а окно на втором этаже открыто.
Chelny-biz.ru
Сергей
Дмитрий
Сергей
Иван Вологжанин
Сергей
Житель
Ольга
Кто то
Житель
Сергей
Житель
Вячеслав Мухин