Новости
Подробно


«Чем умнее руководитель города, тем мне легче работать»

30.10.2017, 07:00

«Мы – первый индикатор того, что экономика пошла в гору», – говорит Абдулхак Батюшов, гендиректор одного из крупнейших медиахолдингов региона «СТВ-МЕДИА», прогнозируя 15-процентный рост своих компаний в 2017 году. Медиарынок Челнов в плюсе, но о доходах десятилетней давности (до кризиса 2008-го) говорить еще рано. Да и сама сфера СМИ в городе претерпела существенные изменения: вдвое выросло число радиостанций, телекомпании озадачены цифровизацией, Интернет и месенджеры забирают аудиторию. На этом фоне «СТВ-МЕДИА» готовит масштабное шоу по случаю юбилея своего «первого кирпичика» – «Авторадио».

О том, как начинал свой бизнес после конфликта с командой мэра Хамадеева, о жесточайшем контроле СМИ во времена Алтынбаева, о проблемах информационной политики Магдеева и закрытости чиновников Абдулхак Батюшов рассуждает в интервью Chelny-biz.ru. Также депутат ответил на реплику коллеги Васева о «ничтожности роли горсовета», высказался о письмах Яковлева, оценил, какой будет роль СМИ в президентской кампании 2018-го, и объяснил, почему не стал бы вкладывать в уста первого лица тезисы о татарском языке.

«2017 ГОД ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО РЫНОК ВЫХОДИТ ИЗ КРИЗИСА»

– «СТВ-МЕДИА» – один из крупнейших информационных холдингов в нашем регионе. Вам принадлежат два телеканала, семь радиостанций, которые вещают на Челны и многие районы. Поскольку медиабизнес – это индикатор экономики, как оцениваете ситуацию в городе?

– Что такое бизнес в средствах массовой информации, что такое рекламный бизнес? Это очень чувствительная к экономическим и политическим колебаниям отрасль. Мы отрасль, которая первой чувствует на себе, на каком этапе находится экономика города, экономика страны. Когда компании начинают сокращать свои издержки, то в первую очередь убирают инвестиционные проекты, и вторыми под нож идут рекламные бюджеты.

Хотим мы или нет, кризисы приходят и уходят. Да, хотелось бы выходить из них все крепче и крепче. Был 2007 год – начало 2008-го, когда настолько бурно экономика росла, настолько огромными были рекламные бюджеты, что у нас даже эфирного времени не хватало, чтобы удовлетворить спрос всех рекламодателей города Набережные Челны. О таких временах, наверное, теперь можно только мечтать. Мы про них уже забыли, сделали определенные выводы и приспособились к той ситуации, которая есть.

Надо сказать, что сегодня мы себя неплохо чувствуем. Наверное, если бы у нас была одна радиостанция или две, было бы сложно выживать. А когда холдинг, достаточно большой по меркам не только города, но и региона, то где-то прибавляется, убавляется, поэтому получается выстоять. Холдинг чувствует себя уверенно. И даже в очень сложных ситуациях – в 2009 году и 2014-м – понятно, что мы свои инвестиционные проекты сократили, включили режим экономии, оптимизировали кадры, расходы, но ни разу Холдинг не задержал ни зарплату, ни налоги, ни платежи партнерам по франшизам.

2017 год показывает (не зря говорят политики, экономисты высокого уровня), что рынок выходит из кризиса. Мы – пожалуй, первый индикатор того, что экономика пошла в гору. С большой долей уверенности скажу, что мы этот год закроем с ростом на 15-17%.

– Выходите на предкризисные уровни доходов?

– Если говорить о доходах 2007-2008 годах, не думаю, что мы в ближайшие годы достигнем того уровня. Но тут причина не только в экономической ситуации. Между 2007-м и 2017-м – десять лет. За эти годы на рынке средств массовой информации произошли колоссальные изменения. Если тогда в городе работало 12-13 радиостанций, то сегодня – около 25. Рекламный «пирог», даже если будет в объеме 2007 года, поделится между 25 участниками. Холдингу говорить о показателях уровня 2007 года не приходится. За это время в самой компании произошли изменения: некоторых из радиостанций уже нет, есть новые, они адаптируются на новую ситуацию, рекламодатели к ним присматриваются. Это живой процесс.

– Вы готовитесь в ноябре с размахом отметить юбилей «Авторадио» в Ледовом дворце. Будет «Дискотека 80-х» шоу с участием многочисленных звезд. Сегодня такие праздники – редкость для челнинских компаний.

