, 11 Октября
$ 64,7416
€ 71,2999
Предложения банков
Новости
Подробно


«Положение вызывает у нас большую тревогу. Очень бы не хотелось свалиться в 2008-й год»

28.06.2019, 22:01

Негативные тенденции на рынке могут заставить «КАМАЗ» пересмотреть бизнес-план на этот год в сторону понижения. Такой осторожный прогноз высказал сегодня на годовом общем собрании акционеров глава предприятия Сергей Когогин. Тем не менее, и совет директоров, и руководство республики надеются на лучшее, отмечая успехи в экспорте (новые договоры с Туркменистаном и Вьетнамом) и работы по реализации национальных проектов, которые должны пробудить спрос на технику КАМАЗ. Плюс ко всему этот год должен стать знаковым для предприятия, которое выводит на рынок автомобиль поколения К5. 2019-й должен продемонстрировать, к чему стремился автогигант последние годы, вкладывая миллиарды в модернизацию производства, строительство новых линий и заводов.

«ВОЗИТЬ ПУСТОТЕЛЫЕ ДЕТАЛИ ОТКУДА-ТО – СЕБЕ ДОРОЖЕ. НАДО ДЕЛАТЬ САМИМ. И МЫ НАУЧИЛИСЬ»

Годовое собрание акционеров «КАМАЗа», на которое в Набережные Челны приехал президент республики Рустам Минниханов, не обошлось без торжественных открытий. В городе – стела строителям Нижнекамской ГЭС, а на автогиганте – новая линия по производству алюминиевых топливных баков на прессово-рамном заводе. Линия стала еще одним шагом предприятия на пути импортозамещения. Раньше «КАМАЗ» закупал баки за границей, теперь будет делать сам. И не только для себя, если будут заказы. Использование баков собственного производства позволит компании сэкономить порядка 500 млн рублей в год.

«Положение вызывает у нас большую тревогу. Очень бы не хотелось свалиться в 2008-й год»

В 2018 году проект получил поддержку ФРП, который предоставил компании льготный заем. Общий бюджет составил 544 млн, из которых 230 млн – средства фонда. Буквально за полгода линия была смонтирована и теперь «КАМАЗ» начал выпуск алюминиевых топливных баков объемом 200–800 литров. Мощность нового производства – 35 тысяч в год. Линия позволяет производить как алюминиевые, так и стальные баки. 10 производственных участков обслуживают 12 человек, которые прошли обучение, и четыре робота.

Для почетных гостей провели короткую экскурсию – провезли их по ПРЗ на электрокарах, продемонстрировали работу линии и ассортимент продукции.

– Нам очень приятно, что мы проводим собрание акционеров на фоне вот таких новых инвестиционных проектов, – отметил Рустам Минниханов. – Это и двигатель, и совсем недавно – каркасы кабин, сегодня это – топливные баки. И, конечно же, наш новый грузовик.

Гендиректор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов заметил, что «КАМАЗ» впечатляющими темпами движется в сторону модернизации своего производства.

«Положение вызывает у нас большую тревогу. Очень бы не хотелось свалиться в 2008-й год»

– Мы получили новые современные технологии. Это современная продукция, которая у нас сегодня здесь производится, – указал он на сияющие баки.

– Мы видим, что за последние два года прессово-рамный завод меняется на глазах. Мы уже с вами говорили о существенной экономии для нашей компании. Есть такой аргумент, что возить такие пустотелые детали откуда-то из Китая, из Европы – себе дороже. Надо делать это самим, и мы научились это делать, хотя наша компания этим не занималась, – рассказал гендиректор «КАМАЗа» Сергей Когогин. – Нам еще много предстоит на пути модернизации производства сделать. Но сегодня есть уверенность, что мы с этим справимся.

«Положение вызывает у нас большую тревогу. Очень бы не хотелось свалиться в 2008-й год»

«2019 ГОД БУДЕТ ПОКАЗАТЕЛЬНЫМ, МЫ УВИДИМ ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ НЕСКОЛЬКИХ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ»

Доклад Когогина на годовом собрании акционеров был менее радужным. В 2018 году ситуация на автомобильном рынке России оставалась непростой, и в этом году автогигант должен подтянуться, чтобы, как выразился позднее на пресс-конференции Когогин, не свалиться на уровень 2008 года.

– Для первой половины 2018 года был характерен рост, во втором полугодии стало очевидно снижение инвестиционной активности, что связано с завершением в стране крупных проектов – строительства Крымского моста, стадионов к Чемпионату мира по футболу – это служило драйвером спроса на автомобильную технику. Традиционно наибольший объем продаж грузовой техники приходится на последний квартал. Но в прошлом году роста не произошло, наоборот, рынок стал стагнировать, – констатировал глава автогиганта. – Изменение рыночной конъюнктуры отразилось на нашей деятельности, но благодаря поддержке акционеров ПАО «КАМАЗ» и своевременным управленческим решениям, мы смогли удержать позиции лидера российского автопрома.

