«Я в августе прошлого года целый месяц поставлял вам продукцию, я через год только получил деньги от «Эссена». Заходил в приемную. Меня просто не впустили», – негодовал сегодня на совещании в Челнах глава известного фермерского, выражая общий настрой местных производителей к ритейлерам. Минэкономики РТ по поручению президента организовало встречу конфликтующих сторон. Попытка чиновников упрекнуть фермеров в нежелании работать с торговыми сетями, им же боком и вышла. Под критику попали все, включая крупнейших ритейлеров региона. Производители жаловались на договоры сродни «диктатам», незакрытые счета, отсрочки платежей, угрожающие предприятиям гибелью, и не выспавшихся сотрудниц а-ля Лейсан на приемке товаров. Чем ответил на претензии «Эссен», что предложил «Челны-хлеб» и чем не угодили китайцы – услышал Chelny-biz.ru.
«С «ЭССЕНА» ГОД НЕ МОГУ ДЕНЬГИ ПОЛУЧИТЬ… ДЛЯ НИХ ЭТИ МИЛЛИОНЫ, МОЖЕТ, И МАЛЕНЬКИЕ, НО ДЛЯ НАС МНОГО»
В Набережных Челнов сегодня по поручению президента Рустама Минниханова прошло совещание по теме торговли. Его темой стало расширение рынков сбыта республиканской продукции и вывод ее в федеральные и региональные торговые сети. Организатором встречи выступило министерство экономики республики. Его сегодня представляли члены специальной рабочей группы по расширению рынков сбыта местных товаропроизводителей. Помимо них в совещании участвовали представители исполкома Челнов, девяти муниципальных образований, торговых сетей, фермеры, а также представители других сфер малого и среднего бизнеса.
Начиналось все мирно. Рузиль Галимов, секретарь рабочей группы, рассказал, что она призвана решить проблему взаимодействия производителей и торговых сетей, расширить каналы поставки фермерских товаров. До конца года планируется создать реестр товаропроизводителей, готовых работать с сетями, определить инструменты поддержки фермеров, выстроить взаимовыгодный диалог между сторонами.
– Работа с торговыми сетями сегодня неизбежна, – отметил Рузиль Галимов. – Статистика говорит сама за себя: по итогам 2016 года доля товарооборота торговых сетей составляет 27% в общей объеме розничной торговли Российской Федерации. Местным производителям сегодня без торговых сетей никуда. Есть ярмарки, киоски, магазины, но выход в торговую сеть для каждого производителя – это план на будущее.
Галимов вновь привел цифры: 56% россиян совершают покупки в крупных сетевых магазинах, где представлен полный перечень всех товаров. Тем более, как подчеркнул выступающий, снизилась доля ярмарок и рынков. Более мелкие производители объединяются в кооперативы. Такова тенденция не только в России, но и за рубежом. Там 80-90% продаж проходит через кооперативы. Более того, потребность показывают и сами покупатели, которые хотят видеть местную продукцию на полках магазинов. Галимов призвал производителей адаптироваться под требования торговых сетей, проявлять активность. Однако, похоже, тем самым только разозлил фермеров, сидящих в зале.
– Торговые сети наши деньги не возвращают, как мы должны с ними работать?! – огорошил чиновника вопросом фермер из Мензелинска Насим Давлетов. КФХ Давлетова выращивает картофель, морковь, свеклу, активно снабжает Челны. – Год! В течение года с «Эссена» не могу деньги получить… С торгового дома «Дуслык». Для них эти миллионы, может, и маленькие, но для нас, для тех, кто кредиты, субсидии закрывает, это много. Торговые сети не возвращают нам наши же деньги. Мы вынуждены отдавать посредникам.
– Вы обращения писали? – уточнил Галимов. – Общались с ними? Какой у вас диалог сложился?
– Мы даже готовы с ними судиться! Говорят: у нас тяжелый момент… А у нас тяжелый момент круглый год. Они («Эссен» – ред.) строятся, а нам нельзя что ли?! Мы должны кланяться: «Абзый, отдай деньги»… Как мы к ним пойдем, если они не возвращают наши деньги?!
Еще один негативный момент, как отметил Давлетов, – человеческий фактор, от которого зависит, примут товар или нет.
– Там приходит с утра девушка, не выспавшаяся, а может, с мужем поругалась и начинает руками махать: «Это не так, это не то. Товар не принимаю», – продолжал возмущаться глава фермерского хозяйства. – Эту же машину через другую смену загоняешь – идеальная продукция. Это как понять? Это тоже надо обсудить. Вот еще откаты – 15% просят…
– Наверное, пять… – уточнил Галимов.
– Ну, может и пять. Но как это понять? Мы выращиваем, вкладываем огромные затраты…
«МЫ ПОСТАВЛЯЕМ СЕРЬЕЗНЫЕ ОБЪЕМЫ КАРТОФЕЛЯ КАК В ГОРОД, ТАК И ПО РЕСПУБЛИКЕ. Я УЖЕ ЭТО ДЕЛО ГОТОВ БРОСИТЬ!»
