Победитель рейтинга ТОП-10 молодых предпринимателей Набережных Челнов Илья Мугенов - один из самых крупных прокатчиков света и звука в Закамье. Компания Mugenov работает не только в Татарстане, России, но и в Германии, Италии, Турции, ОАЭ. В портфолио Мугенова мероприятия самого разного уровня - от свадеб до визита Владимира Путина в Челны. Ко всем заказчикам, как признается предприниматель, у него отношение равное: «Нет разницы, Петя ко мне пришел или Петр Иванович, допустим. Ценник будет один». 31-летний Илья Мугенов начинал свое дело 15 лет назад, оформив кредит под залог квартиры. Предприниматель Chelny-biz.ru рассказал о сложностях event-бизнеса Челнов: о нехватке залов и общественных событий, о дружбе конкурентов и экономии заказчиков на безопасности. Почему Илья Мугенов готов сам инвестировать в общепит и не соглашается на переезд, для чего налаживает контакты с Китаем и какие заказы получает за границей - в интервью Chelny-biz.ru.
«МАМУ УГОВОРИЛ ВЗЯТЬ КРЕДИТ, 100 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ С КОСМИЧЕСКОЙ ПЕРЕПЛАТОЙ В ЗАЛОГ КВАРТИРЫ! ЭТО ЖЕСТЬ БЫЛА!»
– Илья, вы стали предпринимателем практически сразу после школы. И, как очень многие в нашем городе, попали в бизнес через КВН. Как это произошло у вас?
– Я учился в школе №14. Так получилось, что в восьмом или девятом классе попал в актив школы. В те времена там не было никакого звукового оборудования, а мне брат как раз подарил крутой музыкальный центр. Его звука хватало на актовый зал! Я его однажды принес, чтобы провести дискотеку, и заместитель директора по воспитательной работе сказала, что с таким центром можно проводить школьные мероприятия. Потом я попал в летний лагерь, где мог наблюдать за работой ди-джеев. Мне очень понравилось. А потом был КВН. Я сидел на отбивках, подложках. После девятого класса я пошел в училище, потому что меня в десятый не взяли (из-за отношений с директором). В училище тоже была команда КВН. После училища – Институт экономики, управления и права. Я понимал, что КВН – это хорошо, но не приносит денег. Я был на самообеспечении. Мама не так много зарабатывала, а надо было за учебу платить. Первый комплект профессионального оборудования я купил еще в училище, примерно в 2005-2006 году.
- И мама была первой, кто вложился в ваш будущий бизнес, так?
- Маму уговорил взять кредит, конский на тот момент – 100 тысяч рублей с космической переплатой и в залог квартиры! Это жесть была! Мама согласилась. Я выплатил его меньше чем за год – мама была в шоке. Потом начал сам покупать оборудование, находить поставщиков в Москве. Мой брат родной работал тогда в крупной компании в Москве, и у него на тот момент был дисконт на всю технику 30%. Я этим очень хорошо пользовался, а брат мне всегда помогал морально и прикрывал тыл. Я вкладывался финансово и брал на себя риски, но всегда знал: брат поддержит, если что-то пойдет не так. В 2010 году у меня было оборудования на миллион рублей. Сейчас, конечно, больше гораздо – миллионов на 12-13.
Свою роль сыграл мой большой друг Айрат Тагиров. В тандеме мы проработали много лет. У него была компания «Правила праздника», где я был техническим директором. Работал также на пляже Sun Dale. Айрат меня многому научил. На тот момент «Правила праздника» были очень крутой компанией: тысячи мероприятий! И большие городские праздники, и интересные нестандартные личные праздники. Выездные казино, например, когда они еще были разрешены. Около десяти лет назад я отделился. Дело в том, что когда появился пляж, он забрал на себя внимание Айрата. Я понимал, что от него станет меньше работы, и начал искать себе сферу деятельности.
В последние два-три года начал серьезно заниматься в том числе и светом. Раньше работал только со звуком. Дело в том, что раньше у меня был друг, партнер по свету. Когда наши пути разошлись, я понял, что проще все необходимое самому иметь. Сегодня у меня есть ресурсы и достаточно своего оборудования, чтобы по минимуму зависеть от других подрядчиков.
«НЕ ВИЖУ СМЫСЛА ПОКУПАТЬ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ЗВУКА. ЭТО ОБОРУДОВАНИЕ ПРОСТО ФИЗИЧЕСКИ НЕ МОЖЕТ ОКУПИТЬСЯ В НАШЕМ ГОРОДЕ»
– На мероприятия какого масштаба хватает потенциала вашего оборудования? Наращиваете ли вы объемы звука и света?