– Согласен. «Авторадио» – это первый кирпичик нашего холдинга. В начале года я сказал коллегам: «Авторадио» заслуживает того, чтобы мы так провели юбилей. В течение года был ряд мероприятий, посвященных 15-летию: эфирные и неэфирные акции. Мы сразу говорили, что венцом должен стать праздник городского масштаба. Мы умеем делать такие. Думаю, что проведем не просто хорошее, а очень хорошее шоу. Такую «солянку», которую мы делаем (Кай Метов, Татьяна Овсиенко, поющие ведущие «Мурзилки International», наши давние друзья, и Dr.Alban) – с такими расходами не каждая компания может себе позволить. Горожанам, думаю, это будет подарок. Мы должны им сказать слова благодарности. Из наших коллег точно сегодня ни одна компания не может себе это позволить!

– «Авторадио» долгое время было главным кормильцем в вашем холдинге. Это и сейчас так?

– На самом деле «Авторадио» – уникальная станция, уникальный продукт. В течение 15 лет находится на вершине рейтинга радиостанций в Челнах. Кормилец – не кормилец… Рекламодателя же не обманешь. Если реклама не работает, он не будет размещаться. «Авторадио» – лидер рейтинга, соответственно, продолжает являться тем продуктом, который приносит львиную долю доходов холдинга. Но у нас же еще два телеканала. Среди радиостанций – да, «Авторадио» – лидер. Хотя ему на пятки уже наступает NRJ.

«ЕСТЬ ЧАСТОТНЫЙ РЕСУРС. И В НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНАХ ОН ПРАКТИЧЕСКИ ИСЧЕРПАН»

– Абдулхак Мустафович, вы начали медиабизнес в период, очень непростой для себя и для города. Это было время борьбы команд двух мэров – ушедшего с должности Рафгата Алтынбаева и нового главы Рашита Хамадеева. Для вас запуск собственного проекта был вынужденным решением, так?

– Говорят, все что ни делается, все к лучшему. Я не очень люблю рассказывать про тот период. Понятно, что это была вынужденная мера. В связи со сменой власти в городе мне в 2001 году пришлось покинуть пост руководителя «Челны-ТВ», который я до этого занимал пять лет. В начале 2002 года мы с партнерами решили попробовать создать коммерческую телекомпанию. Мы этим начали заниматься с апреля 2002 года и параллельно запускали радиостанцию. Телевидение – это достаточно затратно, а радиостанцию открыть все же проще. Тем более определенные заделы были не только в плане знаний, но и ресурсов, частотных перспектив. Было решено: пока идет создание телеканала, реанимировать те активы радийные, которые у нас существовали. В сентябре 2002 года мы запустили в городе «Авторадио». С этого и началось.

Открыть радиостанцию, с точки зрения переплетения бизнеса, власти, было проще, потому что власти на радио никогда не обращали внимание, не рассматривали его как инструмент политики. В таком ключе никто их и по сей день не рассматривает. Другое дело – телевидение, газета, Интернет-ресурсы. Радиостанции – это на 99% рекламный бизнес.

– Все радиостанции в городе музыкально-развлекательные. Были ли у вас планы, попытки привести в Челны разговорное радио? Такое, которое могло бы стать источником информации, политики.

– Это продолжение предыдущего вопроса. Радио в России, за исключением трех-четырех московских станций, все рассматривают с точки зрения бизнеса. Мы в этом плане не исключение. Да, иногда мы задумывались над такими проектами. Не для того, чтобы какую-то информационную политику вести, а в плане того, чтобы попробовать. Но это же вопрос рейтингов. В Москве, понятно, «Эхо Москвы» зарабатывает, «Вести FM» находится не на последних позициях, еще пара разговорных радиостанций зарабатывает. Но даже в Казани, где вещает «Эхо Москвы», я спрашиваю у собственника, уважаемого мной Андрея Парамоновича Григорьева (председатель совета директоров ТК «Эфир» – ред.): «Как «Эхо» продается?» Он говорит: «Никак». Если уж в Казани с населением 1,2 млн., где интеллигенция, студенты, «Эхо Москвы» не продается, то в Челнах перспективы бизнеса не очень большие. А запускать такую станцию, чтобы она была дотационной… – это не мой путь.

– У вас большой пул радиостанций. Есть ли в Челнах перспективы дальнейшего расширения этого сегмента СМИ? Есть ли тенденция к закрытию компаний?

