Пришедшие в упадок водные перевозки в Набережных Челнах могут получить шанс на реанимацию. Рейс «Метеора» до Сарапула обсуждали министры Татарстана и Удмуртии, на 23 сентября запланирована пробная поездка. Пока выбирают точку отправления – Елабуга, Нижнекамск или Челны. И автоград, увы, не в выигрышном положении. Есть вопросы к инфраструктуре. Когда-то одна из крупнейших пристаней Татарстана сегодня «не в форме». Единственный рейс – на теплоходе М-8 до Соколок, дебаркадер с богатой историей перешел в частные руки, и пока хозяева не спешат говорить о его будущем, а речной порт не работает по своему прямому назначению. О прошлом, настоящем и возможном будущем водного транспорта в городе на Каме – в материале Chelny-biz.ru.
ВОЗМОЖНОЕ БУДУЩЕЕ
«ЕСЛИ БУДЕТ ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МАРШРУТОВ, СОЗДАТЬ ИНФРАСТРУКТУРУ ВОЗМОЖНО»
Пробный рейс между Татарстаном и Удмуртией на «Метеоре» планируют запустить 23 сентября. О договоренности первым сообщил министр транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии Алексей Горбачев после встречи с коллегой из Татарстана Фаритом Ханифовым в аэропорту Бегишево.
«Обсуждали дальнейшее развитие водного, железнодорожного и воздушного транспортного обслуживания. Развитие дорожного хозяйства между Республикой Татарстан и Удмуртской Республикой. В сентябре текущего года запланировали пробный рейс судна на подводных крыльях «Метеор» из Набережных Челнов до Сарапула», – поделился Горбачев.
Ханифов подтвердил, что поездка в силе.
«23 сентября планируем запустить пробный рейс, куда мы приглашаем турагентства от Республики Татарстан и Удмуртской Республики. Мы из Казани дойдем до Елабуги, до Челнов. Сейчас выбираем место, где заночуем. Чтобы с утра или из Елабуги, или из Челнов стартовать до Сарапула, посетить город, провести встречи <…> и вернуться обратно», – процитировал министра ТАСС.
Он добавил, что запуск рейса планируется уже в следующем сезоне навигации. По его словам, сейчас стоит задача показать туроператорам возможности судна: «Мы хотели посмотреть, как он поведет себя по времени, где лучше, если из Казани выходить, останавливаться. Очень бы хотелось посмотреть причальную инфраструктуру сарапульскую, как она подходит под наши «Метеоры», – сказал Ханифов.
Правда, войдут ли в итоге Челны в маршрут этого путешествия, или компания на судне пройдет мимо автограда – пока не решено. В АО «Флот РТ» ранее дали понять, что к инфраструктуре в Челнах есть вопросы. Chelny-biz.ru ждет комментария от Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ на этот счет.
Депутат горсовета Тагир Сунгатуллин отмечает, что создать инфраструктуру для водных пассажирских перевозок в Набережных Челнах – посильная задача, были бы маршруты и желание.
– Город находится на Каме и водное сообщение нам, безусловно, необходимо, – говорит он. – Что касается наличия инфраструктуры – если будет принято решение об организации маршрутов с остановкой или отправлением из Набережных Челнов, создать ее возможно. Сейчас готовой инфраструктуры, действительно, нет. Речпорт спроектирован и построен с учетом максимальной рабочей отметки Нижнекамской ГЭС, поэтому для швартовки судов не подходит. Через дебаркадер на Центральной улице еще не так давно проходили прогулочные суда. Сегодня этого нет. Чтобы вернуть ему прежнюю функцию, нужно его реконструировать. Тем не менее, если такая задача будет поставлена, восстановить необходимую инфраструктуру для включения города в систему водного пассажирского транспорта республики можно достаточно быстро. Было бы желание.
НАСТОЯЩЕЕ
«ТО, ЧТО ЕСТЬ СЕГОДНЯ, – ЭТО НЕ ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ»
Сегодня все водное сообщение Набережных Челнов – это теплоход М-8, который курсирует от автограда до Соколок через Елабугу и Нижнекамск. Он стартует в 6:10 в районе дебаркадера на Центральной улице.
