Старейшее дорожное предприятие Челнов - «Камдорстрой» - незадолго до своего 50-летия угодило в финансовую яму и уголовное дело за невыплату зарплаты. Дело завели на днях после прокурорской проверки. Сумма долга - порядка 60 млн рублей, потерпевших - свыше тысячи человек. Вдобавок банкротства двух организаций из группы компаний требуют ФНС и челнинский «АКИБАНК». У четырех арестованы счета. Среди персонала распространилась версия, будто предприятие покатилось оттого, что «реальные хозяева отошли от дел». «Перестали следить - и кончился «Камдорстрой»», - говорят сотрудники. Источники редакции отмечают, что ситуация с уголовкой еще может завершиться миром, если компания расплатится в ближайшее время. На что живет и кем контролируется «Камдорстрой», который до сих пор считают «швецовским», и каковы шансы выбраться - изучил Chelny-biz.ru.
«ЗАРПЛАТУ НЕ ВЫДАЛИ ЕЩЕ ЗА НОЯБРЬ ДАЖЕ. В ЯНВАРЕ ДАЛИ КОПЕЙКИ ЗА ОКТЯБРЬ И «ЖИВИТЕ, КАК ХОТИТЕ». А СЕЙЧАС УЖЕ МАРТ»
Следком возбудил уголовное дело по материалам прокурорской проверки на крупнейшую дорожную компанию Челнов - «Камдорстрой». Как стало известно Chelny-biz.ru, установлено свыше тысячи потерпевших, недополучивших зарплату. Речь не только о челнинцах, но и жителях других регионов, которые работали в компании по найму. Сумма задолженности с ноября, по последним данным, составила порядка 60 млн рублей.
По данным издания, ранее мерами прокурорского реагирования удавалось восстановить права сотрудников. Так за сентябрь–октябрь 2020 года образовалась задолженность в 99 млн рублей. Компания ее недавно погасила. Но накопились долги за следующие месяцы. Как сообщили Chelny-biz.ru в надзорном ведомстве, были отработаны все меры прокурорского реагирования. По итогам разбирательства материалы направлены в следственные органы, где на днях и возбудили уголовное дело.
В следственном отделе Набережных Челнов пока не комментируют. Есть информация, что ситуация еще может завершиться миром. По некоторым данным, компания намерена погасить задолженность в полном объеме в ближайшее время.
Chelny-biz.ru связался с работниками предприятия, которые били тревогу: писали обращения, посты в соцсетях и сообщения в редакцию. Все они пожелали остаться анонимными, поскольку еще рассчитывают получить свои деньги.
– Нам так и не заплатили. Письма в прокуратуру писали, но никаких движений нет. Очень печально. Люди столько бесплатно работали, получается! - говорит один из сотрудников. - Многие в итоге уволились, но есть и те, кто до сих пор питает надежду, что выплатят, что все восстановится. Зарплату не выдали еще за ноябрь даже. В январе дали копейки за октябрь и «живите, как хотите». А сейчас уже март. Коллективные жалобы писали, все бездействуют. Я сколько писал в челнинских пабликах – все глухо. Никто за это браться не хочет. А как людям жить – кто ответит?!
Жалоб в соцсетях, надо отметить, действительно было достаточно. Более того, читатели Chelny-biz.ru сообщали о намерении работников обратиться к президенту России Владимиру Путину. На местном уровне ответы в соцсетях от администрации города были следующего содержания:
«Если в отношении Вас были допущены нарушения трудового законодательства, вы можете обратиться: в государственную инспекцию труда в Республике Татарстан, в суд по местонахождению работодателя».
