Пять дней напряженной борьбы за лидерство, почти 260 тыс. голосов и десятка победителей – Chelny-biz.ru завершил формирование рейтинга молодых предпринимателей Набережных Челнов 2018 года. Второй ежегодный проект по составу участников и накалу событий не уступил первому. Перестановки в первой десятке рейтинга происходили буквально за несколько минут до финиша онлайн-голосования. Технической группе сайта пришлось неоднократно вмешиваться в процесс: реагировать на попытки массового вброса голосов, редакция получила несколько сообщений о продаже голосов участникам, что подтвердилось при проверке. О том, кто удивил город своими проектами, как сложилась десятка победителей, какое решение редакция приняла по очень «предприимчивым предпринимателям», а также о первой реакции победителей и общественности в обзоре Chelny-biz.ru.
«ПОНРАВИЛОСЬ, ЧТО ПРЕДСТАВЛЕНЫ ВСЕ СФЕРЫ БИЗНЕСА, ДАЖЕ ПЕРЕПЕЛИНАЯ ФЕРМА ЕСТЬ»
«Это большое достижение – попасть в ТОП–50. Для меня это уже результат», – именно так в основном характеризуют рейтинг Chelny-biz.ru предприниматели, участвовавшие в ТОП-10 2018 года. Лицами проекта стали представители промышленности, торговли, общепита, образования, медицины, финансов, медиа, сферы развлечений и других направлений в возрасте до 35 лет
Напомним, в этом году шорт-лист из 50 персон формировался в два этапа: на первом кандидатов выдвигали читатели, на втором – редакция. В результате список обновился практически полностью, из прошлогодних участников в новый рейтинг попали лишь те, кто запустил за год новые проекты. Причем некоторым из них со второй попытки удалось попасть в ТОП-10.
Первая тройка после пяти дней онлайн-голосования выстроилась таким образом: в лидерах Тимур Гизатулин, владелец клиники частной скорой помощи, за ним – Фархад Хайдаров, владелец рестоклуба Chillout, третьи – Ярослав и Денис Балта, совместно развивающие семейный проект «Балта Металс».
– Мне звонили многие знакомые, говорили, что я попал в рейтинг. Причем, звонили не столько из Набережных Челнов, сколько из Казани, Москвы и Пермского края, – рассказал Тимур Гизатулин, который уже в первый день голосования вырвался в лидеры. – Родители активно поддерживали, друзья, знакомые. Было приятно получить внимание со стороны, большое всем спасибо. С интересом следил за вашим проектом. Интересный формат голосования. Думаю, правильно, что нужно выбирать ни одного, а 10 человек. Понравилось, что представлены все сферы бизнеса, даже перепелиная ферма есть. Никого не хочу обидеть, но был удивлен, что в Челнах есть такой проект. Это очень круто, действительно заслуживает внимания! Многих предпринимателей знаю лично, за всех голосовал и старался никого не обидеть.
В итоговую десятку рейтинга также попали Оксана Федорова (танцевальный центр ProТанцы), Илья Мугенов (MUGENOV), Радик Шарифуллин (АО «Изоляционный трубный завод»), Рустем Идиятуллин (кафе Italiano, чайхана «Ак Пиала»), Алексей Сергеев (ООО «ВМ-КАМА») и Кристина Покровская (детский сад SunSchool, школа Diamond School).
– О том, что я попал в рейтинг, мне сообщили знакомые – скинули ссылку, – рассказал Фархад Хайдаров, набравший за пять дней около 10 тыс. голосов. – Я никак не агитировал, правда, знакомым сказал, что участвую. Каждый день смотрел, сам голосовал. В соцсетях видел, что за меня агитировали знакомые, хотя я об этом не просил. Конечно, было приятно. Если честно, думал, что в ТОП-20 даже не войду. Это большое достижение – попасть в ТОП–50. Для меня это уже результат.
Пока одни скоромничают, другие более уверенно говорят о своей победе. Так, к примеру, братья Денис и Ярослав Балта, которые второй год подряд участвуют в рейтинге, признаются, что планировали покорить вершину рейтинга. В этом году они попали в ТОП-10 с новым проектом «Балта Металс» и оказались на третьей строчке.
– Мы ждали первого места, но от третьего тоже не расстроились. Будем в следующий раз участвовать, – говорит Ярослав Балта. – Сразу, как только стартовал рейтинг, стали писать друзья, родственники, сотрудники компании. Телефон просто разрывался от сообщений. Писали даже люди, которые предлагали купить голоса. Мы немножко на эту тему посмеялись. Кто-то хотел на этом рейтинге поживиться. Надеемся, что никому этого не удалось сделать, тогда рейтинг получился бы некорректным.