– Нельзя просто взять и открыть радиостанцию или телеканал. Есть частотный ресурс. И в Набережных Челнах он практически исчерпан. В перспективе может происходить только замена одних станций на другие, перепродажа, переформатирование. Эти процессы всегда идут, даже в этом году были в городе события. Я не исключаю, что и мы этим будем заниматься. Иногда смотришь: ну не пошла станция в городе, может, не полюбилась, может, ниша не та. В то же время в Москве или регионах появляются интересные продукты. Не буду рекламировать чужую компанию, но буквально полгода назад в городе появилась станция, которая мне приятна, симпатична, жаль, что не у нас в холдинге (смеется).

«ПРОГРАММА ЦИФРОВИЗАЦИИ, ПРИНЯТАЯ В РОССИИ, ИЗНАЧАЛЬНО БЫЛА НАПРАВЛЕНА НА УНИЧТОЖЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТЕЛЕКАНАЛОВ»

Какова ситуация на рынке телевидения? Телекомпании «РЕН ТВ» и «5 канал» тоже в плюсе?

– Да, рекламный рынок ведь один. Наши телеканалы те же самые 15-17% роста покажут, я надеюсь. Итоги девяти месяцев говорят, что это будет так. У телеканалов другая проблема, связанная с цифровизацией. Думаю, до конца года какие-то телодвижения в этой части будут. Хотя стопроцентный переход на цифру много раз откладывали. Первой датой звучал 2015 год, когда в стране должны были отключить аналоговое вещание. Потом 2016-й, сейчас говорят про 2018-й. Не знаю, что будет дальше. Сейчас рассматриваются различные варианты сохранения региональных телекомпаний в том виде. Процессы идут. Думаю, они не только мне, но и многим участникам рынка непонятны.

Программа цифровизации, принятая в России, изначально была направлена на уничтожение региональных телеканалов. Работа наших коллег со всех регионов привела к тому, что вопрос отложили с 2015 на 2016 год, потом на 2018-й. Может, еще дальше отложат, потому что программа изначально была сырой. Все здравомыслящие люди понимают, что нельзя лишать жителей Челнов возможности смотреть новости о своем городе.

– Переход на цифру означает для региональных каналов потерю возможности транслировать собственные программы, так?

– Один из возможных вариантов развития событий – что мы будем размещать на каналах сетевых партнеров только рекламу. Есть вариант, что нам, возможно, сохранят собственные программы. Есть вариант, если с кабельщиками договориться, чтобы параллельно на кабельных каналах существовать в аналоге и в цифре: в цифре выходить с рекламой, а в аналоге с собственными программами. Сейчас наши коллеги-региональщики создали Ассоциацию городских телерадиовещателей (мы тоже в нее вошли), которая ставит своей целью на законодательном уровне сохранить 22-ю кнопку за региональными компаниями. На 21-й кнопке сейчас работает республиканский канал ТНВ.

– Быть может, в ближайшие годы интерес к местным информационным программам пропадет вовсе, и такой необходимости не станет?

– Я думаю, этот интерес никогда не должен иссякнуть, если человек чувствует себя челнинцем, татарстанцем или жителем Новосибирска, Оренбурга. Как можно жить в городе и не знать, что происходит в нем? Да, понятно, что с каждым годом все больше людей получает информацию из Интернета, из других ресурсов, но все равно телевидение никто не отменял. Телевидение, с точки зрения информации, долгие годы будет стоять на сегодняшней позиции. Люди не перестанут смотреть новости.

«ТА ЖЕ КСЕНИЯ АНАТОЛЬЕВНА, ЕСЛИ ЕЕ ЗАРЕГИСТРИРУЮТ, 99% БУДЕТ НАПРАВЛЯТЬ ТОЛЬКО НА НОВЫЕ КАНАЛЫ»

– Для значительной части людей источником информации и развлекательного контента стал телефон. Социальные сети, месенджеры и прочее. Как вы адаптируетесь под эту тенденцию? Насколько ваши СМИ представлены в новых каналах коммуникации?

– Я не скажу, что мы большую ставку на них делаем. В городе три телекомпании, и мы между собой конкурируем на информационном пространстве. Но когда ты входишь в сеть, то сразу конкурируешь со всеми, со всем миром. Мы можем конкурировать со всем миром или нет? Есть смысл с головой туда лезть? Да, мы в определенной степени присутствуем в социальных сетях, у Холдинга есть свой сайт. Мы занимаемся этим постольку-поскольку. Я не говорю, что этим не стоит заниматься. Но требуются совершенно другие ресурсы, другой контент, другие мозги сотрудников.

