«Я содрогнулся от увиденного!» – эта фраза ярче всего отражает эмоции архитекторов и застройщиков от нового генплана Набережных Челнов, который предлагает КГАСУ. Команда во главе с профессором Александром Дембичем устроила закрытый показ своих наработок в МЦ «Нур». Позвали тех, кого посчитали нужным. Публика разнесла документ в пух и прах, рассказали Chelny-biz.ru участники. Право на разработку университет выиграл на торгах, в 2019 году выслушал пожелания челнинцев, обещал выдать итог в 2023-м. Промежуточный вариант архитекторы назвали «набором чертежей» и даже «мочалкой». Эксперты боятся, что подрядчик поспешит сдать документ ради денег, а власти – принять. Публика не поняла, зачем выселять «Челны-Бройлер», строить жилье возле Haier, новый вокзал возле заводов и многие другие идеи разработчиков.
ЧТО НЕ ТАК С ДОКУМЕНТОМ
«НЕ БУДЕТ У НАС ГЕНПЛАНА ТОЛКОВОГО. НУЖНО БИТЬ ТРЕВОГУ!»
– Там нет генерального плана! – категорично высказался об увиденном бывший депутат городского совета Ильдус Камалов. – Обычно это 30–40 разных чертежей, схем: развитие транспорта, размещение объектов социально-культурной сферы, образования, вопросы экологической проблемы, зонирование территории, санитарно-защитная зона… Он (Александр Дембич – ред.) нам показал буквально два–три чертежа. Знаете, это как восьмиклассник нарисовал. Они (разработчики – ред.) абсолютно не знают города. Имея компьютерную технику, хорошие программы, можно красиво, точно оформить генплан. А я там вообще не понял, что они нарисовали! Там ничего нет! Я содрогнулся. Будем поднимать вопрос, чтобы заново разработать, подключить других ребят. Бросать не жалко. Там ничего нет! Мочалка какая-то непонятная. Наверно, он раздал ребятам как курсовые: «Ты здесь сделай, ты – здесь».
Камалов подчеркивает, что в новом документе не отражена транспортная развязка городской агломерации. Разработчики не изучили город, а картинки и карты с презентации – «допотопные». Камалов, например, не увидел на них главной достопримечательности Челнов – «Тюбетейки» и даже дом 6/01. Основное негодование у архитектора вызывает размещение жилья в промышленной зоне – вокруг «КАМАЗа», завода Haier, на территории птицефабрики «Челны-Бройлер».
– Возле «КАМАЗа» – жилье! Санитарно-защитной зоны нет! Жильем они дошли даже до станции водоочистки на Кузнечном кольце! Напротив китайского завода Haier, вплотную прямо жильем застроят! Кто там им разрешит?! – обеспокоен Ильдус Камалов. – Дембич постоянно спекулирует тем, что территории для строительства жилья нет. А сам «бросил» 2047 га вдоль набережной. Там слова «водохранилище» вообще нет!
Собеседник редакции рассказывает, что в свое время его Камский инженерный центр «Синергия» разработал проект освоения прибрежной зоны. Здесь нашли свыше 2 тыс. га земли, которые можно было освоить. Например, полноценный городской центр предлагалось разместить в районе нижнего бьефа (сюда же входит территория садоводческих участков). Здесь могли разместить дома и объекты соцкультбыта.
Разработки касались и озера в районе поселка Кама. Камаловский проект предполагал «отсечь» участок со стороны реки, огородить его дамбой. А на остальной территории провести санитарно-очистные мероприятия водоема и застроить жильем. Большой массив под освоение – в районе Элеваторной Горы. Проект был разработан, презентован руководству республики, однако так и не реализован из-за отсутствия финансирования.
– По всей прибрежной зоне мы нашли 2047 гектар, где можно строить. Не надо лезть к Haier, обкладывать «КАМАЗ» и запретные зоны жильем. Литейный завод будет окуривать своим выбросами, – продолжает Ильдус Камалов. – Дембич хитрый, он сразу сказал, мол, любой генплан используется на 15–20%. Если хороший генплан сделать, на 120% будут пользоваться! Я засомневался после увиденного: не будет у нас генплана толкового с этим разработчиком. Нужно бить тревогу! Сейчас буду просить Торгово-промышленную палату, чтобы они собрали архитекторов, застройщиков. Нужно собрать замечания в одну кучу и отправить руководству города.