– В бизнесе есть две темы. Первая – ты работаешь ради работы, вкладываешься в оборудование, и больше ни во что. А я хочу жить. Один раз живем! Смысл мне в 40 лет иметь целый ангар оборудования и не видеть мир, не кайфовать от жизни?! Не вижу смысла покупать большое количество звука, чтобы делать мероприятия городского формата. Это оборудование просто физически не может окупиться в нашем городе. Нет времени. Пока ты его окупаешь, оно морально устаревает, и потом даже на вторичном рынке спросом не пользуется. Если покупать, допустим, оборудование, которое еще пять-десять лет не будет стареть – это 30-50 млн рублей. На День молодежи в Челны мой друг привозил очень хороший комплект оборудования, который ему очень дорого обошелся. Мне брать такой просто нет смысла. Тогда у нас будет очень много звука в городе и колоссальный демпинг.
– Вы заявляете, что проводите 1200 мероприятий в год. Обслуживаете event разного масштаба – от частных торжеств до крупных корпоративных и городских событий. Каково их соотношение в общем объеме заказов?
– 50 на 50. Очень много мероприятий от компаний. Каждый контрагент минимум одно мероприятие в год проводит, не считая новогодних. Есть частные VIP-мероприятия. «КАМАЗ» – мой постоянный заказчик, я с ними уже десять лет. У меня есть допуск до мероприятий для первых лиц РФ и РТ.
– Каков средний ценник для событий такого уровня?
– Сложно говорить о событии в целом, я лишь технический подрядчик. Скажу честно, что сам я не меняю цены в зависимости от состоятельности клиента. Нет разницы, Петя ко мне пришел или Петр Иванович, допустим. Ценник будет один. За это меня VIP-клиенты уважают и ценят. Правило такое: всегда выполнять свою работу не на 100%, а на 150-200%. Бывает, заказчики просят скидку, скидок не даю, но свою работу сделаю на 150%. А если человек подписывает смету, доверяя мне, я делаю на 200-250%. У меня для него будет повышенное КПД.
Были некоторые агентства, которые просили с меня некий чек себе за заказы. Я говорю: каждый раз, когда вы просите об этом, вы останавливаете меня в развитии. У меня не принято кому-то отдавать бонусы. Может быть, поэтому некоторые клиенты и уходят.
«Я СОГЛАШУСЬ С ЛЮБЫМ ИНВЕСТОРОМ ПОЙТИ ВА-БАНК И ВЛОЖИТЬСЯ, ЧТОБЫ СОЗДАТЬ ПОДХОДЯЩЕЕ ПОМЕЩЕНИЕ»
– В Челнах не так много культурных и общественных событий, где можно было бы развернуться с вашими возможностями.
– Есть два типа общественных мероприятий - которые проводят юрлица и исполком города. С исполкомом работать большого желания нет, потому что подход несистемный: много начальников, видения у всех разные, много структур, которые согласовывают проект и нет одного режиссера. Частные мероприятия в этом смысле более проработанные и качественные. Ты тратишь много ресурсов, времени, труда, потому что это же городское, значимое мероприятие… Но это не ценится. Поэтому стараюсь не иметь дело.
– В городе проблема с концертными площадками, выставочными, банкетными залами. Вы согласны?
– Отсутствие залов – это беда нашего города. Банкетные залы максимум на 150 мест. Это «Круглый стол» и «Поместье». В Faberge вместимость больше, но физически заведение пока вряд ли справится, не хватит ресурсов. Действительно, нам в городе негде реализоваться. Проблема с помещениями стоит много лет. Нет инвестора, который захотел бы вложиться. Я соглашусь с любым инвестором пойти ва-банк и вложиться, чтобы создать подходящую площадку. Самостоятельно запускать проект в общепите я не хочу, потому что это такая ниша, где нужно быть профи. Чтобы бизнес был крутым, как в «Круглом столе», «Поместье», «Шале», как в заведениях Яна Райскина. Если появится такой инвестор, я с удовольствием помогу ему площадку построить, оборудовать технически.
– Вы не берете обслуживание крупных концертов в качестве генподрядчика. Почему?
