Набережные Челны к 2030 году станут агломерацией-миллионником «с мощной гравитационной силой», население вырастет до 800 тыс. человек. Такие, казалось бы, весьма утопичные параметры заложены в «Стратегию 2030», которую разрабатывают в городе. Утвердить «план», по которому Челнам предстоит жить ближайшие 15 лет, намерены в конце декабря. Многое в «Стратегии 2030» выглядит, как заоблачные мечты, например, аквапарк, новый стадион, метро, фантастические проекты «умный дом», «умный мусор», «умный автобус». Возникает один вопрос: где на все взять деньги? И на него у разработчиков не нашлось четкого ответа.
«ПОКА НАША СТРАТЕГИЯ – ДОКУМЕНТ, КОНЕЧНО, НЕ ИДЕАЛЬНЫЙ, А СКОРЕЕ БАЗОВЫЙ»
В Инжиниринговом центре КФУ в пятницу собралась городская элита для обсуждения проекта «Стратегии 2030». По этому сценарному плану городу придется жить ближайшие 15 лет. Вместо студентов за парты уселись депутаты горсовета, представители бизнес-сообщества и чиновники. В рамках пленарного заседания разработчики Стратегии обозначили основные направления – человеческий капитал, экономика, производство – работать над которыми предстоит в последующие годы. Кстати, в процесс разработки Стратегии был вовлечен широкий круг лиц: бизнесмены, руководители органов власти, ученые, студенты, общественные деятели. Прошло более двух десятков круглых столов, где обсуждались параметры будущего.
Руководитель исполкома Ринат Абдуллин заявил, что пришло время обсудить планы, которые лягут в основу Стратегии. В своем выступлении он больше говорил о проблемах в социальной инфраструктуре: плохие дороги, предаварийное состояние ряда городских учреждений, отсутствие театра, нехватка детских садов и школ. Так, к примеру, уже сегодня городу остро необходимы сразу 18 новых детсадов.
– Нам хотелось бы, чтобы молодежь оставалась в городе. Но сегодня молодежь едет поступать в вузы Москвы и Казани и, увы, обратно не возвращается… – констатировал Абдуллин. – Для того чтобы она оставалась у нас, необходимо обеспечить молодых людей жильем, досугом и, главное, рабочими местами с достойной зарплатой. Пока наша стратегия — документ, конечно, не идеальный, а скорее, базовый. Но мы постоянно будем его совершенствовать.
Проблему оттока молодежи, бизнеса и капитала продолжила руководитель группы разработчиков КФУ, директор Центра маркетинговых исследований Елена Машкова. Именно она озвучила основные направления стратегического плана развития Челнов до 2030 года. По заявлению Машковой, автоград «потерялся» на фоне семимильными шагами развивающихся Казани, Санкт-Петербурга и Москвы, которые «магнитом привлекают челнинскую молодежь». Сейчас Набережные Челны могут развиваться лишь по двум сценариям, уточнила Машкова – это увядание или процветание. Другого варианта, по мнению исследователей, нет.
– Городу надо будет выбрать: ожидать и оказаться в аутсайдерах – это смертельно опасно, быть пионером – это почетно, но слишком затратно и трудно. Самое разумное – следовать за лидером и самому быть в чем-то лидером. Действовать на опережение и начинать немедленно, – резюмировала Елена Машкова.
Другие факторы слабости Челнов, по мнение исследователей, - кризис автомобильной отрасли, отсутствие университетской среды, дефицит культуры и общественных пространств. Однако, как отмечает Елена Машкова, у города есть возможности для роста (импортозамещение, экспортные рынки, федеральные программы поддержки, внутренний рынок, а также «Магдеев и его команда»), которые нужно незамедлительно начинать использовать.
