Руководство «КАМАЗа» констатирует, что хотя уходящий год выдался трудным, его планируют завершить без убытка, но 2019-й пока не дает повода для оптимизма. Уже в январе-феврале ожидается новый виток санкций в отношении российского бизнеса, который может затронуть и градообразующее предприятие Набережных Челнов, до сих пор избегавшее этой участи. Об этом накануне сообщил главный финансист автогиганта Андрей Максимов. Проблемы с экспортом и отсутствие новых инфраструктурных проектов в самой стране будут вызовами 2019 года.
Еще неизвестно, как это отразится на загрузке персонала в начале года, но во всяком случае автогигант намерен удержать кадры и зарплаты. А они, как заявляют топ-менеджеры, не ниже, чем у расхваливаемого Магдеевым КБК или резидентов ТОСЭР, которыми мэр уже месяц стращает челнинский бизнес. Как «космические корабли» помогут компании «отжать» свою долю на рынке, откуда взялся миф о низких зарплатах на «КАМАЗе», и ждать ли простоев на градообразующем предприятии в 2019-м – читайте далее.
«В ЯНВАРЕ-ФЕВРАЛЕ ОЖИДАЕТСЯ ОЧЕРЕДНОЙ ВИТОК САНКЦИЙ, ОБЕЩАЮТ ПРОЙТИСЬ ПО ВСЕМ»
Начиная беседу, топ-менеджеры «КАМАЗа» оценили уходящий год как трудный. Но, несмотря на падение продаж, автогигант сумел выплатить налогов в федеральный бюджет на 6,5 млрд, в республиканский и местный – на 2 млрд.
– Не все идет так, как нам хотелось бы. Однако мы не видим ничего страшного в том, что происходит на рынке грузовиков и в компании, – отметил Олег Афанасьев, но подчеркнул, что пока рано подводить итоги, окончательных цифр нет. – Этот год для нас прошел под эгидой подготовки производства к выпуску грузовиков поколения К5. Запущено производство двигателей, создана кабина, создано несколько прототипов. Несколько недель назад состоялась первая тестовая сборка кабины К5. Сейчас идет полным ходом отладка производства на заводе каркасов кабин, который мы построили с нашим партнером Daimler. На сегодня современнее этого завода в мире нет производства каркасов кабин. Главной задачей наших конструктов было сделать грузовики поколения К5 «умными автомобилями добавленного интеллекта», когда машина помогает водителю в управлении. Это уже почти космический корабль, который в состоянии и космос бороздить, и принимать самостоятельно решения, предбеспилотная техника, которая значительно облегчает водителю работу. Эту сложную задачу решают все автомобильные компании мира, и мы находимся на передовых рубежах.
Еще одно достижение года произошло в сфере производства электробусов. Автогигант, напомним, выиграл контракт на поставку 100 электробусов в Москву.
– Таких электробусов нет нигде в мире. Даже в Китае, который является мировым лидером по их производству и использованию. Это высокоинтеллектуальный продукт с уникальными параметрами, – акцентировал Афанасьев. – У нас северная страна, низкая температура ощутимо влияет на заряд батареи, поэтому необходимы были технологические решения. Кроме того, правительство Москвы заказало электробусы с ультрабыстрой зарядкой – такого тоже никто в мире еще не делал в таком количестве. Люди, когда на них ездят, удивляются – не шумит, не коптит и очень приемисто обгоняет легковые автомобили.
Финансовый директор «КАМАЗа» Андрей Максимов не стал озвучивать материальное выражение трудностей, ссылаясь на новые правила раскрытия инсайдерской информации. Еще не утвержден и бизнес-план на 2019 год, его совет директоров рассмотрит на следующей неделе.
– Я практически уверен, что убытка не будет, – ответил он на вопрос Chelny-biz.ru. – Понятно, что сейчас у «КАМАЗа» очень большая инвестиционная нагрузка, по сути, мы строим еще один новый завод «КАМАЗ». Новая кабина – это почти 1 млрд долларов от разработки до постановки на конвейер. Коробка – миллионов 300-400.