– Сейчас тенденция такая, что звездам шоу-бизнеса – мировым и российским – проще и выгоднее брать туровый звук и свет – туровую компанию, которая с собой все оборудование привозит. Из-за этого, кстати, казанские коллеги очень страдают: в большом количестве мероприятий, проходящих в столице, не могут поучаствовать. У нас то же самое. На концерте «Би-2» в Ледовом дворце работала компания из Кирова. Филипп Киркоров привозил свои фуры оборудования. «Руки вверх» тоже.
Прокатный бизнес зарождался в Америке в 1960-е годы. Компания Clair Brothers специально проектировала звук под американских звезд, чтобы они ездили по всему миру с этими колонками. Представьте, сколько времени прошло, а наши звезды только дошли до того, что лучше гастролировать со своей технической компанией, чем ждать подвоха в каждом городе, и надеяться, что оборудование будет исправным.
Туровый комплект акустики может окупиться за один тур. Нам закупать оборудование под райдеры звезд нет смысла. Требования меняются каждые два года, оборудование с сегодняшним курсом доллара стоит колоссальные суммы. Микшерная консоль, например, – от 2,5 до 10 млн. А звезда, которой потребуется такая техника, приезжает раз в год! Если приезжает. Хранить на полочке? Да, есть люди, которые этим болеют. Я не такой. Я хочу жить в нормальной квартире, ездить на хорошей машине, путешествовать. Не на кредиты работать.
– Перспективы самому создать такую туровую компанию рассматриваете?
– Нет. Зачем? Сотрудники туровых компаний месяцами семьи не видят. Сейчас в нашем штате 15 человек. Эти 15 человек контролировать тоже не просто! Больше не собираюсь пока набирать. Своих сотрудников я должен обеспечить достойной зарплатой. И моя команда, поверьте, хорошо зарабатывает. Для меня на первом месте персонал. Он - самое главное в нашем деле.
«НА БОЛЬШИХ МЕРОПРИЯТИЯХ КАЖЕТСЯ, ЧТО СУММА БОЛЬШАЯ – ДОПУСТИМ, РАЙДЕР ОТ 300 ТЫСЯЧ – НО ТЫ ОБОРУДОВАНИЯ ПРИВОЗИШЬ НА 30 МЛН РУБЛЕЙ!»
– Вы работаете во многих соседних городах. Как оцениваете конкуренцию в Татарстане?
– Мы работаем в Нижнекамске, Альметьевске, Елабуге. В Казани участвуем в некоторых проектах. Почему я не хочу переезжать в Казань, потому что все прокатчики там – мои друзья. Зачем мне приезжать туда и портить с ними отношения, забирать их хлеб? Поверьте, там конкуренция очень жесткая. Для меня деньги не играют такой роли в жизни, мне отношения важнее. Не хочу, чтобы у меня было много врагов. Конкурент – это, как ни крути, враг. Ты можешь не считать его врагом, но он тебя считает. Здесь, в Челнах, все нормально, друг другу дорогу не переходим. Да, есть лакомые кусочки – особая экономическая зона «Алабуга», мероприятия «Татнефти» – там мы боремся. Заказчики нас намеренно сталкивают лбами, чтобы выбить реальную стоимость. В Нижнекамске тоже работают наши друзья. У нас есть этика: если в конкурсе участвуют они, мы не заявляемся. И в Челнах так же. Андрей Синев (руководитель технической группы MSSA, обслуживающий крупные мероприятия города – ред.) мой друг. Если надо ему помочь, помогу с удовольствием. Если мне нужна помощь от него, тоже без проблем. В одном городе жить и палки друг другу вставлять смысла нет.
– MSSA Синева – самый крупный игрок на челнинском рынке?
– Он самый крупный до Казани. В Казани, конечно, есть компании круче. Там парк обновляется быстрее, потому что мероприятий много. У нас же проблема – мероприятий не много, и каждый раз заказчик требует максимально снизить цену. На больших мероприятиях кажется, что сумма большая – допустим, райдер от 300 тысяч – но ты оборудования привозишь на 30 млн рублей!
– Одно из направлений вашей деятельности – сопровождение свадеб. В прошлом году в Челнах было зарегистрировано 3790 браков. Как много молодоженов заказывают профессиональный свет и звук?
– Сейчас практически все. Экономят те, кто не знает, не видел. У нас сейчас фишка – тяжелый дым. Мы в прошлом году купили аппарат. Еще три машины придут, потому что спрос большой, и я хочу себестоимость выстрела минимизировать, чтобы сделать его более доступным.
