Громкое дело об осквернении Боровецкой церкви рискует развалиться. Судебный процесс только стартовал, но уже появились подробности, которые могут поставить под сомнение все предъявленное обвинение. По крайне мере, на сегодняшнем заседании ситуация выглядела именно таким образом. Главный фигурант дела 20-летний Антон Ушачев категорически отрицает свою причастность к преступлению. Его мать, которая сегодня выступила в суде, утверждает, что сын в тот вечер был дома. А несовершеннолетняя девушка, задержанная вместе с Ушачевым, и вовсе рассказала суду о давлении со стороны полиции. Подробности с заседания – в материале Chelny-biz.ru.
«УШАЧЕВ НАНЕС НА ЗАДНЕЙ ЧАСТИ СВЯТО-ВОЗНЕСЕНСКОГО СОБОРА И НАХОДЯЩЕГОСЯ РЯДОМ ЗДАНИЯ НАД РОДНИКОМ НАДПИСИ: «БОГА НЕТ»…»
Сегодня суд Набережных Челнов приступил к рассмотрению громкого дела об осквернении Боровецкой церкви, на территории которой в конце июля были обнаружены надписи, содержавшие свастику, пентаграммы и символику сатанистов. На скамье подсудимых оказался 20-летний Антон Ушачев. Молодой человек почти четыре месяца находился под стражей, а несколько дней назад ему сменили меру пресечения на домашний арест, поэтому в суд обвиняемый прибыл без конвоя. Он был скромен и неразговорчив.
Первым делом слово было предоставлено гособвинителю по делу Фаязу Кадырову. По его информации, преступление было совершено в ночь с 25 на 26 июля этого года, точное время следствию установить не удалось, но это примерно с 20 до 5 часов утра.
– Ушачев нанес красочным веществом из баллончика на задней части ограждения Свято-Вознесенского собора и находящегося рядом здания над родником надписи: «Бога нет», «Пейте мочу Бога», «Аллах акбар». А также элементы свастики, возбуждающие ненависть и вражду, выражающие явное неуважение к обществу и оскорбляющие чувства верующих, – озвучил старший помощник прокурора.
Кадыров озвучил молодому челнинцу обвинение сразу по трем статьям Уголовного Кодекса: 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), 148 (нарушение права на свободу совести и вероисповедания в местах специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний) и 214 (вандализм). Подсудимый Антон Ушачев вину не признал, хотя ранее следствие озвучивало о его частичном согласии.
На судебное заседание явился также представитель потерпевшей стороны – юрист МУП «Горзеленхоз» Руслан Мирзиянов. Муниципальное предприятие обслуживает территорию в районе церкви и родника, именно работники МУПа обнаружили неоднозначные надписи и сообщили в полицию. Как рассказал юрист суду, чтобы привести испорченное в порядок, «Горзеленхозу» пришлось раскошелиться на 2 тысячи рублей, правда, никаких исковых требований он заявлять не стал.
Адвокат подсудимого Евгений Котов уточнил у представителя потерпевшей стороны, известны ли «Горзеленхозу» другие похожие случаи. Однако юрист предприятия на этот вопрос ответить не смог.
«ОНИ ШЛИ ВДОЛЬ ОГРАЖДЕНИЯ, МИМО ЦЕРКВИ. МЫ ИХ ОСТАНОВИЛИ, ТАК КАК УЖЕ БЫЛО ПОЗДНЕЕ ВРЕМЯ»
Суд далее перешел к допросу свидетелей по делу. Первым свои показания озвучил командир взвода Денис Савельев, патрулировавший улицы на данной территории. По его словам, ему была передана ориентировка на парня среднего роста, плотного телосложения, одетого в черную одежду, и девушку вместе с ним. Молодые люди якобы могли быть причастны к преступлению. Савельеву, как командиру взвода, после случившегося было дано задание ночью особо тщательно патрулировать эту местность.
– Гражданина Ушачева я встретил на следующий день в ночное время. Помню, что примерно за 15 минут до снятия меня с дежурства, – рассказывал суду мужчина. – С парнем была девушка. У Ушачева был с собой рюкзак и белый пакет, и там, по-моему, пиво было. Они шли вдоль ограждения, мимо церкви. Мы их остановили, я потребовал от Ушачева паспорт. Когда он его достал, почувствовал сильный запах краски.
По словам Савельева, он посветил на Ушачева фонариком и увидел на его брюках пятна - «похожие на брызги от краски». Савельев поинтересовался, почему от него так сильно пахнет, на что Ушачев рассказал, что красил колеса от велосипеда. На этом основании он принял решение доставить их в отдел полиции для дальнейшего разбирательства.
– Необходимо было задержать по ориентировке парня плотного телосложения? – уточнял адвокат подсудимого.
– Приметы были общие, – пояснял свидетель, – «парень в темной одежде, с девушкой».
На сегодня Савельев оказался единственным свидетелем обвинения. Далее суд заслушал показания приглашенных людей стороны защиты. Первой выступила мать подсудимого Ирина Ушачева. Она воспитывает двух сыновей, обвиняемый Антон - старший. Женщина разведена и живет с детьми в однокомнатной квартире. Ушачева, как и полагается матери, суду охарактеризовала лишь с положительной стороны.
– Он играет на гитаре, увлечен музыкой, пишет стихи, – рассказывала женщина. Кроме того, по словам матери, Антон ведет и активную общественную деятельность: участвует в конкурсах, играет в спектаклях.
