Войдут ли Челны в водный маршрут от Казани до Сарапула? У властей есть время до следующей навигации решить эту задачу. В 2024-м компания «Флот РТ» запустит регулярные перевозки по этому направлению. А пока, во время первого пробного рейса, который прошел накануне, новейший «Метеор» стрелой пролетел мимо берегов автограда. Пассажиры, в числе которых был и корреспондент Chelny-biz.ru, успели увидеть разве что неухоженные прибрежные территории, одинокий дебаркадер, элеватор, коттеджи… Историческое событие (рейс запустили впервые за последние 27 лет) в прямом смысле прошло мимо Челнов. И Минтранс, и флот, и Госкомитет по туризму едины во мнении – полумиллионному городу на Каме нужна причальная инфраструктура. И власти собираются «работать над этим». Чем интересен обновленный «Метеор», когда он дойдет до Перми, и что в целом собой представляет сегодня республиканский флот – увидел и услышал Chelny-biz.ru.
МИНТРАНС О РАЗВИТИИ МАРШРУТОВ, ПРИЧАЛЕ В ЧЕЛНАХ И ОКУПАЕМОСТИ
«В ЧЕЛНАХ МЫ ОСТАНОВИТЬСЯ НЕ СМОГЛИ, ПОДХОДА НЕТ. НУЖНО БУДЕТ ПОДУМАТЬ, ГДЕ ОРГАНИЗОВАТЬ ПРИЧАЛЬНУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ»
Пассажирами первого пробного рейса из Казани до Сарапула стали туроператоры и журналисты из Татарстана и Удмуртии. Сначала пассажиры из столицы прибыли в Елабугу, им провели обзорную экскурсию по старинному городу и заодно завезли в Челны на «КАМАЗ», чтобы показать перспективы промышленного туризма. Правда стартовать из Челнов рейс не смог – нет условий. Так что челнинским участникам пробного тура пришлось ехать в Елабугу, откуда судно и отправилось в Сарапул.
Ясным осенним утром, в 5:30, у причала уже собрались пассажиры. Его, кстати, открыли в 2020 году. Здесь нет капитальных зданий, только несколько НТО и большая конструкция из металла и дерева, которая позволяет причалить судам. Над берегом красуются две надписи: чуть выцветшая «Елабуга» и ярко-красный «Махеевъ». У причала людей ждал новый «Метеор-2020» под названием «Муса Джалиль». Его пассажировместимость – 120 человек, судно на балансе созданного в этом году АО «Флот Республики Татарстан».
Осенние пейзажи, рассветное солнце, легкий туман над водой стали поводом для экспресс-фотосессий до отправления. Тем временем министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов пообщался с журналистами.
– Руководство страны поставило задачу по возрождению региональных маршрутов по всей Волге. Сегодня идет реализация этих мероприятий. Рустам Нургалиевич дал поручение – мы создали «Флот РТ». Он должен организовать, в том числе, региональные маршруты. Буквально полтора месяца назад мы запустили маршрут до Ульяновска, и сейчас делаем установочный рейс до Сарапула. Наш «Метеор» поднялся из Казани до Елабуги, здесь мы переночевали и дальше отправляемся в Сарапул. Мы смотрим причальную инфраструктуру на нашем пути, ее техническое состояние, чтобы запустить региональные рейсы в следующем году. Рейсы будут выполняться скоростным транспортом «Метеор-2020» производства нашего Горьковского завода. На сегодня у нас закуплен уже второй метеор «Муса Джалиль», – показал министр. – На нем сегодня и пойдем. Он предназначен и для перевозки пассажиров, и отдельно мы смотрим развитие туристического потока. Кама очень интересна и сильна туристическими маршрутами. Мы прошли вчера Чистополь, Нижнекамск. Сегодня пройдем Елабугу, плотину Нижнекамской ГЭС, Челны, Менделеевск, нашу знаменитую Ижевку и дойдем до Сарапула.
Министр привел интересный факт – последний скоростной рейс «Метеора» Казань – Набережные Чены – Сарапул был в 96-м году. 27 лет спустя республика возрождает этот маршрут. Он заработает со следующего сезона.