Основным макроэкономическим риском 2019 года Максимов назвал международные санкции.
– В январе-феврале ожидается очередной виток санкций, обещают пройтись по всем. Мы уже ощутили их на себе. «КАМАЗ» не находится под санкциями, но что скрывать - Америка диктует всему миру. Например, Китай начинает тормозить наши платежи. Говорят: «У вас «Сбербанк» акционер, он под санкциями». Сбербанк был лет 15-20 назад, но они где-то в Интернете выцепили, начинают предъявлять! Ближний Восток говорит: «У вас «Ростех» – акционер». Сейчас «Ростех» уменьшил пакет, Татарстан в этом помог. Будем надеяться, это позволит нам чувствовать себя комфортнее. Сейчас практически все платежи идут в ручном режиме: доказываем, что мы не под санкциями. Многие перестраховываются: «Ну да, вы не под санкциями, но из России же! Ну вас нафиг!»
Уже полгода «КАМАЗ» живет в условиях падения продаж. Завершились крупные инфраструктурные проекты, связанные с Чемпионатом мира по футболу, и это не дает повода надеяться на рост продаж в ближайший год.
– Строек уже нет крупных, рынок самосвалов просел. «Газпром», Роснефть попали под санкции, ограничили добычу. Полноприводные автомобили просели. Но зато вырос сегмент магистральных тягачей, мы в нем, слава богу, третий год присутствуем. Перевозки всегда будут, те же макароны надо возить из города в город, – отметил Максимов. – В этом году в ходу были автомобили с широкой кабиной, то есть приросли дорогие иномарки. В следующем году за счет новой кабины, думаю, мы отожмем долю, которую немного иномарки нарастили. Сейчас нашим основным конкурентом становятся иномарки так называемой «большой семерки» – Volvo, Mercedes, Scania, MAN и др.
В этом году «Ростех» предоставил «КАМАЗу» долгосрочный заем на 15,5 млрд рублей. По словам Максимова, эта кубышка еще не распечатана, ее планируют начать использовать через год. Пока на запуск нового завода стоимостью 87 млрд рублей компания использовала собственные 40 млрд и 35 млрд от выпуска облигаций с государственными гарантиями. Общая финансовая ситуация в стране не позволяет брать дешевые кредиты, отметил Максимов, и добавил:
– Уровень ключевой ставки поднялся, ниже нее банк не выдает. Под сколько мы берем – это коммерческая тайна. Я общаюсь с коллегами из крупных предприятий федерального уровня и могу сказать: мы берем дешевле. Но кредиты все равно дорогие – в районе ключевой ставки и выше.
«КОГДА ГОВОРЯТ, ЧТО В ТОСЭР ПРЕДЛАГАЮТ ЗАРПЛАТЫ ПО 40 ТЫС., МЫ СПОКОЙНО С ЭТИМ МОЖЕМ КОНКУРИРОВАТЬ»
Одним из самых насущных в уходящем году для «КАМАЗа», как и для города в целом, стал кадровый вопрос. Предприятия Челнов поднимают проблему дефицита работников не первый год, но в 2018-м она встала особенно остро в связи с перспективой открытия новых предприятий в рамках ТОСЭР. Как заявил накануне мэр города Наиль Магдеев, только на завод стиральных машин Haier потребуется порядка 400 рабочих уже в следующем году. Высказывались мнения, что их могут переманить с других предприятий. Готов ли автогигант к борьбе за рабочие руки и конкурентен ли по уровню зарплат – интересовались журналисты. Андрей Максимов начал ответ издалека, припомнив свою поездку на обучение в Японию.
