Мало кому известно, что в Набережных Челнах, в 39-м комплексе, есть самая маленькая в мире мечеть «Мисбах», которая занесена в книгу рекордов Гиннесса. Ее здание представляет собой уменьшенную версию казанской «Кул Шариф». Chelny-biz.ru в преддверии Курбан-байрам побывал на месте и пообщался с хранительницей храма, которая продолжает дело своего отца.
Восьмигранное небольшое здание с куполом и четырьмя десятиметровыми минаретами занимает 25 квадратных метров. У входа табличка с надписью: «Памятник в честь защитников-мусульман, павших при взятии Казани Иваном Грозным в 1552 году»
- Здесь настоящий райский уголок. Люди разных национальностей приходят, чтобы помолиться. Приезжают из Казани, Альметьевска, Санкт-Петербурга – мы всем рады, - рассказывает настоятельница мечети 70-летняя Альфия Гималетдинова.
Ее отец - ветеран Великой Отечественной войны Мисбах Ибрагимович Гималетдинов - построил мечеть в 2002 году во дворе своего дома. Раньше он помогал в строительстве соседней мечети «Рамазан».
Как рассказывает Альфия Мисбаховна, отец родом из Нурлата. На войну пошел в октябре 1941 года. Воевал на Первом Белорусском фронте. Сначала был разведчиком, потом танкистом. На своем танке въехал в Берлин в апреле 1945 года, где его контузило. Победу встретил в госпитале.
В послевоенное время он работал трактористом, затем получил педагогическое образование и стал учителем географии в школе. В Набережные Челны приехал в 1985 году. Идея создания мечети родилась еще в 1990-е годы.
Изначально он планировал принять участие в строительстве большой мечети, но потом обстоятельства изменились, и появился этот проект. Когда Мисбах Ибрагимович был членом совета ветеранов префектуры, и на одном из заседаний было решено построить мечеть и медресе. Он лично ходил по чиновничьим кабинетам, занимался поиском земельного участка и спонсоров. Ему удалось найти землю, закупить стройматериалы. Однако после этого начались споры и разногласия. Ветеран решил не вмешиваться и отошел в сторону.
Что такое война, он знал хорошо. Это его и подтолкнуло поставить памятник древним воинам. Конечно, возводил мечеть он не один. Кто-то помогал материалами, кто-то помогал в строительстве и отделке.
В начале он задумывал создать музей, собирал информацию, касающуюся строительства мечети «Кул Шариф». Но позже ему посоветовали убрать экспонаты и оставить храм в традиционном убранстве. Оформить здание и землю официально удалось только спустя 10 лет после строительства.
Мисбах Ибрагимович проводил имянаречение, читал никах, много общался с людьми. Занимался благотворительностью, помогая строить другие мечети.
Храм функционировал, одна из соратниц имама проводила курсы для маленьких мусульманок, где проходили изучение Корана, постигали премудрости ислама. Но после смерти женщины курсы прекратились.
- Не так давно приходил мужчина и спрашивал папу. Оказывается, что он когда-то помог одному мужчине, которые злоупотреблял алкоголем. Пить он перестал, начал молиться. Сейчас ездит по всему миру, занимается своим бизнесом. К сожалению, папа умер еще в 2020 году в 94-летнем возрасте, но люди его до сих пор помнят и благодарят, - вспоминает дочь ветерана.
После его смерти здание мечети по наследству перешло трем его детям, и на семейном совете было решено передать объект в дар Альфие Мисбаховне, которая четыре года училась в казанском медресе. Сейчас она вместе с супругом полностью содержит мечеть. Пожертвований не хватает, поэтому приходится отдавать за коммунальные услуги практически всю свою пенсию.
- Летом рано утром просыпаемся и поливаем цветы, ухаживаем за деревьями, косим траву. Зимой чистим снег. Также нам помогает жительница соседнего дома Ильмира Музиповна. Открывает и закрывает мечеть, делает уборку. Полностью ведет всю работу храма, когда нас с мужем нет, - поделилась Альфия Мисбаховна.
Недавно приходил молодой человек в мечеть с просьбой организовать в этом здании место для знакомства мусульман, но ему было отказано.
- Пока в силах, то буду нести ответственность за дело своего отца, - уверена собеседница.
Внуки Альфии Гималетдиновой сейчас живут за пределами Татарстана. Когда вырастут, она мечтает передать им мечеть, но если найдется благородный и достойный человек, то не против оформить дарственную.
В священный праздник Курбан-байрам супруги планируют по традиции возле мечети раздавать жертвенное мясо помощникам храма.
- Мы рады и горды, что в нашем дворе есть такая уникальная мечеть. Жители многоквартирных домов нашем комплексе любят и хотят сберечь ее. Дело нашего ветерана живет и по сей день, - отметила председатель ТОС 39-го комплекса Мадина Мухаметзянова.
Созданная Мисбахом Ибрагимовичем мечеть на сегодняшний день не имеет официального статуса, поэтому не входит в общий перечень религиозных сооружений города.
Альфия Андросенко
Бывалая
Хамза
Владимир