Экс-депутат формирует список замечаний по генплану. Их уже набралось не менее 40.
ЧТО ВОЗМУТИЛО АРХИТЕКТОРОВ
«КАК ЛИШАЙ, НА ПУСТУЮЩИЕ УЧАСТКИ ПОСТАВИЛИ ВЫСОТНУЮ ЗАСТРОЙКУ»
Архитектор Ринат Сафиуллин тоже считает, что Александр Дембич пропихивает Челнам студенческие работы, а не полноценный генплан:
– Это просто сбор чертежей, который им надо срочно сдать и получить деньги. Мы когда учились, тоже рисовали такие схемы агломераций. Я думаю, это было протокольное обсуждение. Повод рассчитаться с подрядчиком. У нас сразу было сомнение, что подрядчик справится. Обидно, что это второй город республики! Это системная ошибка нашей администрации. Мы с таким генпланом сейчас до конца испортим город, а потом они уедут, – считает специалист. – Застройщики тоже не согласны! Они выступили. Первым встал Альберт Петров («УКС Камгэсэнергострой») и сказал, что это дурацкий проект, который не учитывает задачи города.
По мнению Сафиуллина, город 15 лет назад уже упустил ключевой момент, когда можно было разработать пустующие градостроительные узлы (центр, Медгородок, студенческий городок, проспект Вахитова), и вместо это занялся точечной застройкой. А сейчас новым генпланом просто прикрывает свои ошибки.
– Мы ждали генплан, который дал бы развитие еще на 15 лет вперед. Что видим? Развитие в южном направлении и восточном. На юге птицефабрика, у которой санитарно-защитная зона – километр. Ее надо переносить. Как это возможно? В перспективе 25–30 лет – я понимаю. Но не за 15 лет, – считает собеседник редакции.
На востоке – Тукаевский район, где земли уже распроданы под частное жилье.
– И теперь, как лишай, на пустующие участки поставили высотную застройку – до 16–18 этажей. Опять лоскутное одеяло! – возмущается Сафиуллин.
КГАСУ предлагает строить жилье вплоть до заводов Haier. По сути, в санитарно-защитной зоне камазовских предприятий.
– Мы спросили: «А как вы учли розу ветров?». Молчание. Потому что студенты этого не знают! Я хожу который день и не могу успокоиться. Обман за обманом населения. У всех в глазах только деньги. А как сделать удобно для населения – никто не думает.
Архитектора удивило, что для жилья взяли норматив обеспеченности населения – 35 кв. м. По мнению Сафиуллина, это делается для того, чтобы снять обязательства по инфраструктуре:
– Когда берешь большой норматив, выходит, что на конкретной территории меньше населения. Допустим, не 10 тысяч, а 5 тысяч. Тогда школу не надо, садик не надо. Это выгодно застройщику!
Архитектор считает, что непроработанной осталась Шильнинская дельта, где можно было бы намыть берега и получить территорию под застройку.
– Там глубина два-три метра. Летом цветет, от Шильны вода не доходит. А можно было бы вычистить эту клоаку и открыть путь для яхт-клуба. Плюс мы получили бы 100–150 га земли. Конечно, затратно, надо вкладывать деньги, делать намыв! Я считаю, тех застройщиков, которые накопили жирок (а уплотнительная застройка последних лет – это были сверхприбыли), сейчас надо их отправлять в те места, где надо вкладывать деньги – намывать берега, обустраивать. Надо навешивать на них обязанность.
ПОЧЕМУ ПУГАЮТ ПЛАНЫ
«ПРЕДЛАГАЮТ ЕЩЕ ОДИН ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ. Я СЧИТАЮ, ЭТО НЕ НУЖНО»
Архитектор Владимир Нестеренко разделяет настроения коллег. Он высказал свои опасения относительно планов по развитию города, которые вшиты в документ.
– Меня взволновало, когда сказали, что обеспеченность населения жильем достигнет 35 кв.м. на человека, – рассказал Нестеренко редакции. – Возник вопрос: а каким образом? За счет строительства 5 млн квадратов. Я не понял, где их возьмут. В городе 535 тысяч населения. Как вдруг все эти люди будут обеспечены жильем – мне не понятно.
Он не согласен с тем, что селитебную (жилую) и промышленную зоны сливают. Это нарушают саму идею первого генплана 1972 года.
