«У нас в городе нет профессиональной площадки, где специалисты и общественность могли бы обсуждать разные инновационные проекты по городской среде. Градсовета уже давно не существует», - констатирует Григорий Новиков, завотделением дизайна Колледжа культуры и искусств. Даже разработкой генплана занимаются иногородние, казанские архитекторы, рассуждает преподаватель. А челнинские дизайнеры, в свою очередь, создают проекты и откладывают их в дальний ящик, так и не получив должного внимания со стороны муниципальных властей.
Интеллектуальный экопаркинг, проект трехуровневой транспортной развязки и автономного парусного ветрогенератора – что пополнило «кладбище» нереализованных проектов и что может-таки реализоваться на территории города.
ПРОЕКТЫ «В СТОЛ»: РИВЬЕРА, ГОРНОЛЫЖКА, ТЕПЛИЦЫ У ДОМА
«ПЛАНИРОВАЛАСЬ МОЩНАЯ ЗЕЛЕНАЯ ЗОНА, ОТДЕЛЯЮЩАЯ ГОРОД ОТ ЗАВОДОВ. ЭТОГО НИЧЕГО НЕТ»
Одной из идей челнинских архитекторов, которой так и не суждено было сбыться – челнинская Ривьера. Проектированием общественного пространства в то время занимались известный в городе архитектор Вячеслав Нилов и Григорий Новиков, заведующий отделением дизайна Колледжа культуры и искусств. По словам Новикова, раньше организацией городской среды, общественных пространств и архитектурой города в целом заведовал отдел главного архитектора (ОГА). Сейчас же, как утверждает спикер, нет связующего звена и нет площадки, где бы обсуждались предлагаемые проекты. Поэтому о многих из них общественность узнает по факту – обычно на стадии строительства.
– Сейчас все раскидано по небольшим проектным организациям, не хватает площадки для общения. Мы не имеем доступа к проектам и не знаем, что планируют на городских территориях. Союз архитекторов не работает, а проектные организации каждый сам за себя, – поделился Новиков. – Набережную Табеева я видел как Ривьеру. Мы занимались проектированием всего побережья Камы вместе с Ильдусом Камаловым и Вячеславом Ниловым. Но это ничем не закончилось. Все проектные материалы мы передали в Казань, никакого ответа не получили. В итоге мы совсем ушли из этой проектной сферы, потому что нет центральной организации. Развитие того же генплана города отдали Казани.
Новиков рассказал о том, как видели архитекторы парк Прибрежный. Раньше там был залив, который постоянно зарастал тиной. Как следствие – образовывался застой воды. Эта территория могла быть одним из пазлов челнинской Ривьеры.
– Ильдус Камалов в свое время этим занимался. Когда этот вопрос в комплексе решится, тогда набережную можно обустраивать как Ривьеру, – поделился мнением дизайнер.
В районе, где проходит коса волнорезов (там мелководье), есть островок, который сохранился на берегу старого фарватера Камы. Новиков предлагал досыпать и восстановить там дорогу, а после – обустроить порт для скоростных судов. Он, согласно изначальному генплану города, должен был расположиться на месте поселка «Чаллы Яр».
– Тогда было принято решение в водоохранной зоне выделить участки под жилье, что было нарушением. У нас сейчас «Чаллы Яр» стоит на берегу реки, на Мелекеске все застроили. Хотя частное жилье ближе, чем на 100 метров к воде не должно стоять. Теперь здесь стоит поселок, – отметил он. – У нас весь город можно сделать как парк, зелени не хватает. Обеспеченность зелеными массивами всего 10%. Для сравнения: в Москве – 75%. Посмотрите сколько у нас по генплану парков, где они? Планировалась мощная зеленая зона, отделяющая город от заводов. Этого ничего нет. Парков должно быть больше.
К слову, о парках. Городские власти хотят благоустроить парк в 16 гектаров на месте пустыря между ЖК «Озеро» и Элеваторной горой. Там располагается большой карьер. Новиков отметил, что на эту территорию у архитекторов также были планы, как альтернатива – создание горнолыжной базы.
– Этот большой котлован мог бы стать горнолыжным спуском. У нас в городе столько неиспользованных, необустроенных территорий – это вопрос проектирования генплана, которым занимается Казань, – отметил Новиков.
До 2017-го года Новиков работал в КИИДе, совместно с архитекторами Петрушиным, Пономаревым, Фазлыевым, Васильевой, Биккининым разрабатывали средовые проекты, в частности, по благоустройству береговой линии. Здесь использовали террасирование, разработали молодежную площадку «Карьер» на береговом плато пускового комплекса «Яр Чаллы», благоустройство берега озера Рица на территории песчаного карьера, спроектировали каток в Прибрежном. Парк и озеро Лесное проектировали отдельно.
В то время Новиков занимался разработкой всесторонней концепции развития прибрежной полосы Набережных Челнов и в первую очередь пускового комплекса «Яр Чаллы». Такая концепция должна была составить основу стратегии территориально – пространственного развития города.
Без внимания со стороны властей остался еще один проект – теплицы на придомовых территориях.
– Мы разработали проект теплицы для пенсионеров, которые они могут оформить в частное владение, выращивать цветы, фрукты. Есть теплицы винтового типа вертикальные, которые можно установить на придомовой территории. На защите сразу возник ряд вопросов: а кто возьмет их на баланс, кто это сделает, кто будет содержать, нужна вода – так этот проект и остался нереализованным, – поделился дизайнер.
