Сегодня в Набережных Челнах на публичные слушания вынесут стратегию социально-экономического развития города до 2030 года. Разработчики документа, с оглядкой на который городу предстоит жить ближайшие 15 лет, прогнозируют двукратное увеличение доходов бюджета (в лучшем случае), почти трехкратный рост объемов отгруженной продукции и прирост населения до 538 тыс. человек. Эксперты Chelny-biz.ru отмечают, что несмотря на то, что порой стратегии городов попросту не работают, план Набережным Челнам в любом случае нужен. Документ важен не только для инвесторов, но и для челнинцев, которым необходимо видеть, что «у города есть будущее».
«СЦЕНАРИЙ ПРЕДПОЛАГАЕТ МАКСИМАЛЬНОЕ РАСКРЫТИЕ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ, ДОСТИЖЕНИЕ МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ»
В мэрии Набережных Челнов сегодня представят Стратегию-2030, над разработкой которой на протяжении нескольких месяцев упорно трудилась рабочая группа Набережночелнинского института КФУ. Главной целью они обозначили разработку долгосрочного мастер-плана трансформации города формата 2015 года в «полицентричную агломерацию-мультиполис Набережные Челны–2030», который станет центром «новой» экономики, успешно конкурирующим за рынки, капитал, таланты и внимание, а также центром Камской экономической зоны. Именно таким видят город к 2030 году разработчики.
Стратегия, по сути, должна стать главным экономическим документом автограда, определяющим приоритеты и направления развития. Сложности в экономике и, как следствие, неопределенность прогноза внешних условий подтолкнули разработчиков использовать сценарные варианты реализации стратеги. В зависимости от ситуации, город может развиваться по одном из трех сценариев: инерционному (пессимистический вариант), базовому (ближе к реальному) и инновационному (максимальное раскрытие всех показателей).
Хуже всего городу будет, если реализуется инерционный сценарий. Он не предполагает ускорения темпов экономического роста, при этом под влиянием внешних факторов возможно временное ухудшение целевых показателей-индикаторов. Поэтому, как отмечают разработчики, данный сценарий рассматривается как пессимистический вариант развития событий.
Ему соответствуют минимальные значения показателей-индикаторов: наименьший рост человеческого капитала (за 15 лет он вырастет на 10 тыс. до 532 тыс. человек), усиление миграционного оттока населения, отсутствие роста инвестиционной привлекательности. К примеру, прогнозируется, что денежный доход на душу населения в среднем каждые три года будут расти на 2-3 тыс. рублей и к 2030 году едва ли перевалит за 40 тыс. рублей. Незначительный рост прогнозируют по объемам валового территориального продукта: к 2030 году он может увеличиться до 213 млрд рублей (по итогам 2015 года составил 160,5 млрд). А доходы местного бюджета при таком раскладе увеличатся за 15 лет лишь на 2,5 млрд до 10,7 млрд рублей (в 2015-м доходная часть бюджета, напомним, – 8,1 млрд).
Если же ситуация для Челнов будет складываться благополучно (согласно оптимистическому прогнозу), к 2030 году денежный доход на одного челнинца составит 53 тыс. рублей, объем ВТП – 322 млрд рублей, объем товаров собственного производства и услуг – 522 млрд рублей. Инвестиции в основной капитал могут вырасти до 65 млрд рублей, на 100 млрд может увеличить обороты розничная торговля (с 129 млрд в 2015-м до 227 млрд). Почти вдвое прогнозируется увеличение и доходов местного бюджета – до 15,5 млрд.
Как следует из документа, «Инновационный сценарий предполагает максимальное раскрытие потенциала развития, достижение максимально возможной конкурентоспособности, полную модернизацию как системообразущих отраслей (грузовое автомобилестроение, пищевая промышленность), так и отраслей, направленных на развитие человеческого капитала, развитие инфраструктуры города. Предполагается, что большинство намеченных проектов реализуется в плановые сроки».
При базовом варианте, который наиболее приближен к реалиям, численность населения вырастет до 538 тыс. человек (больше, чем при инновационном сценарии), а денежный доход на душу населения будет лишь ненамного меньше, чем при инновационном сценарии и составит 52,9 тыс. рублей. При этом самый значительный рост доходов придется, по прогнозу, на промежуток с 2024 по 2030 год. А вот доходы местной казны прогнозируется чуть ниже и составят 12,6 млрд. Базовый сценарий также предполагает, что к 2030 году Челны смогут отгружать продукцию на сумму 453 млрд рублей, привлекут 55 млрд инвестиций, а ВТП достигнет 308 млрд рублей.
По какому варианту городу придется жить в ближайшей перспективе, будет зависеть от ряда факторов, начиная от уровня рождаемости, заканчивая инфляцией и курсами валют.