Давлетова поддержал фермер Минталип Минеханов, председатель Ассоциации крестьянских и фермерских подворий Тукаевского район. Он отметил, что все вопросы не раз озвучивали перед руководством республики, однако воз и ныне там.
– Мы – сельхозпроизводители, фермеры и торговые сети – должны быть партнерами, – заявил эмоциональный Минеханов. – Торговые сети как делают: сначала договариваются с нами о поставке продукции, заключают договор. Я бы даже сказал, не договор, а диктат! Нужен договор, который устраивал бы и нас. Допустим, мы договорились о поставках картофеля по 10 рублей, появляется посторонний поставщик, который предлагает за 9,50. Это временный поставщик, у него резерв кончается. А сети потом возвращаются к нам и говорят: «А что вы договор не выполняете?» Они отказались – мы нашли других покупателей.
Как подчеркнул Минталип Минеханов, главный бич республики – проблема доставки товара. Вопрос не раз озвучивали в рамках проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор».
– Загружаем фуры. Общая грузоподъемность машины – 37 тонн. Мы грузим 19 тонн, остается еще резерв 16 тонн. За то, что у нас на ось идет перегруз, нас наказывают, водителя. Загоняют на штрафстоянку. Мы поставляем серьезные объемы картофеля, как в город, так и по республике. Я уже это дело готов бросить! Потому что ты такой воодушевленный везешь эту продукции – и хоп, появляется сержант (или кто там еще) на весовом контроле и плюет тебе в лицо за эту работу! Давайте общими усилиями решим этот вопрос.
«ВСЕ БЕГАЮТ ВОКРУГ КИТАЙЦЕВ… КИТАЙЦЫ – ОНИ И БЕЗ НАС ПРОЖИВУТ»
Далее слово взяла Татьяна Кондратьева, директор фабрики «Школьная мода». Женщина отметила, что имеет опыт работы с сетями, однако сейчас компания отошла от них. «Потому что произвол», объяснила предпринимательница.
– Вы сегодня вышли с очень хорошим предложением. Но нужно начинать не с этого. Нужно создать регламент. Республика должна быть заинтересована в работе татарстанских товаропроизводителей, правильно? И она должна диктовать условия сетям, – пояснила Татьяна Кондратьева. – То есть – какие договоры, какие откаты, в каком виде, за что? 5, 10, 15%... А за что? Очень низкие цены предлагаются. Очень низкие! Просто «нагибают» до невозможности! Делают наценку – мы о такой только мечтаем. У нас прибыль в 10 раз меньше, чем они получают за наши товары, которые продаются в сетях. Это вообще невыносимо! Кроме того, отсрочка платежа 90 дней. После этих 90 дней я знаете сколько ходила? Я плакала! Я кое-как выбила деньги, которые вложила. Я писала письма депутатам. И только после этого оплатили. Проблема не только наша. И еще момент: заключили договор, а потом по какой-то причине товар не взяли, передумали. У них поменялись менеджеры. Но вот проценты, которые тебе заложили по сумме договора, ты обязан оплатить. То есть в конечном итоге никакой прибыли, никакого дохода от работы с сетями нет. Да они чинят произвол! И поэтому должны вы, прежде всего, регламент изобрести и поставить им условия и заставить их работать с местными товаропроизводителями. Реестр составьте. А потом спросите у нас, с какими проблемами мы столкнулись. Мы изучили все, приспособились ко всему: штрих-кодированию, логистике – ко всему. Но в результате все равно мы ушли из сетей. И многие сейчас уходят. Выгоднее у той же самой сети взять в аренду помещение и продать там же, на их площадке. И это неправильно. Наверное, их руководители и хозяева не знают, что у них происходит внутри сетей. Такого отношения к товаропроизводителю не должно быть на территории республики.
– Законодательство таким образом устроено… – попытался ответить заместитель председателя рабочей группы Данил Хамитов. – Во-первых, есть федеральное законодательство, изменения в которое мы вносить не можем.
– Почему не можете? Все можете!
– Я понимаю вашу проблему…
– Это не наша проблема. Это, прежде всего, ваша проблема, – заявила в ответ женщина.
Представитель министерства уточнил, в чем именно заключается проблема с отсрочкой платежа.
– 90 дней – это очень много! А на что работать? – возмутилась Кондратьева (из зала ее поддержали, отметив, что до получения платежа может пройти год). – И забрать не можем.
– А в судебном порядке не пробовали решить вопрос?
– Я решила не в судебном порядке. А что в судебном? От этого ничего не изменится. В судебном порядке еще нужно потратить время и деньги. А что дальше? И еще знаете, просто обидно! Все бегают вокруг китайцев… Китайцы – они и без нас проживут. А почему на нас внимание не обращают, на местных, татарстанских товаропроизводителей? Это же не правильно. Прежде всего, диалог должен быть именно с татарстанскими товаропроизводителями. Турки, китайцы – все вокруг них бегают! Я ни разу за 25 лет работы не видела такого внимания к местным.