«Положение вызывает у нас большую тревогу. Очень бы не хотелось свалиться в 2008-й год»

«КАМАЗ» в том году реализовал 38,3 тыс. машин, в том числе 8,8 тыс. нового модельного ряда, что больше на 62% относительно показателя 2017 года. В этом году предприятие планирует выпустить 38,5 тыс. грузовиков. На экспорт в 2018-м ушло 5,6 тыс. авто (на 13% больше, чем годом ранее). Доля на российском рынке составила 41%. Чистая прибыль – 1,5 млрд. Объем инвестиций - более 15 млрд рублей. Компания вкладывалась в создание нового поколения автомобилей К5. В 2018 году на заводе двигателей было запущено современное производство нового семейства двигателей Р6. Разработаны и готовятся к запуску новые кабины.

Автогигант активно завоевывал рынок пассажирского автотранспорта. В 2018 году он выиграл тендер на поставку в Москву 100 электробусов и 31 станции ультрабыстрой зарядки. Недавно компания выиграла новый тендер – на оказание услуг послепродажного сервисного обслуживания и ремонту в течение 15 лет. В 2019 году предпрятие поставит в Москву еще 100 электробусов и 36 зарядных станций. Это крупнейший в Европе заказ на электробусы, заметил Когогин. Что касается беспилотников, камазовский “Шатл” успешно демонстрировался летом 2018 года в Казани во время Чемпионата мира по футболу.

«Положение вызывает у нас большую тревогу. Очень бы не хотелось свалиться в 2008-й год»

– Для расширения и развития этого направления мы остро нуждаемся в содействии. В том, что автономный транспорт – ближайшее будущее наших городов, ни у кого нет сомнений, – заявил гендиректор “КАМАЗа”. – 2019 год будет весьма показательным, мы увидим первые результаты работы нескольких последних лет. Мы выведем на рынок первые модели из линейки поколения К5. Флагманом станет магистральный тягач КАМАЗ 54901. Не менее важные задачи на 2019 год – развитие продаж газомоторной техники и выпуск грузовиков КАМАЗ поколения К4, работающих на сжиженном природном газе. Усилия компании будут направлены на тестовую эксплуатацию роботизированных транспортных средств с автономным и дистанционным управлением, разработку электробусов второго поколения. Кроме того, начнется подготовка к производству деталей для нового семейства тяжелых автомобилей поколения К5. Первым автомобилем станет самосвал КАМАЗ-6595, который планируется вывести на рынок в конце 2020 года.

«Положение вызывает у нас большую тревогу. Очень бы не хотелось свалиться в 2008-й год»

«БЫЛО ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ НЕ ВЫПЛАЧИВАТЬ ДИВИДЕНДЫ. Я ПОНИМАЮ, ЧТО НЕ ВСЕ АКЦИОНЕРЫ ОКАЗАЛИСЬ ДОВОЛЬНЫ ЭТИМ...»

Рустам Минниханов отметил, что на протяжении девяти лет «КАМАЗ» обеспечивает рост инвестиций. Их объем за эти годы составил 66,5 млрд рублей.

– Важно, что «КАМАЗ» продолжает инвестировать в рамках заключенного специнвестконтракта. Республика со своей стороны гарантирует исполнение всех взятых на себя обязательств, –пообещал президент. – Ключевая задача – вывод на рынок принципиально нового автомобиля К5, запуск данного проекта должен обеспечить будущее завода на ближайшие минимум 15 лет. Резкая смена модельного ряда редко проходит безболезненно, поэтому важно провести качественное внутризаводское тестирование автомобилей, а потом уже в конце года запустить серию.

Конечно, президент затронул и тему 50-летия «КАМАЗа»

– Мы должны обеспечить проведение юбилейных мероприятий на высоком уровне, – поручил он. – Со своей стороны мы планируем в текущем году реализовать в городе порядка 30 проектов, направленных на развитие социальной, транспортной и дорожной инфраструктуры. В этом году начинается строительство онкологического диспансера, бассейна, а также реконструкции татарского драматического театра. С федеральным центром прорабатывается строительство ряда других ключевых объектов для города. Работа не одномоментная, она рассчитана на ближайшие пять лет и послужит толчком для развития социальной сферы нашего автограда.

«Положение вызывает у нас большую тревогу. Очень бы не хотелось свалиться в 2008-й год»

Сергей Чемезов в своем выступлении остановился на теме дивидендов. Совет директоров, напомним, рекомендовал не выплачивать их по итогам 2018 года, несмотря на наличие чистой прибыли в 1,5 млрд рублей.