– Собственный Интернет-проект вы все же будете запускать?

– Мы уже перегорели этой темой. Объять необъятное невозможно, каждый должен заниматься своим делом. У нас был опыт создания сайта chelny-novosti.ru. Мы попытались делать это в рамках конвергентной редакции, когда один журналист пишет и для телевидения, и для радиостанции, и для сайта. Получается, что ни там ни сям. Поэтому решили сосредоточиться на том, что мы сегодня делаем лучше, чем другие, и имеем возможность производить. Может быть, владельцы некоторых Интернет-ресурсов с удовольствием бы делали телевизионные новости, но у них нет такой возможности.

– 2018-й–год выборов. Это предвыборные бюджеты, в меньшей степени, конечно, для региональных СМИ, но все же. И традиционно президентские выборы в России делались через телевидение. С учетом развития Интернета, социальных сетей, месенджеров, на ваш взгляд, в эту кампанию ставка будет сделана на традиционные СМИ или иные каналы?

– Хороший вопрос. А ответ лежит на поверхности. Уже и в 2016, и в 2015, и в 2014 годах предвыборные штабы кандидатов различного уровня пользовались социальными сетями. Я не знаю, в 2018-м в какой мере будут распределяться бюджеты между традиционными СМИ и новыми каналами коммуникации (каждый штаб будет решать по-своему). Но исходя из теории, что людей старшего возраста особо и агитировать-то не надо (это люди с устоявшимся мнением), больший упор будет сделан на молодежь, которая поддается влиянию. А до нее через какие источники информации можно достучаться? Через те новые, которые вы назвали. Если кандидаты будут ставить задачи мобилизации этого электората, можно предполагать через какие каналы.

Социальные сети – сегодня глобальная сила, которая формирует общественное мнение. Та же Ксения Анатольевна (Собчак – ред.), если ее зарегистрируют, 90% бюджета, если не 99%, будет направлять только на новые каналы. По «Первому каналу» она точно ролики крутить не будет, если только в рамках обязательного бесплатного времени.

«Я НЕ ДУМАЮ, ЧТО СЕГОДНЯ НАИЛЬ ГАМБАРОВИЧ УДОВЛЕТВОРЕН ТЕМ, КАК ФОРМИРУЕТСЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТИНА»

– Вы работаете руководителем СМИ уже при пятом мэре города. Насколько информационная политика в Набережных Челнах менялась с приходом новых руководителей. Какой вам видится сегодняшняя политика команды Магдеева?

– Если сравнивать с 1995-1996 годами, временами Алтынбаева (это было 22 года назад), очевидно, что информационная политика у города поменялась. При Алтынбаеве отношение к СМИ было жесточайшее. Алтынбаев не пропускал ни одну программу телевидения. Он четко знал, какой сюжет сегодня прошел. Звонки были: не то показали, не то сказали. По реакции на совещаниях можно было предположить, что смотрит. По прошествии времени упор больше делался на руководителей пресс-служб. Там были легендарные личности Людмила Абрамовна Медведева, Валентина Аблакатовна Нурмухаметова, Фаниля Абдулловна Илаева.

Я не думаю, что сегодня Наиль Гамбарович удовлетворен тем, как формируется информационная картина. Пресс-служба должна же не просто освещать события, а выступать ньюсмейкером, какие-то темы задавать для того, чтобы создавать определенный информационный фон, чтобы о городе говорили. Сегодня же мы идем за фактами. Тут ленточку разрезали, там дорогу отремонтировали (слава богу, полно поводов, надо радоваться).

– Мэр всегда подчеркивает, что он открыт, что для него нет запретных тем. Вы согласны с этим?

– Я считаю, что журналисты никогда не будут удовлетворены тем, насколько открыт мэр или чиновник. Нам всегда будет не хватать, и это логично. Наиль Гамбарович, в любой момент к нему подойди, спроси, ответит. А если надо получить комментарий конкретного специалиста, то при всем моем уважении к Наилю Гамбаровичу и этой команде, чиновники стали более закрытыми. Об этом мне сигнализирует наша служба новостей. Получить комментарий не то что по каким-то критическим вещам, даже по элементарным вопросам достаточно сложно. Чиновники стали закрытыми, это признают все коллеги.

– Но ведь и горсовет, в котором вы состоите, стал более закрытым.