Кондратьеву попросили написать обращение на имя руководителя рабочей группы – министра экономики РТ и оставить контакты.
«НАШИ ЧЕЛНИНСКИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ОЧЕНЬ АКТИВНЫЕ, НЕ УДИВЛЯЙТЕСЬ. ОНИ ВСЕГДА ВЫСКАЗЫВАЮТ СВОЮ ПОЗИЦИЮ»
Подготовить почву после негативных высказываний в адрес ритейлеров к выступлению представителей этих самых сетей взялась начальник управления экономического развития и поддержки предпринимательства Гузель Гилязова.
– Наши челнинские предприниматели очень активные, не удивляйтесь, – виновато улыбнулась она. – Они всегда высказывают свою позицию. Я думаю, их замечания и предложения вы возьмете в работу, и мы их постараемся как-то решить. Мы со своей стороны ждем от предпринимателей предложения по работе с торговыми сетями. Возможно, проведем круглые столы с представителями торговых домов.
Гилязова передала слово первому заместителю генерального директора УК «Челны-хлеб» Ларисе Пыркиной. Еще до того, как та вышла к трибуне, из зала прозвучали слова благодарности в адрес компании. По словам Насима Давлетова, она единственная в Челнах работает по предоплате: в этом году «Челны-хлеб» заплатил КФХ 2,8 млн.
– В группу компаний «Челны-хлеб» входит агрофирма «Туган як», и нам известны потребности таких предприятий. Мы вас понимаем, понимаем, насколько вам нужны деньги, на какие кредиты вы идете, какие субсидии из Минсельхоза вы получаете. Одно дело – что вы можете получить, и другое – что получаете по факту. Мы все это знаем, – заверила Пыркина.
Она представила разработанный компанией проект по взаимодействию с фермерскими хозяйствами – создание кооператива. Его участниками должны стать ТД «Челны-хлеб», компания «Chelny food», занимающаяся переработкой мяса, «Челны-Логистик» с ее складскими площадями и транспортом. Четвертое звено – фермеры, поставщики разной продукции: мяса, птицы, овощей и т.д. Территория охвата – Набережные Челны, Елабужский, Нижнекамский районы.
По словам Пыркиной, в ТД сегодня входит 56 магазинов, и доля фермерской продукции составляет в товарообороте менее 1%. Это говорит о потенциале роста, подчеркнула Пыркина.
«МНЕ КАЖЕТСЯ, ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА В ОСТРЫХ ОТНОШЕНИЯХ – В ДИАЛОГЕ»
В числе последних выступал Сергей Левченко, представитель компании «Эссен Логистик», который непосредственно занимается закупкой свежих овощей и фруктов.
– У фермеров есть проблемы, мы о них знаем. Но есть люди, у которых их нет, – отметил мужчина с трибуны, подчеркнув, что у компании большой опыт работы с фермерами, некоторых «Эссен» даже софинансируют. – Здесь, мне кажется, основная проблема в острых отношениях – в диалоге. Я полтора года занимаюсь свежими фруктами и овощам (руковожу отделом) и по имени знаю совсем немногих...
По словам Левченко, у местных поставок есть и другая сторона медали: продукцию порой привозят на транспорте, не оборудованном для выгрузки, а иногда и вовсе доходит до абсурда – товар везут пьяные водители.
– Это не есть правильно, и вопросы эти решаются в диалоге. Поэтому у меня большая просьба – давайте после заседания обсудим нюансы, – обратился мужчина к залу.
– Я с августа прошлого года целый месяц поставлял вам продукцию, я через год только получил деньги от «Эссена». Заходил в приемную. Меня просто не впустили, – вновь встал с места фермер Давлетов. – Я не любитель заниматься бумагами. Развернулся и ушел. Вы мне только в начале октября закрыли платежи. Как мы к вам пойдем?! В прошлом году вы мою продукцию продавали через посредников. Им-то вы платите! А нам, фермерам, нет. Мы же не можем все фуры покупать, на арендованных машинах ездим. Звонишь (там работает Лейсан Туктарова): «Лейсан, пожалуйста, машина почасовая, отгрузи», а она: «Если ты такой капризный, вообще не буду разгружать». Вот так, прямым текстом!
– Этот человек сейчас не работает в компании, – ответил Левченко.
– Какая разница! Другой придет! – продолжал Давлетов, эмоционально жестикулируя. – На приемку приходит не выспавшаяся девушка, которая в жизни не выращивала картошку, морковь и начинает свои ГОСТы ставить: почему этот длинный, а этот короткий!
Сергей Левченко предложил остаться после встрече и обсудить все вопросы.
– Нет необходимости выходить на руководство, должна работать система, – выкрикнул кто-то из зала.
На этом встреча подошла к концу. Стороны остались обсуждать вопросы после официальной части мероприятия.
Chelny-biz.ru
настоящий
Миннуллин Марат
Айдар