В Набережных Челнах сегодня в рамках I Всероссийской конференции по вопросам развития ТОР экономисты заговорили о возможных рисках, связанных с ее созданием. В первую очередь мэра города Наиля Магдеева предупредили о наличии так называемых компаний-жуликов.
По словам Артура Зиятдинова, доцента кафедры «Финансы и кредит» местного филиала КИУ им. Тимирясова (ИЭУП), в 90-е годы в России были созданы свободные экономические зоны, опыт которых в целом был признан негативным. Ученый привел в пример свободную экономическую зону «Ингушетия», большинство резидентов которой использовали ее исключительно для снижения налогового бремени.
– В результате федеральный бюджет получил убытки в сумме 9 млрд рублей, – рассказал Зиятдинов. – Зарубежный опыт также показывает, что иногда применение зон развития имеет негативный характер. Например, в нескольких странах Юго-Восточной Азии некоторые инвесторы использовали свободные зоны для того, чтобы снизить свои налоговые обязательства. Они приходили, получали льготы, и как только льгота прекращала действовать, и зона прекращала предоставлять определенные налоговые преференции, эти инвесторы уходили и оставляли после себя так называемую «выжженную землю»… Поэтому мы должны понимать о тех рисках, которые у нас имеются в рамках ТОСЭР.
Кроме того, доцент КИУ акцентировал внимание на том, что рядом с автоградом действует ОЭЗ «Алабуга» и находятся два моногорода Нижнекамск и Менделеевск, которые к тому же планируют получить статус ТОСЭР. Исходя из этого, экономисты прогнозируют два варианта развития событий: негативный и позитивный.
В первом случае, как сообщил Зиятдинов, может произойти «распыление потенциальных инвесторов» между этими площадками. Второй вариант – это синергетическое развитие, когда Набережные Челны станут центром, вокруг которого будут развиваться многопрофильные производства. Как подчеркнул экономист, для благополучного исхода необходимо огромное усилие администраций всех городов, которые должны искать общую выгоду, а не «тянуть одеяло на себя».
О том, какие риски могут ждать ТОР Челнов, сегодня на конференции рассказал и профессор Роман Качалов, заведующий лабораторией издательской и маркетинговой деятельности Центрального экономико-математического института РАН. По его словам, среди основных рисков – появление «жуликоватых» резидентов, недостаточность ресурсов для проектов, отсутствие у бизнеса знаний и квалификации, возникновение проблем с использованием нового оборудования и технологий, а также возможность появления внешних экономических факторов (к примеру, санкций или кризиса).
Комментируя озвученные риски, Эльдар Тимергалиев, замруководителя исполкома, подчеркнул, что каждый потенциальный резидент проходит серьезную проверку до вхождения в ТОР.
– Основная наша политика – это стратегия. Мы не должны делать работу на один-два дня, – проговорил чиновник. – Поэтому на первом этапе мы делаем так, чтобы не было никаких рисков у потенциальных и действующих резидентов, а также анализируем опыт соседних регионов и те риски, которые могут появиться. Главное, не должно быть компаний, работающих в смежных отраслях, а также производств с большим ручным трудом. Надо стараться, чтобы хотя бы в ближайшей перспективе предприятия выходили на автоматизацию и механизацию, если в первое время это не получалось.