– Я не соглашусь, что горсовет закрытый. Горсовет – это 45 депутатов. Могу с уверенностью на 150% сказать, что депутатам никто не диктует, с кем общаться, с кем нет, на какие темы общаться – не общаться. Это в принципе невозможно. По-моему, любой журналист к любому депутату может подойти и комментарий взять. А что касается заседаний комиссий, самими депутатами принимается решение о том открытое заседание или закрытое, а не потому что сверху есть указание. Если быть до конца честным, боимся, что журналист, не уловив до конца суть, допустит ошибку (а в комиссиях работают специалисты, они на своем языке зачастую разговаривают). Журналист разберется или не разберется? Опасаемся, во что это выльется. А потом пойди поймай в социальных сетях информацию, когда уже на весь мир информация ушла. Иногда, даже после открытых заседаний читаешь и думаешь: да не так же было! Не уловил журналист в меру своей компетентности.

– Здесь вскрывается кадровая проблема, о которой вы часто говорите. Есть нехватка журналистов с достаточным уровнем подготовки, хотя многие являются выпускниками факультетов журналистики. Правда много в СМИ и людей с другим непрофильным образованием. Вы об этом и десять лет назад говорили. С годами проблема решается или усиливается?

– Я думаю, только усиливается. Я не знаю, есть ли еще такие специальности, уровень подготовки по которым так снижается из года в год. В вузах отношение к данной профессии снижается. Часто на факультеты журналистики люди поступают по принципу: если не потяну на экономиста, на программиста, пойду на журналиста. Ну какой из него специалист будет? Может, конечно, проблема и в том, что отрасль средств массовой информации не самая высокооплачиваемая. Вы же сами работаете в этой сфере, знаете ситуацию. За последние годы какая-нибудь звездочка выстрелила в нашем городе?

– В нашей редакции есть.

– Хорошо. Я не думаю, что таких счастливых коллективов в городе много.

«ЯМА В ГОРОДЕ ОБРАЗОВАЛАСЬ – ЗАЧЕМ ПУТИНУ ОБ ЭТОМ ПИСАТЬ? ЭТО ЧТО ТВОЮ ОППОЗИЦИОННОСТЬ ПОКАЗЫВАЕТ?»

– Какого руководителю такого крупного и влиятельного холдинга уживаться с разными руководителями города? Подстраиваетесь под них?

– Мне кажется, это, с одной стороны, сложно, а с другой – вообще просто: быть самим собой, быть честным, порядочным. Если ты живешь в этом городе, любишь его, хочешь чтобы он процветал, любой здравомыслящий руководитель увидит это и оценит. Мы же не на кухне разговариваем, наша работа вот она – на экране. Видно, работает человек против города или освещает проблемы для того, чтобы их решить или подсказать. Мне кажется, это достаточно просто, если ты работаешь открыто, не держа камень за пазухой. Чем умнее руководитель города, тем мне легче работать.

– Как вы считаете, есть ли в нашем городе оппозиция, и можно ли считать ею ваших коллег по горсовету Владимира Васева, Сергея Яковлева, Рузиля Мингалимова?

– Я думаю, к оппозиции ни одного, ни второго, ни третьего причислять нельзя. Молодцы ребята, откровенно высказываются по каким-то проблемам, имеют собственную позицию. Во многих вещах я с ними согласен, во многих не согласен. Они откровенно высказываются – почему бы нет? Они все, в принципе, нормальные парни, с которыми можно пообщаться, подискутировать. Единственное, мне не нравится, что некоторые из них по каждому чиху начинают письма писать во всякие инстанции. Я не знаю, на что расчет, когда пишут Путину, Чайке, Бастрыкину, Минниханову. Яма в городе образовалась – зачем Путину об этом писать? Это что твою оппозиционность показывает? Если ты сегодня в оппозиции к Магдееву, то значит ты в оппозиции и к Путину. Это же одна власть. Но тогда почему ты к одному в оппозиции, а другому письмо пишешь? Пиши тогда Ходорковскому, может, он что-то решит. Если серьезно выступаешь, создай свою программу, выходи на выборы, мобилизуй свой электорат. А так это нормальные милые ребята. Серега Еретнов стоит особняком. Я читаю о нем, иногда ухмыляюсь, умиляюсь. Я его давно и хорошо знаю, знаю его потенциал с точки зрения информированности, интеллектуальности. Но есть вещи, которые я не стал бы говорить даже на его месте. Никогда бы в жизни! А вот он такой.

– Один из этих «милых ребят» на последней сессии сказал, что роль горсовета стала ничтожной. Вы согласны?