– Какое из проведенных в Челнах мероприятий было для вас самым запоминающимся?
– Приезд Владимира Путина на «КАМАЗ» в 2016 году на 40-летие со дня выпуска первого автомобиля в Набережных Челнах. Очень ответственное было событие. Если в таком мероприятии что-то проходит не так, можно крест ставить на своем будущем. За этот заказ очень-очень много людей боролось, чтобы хоть как-то поучаствовать. Очень ответственно и для портфолио значимо. Москва жестко подходила к отбору. Всех подрядчиков долго и досконально проверяли. Мы получили заказ, в том числе и потому, что мы много лет с «КАМАЗом» работаем, часто делаем мероприятия с участием президента Татарстана. Все идеально прошло.
Для меня каждое мероприятие важно, будь то открытие магазина или презентация автосалона. Свадьба – событие особое. Ты не имеешь права испортить людям праздник. Я сотрудников приучаю к тому, что, кто бы ни был в подрядчиках, мы должны друг другу помогать. Ведущим, кухне, декораторам, артистам… Мероприятие – это живой организм. Ты всегда должен подстраховать каждого в неловких ситуациях, минимизировать риски.
«У ИНОСТРАНЦЕВ ИНОЕ ПОНИМАНИЕ ПРАЗДНИКОВ, ПОЭТОМУ РУССКОМУ ЧЕЛОВЕКУ ЗА ГРАНИЦЕЙ ПРОЩЕ ПОЛУЧИТЬ СВОЕ»
– Над какими проектами вы работали за границей – в Германии, Испании, Черногории, ОАЭ, Турции? Там есть потребность в российских специалистах или оборудовании?
– Потребность большая. Мы работаем на корпоративных и частных мероприятиях. Сразу поясню, что иностранцы нас не нанимают. Заказчики – это российские компании, которые проводят выездные события (конференции и прочее). Много свадеб. Культура проведения мероприятия в странах разная, и российскому заказчику гораздо проще и дешевле нанять нас, чем искать подрядчика за границей. Мы не едем со своим оборудованием, выезжают три человека. Наша задача – провести мероприятие так, чтобы заказчик не заплатил лишнего. За рубежом есть проблема коммуникации. В Турции, например, в прокате работают даже не турки, а представители соседних государств. Мы берем на себя все переговоры с подрядчиками, организацию, контроль и даже запуск аудио- и видеоконтента. Мы-то знаем тонкости восприятия русского человека! Разница большая. Например, в Германии на мероприятии музыка может полчаса звучать, пока артист выступает, а потом просто тишина - никакой фоновой музыки. Русский человек не может без музыки. Была ситуация однажды, когда немецкая сторона пригласила нас вместе с заказчиком на одно мероприятие в качестве гостей, показать, как они работают. Мне заказчик запретил брать с собой какое-либо оборудование. Приехали на площадку – а это огромная яхта на 250-300 человек. Звук стоит, но не играет. Тишина. Думаем: сейчас, наверное, ведущий выйдет. Но нет, 30 минут тишина. Гости говорят мне: «Илья, включи». Я: «Нет, мне запретили, ждем». Выходят артисты, 30 минут поиграли, выключили, ушли. И так три раза. Немцы пиво пьют, и тишина. В итоге подходит ко мне сам заказчик и говорит: «Ну нет, Илья, так не пойдет, надо что-то делать». У меня на телефоне было несколько альбомов скачанных, их мы и слушали. Слава богу, там Лепс был! У иностранцев иное понимание праздников, поэтому русскому человеку за границей проще получить свое с нами. Мне даже поступало предложение переехать на сезон в Испанию, в Марбей (Марбелью). Это курорт, где 90% отдыхающих – русские. Друзья говорят, что скучно там нашим, не могут отдохнуть, караоке негде попеть. Но так как там законодательство в области предпринимательства жестче, нужно все взвешивать, получать разрешение на работу и тд.
– Вы в конце мая вернулись из Китая. Что планируете там?
– В Китае проходили всемирные выставки оборудования и технологий для организации представлений GET Show 2018 и Prolight. Много оборудования заказал. Столкнулся с такой проблемой, что оригинальные новинки не продаются штучно. Нашел интересное оборудование, которого нет в России, а поставщик говорит: от 50 штук. Зачем мне столько? Боятся, что я сделаю копию, не доверяют. Ведем переговоры с китайскими партнерами о том, чтобы мне продали одну единицу.
– Сами дистрибуцией занимаетесь?