– Да, последние три года мы действительно регулярно выплачивали дивиденды. В этом году было принято решение не выплачивать. Я понимаю, что не все акционеры оказались довольны этим решением, – признал он. – Но я призываю вас понять, что если мы не сможем вкладывать деньги в развитие нашего предпряития, завтра мы вряд ли сможем говорить о какой-либо прибыли. За 2018 год было вложено 18 млрд в создание нового модельного ряда, создание нового производства – завода каркасов кабин и новой линии по производству топливных баков. Это все необходимо. А откуда взять деньги? Деньги мы можем взять из своей чистой прибыли. Либо распределить ее между собой. Ну, наверное, надо думать о будущем. И поэтому я прошу вас всех поддержать решение совета директоров о невыплате дивидендов в этом году. Вы заметили, что и по вылате вознаграждения членам совета адиректоров принято аналогичное решение.

«Положение вызывает у нас большую тревогу. Очень бы не хотелось свалиться в 2008-й год»

Вероятно, сюрпризов не будет, и решением годового собрания акционеров прибыль будет направлена на развитие предприятия, а не на дивиденды и вознаграждения. По совету динректоров новшеств опять-таки никаких, работа продолжится в прежнем составе.

«КОГДА НАША ДОЛЯ ПРЕВЫШАЕТ 50% – ЭТО ВСЕГДА ВЕРНЫЙ ПРИЗНАК КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ»

На пресс-конференции после собрания акционеров журналисты, прежде всего, поинтересовались, какие ожидаются в ближайшее время инфраструктурные проекты, стройки, которые позволят выровнять сложную ситуацию и вернуть спрос на технику «КАМАЗ».

– Сегодня реализуются 12 национальных проектов. Объемы строительства и ремонта дорожной сети беспрецедентны, практически в два раза рост по вводу жилья, а также инвестиции в образование, здравоохранение и другие сферы, – ответил Минниханов. – Кроме того, на уровне правительства РФ обсуждается ряд новых больших инфраструктурных проектов. Есть уверенность, что продукция «КАМАЗа» будет востребована. Что касается нашей республики, у нас только в этом году 30–33 млрд направлено на дорожную сеть. Это потребует больших объемов грузового транспорта. Плюс у нас есть большая программа, которая инициирована вместе с корпорацией «Ростех» – программа к 50-летию «КАМАЗа». Юбилей уже в этом году, но в рамках этого праздника мы запускаем много начинаний, чтобы город Набережные Челны был комфортным, удобным для жизни, и чтобы здесь готовили высокопрофессиональных специалистов. Есть целый ряд республиканских программ, которые реализуются. Также мы изыскиваем средства из допдоходов. Мы сегодня как раз эти темы будем обсуждать. Я думаю, что по итогам обсуждения мы расскажем, какие еще будут объекты. Уже точно, что я озвучил, это онкологический центр, бассейн, большая программа по дорогам, школы, садики, татарский драматический театр. Все эти проекты уже не просто на бумаге, мы их начинаем реализовывать.

«Положение вызывает у нас большую тревогу. Очень бы не хотелось свалиться в 2008-й год»

– Кроме национальных проектов, которые должны увеличить спрос на технику, мы будем делать все, чтобы увеличить долю экспорта, – добавил Чемезов. – За счет этого мы будем поддерживать общий объем производимой продукции. Прошли переговоры, и в ближайшее время мы подпишем контракт о поставке в Туркменистан почти двух тысяч машин. Это очень хороший контракт. Завод в любом случае будет загружен заказами.

Тем не менее, Сергей Когогин высказался очень осторожно на вопрос относительно прогноза по выпуску автомобилей в этом году.

– Май был очень критичным, минус 22% рынка. Июнь – по реализации будет меньше, чем по бизнес-плану, но незначительно. Какие показатели будут по регистрации – я пока ответить не могу, это будет известно к концу июля. Но мы видим продолжающиеся негативные тенденции, – сказал он. – Остатки у дилеров достаточно большие. Мы пока не пересматриваем бизнес-план, но работу по прогнозной оценке рынка мы начали, и если ничего не изменится, будем вынуждены выйти на совете директоров с корректировкой бизнес-плана. Мы возлагаем надежды на экспорт. Это и контракт с Туркменистаном. Вчера подписан контракт во Вьетнаме на 438 автомобилей. Это тоже результат. Мы видим, что есть оживление на Ближнем Востоке по нашей продукции. И, конечно, традиционно мы рассчитываем на наши устойчивые позиции на рынке Казахстана. В принципе, за счет экспорта у нас есть надежда немножко подтянуться. Особенно важно для компании (я отношу это как к положительному, так и к тревожному фактору) – наша доля на рынке сегодня превышает прошлогодний показатель, мы приблизились к 50%. Когда наша доля превышает 50% – это всегда верный признак кризисных явлений в экономике. Положение вызывает у нас большую тревогу. Очень бы не хотелось свалиться на позиции 2008 года.