– У горсовета роль такая, какая определена законодательством. Я не знаю, какие у Васева в комиссии разногласия, споры. Почему роль Горсовета ничтожна? Если Васев не смог свое решение, видение провести через комиссию, то это, наверное, дело такое. А роль горсовета как можно снизить, увеличить или свести к минимуму, если у него законодательная роль? Приведу в пример Альберта Николаевича Петрова. Я не разу не видел, чтобы тот же Наиль Гамбарович не прислушался к слову Петрова, потому что он аргументировано говорит. Даже если вопрос на Горсовет пришел, но Альберт Николаевич или Венера НадировнаТуктарова поднимают проблемы, то Наиль Гамбарович моментально оценивает и может снять вопрос с повестки, отправить на доработку. Я не согласен с Васевым.

– Хотелось бы поговорить о деятельности комиссии по образованию, культуре, национальным вопросам, делам молодежи и спорту, председателем которой вы являетесь. Многого мы не видим. Есть интересные решения, программы, которые вы планируете?

– Наша комиссия охватывает множество отраслей: образование, науку, физкультуру, культуру, спорт, молодежь, национальные вопросы. И все эти сферы за исключением образования лежат в плоскости остаточного финансирования. Никогда не будет хватать денег ни культуре, ни физкультуре, к огромному сожалению, ни национальным вопросам, ни молодежи. Образование особняком стоит, потому что 70% расходов бюджета города – это сфера образования. Мы всегда очень живо обсуждаем вопросы и по молодежной политике, и по культуре, и про музеи, и про библиотеки. Идей много, желаний много, но все упирается в финансы. Но надо сказать, что за последние годы в городе много вложено в подростковые клубы. В этом году капитально отремонтировали шесть. Мы этой темой уже лет пять занимаемся. Хорошо, что руководство города услышало нас. Сегодняшнее руководство Челнов, если берется за какую-то тему, то от начала до конца доводит.

«Я БЫ НИКОГДА НЕ РИСКНУЛ В УСТА ПЕРВОГО ЛИЦА ГОСУДАРСТВА ВКЛАДЫВАТЬ ТАКИЕ ТЕЗИСЫ О ЯЗЫКАХ, КОТОРЫЕ ВЗБУДОРАЖИЛИ НАСЕЛЕНИЕ»

– Вопрос изучения татарского языка на вашей комиссии поднимался? Какова ваша личная позиция?

– Мы этот вопрос не обсуждали ни на комиссии, ни кулуарно с руководителями образования. У меня, как жителя республики Татарстан позиция такая: то, что мои дети (а они уже закончили школу) в свое время отучились по этой программе, слава богу. Никогда никому знание языка лишним не будет. Вот если бы я сейчас знал казахский язык или армянский, мне это разве помешало бы? Но самое главное – как преподавать языки. Насколько эти усилия приводят к результатам – вот здесь есть вопрос. То, что татары в школе должны изучать свой родной язык – это, на мой взгляд, обсуждению вообще не подлежит. А должны ли представители других национальностей изучать татарский язык как второй государственный и в какой мере должны, в какой форме – этот вопрос обсуждению подлежит. Компромисс жителей республики должен в этой области быть.

– Согласитесь с тем, что тема намеренно раздувалась в республике?

– Я думаю, что на уровне республики уже отклики пошли, когда информация была запущена на самом высоком уровне. Я считаю, было не совсем корректно и дальновидно вкладывать в уста первого лица государства эти тезисы. Тема межнациональных отношений, языка, религии настолько тонкая, что ее надо обсуждать тихо-тихо и тонко работать, чтобы не взбудоражить. Потому что это касается каждого человека! У каждого есть свое мнение в этой части. Я бы никогда в жизни не рискнул в уста первого лица государства вкладывать такие тезисы, которые взбудоражили бы население. Мы видим, как Татарстан гудит по этой теме. Много республик в России, которых затронула тема. Где-то даже опасно.

– Как вы оцениваете бизнес-климат в городе? Есть индекс делового климата в муниципалитетах, который озвучил недавно Тимур Нагуманов, бизнес-омбудсмен Татарстана. Судя по нему, Челны за пределами первой десятки.

– Челны на 14-м месте, а Казань – на 26-м. Нельзя на этот индекс серьезное внимание обращать по одной простой причине. Вот, допустим, в Кукморе опросили троих бизнесменов, они все «ура-ура» прокричали, а в Челнах опросили 20 человек, исходя из выборки, и два из них сказали: «Что-то не так». Вот и выходит результат. Хотя я считаю, что из 45 муниципалитетов 12-е место – это очень достойный показатель.

