«Вопрос изучения татарского языка не обсуждал только ленивый», – начал сегодня встречу с журналистами Рамиль Халимов, заместитель руководителя исполкома Набережных Челнов. Этой пресс-конференцией исполком нарушил молчание, которое хранил в отношении горячей темы долгое время. Ответ «без комментариев» Chelny-biz.ru слышал не один раз. Теперь Халимов на пару с начальником управления образования и по делам молодежи Винером Харисовым давали один комментарий за другим. Причем сделали они это накануне сессии Госсовета, где, как ожидается, будет озвучено официальное решение проблемы. Руководители объявили, что две трети родителей высказались за уроки татарского, что его в планах будет три часа (не два!), что учеников разделят на три группы, что учителей сократили, и никто из директоров в этом языковом эксперименте не пострадал.
«ВОПРОС ИЗУЧЕНИЯ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА НЕ ОБСУЖДАЛ ТОЛЬКО ЛЕНИВЫЙ. КАЖДЫЙ ИМЕЛ СВОЕ МНЕНИЕ, ОСОБЕННО ТЕ, У КОГО ДЕТИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Замруководителя исполкома Рамиль Халимов сразу начал пресс-конференцию с ответов, как будто собрав в уме перечень самых популярных вопросов. Тех самых, которые неоднократно слышал от журналистов.
– Вопрос изучения татарского языка не обсуждал только ленивый. Каждый имел свое мнение, особенно те, у кого дети школьного возраста, – начал Халимов с короткого вступления. – Что сделано сегодня в городе? Во-первых, учебные планы приведены в соответствие с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).
Это значит, что количество часов русского языка доведено до нормативов. Что касается вариантов учебного плана, школы города выбрали №3 и №4. Третий – для начальных классов, четвертый – для средних и старших. Всего министерством образования и науки РФ предложено пять вариантов учебных планов, третий, четвертый и пятый варианты – для национальных республик. Школы выбрали те, в которых предусмотрено изучение родных языков в количестве трех часов в неделю, уточнил Винер Харисов. Эти планы предусматривают два часа на язык, один на литературу и шесть–восемь часов русского языка. Вариант №5 выбрали татарские школы.
В ходе пресс-конференции выяснилось, что не все школы выбрали третий и четвертый учебный планы. Возникли вопросы, почему выбирались именно они, и почему родители не всегда участвовали в голосовании.
– Если обратиться к закону, разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, иных локальных нормативных актов – это компетенция образовательного учреждения, как и разработка и утверждение образовательных программ, – процитировал статью 28 закона «Об образовании» Рамиль Халимов. – Учебный план – одна из составляющих образовательных программ. Законом это закреплено за организацией. Поэтому школа имеет право выбора этих вариантов.
«ПОКА ПРИНЯТЫХ РЕШЕНИЙ НЕТ. МЫ СЕГОДНЯ ПРЕПОДАЕМ ПО ТЕМ ЗАКОНАМ, ПРАВИЛАМ, КОТОРЫЕ СУЩЕСТВУЮТ»
Журналисты несколько раз уточнили – все-таки три часа татарского или два? В одном из последних заявлений по этой теме, которое сделал полномочный представитель президента России в ПФО Михаил Бабич, речь шла о двух часах.
«Вопрос изучения государственных языков республик до конца урегулирован не был. Право его изучать было, а механизма реализации этого права не было. В этой связи после обращения президента Татарстана Рустама Минниханова данный вопрос был внимательно изучен, и Минобрнауки РФ разработало методические указания по реализации права граждан на изучение государственных языков республик, входящих в состав РФ, – цитирует Бабича «Ъ». – Соответствующие методические указания, насколько мне известно, Минобрнауки направит в регионы в ближайшие дни. Но такие решения уже приняты».
Как заявил полпред, так «вопросы изучения русского языка, а также родных языков и государственных языков республик и нормативно, и методологически будут окончательно урегулированы», и «поручения президента РФ будут выполнены в полном объеме».
Судя по сегодняшней пресс-конференции, методические рекомендации, о которых заявил Бабич, до Челнов не доходили.
– Когда говорят о двух часах, речь идет о вопросе обязательности. Мы сегодня говорим о вариантах, которые приняты образовательными организациями, где предусматривается три часа, – аргументировал Рамиль Халимов. – Когда вопрос по татарскому возник, было много споров. Пока принятых решений нет. Мы сегодня преподаем по тем законам, правилам, которые существуют. Завтра будут какие-то изменения – мы обязательно сообщим. А пока вот так.