«Положение вызывает у нас большую тревогу. Очень бы не хотелось свалиться в 2008-й год»

Свои осторожные оценки Когогин связал и с тем, что работа по национальным проектам, о которых сказал Минниханов, только началась.

– Дорожное строительство, наверное, оживит рынок самосвалов, – предположил он. – Но самые существенные потери мы понесли в магистральных тягачах. После того, как начался рост цен и неустойчивое положение рынка жидкого топлива, наши клиенты почти перестали покупать. Основной упор в тягачах был сделан на газодизельные автомобили, но, к сожалению, размер государственной субсидии на эту технику был всего 2,5 млрд. Она уже израсходована. Только было подписано постановление и сразу за первое полугодие мы все, что могли, выполнили. Очевидно, что перевозчики сегодня стоят и ждут, будет еще субсидия или нет. Мы с такой инициативой вышли, обсуждение в правительстве идет. Если будет решение, то это еще больше разовьет рынок, потому что выгода для перевозчиков очевидна, реальная экономия топлива – 15–30%. Им сегодня непросто, рост тарифа на транспортные услуги не произошел, стоимость топлива выросла.

«Положение вызывает у нас большую тревогу. Очень бы не хотелось свалиться в 2008-й год»

«ХОЧЕТСЯ, ЧТОБЫ ДЕТИ ВЫХОДИЛИ ОТСЮДА УЖЕ ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ. ЧТОБЫ ОНИ ХОТЕЛИ ОБУЧАТЬСЯ ТЕХНИЧЕСКИМ НАУКАМ В БУДУЩЕМ»

После официальной части визита участники годового общего собрания акционеров отправились в поле – на участок, где в ближайшие пять лет планируется построить многофункциональный спортивно-образовательный центр «Техногород». Проект курирует «КАМАЗ-мастер» и лично Владимир Чагин. Вероятно, депутатский статус, который он стопроцентно получит после предстоящих выборов, поскольку идет вторым в партийном списке, поможет лоббировать проект. Сегодня руководитель спортивной команды торжественно презентовал проект гостям. Его задача – привлечь детей к изучению технических дисциплин через спорт.

Объект расположится между НТЦ и автомобильным заводом, общая площадь участка – 29 га.

– Транспортная доступность была одним из приоритетных направлений, когда мы разрабатывали концепцию этого проекта, – поделился с журналистами Вадим Валеев заместитель руководителя команды «КАМАЗ-мастер». – Все намного проще, чем может показаться на первый взгляд. Это земля располагается в месте, где проходят две трамвайные ветки. Есть остановки общественного транспорта, все очень близко. Это спортивный центр, предполагается использование автотранспорта, и мы не можем строить его в черте города. Это место – самое оптимальное для того, чтобы строить такой объект.

«Положение вызывает у нас большую тревогу. Очень бы не хотелось свалиться в 2008-й год»

Проект оценивается в 5 млрд рублей. Разрабатывала концепцию немецкая компания Tilke, которая является мировым разработчиком автоспортивных трасс. На ее счету 18 из 21 трасс для «Формулы 1». В основном здании будет располагаться многофункциональный центр дополнительного образования, в который войдут большой музейный комплекс на 30 машиномест, испытательная трасса, большое количество инновационных учебных лабораторий. Часть площадей отдадут арендаторам. Дети будут иметь возможность изучать автомобильную технику и сопутствующие дисциплины. На территории будет несколько трасс.

«КАМАЗ-мастер рассчитывает», что центр станет якорем для детей. Если удастся привлечь их, то большая часть свяжет свою жизнь с наукой и техникой, с Набережными Челнами. А это значит привлечение специалистов на «КАМАЗ» и в «КАМАЗ-мастер». Пока идут изыскательские работы. Есть определенные проекты по привлечению инвесторов.

«Положение вызывает у нас большую тревогу. Очень бы не хотелось свалиться в 2008-й год»

– Мы постараемся, чтобы каждый квадратный метр был использован с пользой, – заверил Чагин. – Хочется, чтобы дети, получая основное образование в школе, приходили сюда на пару часов и выходили уже другими людьми. Чтобы они хотели обучаться техническим наукам в будущем. Возможно, не здесь, в других городах. Нужно, чтобы они помнили о родной земле и приезжали обратно.

Анна Перебаскина