– С нами сегодня специалисты Росморречфлота (Федеральное агентство морского и речного транспорта – ред.). Будет проведен анализ пассажиропотока, состояния причальной инфраструктуры. Где-то нам нужно ее подремонтировать, чтобы наши «Метеоры» могли приставать. Елабуга готова на все 100%. В Набережных Челнах, к сожалению, мы на «Метеоре» в речном порту остановиться не смогли, подхода нет. С Челнами нам нужно будет подумать, где организовать причальную инфраструктуру, – прокомментировал Ханифов журналистам. – В Нижнекамске она работает, в Чистополе заканчивается строительство новой причальной инфраструктуры, которая уже со следующего года заработает. Набережные Челны нам нужно будет привести в порядок для того, чтобы такие суда там тоже могли останавливаться.
Татарстан сегодня в целом активно выстраивает рейсы от Казани.
– Уже второй год работает Казань – Чебоксары. Там ходят три «Валдая» (речное пассажирское судно на подводных крыльях – ред.) наших чебоксарских коллег. Есть Казань – Ульяновск, по этому маршруту «Метеор» не ходил 19 лет. Будет Казань – Ульяновск – Самара. И вот маршрут Казань – Чистополь – Нижнекамск – Елабуга – Сарапул со следующего года тоже будет включен в график, – анонсировал министр.
Минтранс надеется, что маршрут будет интересен и турагентствам. Ульяновское направление, например, пользуется популярностью.
– Сарапул – наши соседи. Это город, который стоит на Каме. У нас очень тесные контакты с Удмуртской Республикой. Рейс целесообразный. Очень интересуются пермяки – они тоже просили, чтобы мы пришли в этом году. Но вопрос по рейсу до Перми, до Соликамска мы отложили на следующий год. Дойдем и до них, – обозначил перспективы министр. – Наши «Метеоры» могут ходить до 800 км без остановки. Но мы бы хотели делать остановки после четырех–пяти часов хода, чтобы пассажиры не уставали. Что касается цены, проезд до Ульяновска, например, стоит полторы тысячи рублей при себестоимости три тысячи. Остальное мы субсидируем вместе с ульяновскими коллегами. Два руководителя субъекта договорились об этом. Два–три года эти маршруты будут накатываться, государство будет их поддерживать в это время. Я думаю, года через два мы выйдем на самоокупаемость. Мы очень на это надеемся.
Поезда из Казани до Ульяновска, добавил министр, идут пят часов. «Метеору» достаточно менее четырех часов.
– Это совершенно новое судно. Оно шире, устойчивее. Это теплоход нового поколения. Салоны сравнимы с салонами авиалайнеров. У команды есть кубрики (жилые помещения – ред.), чтобы они могли ночевать. Вместимость судна – 120 человек. Следующие «Метеоры» мы намерены заказывать вместимостью 150 пассажиров, потому что это очень востребованное судно. Сегодня активно работают маршруты до Свияжска и Болгара – их выполняют «Метеоры» прошлого поколения. Сегодня нужно давать дорогу новым судам.
ФЛОТ РТ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СУДНА, КАДРАХ И ПЛАНАХ
«В ЧЕМ МИНУС КРЫЛЬЕВЫХ СУДОВ – ОНИ НЕ СМОГУТ ПОДОЙТИ К НЕОБОРУДОВАННОМУ БЕРЕГУ»
Роман Лизалин, гендиректор компании «Флот РТ», провел экскурсию по «Метеору». Здесь есть санузлы, багажное отделение, смотровая площадка, буфет…
– Сейчас у нас скорость порядка 60 км/ч. Она комфортная, безопасная. Мы можем разогнаться и выше, 63-64, но мы для себя поняли, что 60 – наиболее комфортная скорость. Для сравнения старые «Метеоры» сегодня ходят 55 км/ч, – ответил он на один из первых вопросов.
Новый «Метеор» в целом сильно отличается от судна старого образца.
– Это судно построено по всем канонам и требованиям безопасности, экологичности, шуму. На старом судне спокойно разговаривать было невозможно – напомнил Лизалин. – Если обратить внимание на салон, здесь увеличенное расстояние между креслами за счет того, что корпус судна шире, чем у старого. И расстояние между рядами здесь тоже больше. Сидеть здесь гораздо комфортнее. Каждое кресло снабжено столиком, как в самолете. Надо сказать, что при строительстве в целом использовались принципы и технологии авиастроения. В том числе, это борьба с весом. Это совершенно новый проект, с инновационной крыльевой системой. Здесь применены самые современные технические средства судовождения. Особое внимание уделено людям с ограниченными возможностями: ширина рядов, оборудованный санузел. Также у нас шикарная кормовая смотровая площадка. На старых «Метеорах» такого не было. За несколько месяцев эксплуатации судно показало себя с максимально положительной стороны.