– Эти зоны четко делились: «КАМАЗ» и город находятся в стороне друг от друга с учетом розы ветров. А сейчас они будут сближаться. Вопрос экологии меня насторожил. Кроме того, не понятно, что будет с участками, на которых сегодня находятся дачи, сады, огороды. В промышленной части Челнов. По идее, для развития города было бы не плохо, если эти территории сохранились, но их реконструировали – провести дороги, сети. Люди тогда сами будут участки обустраивать, превращать в жилую зону, – считает Владимир Нестеренко.
Некоторые предложения команды Дембича вызвали у него недоумение:
– Проектировщики предлагают построить еще одну железнодорожную станцию в районе завода двигателей. Я считаю, это не нужно. Будет неудобно. Есть железнодорожная ветка в промзоне, она сейчас не слишком востребована, ее хотят расширить и на конце построить второй вокзал. Как туда добираться? Какая в этом необходимость? У нас не такая протяженность у города – сел на автобус и доехал. А тут петлять по промзоне…
Главное пожелание архитектора к разработчикам генплана – сохранить прибрежную зону и парк:
– Нельзя их превращать в жилую зону! Это должно оставаться зоной отдыха. Значимость для города огромная. Богом дан городу такой рельеф местности – акватория, берег, лес! Надо сохранить!
РЕАКЦИЯ РАЗРАБОТЧИКА НА КРИТИКУ
«ГОВОРЯТ, ДАВАЙТЕ, ЧТО-ТО НОВОЕ СДЕЛАЕМ. ДАВАЙТЕ. ТОЛЬКО ВЫ НАЙДЕТЕ 50 МЛРД НА ЭТО?!»
Разработчики тем временем планируют вынести документ на всеобщее обозрение только к следующему году. Сейчас презентовали только предварительные наработки, заявил Chelny-biz.ru архитектор Александр Дембич.
– У них очень много вопросов было. Оно и понятно, это их интересует, это работа, хлеб, – отреагировал он на критику челнинцев. – Им почему-то кажется, что генплан должен быть каким-то совершенно все меняющим. А генпланы всегда хороши тем, что они не все меняют, а стараются использовать то, что уже сделано и развивать дальше. А поскольку процесс развития города занимает десятки лет, то быстрых изменений там не происходит никогда. Это художники так рисуют, а строители так не работают. Они очень детально и тщательно просматривают, где что можно изменить, чтобы не навредить, чтобы это шло по плану. Преемственность развития – главный принцип градостроительства. То есть не перечеркнуть все, что было сделано, а использовать и улучшить. Не все же понимают. Говорят, это тоже самое примерно. Давайте, что-то новое сделаем. Давайте! Только вы найдете десятков пять миллиардов, чтобы новое сделать?! Но никто не берется найти пять десятков миллиардов для нового.
Жилье предусматривается в разных местах и далеко не только возле территории «КАМАЗа», отвечает на критику Дембич:
– Да, там мы тоже предусматриваем жилье. Но это не на быстрый период. Генплан реализуется 15 лет, а иногда и 20. И мы считаем, что работать-то надо с заводом, чтобы уменьшать санитарно-защитную зону за счет улучшения технологий производства.
Архитектор обозначил ключевые моменты нового генплана. Во-первых, основное расширение территории города планируется в восточном направлении (за проспектом Яшьлек). Здесь формируется новый планировочный район с населением 40–50 тыс. человек.
Во-вторых, формируется разветвленный общественный центр города с выходом к Каме. Он запроектирован в районе «КамгэсЗЯБ» и завода силикатного кирпича. В-третьих, упор делается на транспортные связи внутри агломерации.
– Декларативно Челны считаются ядром Камской агломерации. Но оно сегодня не сформировано и не функционирует как агломерация, – пояснил Александр Дембич. – Чтобы город стал ядром, для этого важны внутренние транспортные связи. Мы заложили рельсовые, которые связали бы воедино Челны (как центр), Елабугу, Нижнекамск, Заинск и Менделеевск. Чтобы из любой точки агломерации можно было добраться до нужного места за 15–20 минут.
Ожидается, что публичные слушания по генплану пройдут осенью 2022 года.
Chelny-biz.ru
житель
Вадим
Миррор
Ромка Белоусов
Гарри
Ната
Геннадий А.
Горожанин
Карл
Ильмира
Челнинка
Нуб
Челнинка
Ниган
Ната
Р.р
Э. А.