– Мы в течение 2,5 недель посещали по два предприятия в день. Причем это действительно гиганты. Например, были на предприятии Panasonic. Что меня поразило – все стены были увешаны плакатами, досками почета, транспарантами, – поделился топ-менеджер. – Мне, как советскому человеку, это все было знакомо. На вопрос о том, зачем они это делают, нам ответили: «Нас в 70-е годы поразило, что можно увеличить производительность труда, не платя больше. Тогда мы приехали изучать ваш опыт и внедрили его у себя». То есть в 2000-х годах мы поехали к ним учиться тому же. Сейчас мы тоже учимся, система бережливого производства – это тоже оттуда, ничего в ней нового нет. Это я к тому, что я не совсем согласен, что дело только в зарплате. Исследования показали, что к любой зарплате человек привыкает в течение четырех месяцев. Через четыре месяца ему уже хочется больше.
Максимов признал, что зарплата на предприятии ниже, чем в отдельно взятых городах Татарстана, но все они – нефтяные, а это другой уровень заработка.
– Если сравнивать наш город с соседними республиками, у нас зарплата достаточно высокая. Больше 30 тыс. зарплата у рабочих. Много это или мало? Сложно говорить. Для Москвы, наверное, это мало. Для Ижевска, наверное, много. Конечно, мы делаем все возможное. У нас социалка очень серьезная, – отметил он. – Мы почти миллиард тратим. Есть соцпакет – начиная от санатория-профилактория и заканчивая медосмотрами. Чего только нет! Мы делаем все, что в наших силах. Понятно, что хотелось бы больше, но, к сожалению, наш рынок очень конкурентен, и все остальное определяется ценой автомобиля, его себестоимостью.
Олег Афанасьев дополнил ответ конкретными цифрами. Средняя зарплата на «КАМАЗе» сегодня варьируется от 37 до 39 тыс. рублей. Среди рабочего персонала – от 34 до 35 тыс.
– Это не новички, – сразу предупредил он, – это люди, которые отработали целый месяц, кто выполнил план… Сумма складывается из определенных доплат. Это реальные цифры. Часто говорят о средней зарплате на КБК в 60–72 тыс. У нас есть не менее 2,5 тыс. рабочих (а именно столько работников на КБК), которые зарабатывают не меньше, а больше этого. У нас те, кто получают в районе 20–22 тыс., – это, как правило, недавно устроившиеся, вспомогательные сотрудники и рабочие с низкой квалификацией. Их становится все меньше и меньше. Тех рабочих, которые зарабатывают больше 50 тыс., становится больше. И наша задача (для чего проводится модернизация) – избавляться от неквалифицированного труда, чтобы люди становились более профессиональными, переходили на новые производства, где зарплата другого уровня. Зарплата на «КАМАЗе» даже среди рабочего персонала является конкурентоспособной. Когда говорят, что в ТОСЭР предлагают зарплаты по 40 тыс., мы спокойно с этим можем конкурировать. К тому моменту, когда они будут платить 40 тыс., мы тоже доберемся до этого. Плюс у нас 1 млрд соцпакет, вся зарплата «белая», идут нормальные отчисления в ПФР. Люди ценят такую стабильность.
«ЕСЛИ МЫ СЕЙЧАС НАЧНЕМ ДРУГ У ДРУГА ЗАРПЛАТОЙ ПЕРЕМАНИВАТЬ ЛЮДЕЙ, ПОЛУЧИТСЯ ПАТОВАЯ ТУПИКОВАЯ СИТУАЦИЯ»
Андрей Максимов подхватил тему ТОСЭР. Ситуация, как он ее назвал, «интересная» – «КАМАЗу» в ТОСЭР нельзя, а резиденты имеют серьезные льготы, в том числе по ПФР 7%.
– Мы платим 30%. Если бы нам разрешили платить 7%, мы бы эту часть отдали на зарплату. Получается дурацкая ситуация, что градообразующее предприятие, которое формирует городской бюджет и делает серьезный вклад в республиканский, имеет совершенно другие условия. А учитывая нашу безработицу, которой практически нет, то это путь в никуда. Если мы сейчас начнем друг у друга зарплатой переманивать людей, получится патовая тупиковая ситуация. Бизнес от этого пострадает, – заметил он.