«НУЖНО ОБРАЩАТЬСЯ К НОВОМУ, ЕСЛИ МЫ СЕБЕ СТАВИМ НОВЫЕ ЗАДАЧИ»
Достигать поставленных целей предполагается за счет развития автомобилестроения, машиностроения, металлургии, стройиндустрии, строительства, производства бумаги и картона и ритейла. Правда, в 2019-2030 годы в Челнах уже должно быть сформировано «новое предложение»: предприятиям города необходимо акцентировать внимание на выпуске автоматизированного оборудования, машин-смартфонов, роботов, беспилотников, электромобилей и т.д.
Большие надежды разработчики возлагают на резидентов территории опережающего социально-экономического развития (ТОР), на базе которых, возможно (по крайне мере разработчики на это надеются), займутся продвижением новых технологий. Не исключено, что в ближайшем будущем в городе появятся ряд «умных» проектов.
– Мы говорим в Стратегии об «умных» машинах, технологиях, прорывных проектах, касающихся робототехники… Догоним мы эту идею или нет? Я считаю, что догоним, – комментирует Chelny-biz.ru руководитель группы по разработке Стратегии-2030 Елена Машкова. – Президент сказал, что мы хотим быть первой республикой, где реализуют подходы индустрии 4.0. У нас в республике построен город «Иннополис», где должны развиваться вот такие продукты. Раз наш город моноиндустриальный, нам эти индустрии нужны, и они должны развиваться у нас… Мебельное производство, пищевая промышленность – все это традиционные виды… Новые конкурентносбпособные материалы, программы, новые виды транспорта – вот, что нам нужно. Посыл таков – нужно обращаться к новому, если мы себе ставим новые задачи.
Таким образом к 2030 году экономика города должна получить сильный инновационный блок, должны быть созданы привлекательные условия для бизнеса и инвесторов, а также масштабный внутренний рынок на основе МСБ и рынков-макроструктур. Разработчики отмечают, что динамично развивающаяся экономика делает востребованными науку и образование, повышает ценность человека труда, спрос на качественную медицину, культуру, является основой решения проблем общества.
В документе приводится возможная структура предприятий города в 2018-2030 годах. Наряду с уже привычным всем «КАМАЗом», крупным, средним и малым бизнесом, прогнозируется появление «КАМАЗа-2» (это МАС-сеть производства роботов и беспилотных машин), «КАМАЗа-3» (университета-технопарка типа MTI), а также центров инжиниринга и дизайна, киберфизических заводов (CPPS), предпринимательских университетов и предприятий-университетов. Результатом будут новые продукты и услуги, отмечают авторы.
Пока же в городе остро стоит проблема реконструкции автомобильных дорог в промышленной зоне, где сосредоточен значительный общегородской объем производства, обеспечивающий налоговые отчисления в городской бюджет. Реконструкция дорог позволит предприятиям, находящимся в промышленной зоне, реализовать дополнительные проекты, территория станет привлекательной для инвесторов, настаивают авторы. В Стратегию заложены проекты по «расшивке» дорожного тромба в районе моста через реку Мелекеска, объездная дорога трассы М7 в сторону Уфы, мост через Кама в районе поселка Тарловка, а также проекты вертикальных развязок, инновационных модульных парковок и флагманский проект «умный автобус».
«ТОЛЬКО СФОРМИРОВАВ ПРАВИЛЬНЫЙ НАБОР КОМПЕТЕНЦИЙ, ВОЗМОЖНО НА ВЫХОДЕ ПОЛУЧИТЬ КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПЕЦИАЛИСТА»
Разработчики стратегии отмечают, что к 2030 году Набережные Челны должны превратиться в мультиполис – центр агломерации-миллионника с высоким качеством жизни на информационных и энергетических технологиях «низких издержек», в центр развития экономики и технологий мирового значения. К 2030 году авторы документа прогнозируют, как бы утопично ни звучало, «избыточность» качественного жилья, скоростного транспорта, общественных пространств, здравоохранения и образования. В Челнах к этому времени должны появиться театры, аквапарк, зоопарк, цирк, ледовые дворцы и т.д.
Пока же в автограде, согласно документу, не достигнуты показатели по продолжительности жизни, численности трудовых ресурсов, общей заболеваемости, обеспеченности местами в детских садах, а также объем валового территориального на душу населения, уровень средней зарплаты, обеспеченность жильем, численность студентов.