О том, что участникам поступали сообщения с предложениями о продаже голосов, редакции сообщили сразу несколько человек. При этом ценники варьировались от 2,5 до 5 рублей за голос. При большом «заказе» обещали скидку – 1,5 рубля за голос. Помимо прибавки голосов «дельцы» предлагали возможность контролировать скорость и сроки предоставления «услуги».
Техническая служба Chelny-biz.ru фиксировала активные попытки накрутки голосов в последние два дня. Доходило до того, что за час у того или иного участника прибавлялось до тысячи голосов. Поясним, что так автоматизированный, роботизированный вброс изначально был перекрыт при помощи специальных фильтров. Некоторые участники или их «доброжелатели» воспользовались так называемым «ручным вливом», когда голосование идет через реальных людей в разных частях света. С такой проблемой сталкиваются составители многих крупных рейтингов и онлайн-голосований.
В этой ситуации редакция приняла решение не снимать ни у кого голоса, потому что они не повлияли на расстановку в первой десятке. В ТОП-10 находятся реальные победители рейтинга. Среди них есть два человека, в чьей копилке есть подозрительно возникшие голоса, но даже без них люди все равно остаются в десятке.
Места за пределами ТОП-10 не распределяются, поэтому голоса роли уже не играют. Каждый участник проекта уже абсолютный победитель. Все молодые люди победили, прежде всего, себя, свои сомнения, жизненные обстоятельства, систему при запуске бизнес-проектов, которые сегодня представляют несомненную ценность для Набережных Челнов.
«ЗАКАЗЧИКИ ЗВОНИЛИ: «МЫ ЗА ТЕБЯ ВСЕМ КОЛЛЕКТИВОМ ПРОГОЛОСОВАЛИ. СДЕЛАЙ НАМ СКИДКУ». А Я ИМ: «НЕ ПОЙДЕТ!»
Одни участники активно призывали поддержать себя через социальные сети, в агитацию включились их жены, мужья, друзья. Другие, напротив, ничего не делали.
«Ко дню российского предпринимательства Chelny-biz.ru запускает рейтинг ТОП-10 молодых предпринимателей и представляет новое бизнес-поколение Набережных Челнов. В их числе есть я, поэтому прошу всех проголосовать за меня. От вас не убудет», – попросил поддержку в социальных сетях владелец сети спортивных клубов «Легионер» Федор Алексеев.
«Дорогие родители, спешим вам сообщить, что проект нашего Акваклуба, а в частности наш замечательный директор Логинова Наталья Владимировна, принимает участие в конкурсе молодых предпринимателей. Просим вас уделить пару минут и пройти по ссылке для голосования», – пост такого содержания был в группе акваклуба «Золотая рыбка»
«Наш директор в рейтинге молодых предпринимателей Набережных Челнов. Голосуем за Фасхиева Тимура», – появилась рассылка от KIDS football profi.
Сделал рассылку и Рустем Идиятуллин, который помимо Челнов развивает свой бизнес в столице Башкортостана. Основная часть голосовавших за него как раз и сконцентрирована в Уфе, где у бизнесмена действуют кальянная Smoky people, бар Smoky Rabbits и караоке-клуб Soloway.
– Первый человек, который мне сказал, что я в десятке финалистов – это мой супруг. Говорит: «Прияна, ты видела?», – рассказала Chelny-biz.ru Прияна Фролова, директор семейной перепелиной фермы. Она сама уже в день запуска проекта проинформировала подписчиков в Instagram об участии в рейтинге. – Знаю, что голосовали за меня родственники, близкие друзья, мои партнеры по бизнесу, покупатели. У нас есть друзья в Египте, я знаю, что вот они точно голосовали… Я просто не ожидала такой реакции! Думала, поучаствую, пускай хотя бы вот так узнают о нашем бизнес-проекте.
– Я был в Китае в командировке, когда мне позвонила жена и сообщила, что я участвую в рейтинге. Я, честно говоря, даже друзьям не говорил. Кто знал, тот и голосовал, – рассказал Илья Мугенов, директор, основатель компании по техническому обслуживанию мероприятий MUGENOV, который оказался в ТОП-10. – Даже команде своей не давал никаких указаний. У меня 1200 мероприятий в год – это 99% довольных клиентов. Возможно, среди них есть тот, один процент, у кого есть вопросы к моей работе. Я считаю, что у меня много друзей, которые за меня голосовали. Все было честно. По крайней мере, меня никто не сможет упрекнуть в том, что я что-то сделал не так… Звонки поступали, среди них даже трое заказчиков со словами: «Мы за тебя всем коллективом проголосовали. У нас скоро корпоратив, сделай нам скидку». А я им: «Не пойдет!», – смеется Мугенов. – Я же не заставлял, не просил никого. Интересно, брат мой родной, который сейчас в Москве живет, проголосовал? Я даже сам не знаю, сколько человек за меня отдали голоса.