«РИТОРИКА – ЭТО ТОЖЕ РУССКИЙ ЯЗЫК. ПОЭТОМУ ОН ЗДЕСЬ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ УЩЕМЛЕН»
Халимов привел интересную статистику: 68,9% родителей школьников в Челнах высказались за изучение татарского языка. Остальные – против. Откуда взялся такой процент? Татарские школы высказались 100% «за» – их в городе 11 из 76. Остальные голосовали по-разному. Так, в русской школе №21 в поселке ЗЯБ 91% высказался за татарский язык, в гимназии №57 – около 90%. В Пушкинском лицее, по словам Халимова, процент тоже оказался высок. Низкий процент желающих изучать татарский показала, например, школа №19. Минимальный показатель по городу – порядка 30% (номер школы не назвали). В итоге 68,9% – средний городской итог. Управление сделало для себя определенные выводы – в каких школах какой подход к изучению татарского.
– Это зависит и от руководства школы, и от учителей татарского языка, и от отношения родителей, некоторые из которых – явные противники татарского языка. Некоторые ведь писали заявление не потому, что так нужно, а потому что сосед или кто-то еще так пишет. Может, некоторые надеялись, что татары будут изучать язык, а они в футбол будут играть. Может, и такой принцип был. Те, кто высказался против, наверное, в первую очередь имели в виду, что они более углубленно будут изучать русский язык. Поэтому для этой группы предложена программа обучения риторике (учебник под редакцией Ладыженской для 5–11 классов), что рекомендовано Министерством образования и науки РФ и полностью соответствует ФГОС и обеспечено учебниками, – заявил замруководителя исполкома.
Таким образом, если раньше при обучении татарскому языку классы делили на две подгруппы в зависимости от уровня владения языком, то теперь параллели будут делить на три части. Первые две – это те самые 68,9% пожелавших изучать язык, среди которых дети, хорошо знающие татарский, и те, кто не очень (школьники разной национальности, в том числе и татары, которые очень владеют языком). Третья группа – отказавшиеся – будет ходить на риторику.
– Кроме мнения отказавшихся от изучения татарского языка мы должны были учитывать и эти 68,9% и обеспечить пожелания всех родителей. Поэтому варианты учебных планов – №3 и №4 – выбирались именно из такого принципа – чтобы была возможность изучения татарского языка для желающих, и чтобы был вариант для нежелающих, – подчеркнул Халимов. – Большее количество русского языка обеспечено, плюс риторика – это тоже русский язык. Поэтому он здесь ни в коем случае не ущемлен. Это федеральные государственные стандарты, утвержденные Министерством образования и науки РФ.
Тем временем некоторые родители уже раздумывают над тем, чтобы отказаться теперь от риторики и вернуться к изучению языка.
– Пожалуйста! Есть такой процесс туда и обратно. Это же родители выбирают, это их право, – прокомментировал чиновник. – Но таких незначительный процент. Были случаи, когда родитель выбирал по какому-то принципу, а ребенок не соглашался по своим принципам: может, друзья остались в другой подгруппе, учительница очень нравится, у него есть способности к языкам. Все это никто не учитывал. Есть возможность – и туда, и обратно. И, наверное, будет это движение и дальше происходить.
«ПО ЗАКОНУ ЛЮБОЙ УЧИТЕЛЬ-ФИЛОЛОГ ИМЕЕТ ПРАВО ПРЕПОДАВАТЬ РИТОРИКУ»
Халимов затронул и тему переобучения учителей татарского языка. По данным на 1 сентября, в городе их работало 539.
– Вопрос, который интересует людей: «Куда же вы дели учителей татарского языка и литературы?» Действительно, был такой вопрос, что большое количество учителей останутся без работы. Их средняя недельная нагрузка составляла 28,5 часов. После изменения программы недельная нагрузка упала до 23 часов. 113 человек переведены на другие предметы: риторика, русский язык и литература, начальные классы. Это, прежде всего, те учителя, у которых есть соответствующее образование. Откуда мы нашли им вакансии? Во-первых, в связи с резким увеличением количества первоклассников вакансии учителей начальных классов были еще с 1 сентября. Во-вторых, увеличилось количество русского языка, а некоторые (и это достаточно большой процент) закончили русско-татарское отделение Елабужского педагогического института. И третье – для преподавания риторики тоже нужны учителя.