«В СТАРЫХ НЕТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ГОРОДАХ С ВЫСОКИМИ ЗАТРАТАМИ ПРОДУКТИВНЫЕ ЛЮДИ ЖИТЬ НЕ БУДУТ»
– Города реконструируются и перестраиваются по новым прикладным технологиям с практически нулевыми издержками. В старых не перестроенных нетехнологических городах с высокими затратами продуктивные люди жить не будут. Это не зависит от нашего желания или нежелания, – отметила Машкова. – Новые реалии наступают. Наш город должен сделать первый шаг на этой лестнице развития - стать агломерацией-миллионником с мощной гравитационной силой.
К 2030 году численность населения таким образом вырастет до 800 тыс. человек, при этом должна улучшиться городская среда, а также развиваться проекты «умный дом», «индустриальное наследие», «умный автобус», «умный мусор». Чтобы претендовать на событие мирового масштаба, к примеру, на проведение чемпионата мира или соревнования World Skills, в городе хорошо бы построить стадион, метро, транспортную и гостиничную инфраструктуру.
Разработчики Стратегии предлагают обратить внимание на Каму – главную ценность города. Проект «Водный фасад города» называют флагманским проектом Стратегии 2030. Набережные должны иметь развитые общественные пространства с событийным наполнением: аквапарк, яхт-клуб, речпорт и киноконцертный зал.
При этом квалификация города как центра агломерации также должна отвечать требованиям высокого качества жизни. А это означает наличие хороших больниц, цирка, театров, киноконцертного зала… Машкова достаточно долго говорила и о необходимости создавать благоприятные условия для бизнеса. «Стратегия 2030» предлагает «инвентаризировать, капитализировать и представить в системе открытого доступа» все земельные участки города, недвижимость, производственные площадки и квалифицированные кадры.
— Наконец, остается главный вопрос – где на все эти проекты взять деньги? Если есть еще у меня пара минут, попробую ответить, — заявила Машкова, заставив присутствующих улыбнуться. – Оглашу главные принципы. Нам нужно понять и усвоить – денег нет! Есть только инвестиции. Деньги у инвесторов. Они там, где легче их просить. Не инвесторы должны искать площадки, а город должен предлагать проекты. Мы должны ответить на вопросы: какие проекты должны быть экономически выгодными для инвесторов, каких элементов в цепочке создания стоимости и в структуре еще не достает?
Разработчики Стратегии предлагают внедрить ряд программ, среди которых «Инвестиционный бюджет Набережных Челнов», «Агентство развития капитала», «ГЧП социальных объектов для инвесторов», «Программа конкуренции городов РТ», «Программа развития Иннокам».
«СТРАТЕГИЯ ДОСТАТОЧНО АМБИЗИОНАЯ, ИНТЕРЕСНАЯ, НО ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ РЕАЛИСТИЧНА»
Дополнили, а точнее сказать, разложили по полочкам выступление Елены Машковой уже в рамках секции «Развитие экономики города». О проблеме «нашествия технологий» и о необходимости уметь подстраиваться под них в большей части говорил Ильдус Исламов, гендиректор «Татэлектромаша».
– Существуют еще две проблемы, которые касаются только нашей страны. Речь о макроэкономике, – сказал Исламов, отметив, что исходя из ее показателей выстраивалась Стратегия. – По данным достаточно авторитетных людей, показатели макроэкономики года 3-4 будут оставаться на таком же уровне. То есть мы будем жить при долларе в 70-80 рублей. По крайней мере, лучше рассчитывать на худшее. С этим придет снижение доходов населения и рост цен…
Исламов остановился и на сугубо челнинских проблемах. Растет мощь конкурентов – Казани, Санкт-Петербурга, Москвы. На их фоне Челны выглядят слабее, так как за 3-5 лет «достаточно серьезно отстали и многое потеряли».
– Теория городов (хотя на эту тему можно еще дискутировать) говорит, что если численность города перевалила за 700 тысяч жителей, то у него резко увеличивается сила притяжения (люди, технологии, бизнес): легче себя содержать, притягивать капитал и бизнес. Но если город находится на уровне 500-600 тысяч, то может и провалиться. По Казани это хорошо видно – она развивается и растет. Мы пока топчемся на одном месте. Поэтому следующая стадия как раз должна стать стадией агломерации-миллионника.