«КОНЕЧНО, НАДО ПОКАЗЫВАТЬ УСПЕШНУЮ МОЛОДЕЖЬ. БОЛЕЕ ТОГО, НАДО ПОКАЗЫВАТЬ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ»
Интерес общественности к рейтингу Chelny-biz.ru выражается не только в активности голосующих. Редакция, как и в прошлом году, получила много отзывов от предпринимательского сообщества и представителей власти. Многие читатели Chelny-biz.ru были удивлены тем, как много в Набережных Челнах еще не раскрытых персон, авторов и владельцев интересных бизнес-проектов.
– Конечно, надо показывать успешную молодежь. Более того, надо показывать перспективы ее дальнейшего развития. Люди должны видеть свою перспективу, – считает Леонид Штейнберг, президент Некоммерческого партнерства «Логистика и автоперевозки Татарстана», член Совета старейшин города. – Просто необходимо, чтобы молодежь получала внимание, поддержку. Если человек активен по жизни, честен, понимает что делает, имеет серьезную основу бизнеса, надо его продвигать. А если ему лишь бы сказать и не отвечать за свои слова… Такая категория тоже есть.
Леонид Штейнберг отмечает, что поколению современной молодежи начинать бизнес сложнее, чем даже в 90-е. Особенно трудно в области транспорта и перевозок.
– Для нас в 90-е проблема была одна – бандиты на дорогах. А сейчас проблем больше, поборов больше, беспредел чиновников! – говорит президент логистической ассоциации. – В нашей сфере очень сложно сейчас начать бизнес. Во-первых, ценовая политика на автомобили, во-вторых, практически нет субсидий. Хотя есть такие молодые люди, которые откуда-то деньги, возможности находят и начинают. Я думаю, что, чем больше умных людей будет вокруг нас, тем бизнесу будет легче. Но, к сожалению, получается не так.
– Видел рейтинг, узнавал некоторые фамилии. Производственных проектов особо не заметил, что меня огорчило. Потому что все-таки экономика развивается не только на продажах и услугах, – отмечает Павел Евдокимов, генеральный директор «Инжиниринг+». – Конечно, были в рейтинге необычные проекты. Можно отметить перепелиную ферму. Размах их бизнеса, может быть, и не тот: это не «КАМАЗ» и не КБК. Порадовал танцевальный центр «PROТАНЦЫ» – что-то хорошее, светлое для детей. Радует, что это достижение цивилизации дошло до нас. Если бизнес участников связан с личной узнаваемостью, то, наверное, рейтинг был полезен для них. Если компания работает по принципу «деньги любят тишину», то внимание, может, даже вредно. При этом, наверняка, кто-то, прочитав про проекты из рейтинга, подумает: «Опа, у нас, оказывается, вот такая интересная штука есть в городе, а я и не знал! Дай-ка, схожу или закажу у него!» Конечно, это плюс для предпринимателя.
Гендиректор КИП «Мастер» Максим Стеблов соглашается с тем, что эффект повышенного внимания для предпринимателя может быть двояким.
– Если это бизнес, связанный с каким-либо ноу-хау, то его можно потерять. Если кто-то узнает детали того, на чем молодой предприниматель пытается построить свое дело. Это не очень хорошо на первом этапе, когда, допустим, разработка еще не запатентована. Во всем остальном подобное привлечение внимания общества к тому или иному бизнесмену всегда на руку, – говорит Стеблов. – Любой бизнес в конечной цели имеет получение денег: услуга либо товар должны быть проданы. Рейтинг – это, по сути, реклама. Такая реклама особенно нужна бизнесу начинающему, чтобы, допустим, нашелся потенциальный инвестор.
Руководитель промпарка даже предлагает создать в Набережных Челнах некую выставку состоявшихся проектов молодежи и бизнес-идей.
– Может, создать в городе какую-то постоянно действующую выставку, куда можно прийти, посмотреть на чужие проекты, свои идеи предложить или почерпнуть что-то новое. Или же найти проект для вложения денег, – рассуждает Максим Стеблов.
Каким окажется эффект от проекта для участников и победителей проекта, покажет время. Как уже писал Chelny-biz.ru, многие участники рейтинга 2017 года сумели за год расширить проекты и запустить новые.
Редакция поздравляет победителей и участников рейтинга и готовит встречу с ТОП-10 молодых предпринимателей Набережных Челнов 2018 года. Все подробности на сайте в ближайшее время.
Chelny-biz.ru
Твой ужж
Батыр