Наблюдается отток наиболее активной части населения в города с более высоким качеством жизни и предложением для самореализации, отмечают разработчики. Город оказывается в так называемой точке бифуркации, т.е. потери устойчивости. Продолжающийся отток «умных голов» может привести к увяданию города, отмечают разработчики, а это прямой путь к пессимистическому сценарию развитию. В связи с этим авторы Стратегии-2030 говорят о необходимости создания образовательного кластера в Камской агломерации, который соединит и выстроит в единую стройную цепочку разрозненные компетенции, позволит создавать новые профессии и рабочие места.
«В образовательном кластере должен быть представлен весь набор и путь компетенций, от универсальных к профессиональным и к уникальным (универсальные компетенции – школы, СПО; профессиональные компетенции – СПО, вузы; уникальные компетенции – центры дополнительного образования, центры развития компетенций. Только сформировав правильный набор компетенций, возможно на выходе получить квалифицированного специалиста», – отмечают разработчики.
При этом отмечается, что город может стать зоной опережающего развития образования с позиции взаимодействия вузов и аккумулирования знаний индустриального и гуманитарного образования и подачей его через онлайн-образование, с последующим тиражированием полученного результата на систему образования РФ.
«КУЛЬТУРНО-КРЕАТИВНЫЙ КЛАСТЕР БУДЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ ПРИТОКУ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ, СНИЖЕНИЮ ОТТОКА МОЛОДЕЖИ»
К 2030 году Челны сумеют исправить недостатки, тормозящие проникновение культуры, уверены авторы стратегии. Переход в постиндустриальную экономику постепенно приведет к снижению доли промышленного производства, считают они, и, как следствие, к высвобождению значительного числа объектов промышленного назначения. Таким образом, город может создать уникальную платформу на базе существующих учреждений культуры и потенциально высвободившихся объектов недвижимости индустриального назначения в виде культурно-креативного кластера, который позволит наполнить город уникальной культурной атмосферой, а также будет способствовать развитию туризма и городской инфраструктуры.
«Несомненно, культурно-креативный кластер будет способствовать притоку квалифицированных специалистов, снижению оттока молодежи, созданию рабочих мест, формированию внутреннего рынка и экспорта, обеспечению добавленной стоимости продуктов и услуг в других отраслях города», – отмечается в документе.
«СТРАТЕГИЯ НУЖНА НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ИНВЕСТРОВ, НО И ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ, ЧТОБЫ МЫ ВИДЕЛИ, ЧТО У ГОРОДА ЕСТЬ БУДУЩЕЕ»
Леонид Иванов, учредитель консалтинговой компании «Аудитор-Ч», экс-депутат горсовета нескольких созывов и Госсовета РТ:
– Стратегия развития однозначно нужна, об этом я говорил еще будучи депутатом горсовета, говорю это и сейчас. Работа бесплатно нигде не делается. Я не знаю, сколько выделялось на это, но разработка стратегии – дело дорогостоящее. Делать ее в текущем режиме бесплатно – нереально. Делать ее своими силами в рамках администрации города – тоже неправильно. Свежий взгляд со стороны дает тот эффект, когда начинают предлагать, дискутировать. Главное в разработке стратегии – это привлечение инвестиций. Однако она нужна не только для инвесторов, но и для нас, жителей, чтобы мы видели, что у города есть будущее, есть будущее у наших детей, которые здесь будут жить и продолжать традиции…
Если стратегия была написана формально – это пустая трата денег. Если она контролируется, выполняется, и жители видят перспективы развития к 2030 году, видят, что они исполняются, среда обитания становится привлекательной.
Анатолий Макаров, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономической теории и экономической политики Набережночелнинского института КФУ:
– Никто не будет оспаривать то, что следовать только попутному ветру – неправильно. В то же время сама по себе стратегия не означает, что там детально и пошагово расписаны все действия до мельчайших деталей на ближайшие годы и на перспективу. При этом понятно, что не удается достигнуть всех запланированных показателей. Зато это подтягивает, город ориентируется на этот план, выбирает траекторию движения. Стратегия развития города означает, что город живет по запланированному, упорядоченному проекту, где имеются целевые ориентиры, приоритеты.
Философия стратегического управления блестяще сформулирована Питером Друкером: «Стратегическое управление имеет дело не с будущими решениями, а с будущим настоящих решений». Эта философия психологически трудна для понимания в условиях пропаганды сиюминутного наслаждения: «Все и сразу». Далека эта философия и от философии сбережения. Имеются виду сбережения для следующих поколений.
Стратегический план упорядочивает и систему управления городом с учетом принципов стратегического управления и понимания природы существования города. Не секрет, что имели место даже попытки применить методологию управления крупной компанией для стратегического развития города. В то время как модель корпоративного управления и клиентоориентированный подход не могут напрямую применяться в процессе разработки модели стратегического управления городом.
Лилия Хамитова
Доцент
Аналитик
лена
Горожанин
кеша