ПРОКТЫ С ШАНСОМ НА ЖИЗНЬ: ТРАНСПОРТНАЯ РАЗВЯЗКА И ЭКОПАРКИНГ
«ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ ТОЖЕ БУДЕТ НУЖДАТЬСЯ В РЕКОНСТРУКЦИИ»
В копилке у архитектора много других проектов, которые еще могут быть рассмотрены и реализованы. К примеру, Новиков поделился идеей многоярусного универсального паркинга с автоматическим размещением на поддонах по ячейкам. Он мог бы решить проблему безопасного и компактного хранения автотехники различных габаритов и массы. За основу экопаркинга взяли запатентованную разработку петербургского изобретателя.
Система такая: на поддонах размещается техника, в автоматическом режиме перемещается и распределяется по определенным ячейкам. Конструкция является сборно-разборной, легко поддается реконструкции. Площади, высотность, этажность и количество конфигураций практически не ограничены.
По проекту, терминал подключен к интеллектуальным системам для диагностики и мониторинга. может быть снабжен автономной энергостанцией, системами пожаротушения и мониторинга с непосредственным или дистанционным управлением. Экопаркинги могут иметь мини балконы с зелеными насаждениями и автоматической системой полива.
– Модульные стоянки актуальны как никогда, – рассказывает Новиков. – Они выступают некой альтернативой капитальным стоянкам, которые являются дорогостоящими. Этот проект разрабатывали совместно с ТПП Челнов еще пять лет назад. Глава ТПП Фарид Башаров пытается продвинуть эту тему, но пока безрезультатно. Нет реального заказчика. Вообще проект разработан в рамках государственных программ импортозамещения, а его внедрение позволит многократно повысить пропускную способность дорог, эффективность и безопасность хранения автотранспорта.
Инвестиционные затраты на конструктивную и инженерную составляющую проекта общей площадью 1,3 тысячи «квадратов» на 240 машиномест составляют порядка 31,2 млн рублей. Стоимость одного квадратного метра объекта «под ключ» – от 24 тысяч рублей.
– Эту тему мы возобновим, но уже в рамках работы с «Кванториумом». Разработаем видеопрезентацию. Таких конструкций на территории России я не встречал, но они активно используются за рубежом, – поделился Новиков. – На Автозаводском проспекте есть одноуровневая парковка, можно поднять на каркасах второй уровень или даже третий – это все реально. Можно сделать презентабельные фасады.
Сейчас преподаватель совместно со студентами колледжа восстанавливает проект «Дедушкин транспорт», который был реализован еще в советское время, но разграблен в 1990-е годы. Это была скульптурная композиция, которая стояла напротив «Трансагентства». По задумке архитектора «Дедушкин транспорт» мог бы располагаться на вокзальной площади.
– Для развития Камской агломерации должны быть проложены железнодорожные пути, построены новые мосты. В этом смысле железнодорожный вокзал тоже будет нуждаться в реконструкции. Само здание интересно по архитектуре, но требует новых фасадных решений. Рядом должен быть современный гостиничный комплекс. На вокзальную площадь установить старый «Дедушкин транспорт», который когда-то был. Его открыли еще в 1980-м году, а в 1995 году его разграбили. Проектировал архитектор Георгий Иванов, а реализован худфондом. Это выдающееся место, где был представлен старый транспорт: парусник, паровоз, первая карета, самолет. Люди любили его, фотографировались там, – рассказал дизайнер. – «Кванториум» нам помогает, сейчас в 3Д-печати делаем запчасти и собираем макет.
Другой проект касается некогда одного из самых опасных участков дороги в Челнах – участок от Мира до Сююмбике по проспекту Дружбы Народов. Здесь уже построили кольцу, чтобы снизить аварийность. Но Новиков видит другой вариант - трехуровневую транспортную развязку.
– Тему исследовали и оказалось, что этот перекресток самый аварийный в городе. Проспекты Дружбы народов, Сююмбике, Мира сводятся в одном месте. Это тяжелое место, было много ДТП. Мы решили спроектировать ее на трех уровнях. Есть подземная часть, которая идет с проспекта Мира, трамвайные линии остаются, также подняли над землей, – пояснил он. – Старый и Новый город связаны всего одной дорогой, а нужно хотя бы три. И это проблема. Как раз сейчас занимаемся проектом дороги через Элеваторную гору. Решение по присоединению Горы с ГЭСом решит проблему пробок.
Автономный ветрогенератор в виде подсвеченной бабочки Новиков предложил использовать для подсветки улиц, набережных и площадей.
– Профессор Сергей Дмитриев работал в ИНЭКО, он занимался использованием ветровой генерации и придумал компактные установки, которые генерируют энергию ветра. Набранная энергия может обеспечивать собственную независимую подсветку. Это идеально для подсветки набережных, улиц, куда не нужно тянуть всю электрику. Это можно использовать по всему городу, – пояснил он.
Новиковым был предложен и проект реновации фасадов домов. Город в изначальной концепции задумывался как белый лебедь, вспоминает он. Однако позже возникло много споров по поводу преобладающего цвета в городской среде.
– Температура цвета должна соответствовать природным широтам, определенной климатической зоне. На севере – более яркий, у нас – усредненный, на юге – наоборот пастельные тона. В автограде цвет не должен быть кричащим и пестрым, в целом соотношение белого и черного цвета должно быть более спокойное, а цветные вкрапления не должны превышать 15-20%. Мы предложили реновацию фасадов домов в Автозаводском районе. На крыше домов задумывались автономные сборники очистки воды. Есть проекты освоения мансард как дополнительного жилья, оранжереи, – рассказал он.
Альфия Андросенко
Рамиль М.
Ермолай
Александр
Чужой
Антон