Главное в бизнесе сейчас – работа с инновациями, заявил Ильдус Исламов. По его словам, в Челнах уже в ближайшее время придется внедрять производственные процессы будущего: индустрии 3.0 и 4.0, когда машины будут способны понимать свое окружение и обмениваться между собой данными.
– То, что мы сейчас делаем, уже, по сути, очень тяжело продавать. Продается только то, что имеет электронную «начинку». В ближайшие 2-3 года нужны будут беспилотники и роботы, – говорит Исламов.
В структуре экономики останутся те же отрасли, однако вместе с ними должны появиться медицинский, образовательный кластеры, производство электроники, электромобильных компонентов и другие. «КАМАЗ» продолжит работу, меж тем, должны появиться новые автоматизированные микрофабрики и их сети, центр инжиниринга и дизайна, заводы-автоматы, предприятия-университеты, университеты-технопарки…
Согласно слайду, реализовываться Стратегия будет в первую очередь за счет средств муниципалитета, затем республиканского и федерального центров, крупных корпораций, инвесторов и бизнеса.
– Стратегия достаточно амбициозная, интересная, но она должна быть реалистична! А такой она может быть, когда цели становятся достижимы, – резонно заметил финансовый директор ПАО «КАМАЗ» Андрей Максимов. – Суммы?
Впрочем, ответа на вопрос Максимова так и не последовало. Тему финансирования поднял и депутат горсовета, бизнесмен Денис Нитенко:
– Реализация этих эффективных программ позволит повысить прибыль предприятий. Но существующая налоговая система не дает городу воспользоваться «плодами». Налог на прибыль, как один из легко собираемых, уйдет в Казань и Москву. То же самое с акцизами, НДС. Надо ставить вопрос об изменении налоговой системы, которая не позволяет на местах располагать необходимыми доходами. В раздаточных материалах на первой строчке инвесторов проектов значится муниципалитет. Но город не может выступать инвестором! У него нет денег.
Андрей Максимов, продолжая тему, заметил, что рассчитывать на субвенции и субсидии достаточно сложно. Начнется чемпионат мира по футболу, и ожидаемо поток денег в город сократится. Тогда Стратегия, как говорит Максимов, становится непонятно чем.
Говорили камазовцы, что необходимо учесть самозанятость населения, создавать условия для новых проектов, а также искать «маховик», который позволил бы достичь целей Стратегии 2030.
– ТОР создаст эффект драйвера. Но он должен запустить какой-то маховик. Я, к сожалению, в Стратегии не увидел самого маховика, – сказал депутат-камазовец Эльдар Аминов. – Да, мы можем в ближайшие годы запустить какие-то проекты, но они не являются самоцелью. Они должны запустить что-то, что потом позволит раскрутить более серьезный механизм.
А вот камазовец Евгений Архипов заявил, что рост населения до 800 тысяч и внедрение индустрии 3.0 и 4.0 – две противоположные задачи. Структура занятости населения в данном случае неизбежно будет меняться, а значит многие останутся без работы.
- Какова гарантия защищенности населения? – задался вопросом Архипов.
- Стратегию надо делать, потому что у нас особого выбора-то и нет. Переход в индустрию 4.0 уже идет, – последовал ответ от Ильдуса Исламова. – Структура занятости будет меняться, люди будут освобождаться. Через три года мы ощутим большие проблемы. Те люди, которые ничего не умеют и на сегодня не смогли подготовиться, уже не смогут подготовиться. Я говорю это, не сгущая краски. То, что 3.0. и 4.0 придут – от нас не зависит. Если мы не будем производить такой продукт, тогда мы вообще ничего не будем производить!
По всей видимости, обсуждение Стратегии на этом не закончится, ее будут дополнять, менять, после чего утвердят на сессии Городского Совета.
Лилия Хамитова
Пантелеймон
Марат
Аналитик