Мама подсудимого утверждала, что в ту ночь (в которую по версии следствия Ушачев нанес преступные надписи), ее сын ночевал дома.
– Антон был дома, а также младший сын и мои племянники. Они в тот вечер ночевали у нас, – рассказывала женщина. - Когда я пришла с работы, Антон сидел на диване, они смотрели мультфильм по интернету. Я была на кухне. В районе 12-го часа ночи мы все улеглись. Антон квартиру не покидал, он спал на полу. Дети спали на диване, я на кровати.
Что касается отношения к Богу и религии, по словам матери Антона Ушачева, подсудимый ей свое мнение не высказывал.
– А ваше мнение? – поинтересовался судья.
– Я верю, – ответила Ирина Ушачева. - Но не до умопомрачения, я больше внутри. Напоказ не выставляю. В церковь хожу по возможности.
– Он с вами ходит? – продолжал задавать вопросы судья.
– В детстве я его брала с собой, постарше стал и уже не ходит. Но когда праздники, крещение, освященную воду надо привезти, он ездит.
«ИЛИ ЕГО ПОПРОСИЛИ ЭТО СКАЗАТЬ, ИЛИ ЭТО БЫЛ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОН, НО НЕ СО МНОЙ»
Далее суд озвучил показания племянника матери Ушачевой, мальчик давал их в рамках следствия. В них он подтверждает слова Ирины Ушачевой, что Антон в тот вечер был дома.
Следующей выступила девушка, которая была задержана вместе с Ушачевым. Как выяснилось, в итоге по делу она проходит лишь свидетельницей. Девушке 17 лет. По ее словам, она примерно за месяц до случившегося познакомилась с Антоном, через ее молодого человека. Несовершеннолетняя рассказывала суду, что они часто вместе гуляли, а у парней было общее увлечение – игра на гитаре.
25 июля они встретились во дворе дома подсудимого, после чего разошлись. Свидетельница указывала суду, что она в тот вечер больше никуда не выходила, была дома. Почти до двух часов ночи сидела в интернете. На следующий день ребята снова встретились.
– Вечером я пошла гулять с ребятами. Шли по проспекту Сююмбике, после чего поссорилась с парнем. Он ушел, а мы с Ушачевым пошли гулять вдвоем. Посидели около остановки «Домостроителей», потом дошли до конца проспекта Сююмбике и повернули в сторону 50-го комплекса. Мы не успели дойти до Боровецкой церкви, нас остановили сотрудники полиции.
Далее, как уже было выше сказано, ребят увезли в отдел полиции «Центральный», откуда они вернулись только рано утром. Спустя пару часов, Ушачев и несовершеннолетняя снова были доставлены в отдел. Кроме того, свидетельница озвучила в суде, что на нее было оказано давление со стороны сотрудников полиции во время второго ее задержания, то есть 27-го июля.
– Они говорили мне: «Сознавайся, что это ты написала. Больше некому». Били меня, – рассказала девушка.
Как пояснил адвокат подсудимого Антона Ушачева, свидетельница вместе с родителями обратилась в следственный комитет, и сейчас по данному факту проводится проверка по статье 286 УК РФ (превышение должностными полномочиями).
В суде свидетельница предположила, что Ушачева заставили говорить против себя самого. Тогда, во время второго задержания, девушку завели в кабинет, где допрашивался Антон Ушачев. При ней молодой человек стал рассказывать о произошедшем, как о совершенном им преступлении. По словам свидетельницы, это звучало как «заученный текст».
– Тогда откуда у него эта информация появилась? – поинтересовался у свидетеля судья.
– Не знаю. Или его попросили это сказать, или это был действительно он, но не со мной, – ответила девушка.
Позже судом были исследованы скриншоты телефонных сообщений между Антоном Ушачевым и этой девушкой. Молодые люди переписывались сразу же после задержания, это происходило в отделе полиции. Она ожидала Ушачева в коридоре, а он давал показания. Согласно представленным материалам, молодые люди отрицали свою причастность. Со словами: «Мы же это не написали».
– Когда нас в первый раз отпустили, мы долго смеялись, – признавалась девушка. – Понимая, что нас там не было, что мы этого не делали.
– Но почему он тогда это сказал? – интересовался судья.
– Не знаю, меня просто завели, он это сказал, и меня обратно вывели, – рассказывала свидетельница детали второго задержания. После этого ребята уже друг с другом не виделись, так как Ушачев по решению суда был взят под стражу.
Во время процесса подсудимый Антон Ушачев был молчалив и каких-либо реплик от него не прозвучало. Он готов дать показания суду после основного разбирательства и оглашения показания всех свидетелей.
После заседания 17-летняя свидетельница журналистам более подробно пояснила свои озвученные в суде слова «били меня»: ее тянули за волосы, толкали об стену и требовали сознаться.
Заседание по делу продолжится 26 декабря. Ожидается, что на заседании будет приглашен общий друг Ушачева и главной свидетельницы. Также планируется вызвать представителей из органов, которые допрашивали задержанных ребят.
– Пусть, глядя «честными» глазами, все расскажет, – проговорился адвокат подсудимого Евгений Котов.
– Еще неизвестно, у кого глаза честнее, – подметил судья.
– Вон человек же уже заявил, – показал в сторону свидетельницы адвокат.
Олеся Аверьянова
Фото: Chelny-biz.ru, БИЗНЕС-online, ria.ru, открытые источники
Павел