А что касается моих ощущений… Бизнесмены же разные по своему уровню, подготовленности, образованию, интеллектуальной базе. Кто-то, может, хочет идти напролом, как пять лет назад, без разрешения строить. Землю оформил – не оформил, начинает строить, и ему никто ничего не говорит. И он к этому привык. Вот этот климат ему нравился. Сегодня говорят: «Парни, давайте сначала документы сделаем по закону». Он не привык к такой ситуации, ему плохо, инвестиционный климат для него плох. Наверное, есть вопросы, они всегда есть, и у меня есть, но мы говорим: тебе специально палки в колеса вставляют или требуют по закону работать? Мне кажется, с этой точки зрения все достаточно ровно. Самое главное – чтобы не было так, что врагам закон, друзьям – все. Если всем по закону, то всем. Бизнесмены же друг друга знают, общаются. Если один говорит: «Я так проскочил» – а другой четыре месяца вывеску согласовать не может, тогда есть вопросы. На сегодня, думаю, баланс существует. Работать можно.

Chelny-biz.ru

Для справки

Холдинг «СТВ-МЕДИА»: телекомпании «РЕН ТВ – Набережные Челны», «5 канал», радиостанции «Авторадио», NRJ, «Юмор FM», «Радио 7», «Радио Дача», Comedy Radio.

Не теряйте связь с новостями.
Telegram
Комментарии
30.10.2017, 08:37

Классное интервью с интереснейшим человеком! Челны-биз побольше таких публикаций, в городе много интересных бизнесменов. Хотим больше знать о них, а не только "желтую, бульварную" информацию
30.10.2017, 11:21

+1000000000
31.10.2017, 12:09

-1000000002
02.11.2017, 14:24

Круто как о пресс-службе высказался! Молодец! Хорошо б, если бы мэр к Вам прислушался!
30.10.2017, 09:08

вот таким должен быть депутат https://yakovlev-r116.livejournal.com/33187.html чтобы польза обществу была.
30.10.2017, 10:45

Сам себя не похвалишь - никто не похвалит)))
30.10.2017, 23:20

Сказал Магдеев
30.10.2017, 10:47

Подписаться забыл: Сергей Яковлев. Да у вас Сережа мания величия: вот таким должен быть как я.
30.10.2017, 23:20

Добавил Магдеев
30.10.2017, 11:25

Сереж, ну ты же миллионер вроде как по доходам. поддержи сми, начни платить за рекламу своего канала, а то словно как затычка в бочке.
30.10.2017, 18:16

Извините , но затычкой в одном месте мне кажется являетесь вы и с чего бы Яковлеву кому то платить за рекламу . Нормальные люди его и так поддерживают, уважают и читают.
30.10.2017, 23:22

Написал Магдеев, подумав 37 минут.
31.10.2017, 10:18

хм, осень, обострение пришло или это участник, не прошедший в битву экстрасенсов 243 сезона, выпавший из борьбы в самом начале?
30.10.2017, 11:44

К сожалению сильных депутатов и зубастых единицы. Остальные либо подхалимы либо в стараются острых проблем не замечать.
30.10.2017, 09:31

Сложная ситуация в СМИ не смотря на рост
30.10.2017, 10:26

Депутаты должны отстаивать интересы народа, а не везти игру престолов. Пользу приносят дела, а не писанина.
30.10.2017, 10:38

Троли пресс-службы, делом займитесь, начните учить чиновников давать компетентные комментарии в СМИ, тем самым к открытости их деятельности. Этот материал ещё раз доказал ничтожность информационной политикой города. Руководитель умный получается, а все остальные так себе.
30.10.2017, 11:28

ну вы еще наверное хороший, а все остальные так себе.
30.10.2017, 11:22

Удивило одно в мэрии. Пришел просить участок земли под павильон. Спросили где хочу поставить, затем, специалист сказала, о тут нельзя и там нельзя, в городе боижайшее время вообще нельзя будет ставить павильоны, забудьте про нестационарную торговлю. Но почему тогда павильоны постоянно появляются?
30.10.2017, 11:47

потому)))
30.10.2017, 18:12

А вы подготовительные курсы обучения прошли , как получить землю под павильон в исполкоме города Набережные Челны ? У вас два варианта : жениться на дочке кого либо из ближайшего окружения Магдеева или ботинки почистить , галстук и волшебный чемоданчик.
30.10.2017, 11:33

Хорошо сказано, про первое лицо государства. Но похоже в этой ситуации все было спланировано именно с таким расчетом
30.10.2017, 13:50