208 учителей, как Chelny-biz.ru сообщал ранее, пройдут переподготовку в педуниверситете за счет Минобразования РТ. В том числе и преподаватели пока что диковинной риторики.
– Риторика и раньше преподавалась. Почему мы ее предложили? Риторика – это в какой-то степени продолжение изучения русского. Мы должны учить говорить пра-виль-но. Для этого нужна определенная подготовка, мы для этого и заявляемся на прохождение курсов. Конечно, сегодня, может быть, есть какие-то замечания, наши недоработки, но пройдет небольшой промежуток времени, учителя быстро освоят этот предмет и будут преподавать на высшем уровне. 250 часов – это очень большая переподготовка, вообще-то ее достаточно, – высказался Халимов.
– А так, по закону любой учитель-филолог имеет право преподавать риторику, – добавил Харисов.
При всем этом 12 человек все-таки остались без работы, попали под сокращение. Из них шесть – пенсионеры. По словам Халимова, педагогам предложили иную работу в других школах, но они отказались.
Кстати, несмотря на увеличение часов русского языка, дефицита в преподавателях нет, заверил Харисов. В городе работают около 260 учителей, им добавили нагрузку. Но на будущее управление образования просит вузы направлять в школы города молодых специалистов, чтобы эту нагрузку снизить.
«НЕ УВОЛЕН НИ ОДИН ДИРЕКТОР, НЕ НАДЕЙТЕСЬ! ОНИ НИЧЕГО ТАКОГО НЕ СОВЕРШАЛИ, ЧТОБЫ ИХ УВОЛНЯТЬ»
Что касается будущего татарского языка, управление рассчитывает, что будут разработаны новые методики его преподавания.
– Во время опроса мы пришли к выводу, что проблема появилась, прежде всего, не из-за самого языка, а из-за методики преподавания как для татароязычных, так и для русскоязычных детей, – признал Рамиль Халимов. – Конечно, мы начали работу над этим вопросом. Есть конкретные предложения от Института развития образования. Соответственно, наверное, будут изданы и учебники. Мы надеемся, что скоро уже приступим к изучению татарского языка по новой программе и новым методикам.
Кстати, для русскоязычных детей один вариант уже есть – учебник для первых классов, разработанный по методике преподавателя иностранных языков Валерии Мещеряковой. В прошлом году 50 челнинских учителей татарского языка прошли курсы по новой методике и преподавали по ней, в этом году – еще 70 учителей.
Халимов рассказал и о создании группы педагогов во главе с учителем истории школы №24 Раушаном Валиуллиным, который предлагал свой альтернативный вариант – курс «История и культура Татарстана и татарского народа». Работа над ним будет вестись, но она будет долгой, отметил чиновник.
Под конец пресс-конференции журналисты поинтересовались итогами прокурорской проверки – сколько представлений было выписано школам, сколько директоров уволено…
– Не уволен ни один директор, не надейтесь! – улыбнулся Халимов. – Они ничего такого не совершали, чтобы их нужно было бы уволить. Представления были такого характера, чтобы мы привели учебные планы в соответствие с федеральным государственным образовательным стандартом, – коротко ответил чиновник, не вдаваясь в подробности.
В целом, по мнению представителей исполкома, каких-то предельно острых моментов, открытых конфликтов в городе не было:
– Надо отдать должное нашим родителям. Мы не оскорбили друг друга за это время. Это очень важно. Мы многие годы вместе живем: один подъезд, одна школа, одни правила, одни права. Есть те, кто выбрал один вариант, и те, кто другой, – сегодня никто не оскорбляет ни тех, ни других. Нет давления со стороны администрации школ – почему родители выбрали тот или иной вариант. 91% в школе №21 проголосовал за татарский – пожалуйста. Школа №19 проголосовала иначе – тоже, пожалуйста. Директор как работал, так и работает, как и учителя.
Как изменится ситуация, перевернется ли все еще раз с ног на голову, и придется ли городскому управлению начинать работу сначала – станет известно в ближайшее время. Родители русскоязычнях детей, которые высказывались против изучения татарского языка, ждут дня «X» – 1 декабря. Ведь по июльским поручениям президента, с которых все и началось, руководители субъектов РФ должны были навести порядок именно до 1 декабря.
Фото: Chelny-biz.ru, пресс-службе президента РТ, nabchelny.ru, КоммерсантЪ, Татар-информ
Анна Перебаскина
Сергей
Михаил
В точку!
Олег
Оля
Оля
елена
Вася