Кстати, фонд заработной платы на автогиганте составляет примерно 1 млрд в месяц, а значит, отчисления в ПФР – порядка 300 млн. В федеральный и республиканский бюджеты «КАМАЗ» выплатил 8,5 млрд. Суммы, отметил Максимов, обычно бывают на порядок больше. Они уменьшились в результате реализации инвестиционной программы.
– 8,5 млрд – это фактически бюджет Набережных Челнов. Если бы эти налоги оставались в городе, он, скажем так, чувствовал бы себя прекрасно с еще одним бюджетом, – улыбнулся он.
Афанасьев тем временем вернулся к больной теме зарплат. За минувший год было несколько случаев, когда камазовские расчетки с мизерными суммами попадали в соцсети. В каждом из них, заверил руководитель пресс-службы, он разбирается совместно со службой персонала.
– Почему в городе существует, на наш взгляд, миф, что на «КАМАЗе» маленькая зарплата? У нас работает 40 тыс. человек. Из них, конечно, найдутся те, кого она не устраивает. Конечно, они жалуются. Последний случай, который произошел, – человек выложил в сеть расчетку с 17 тыс. Мы разбирались. Оказалось, что он только устроился на «КАМАЗ», проработал там меньше месяца. У него не успели набежать ни надбавки, ни другие выплаты. И, конечно, у него такая зарплата получилась, – привел пример Олег Афанасьев. – Каждая маленькая зарплата, которая появляется в интернете и так бурно обсуждается, нами рассматривается, и мы находим причину, почему люди так мало получают.
Афанасьев вспомнил и недавний случай, когда сторонник оппозиционера Навального, сотрудник «КАМАЗа» Ильмир Шакуров заявил о том, что ему не доплатили зарплату из-за участия в акциях протеста против пенсионной реформы.
– Была жалоба, якобы за политическую деятельность лишили надбавки. Вот зарплата этого молодого человека составляет 40 тыс. рублей. У нас оппозиционеры зарабатывают почти 50 тыс. Но не потому, что они оппозиционеры. На «КАМАЗе» работают представители всех политических партий и движений, которые есть в России. Нам абсолютно все равно, какие течения поддерживает работник. Если он работает, выполняет свои обязанности, то нам все равно, чем он занимается во внерабочее время. Надбавки лишают не за это, а за прогулы, пьянство, невыполнение плана.
Средний возраст сотрудников «КАМАЗа» сегодня – около 40–42 лет. В свете пенсионной реформы актуальным был вопрос о судьбе сотрудников предпенсионного возраста.
– Пенсионеров и предпенсионеров мы не то что не выгоняем, мы за них держимся, потому что они обладают уникальными компетенциями, которым сегодня не готовят ни вузы, ни ссузы. У нас они становятся наставниками по подготовке молодых специалистов и продолжают работать. Мы с воодушевлением, хотя нельзя так говорить, – поправил сам себя Афанасьев, – восприняли повышение пенсионного возраста не потому, что мы хотим дольше эксплуатировать людей, а потому что это люди, которые обладают компетенциями, которые сегодня найти практически невозможно.
Что касается рабочего графика на предприятии, пока прогноз на 2019-й год стабильный. Традиционный двухнедельный корпоративный отпуск ожидается зимой и летом.
– У нас продукт сезонный. Первые полгода идут убытки, потому что объемы падают. Зимой остаются только перевозки, а строительство и сельское хозяйство замирают. Есть коммунальная техника, но ее немного. Есть магистральные перевозки, – прокомментировал Chelny-biz.ru Максимов. – Мы стараемся балансировать, искать заказы на первый квартал. Продажи оживают в апреле. Поэтому у нас принято решение о корпоративном отпуске – две недели летом, две недели зимой. Этот год не будет исключением. Пока видим так.
Олег Афанасьев добавил, что решение о рабочих днях в следующем месяце принимается на предприятии в 20–25-х числах предыдущего месяца. Поэтому пока более конкретного ответа нет.
Chelny-biz.ru
Фото: пресс-служба ПАО «КАМАЗ», открытые источники
kjg
Чук
Олег Афанасьев
Олег Афанасьев
1
2
3
Максимову-Афанасьеву
Киповец