Батюшову

А рекламный фасад на мосту у мэрии Абдулхак Мустафович, вы на аукционе и по закону выиграли?
30.10.2017, 14:56

Это же фасад фирмы ИнтерМедияСервис
31.10.2017, 00:35

Знающий

Ну да правы, человек тот видимо ошибся, но у ств есть рекламные конструкции. Все знают где, только на аукционе их, как другие не разыгрывают
31.10.2017, 10:18

смысл писать о себе в третьем лице: "человек тот видимо ошибся"? ) "Батюшову" и "Знающий", или как вас там?! - ну, облажались так облажались, всё равно ж анонимно.
30.10.2017, 20:47

мда, вот, взять так и показать свою абсолютную некомпетентность. Вы бы прежде чем такие вопросы задавать, хотя бы поинтересовались: чьи эти поверхности у мэрии, имеет ли Батюшов, вообще, хоть какое-то отношение к ним?
30.10.2017, 14:19

Абдулхак Мустафович, с днем рождения!
30.10.2017, 15:37

делайте интернет-телевидение. вам нужен дирижер, всего один мозг и алга. второе - половина вашего коллектива, да простят меня люди из холдинга, подлежат сокращению, их слишком много и они там не нужны. компания раздута. боюсь представить какие у вас расходы. радио - хорошо. телевизор - слишком много телодвижений и слишком мало выхлопа
30.10.2017, 17:15

Поддерживаю. Не надо там работать, что понять, в чем проблема. Холдинг стал неповоротливым. В наше время нужна мобильность и компактность. Но все равно Абдулхак молодец
31.10.2017, 10:20

конечно, не надо! со стороны оно видней. работать в холдинге - это ж не сложнее, чем умный комент написать
30.10.2017, 16:38

КАМИЛЬ

ДА ВСЕ МУДРО УМНО И КРАСИВО СКАЗАНО! ПРЯМО МАТЕРЫЙ ПОЛИТИК И РУКОВОДИТЕЛЬ! А ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ С ПЛАСТИКОВЫХ ОКОН И ИМЕЕНО ПРИ ХАМАДЕЕВЕ ВЫ ПРОНИКЛИ В ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИО!
30.10.2017, 16:58

Какие пластиковые окна? Вы о чем? А.М.Батюшов в 1993 году, еще при Р.З. Алтынбаеве, начал работать корреспондентом "Чаллы ТВ".
30.10.2017, 17:50

...Единственное, мне не нравится, что некоторые из них по каждому чиху начинают письма писать во всякие инстанции. Я не знаю, на что расчет, когда пишут Путину, Чайке, Бастрыкину, Минниханову. Яма в городе образовалась – зачем Путину об этом писать?...А как ещё ЗАСТАВИТЬ власть работать, если по другому с*али они на мнение жителей?! ..Наша комиссия охватывает множество отраслей: образование, науку, физкультуру, культуру, спорт, молодежь, национальные вопросы. И все эти сферы за исключением образования лежат в плоскости остаточного финансирования. Никогда не будет хватать денег ни культуре, ни физкультуре, к огромному сожалению, ни национальным вопросам, ни молодежи...так о том и речь, что госсовет ничтожен, и Вы, как депутат, ни чего нге можете, или не хотите. ...Сегодняшнее руководство Челнов, если берется за какую-то тему, то от начала до конца доводит... единственное, что они доводят до конца: распил бюджетных денег, земельных участков и прочих "поделённых лакомых" активов.
30.10.2017, 19:09

Ирина

Уважаемые СМИ, а когда поднимите вопрос о неправильном времени в нашей республике, летом во втором часу ночи светает, а вечером в 9 уже темно.
31.10.2017, 17:52

мансуров Манфред мухаметзянович

Ирина ,вы правы, это особенно замечается когда бываю в гостях рядом в Башкирии- там время намного правильней...т.е соответствует рассвет и закат часам восхода и заката.. но мы же в угоду столице шляпу съедим- но не признаемся что это не вкусно..
31.10.2017, 09:24

Ольга

Очень профессионально - судить о человеке по паре фото
31.10.2017, 14:50

легче всего было работать при Халикове. и думаю что Батюшов согласится
01.11.2017, 07:32

Да.давно уже пора время перевести как положено.вокруг регионы живут по своему времени.
01.11.2017, 18:27

просто хороших журналистов перекупают другие города - Казань, Москва и т. д. Если бы им платили так как в столицах, может некоторые и не уезжали бы никуда ))