Судоходная компания «Флот РТ» пришла на смену организации, которая до сих пор занималась перевозками по воде. Она должна обеспечить новый подход к перевозке пассажиров на внутренних водных путях.
– На сегодня существует старая судоходная компания, она имеет на своем балансе суда, которые сейчас… требуют к себе определенного внимания. Они дорабатывают эту навигацию под своим флагом, а мы будем работать с навигации 2024 года. На сегодня наша компания приобрела два таких «Метеора» и еще одно водоизмещающее судно проекта А-217. Мы осуществляем регулярные перевозки внутри республики, и мы единственные в республике, кто осуществляет межрегиональные перевозки, – рассказал руководитель. – Со следующей навигации будем усиливать это направление. Мы планируем развивать и туристические направления, принять на свой баланс круизное судно, сделать ремонт. Постараемся запустить его к середине или концу следующей навигации. Мы будем развивать онлайн-продажу билетов. Работа предстоит большая, будем стараться делать все, чтобы развивать наш с вами транспорт.
Работа предстоит и по Челнам.
– На сегодня ввиду ряда обстоятельств, в том числе, и уровня воды, у нас нет возможности отправляться из Челнов. Если эта история будет востребована, мы обязательно будем этим заниматься. Нужна причальная инфраструктура. Либо как в Елабуге, либо каким-то другим образом. В чем минус крыльевых судов – у них относительно большая осадка. То есть оно не сможет подойти к необорудованному берегу. Нужен причал либо дебаркадер. Мы будем над этим работать – заверил Лизалин, а на вопрос о существующем дебаркадере ответил коротко и без энтузиазма. – Мы контактируем с владельцами.
Позже, правда, руководитель подробнее высказался о перспективах автограда.
– Это огромный красивый город. Там есть что показать. Я раньше работал капитаном на круизных судах и никогда мимо Челнов не проходил, что вверх по Каме, до Перми, что вниз. Всегда останавливались. Люди приезжали восторженные. А сейчас негде останавливаться. Ну, что это? Такому городу нужна красивая набережная с красивой причальной стенкой. Бывают населенные пункты, где нерационально строить стенку, дебаркадер поставил и пойдет. Но Челны! Там надо наводить порядок.
Все капитаны, которые работают на судах «Флота РТ», профессионалы, отметил руководитель. Особый отбор – по скоростным судам.
– Здесь должен быть капитан с опытом, с хорошим здоровьем. Один из специфических участков на маршруте – гидроузел. Мы с вами только что прошли шлюз. Вы видите, какой плотный трафик, график прохождения судов через него. Мы можем немного не выдерживать расписание. Но мы будем думать, это рабочий момент, будет и решение.
Кадры – в целом серьезная проблема для отрасли, поделился Роман Лизалин с Chelny-biz.ru.
– Не только у нас, во всех регионах. Хороших специалистов всегда сложно было найти, а сейчас проблема кратная. Особенно если говорить о скоростном флоте, это большой пробел. У нас есть понимание, как мы будем бороться с кадровым голодом. Совместно с филиалом Волжского государственного университета водного транспорта мы планируем проводить работу по подготовке кадров. Мы активно будем внедрять в нашей компании наставничество, чтобы опытные капитаны передавали свой опыт новому поколению. Я думаю, мы выйдем из этого положения. Имей мы сейчас 20 скоростных судов, мы не смогли бы обеспечить их кадрами. То, что есть, мы обеспечим. Но при увеличении парка надо будет плотно заниматься этим вопросом.
В этом свете своевременным было бы возрождение Клуба юных моряков в Челнах.
– Такие клубы нужны. В том числе, благодаря им, наши ребята будут понимать, куда они идут, выбирая профессию. А такие клубы понимают определиться еще на ранней стадии. Это важная история. Я бы хотел, чтобы их было больше. И, конечно, нужна материально-техническая база – в каждом клубе должно быть учебное судно или судоходная компания, которая взяла бы на себя шефство над такой организацией, брала бы ребят к себе на практику. Мы сами идем по этому пути. Мы сами были бы готовы взаимодействовать с Челнами в этом вопросе. Почему нет? Хоть с Челнами, хоть с Чистополем. Взять на практику, обучить – я двумя руками за.