«ТОП-МЕНЕДЖМЕНТ ЗА ОДИН–ДВА МЕСЯЦА ДО ТОГО, КАК РАЗВЕРНУЛАСЬ НЫНЕШНЯЯ СИТУАЦИЯ, УВОЛИЛСЯ»
– Ситуация сейчас никакая. Деньги просто не выплачивают. За ноябрь–январь не давали, в начале февраля я уволился. А кто еще работал – им и за февраль не дали, – рассказал изданию другой дорожный рабочий. – Не хватает технических ресурсов, чтобы производить работы, постоянные сбои, той же солярки нет. Предприятие разбазарили! Растащили на куски, можно сказать. Мы работали в Крыму, года три делали трассу «Таврида» – там процветало воровство. Из-за этого все и началось, я считаю. Топ-менеджмент за один–два месяца до того, как развернулась нынешняя ситуация, уволился, перешел в другие организации.
Наш собеседник проработал на предприятии семь лет. Говорит, что и раньше бывали проблемы, но таких патовых ситуаций прежде не возникало.
– Сначала задолжали зарплату за октябрь. Но ее в итоге выплатили, с задержкой, в декабре. После этого все остановилось, деньги «зависли», хотя все начисления есть. Увидим мы их или нет? Перед тем, как мы перешли на зимний сезон, нам срезали все зарплаты. Если летом я получал, допустим, 45 тысяч, то этой зимой сделали по 20 тысяч. И даже это не выплачивают. Денег у предприятия нет, и взять неоткуда. А мне семью кормить надо! Я всю зиму деньги не получал, на зарплату жены жили, – объяснил свое увольнение рабочий. – Очень много народу уволилось, огромное количество! ИТР, прорабы, мастера… Мало человек осталось работать. Если сейчас какой-то серьезный подряд поступит, «Камдорстрой» не сможет работать, хотя бы потому, что не сможет набрать людей. Для этого надо платить зарплату.
Наш собеседник полагает, что дело может идти к банкротству и продаже имущества предприятия для дальнейшего расчета с рабочими.
– В лучшие годы в сезон на предприятии на разных объектах работало порядка тысячи человек. Большой объем работ выполнялся в Челнах. Все крупные подряды брал «Камдорстрой», другие не могли, – вспоминает дорожник. – Сейчас наоборот – другие подросли, а вот «Камдорстрой»…
Среди персонала распространилась версия, будто проблемы возникли оттого, что реальные хозяева отошли от дел. «Перестали следить - и кончился «Камдорстрой»», - говорят люди.
Получить комментарий по ситуации от руководства «Треста Камдорстрой» не удалось. В течение двух дней гендиректор УК Шамил Шарипов и его замы были недоступны для общения.
ФИНАНСОВЫЙ КОЛЛАПС НАКАНУНЕ 50-ЛЕТИЯ
Старейшее дорожное предприятие города - «Камдорстрой» - работает в Набережных Челнах с 1974 года. За полвека организация не раз меняла форму и наименования. Сегодня это группа с собственной управляющей компанией АО УК «Камдорстрой». Основной производственный актив с 2019 года называется АО «Камский Трест по Строительству Автомобильных Дорог и Аэродромов» («Трест Камдорстрой»). Кроме того, в ГК входят ЗАО «Камдорстрой Автобаза-48», АО «Камдорстрой Авиа», ЗАО «Санаторий Радуга», связаны с ней АО «Электроспецмонтаж», АО «Комплекспроект».
«Трест Камдорстрой» по-прежнему является одной из крупнейших стройкомпаний Татарстана. В последнее десятилетие специализировалось на аэродромах. Среди его подрядов - реконструкция аэропортов «Казань», «Бегишево», «Красноярск», в Кургане, Астрахани, Анапе, реконструкция аэродромной базы ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова», строительство и ремонт участков трассы М-7, автодороги ОЭЗ «Алабуга» и др. Ежегодно компания получает госконтракты в Татарстане и других регионах.
В 2019 году компания обновила в Челнах проспект Мира, в 2020-м - улицы Нариманова и Портовую.
При этом не секрет, что «Камдорстрой» все чаще даже не претендует на подряды в родном городе и Закамье. Другие участники рынка, в том числе казанские, этому удивляются, но охотно пользуются.