– Я привожу, продаю, и в большом количестве. Сейчас мне это станет проще и дешевле, потому что эта поездка дала мне контакты. Теперь понимаю, где раньше переплачивал.
Когда я начинал, в основном все оборудование было оригинальное из Германии, США. Китайского не было. Для понимания, сейчас прибор европейского бренда, который собирается в Китае, в России стоит 150-200 тысяч рублей, а в Китае – 50 тысяч. В качестве разницы практически нет, европейские бренды также собираются. Вот ситуация – этим летом в Казани во время мероприятия случился ураган – и приборы по 400 тысяч рублей каждый залило дождем так, что они восстановлению не подлежат. А их там было 10-15 штук. Разумность где? С нашими погодными условиями…
«МАМА МНЕ, СЛАВА БОГУ, В 13 ЛЕТ ПОКАЗАЛА: ТЫ МОЖЕШЬ ИЛИ ВСТАТЬ У СТАНКА И ЛИШИТЬСЯ ТУТ ПАЛЬЦЕВ, ИЛИ ПОЙТИ И ЗАРАБАТЫВАТЬ»
– Вы свое будущее связываете с Челнами?
– Не планирую уезжать. Я считаю глупым поступком переезжать из города в город. Если менять, то страну. Жизненное время ограничено, чтобы тратить его на переезды. Меня много раз звали в Москву, но город не мой. Я не привык к тому, что надо 2,5 часа потратить на дорогу. Если я за день не сделаю 10 дел, то он пройдет зря... Каждый день просыпаюсь в четыре утра. Мой рабочий день начинается в четыре. На свежую голову очень быстро все делаю. Заказчики в шоке, что к шести утра у них уже готова смета. Рабочий день заканчивается в семь, когда концентрация падает. Поэтому, кстати, я не езжу на демонтажи. Я принимаю площадку, жду первые 15 минут – пик мероприятия – и уезжаю. Если первые 15 минут прошли гладко, то дальше все будет хорошо. Но если что-то пошло не так, то уезжать нельзя.
– Каковы дальнейшие планы по развитию бизнеса?
– В планах – расширение услуг. Поездка в Китай очень многое дала. Можно привезти много интересного. Мне хочется, чтобы даже наши 1200 мероприятий проходили с большим чеком: условно говоря, чтобы технический чек вырос с 10 тысяч до 50. Людям хочется зрелища. Артистов в городе мало, а всем хочется разнообразия. Этого можно добиться за счет декора, спецэффектов. В следующем году в городе будет несколько крупных мероприятий, которые мы уже сейчас готовим.
– Как устроены свет и звук в вашем доме? Не могут же у вас стоять обычные светильники, колонки...
- У нас нестандартная квартира, таких проектов в городе, наверное, больше нет. Пять мансардных окон, стиль лофт - мой любимый. Мы многое сделали своими руками, в этом больше ценности. Все оборудование в доме есть (колонки даже в ванной), но мало используется, под настроение. Проектор с экраном стоит, смотрели всего раза четыре за год, потому что времени нет.
- Если однажды дети придут к вам и скажут: «Папа, возьми кредит, я буду бизнесом заниматься…»?
- Конечно, я пойдут на это. В моих планах – к тому времени, когда дети вырастут, накопить определенную сумму, чтобы они могли открыть свое дело. Мама мне, слава богу, в 13 лет показала: ты можешь встать у станка и лишиться тут пальцев (и я действительно чуть не лишился) или пойти и зарабатывать. Тогда я понял, что надо работать на себя. И детей хочу научить тому, чтобы они сами производили что-то или предоставляли услуги, а не в чужой компании на кого-то работали. Во-первых, это тяжело морально, во-вторых, ты всегда в рамках, везде есть потолки. У каждой компании был создатель, у которого точно так же, как у тебя, голова, две руки, две ноги. Ты ничем от них не отличаешься.
Лилия Павлова
Компания «MUGENOV»
иэуп
Компания «MUGENOV»
ИМХО
Компания «MUGENOV»
Компания «MUGENOV»
Alex
Компания «MUGENOV»
Дмитрий Кочнев
Компания «aMugenov»
Диана
Компания «MUGENOV»
Mssa
Компания «MUGENOV»
Компания «MUGENOV»
Компания «MUGENOV»
Олег Кулаков
Компания «MUGENOV»
Виктория Плутова
Компания «MUGENOV»
Михаил
Компания «MUGENOV»