ГОСКОМИТЕТ ПО ТУРИЗМУ О ПЕРСПЕКТИВАХ ВОДНЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛНОВ
«МЫ ВИДИМ, ЧТО В ЧЕЛНАХ НА СЕГОДНЯ АВТОГИГАНТ – ЭТО САМАЯ СИЛЬНАЯ ТОЧКА ПРИТЯЖЕНИЯ»
Сергей Иванов, председатель Госкомитета РТ по туризму поделился, почему рейсы в Сарапул могут быть интересны, в том числе, челнинцам.
– Татарстан и Удмуртия – соседние регионы, которые входят в проект «Великий Волжский путь». Туристический поток между нашими регионами имеет большой потенциал роста. Из Удмуртии приезжают в Казань, в Елабугу. Из Татарстана ездят в Ижевск. Такие туры есть. Я думаю, немного пока не раскручен Сарапул. Это один из самых красивых исторических городов Удмуртской Республики, – заметил он. – Выстраивание такого маршрута, который позволил бы дойти в перспективе из Казани до Сарапула с ночевкой в Елабуге или Набережных Челнах позволит создать новое туристическое предложение в нашей республике, причем не только для наших жителей, но и для гостей из других регионов. Турпоток растет, и выстраивание транспортных связей по реке – это единственный, наверное, незакрытый блок в развитии сферы туризма наших регионов.
Задача – сделать многодневные маршруты, включающие несколько регионов Приволжского федерального округа, обозначил Иванов. Так, в Минэкономразвития уже защитили проект первого этапа маршрута «Великий Волжский путь», который включил Татарстан, Марий Эл и Чувашию.
Спикер оценил «Метеор», назвав его «Mercedes на воде» и отметив удобные кресла, буфет, вид из окна. Он добавил, что такая поездка – удовольствие не из дешевых, что это требует дотаций, но суммарный эффект для экономики того стоит.
– Поездка на «Метеоре» – это отдельное туристическое впечатление. Конечно, рассматривается программа субсидирования таких межрегиональных перевозок. Надо понимать, что и судно дорогое, и скоростное перемещение по воде всегда дороже, чем со стандартной скоростью. Поэтому здесь должно быть участие федерального, регионального бюджета, самого пассажира. Но вместе с тем возникает синергетический эффект в экономике – начинают работать гостиницы, точки общепита, производство сувениров, экскурсоводы. Суммарный мультипликативный эффект появления такого маршрута превышает затраты на его субсидирование – считает председатель Госкомитета РТ по туризму.
Челны тоже могут быть интересны туристу, уверен он.
– Мы привезли коллег из Удмуртии в Набережные Челны и показали «КАМАЗ», конвейер и музей «КАМАЗ-мастер». Мы видим, что в Челнах на сегодня автогигант – это самая сильная точка притяжения. Чтобы полностью вовлечь его в туристический оборот, нужно модернизировать причальную инфраструктуру. Чтобы и «Метеор» мог отправляться из Челнов, и из Сарапула люди могли бы приехать в Челны. Они должны стать такой же активной точкой причаливания круизных и пригородных судов, как Елабуга, Чистополь, Казань. Челны интересны с точки зрения промышленного туризма. Мы много смотрели, что еще здесь есть. Пока видим, что это «КАМАЗ», – обозначил он. – Кроме того, надо понимать, что Челны – большой город, почти 600 тысяч человек. Это большое количество потенциальных туристов, которые могли бы перемещаться в Менделеевск, Елабугу и другие города. Людям нужно организовать их пребывание в регионе. Туристам нужен комфорт, чтобы было красиво, удобно.
К слову, встретили первых туристов нового рейса на уровне – с песнями, танцами, театрализованным представлением об истории Сарапула. Жители города пришли на причал посмотреть на прибывшее судно. Сарапульский музей-заповедник устроил экскурсию с обедом, посещением Купеческого квартала, «Дачи Башенина», «Купеческой чайной». Сарапул и Елабугу, кстати, объединяет биография кавалерист-девицы Надежды Дуровой. После экскурсии гости из Татарстана отчалили домой.
Рейс станет регулярным с 2024 года – это уже решено. Осталось решить, как включить в него Челны.
Анна Перебаскина
ПЬЕР ДУНН
Ужас.
Коренной
Коренной
Андрей
Настасья Филипповна
Настасья Филипповна
Настасья Филипповна