С 2017 года руководство группой осуществляет АО УК «Камдорстрой». Источники редакции говорят, что реальные «Треста Камдорстрой» «сидят» в составе УК «Камдорстрой». Кто же здесь? Экс-гендиректор предприятия Евгений Шишканов, которого СМИ называли правой рукой бывшего руководителя Владимира Швецова, который в 1995 году из «Камдорстроя» перешел в правительство Татарстана.
Несмотря на столь давнее расставание, предприятие до сих пор считают активом семьи Швецова, который прошел в «Камдорстрое» путь от мастера до гендиректора. В учредителях АО УК «Камдорстрой» значится дочь бывшего вице-премьера и министра транспорта и дорожного хозяйства Инесса Дроздецкая. Она, напомним, также была совладелицей «КАМАЗ-Общепита», агрофирмы «Весенний».
Кроме них, в составе УК - Марат Тимергалин, ранее непосредственно руководивший «дочками» - АО «Камдорстрой Авиа» и ЗАО «Камдорстрой Автобаза-48». Здесь же имевшая бизнес в Казани Марина Гусейнова, бывший соучредитель целого ряда контор в строительной сфере Вадим Хлюпов, а также Валерий Денисов. Гендиректором УК является Шамил Шарипов. По выписке из ЕГРЮЛ, номинальная стоимость их долей (в рублях) распределена так: у Шишканова и Дроздецкой по 40 млн, у Денисова - 36 млн, Гусейновой - 23 млн, Хлюпова и Тимергалина - по 18 млн.
В уголовном деле о невыплате зарплаты фигурирует АО «Трест Камдорстрой». По данным последнего отчета (за 2019 год), здесь трудилось около 1200 человек. Выручка тогда составила 5,3 млрд рублей с ростом на 36%, чистая прибыль - 23,1 млн. В последнюю пятилетку выручка «Треста Камдорстрой» варьировалась от 4 до 5 млрд рублей, а прибыль - от 20 до 40 млн. Самым финансово тяжелым до сих пор считался 2018 год, который компания завершила с убытком около 166 млн при выручке 3,8 млрд. За последний год трест выиграл шесть контрактов на 1,5 млрд. Исковые требования к компании достигают 273 млн, исполнительные производства - 10 млн.
Обороты управляющей компании значительно скромнее. Выручка, которая пять лет превышала 200 млн рублей, упала в четыре раза - до 51,3 млн рублей. Зато прибыль, которая прежде едва достигала 1,5 млн, выросла до 5,7 млн. Открыты исполнительные производства на 7,3 млн рублей - по налоговым долгам.
ЗАО «Камдорстрой Автобаза-48» стабильно имеет выручку в районе 600 млн рублей и прибыль порядка 1 млн. АО «Камдорстрой Авиа» убыточно с 2015 года. С 2017-го не имеет выручки.
Компании группы обложены долгами, исками, требованиями. По данным сервиса «Контур.Фокус» на 10 марта, налоговая полностью или частично приостановила операции по некоторым счетам головной УК «Камдорстрой», а также АО «Трест Камдорстрой», ЗАО «Камдорстрой Автобаза-48» и АО «Камдорстрой Авиа».
Федеральная налоговая служба требует признать АО «Управляющая компания «Камдорстрой» банкротом. Предъявляемая сумма составляет почти 8,5 млн рублей, из них 7,3 млн - основной долг. Заявление поступило в Арбитражный суд Татарстана 3 марта.
18 февраля появилось официальное сообщение о том, что ПАО «АКИБАНК» намерено обратиться в суд с требованием признать несостоятельным АО «Трест Камдорстрой». «В связи с наличием у него признаков банкротства», - говорится в уведомлении банка. Известно, что у предприятия было несколько договоров залога с АКИБАНКом, обычно на спецтехнику. Сумма последнего в открытых источниках не указана, а срок исполнения истекает 26 апреля 2021 года.
Chelny-biz.ru
Фото: пресс-служба президента РТ, Chelny-biz.ru, m24.ru, dela.ru, Камдорстрой
Сергей Анатольевич
Яков
Роберт
Мансур
Челнинец
Раушания
Раушания
Марсель