«Теплоход М8 не является прогулочным, а выполняет социально значимый рейс по перевозке пассажиров в определенные населенные пункты, на теплоходе отсутствуют буфет, музыка и другие средства, обеспечивающие полноценный отдых желающих покататься, – предупреждают владельцы. – Теплоход отходит по расписанию и ждать никого не будет. Готовьте мелочь, пожалуйста. Терминала на теплоходе нет, по картам не обилечивают. Только наличный расчет. Заряжайте свои телефоны дома, питания на теплоходе в рейсе нет. Буфета нет! Туалет предусмотрен».
Речной порт сегодня в перевозках не задействован. Chelny-biz.ru побывал на его территории, и сам убедился, что от него до воды сегодня далековато – берег обмелел. В самом здании несколько разношерстных компаний: цветочная база, поставщик инструментов, «Татдорзнак», «ИнтерТраффик» и др.
Дебаркадер сегодня в перевозках тоже не задействован. В последние годы там размещался банкетный зал «Венеция». Сегодня об этом свидетельствует разве что выцветшая вывеска. Объект действительно в частной собственности. Пару лет назад владелец пристани Игорь Соснин нашел покупателей на недвижимость. Ими стали несколько частных лиц. Новые хозяева говорили о предстоящей реконструкции объекта. Как узнал Chelny-biz.ru, эти планы не изменились. Пока, правда, разительных перемен не видно, и когда их ожидать – непонятно.
– Я часто прихожу к речпорту. Сердце кровью обливается, там вообще ничего живого нет, все разрушено, – поделился Дени Абрамашвили, бывший начальник управления автодорог, транспорта и связи, работавший при Алтынбаеве и Хамадееве. – Нет деревянного пассажирского речного вокзала, который у нас был, красавец. Он горел несколько раз, но его восстанавливали. Не работает порт, где разгружали и оборудование, и стройматериалы, и продукты. Арбузы, помню, приходили напрямую из Астрахани. 80% всех грузоперевозок ложились на речпорт. Грузовые порты был на ГЭСе, в районе Элеваторной горы, в Новом городе. Я хорошо знаю, как в годы строительства «КАМАЗа» и города практически весь поток грузов и пассажиров со всего Советского Союза шел по Каме. Грузовые и пассажирские перевозки прекратились в 90-х. К концу десятилетия все пришло в упадок. К сожалению, в годы перестройки пришло новое руководство и перевозки свели к нулю. Назначали дилетантов, которые никакого отношения не имеют к этой сфере, даже не могут отличить теплоход от парохода. Сейчас предприятие еще существует, насколько я знаю. Но как такового порта уже нет. Речпорт в свое время занялся гравием.
Абрамашвили отмечает, что на уровне президента России звучало, что надо восстановить речные перевозки, но, как он говорит, «указы издаются, а выполнения – ноль».
– То, что есть сегодня, – это не пассажирские перевозки, – считает Абрамашвили. – Раньше суда из Перми ходили в Челны (камское речное пароходство – это было пермское управление), были теплоходы из Москвы, Нижнего Новгорода, Саратова, Астрахани. Были туристические перевозки и рейсовые пассажирские, большие теплоходы, «Ракеты». А сейчас нет ничего! Это, к сожалению, не функция нашего мэра, это функция правительства. В Челнах необходимо восстанавливать водные перевозки, весь речной транспорт! Это дешевый вид транспорта. Я был бы очень рад, если бы рейс, который обсуждали министры, реализовали. Это была бы радость для всех. Можно было начать бы хотя бы с туристических поездок на теплоходе.
Правда, «Метеор» наш собеседник сравнил с маршрутками и заявил, что нужен транспорт побольше.
Что касается инфраструктуры, Абрамашвили солидарен с Сунгатуллиным.
– Можно говорить «а вдруг то», «а вдруг это». Поставил задачу – реши ее. Будет принято решение о маршруте – будет и инфраструктура, – сказал он.
ПРОШЛОЕ
«ПРИСТАНЬ ИГРАЕТ БОЛЬШУЮ РОЛЬ В ИСТОРИИ ГОРОДА И СТРОИТЕЛЬСТВА «КАМАЗА»
Челнинская пристань имеет огромное значение для развития города, говорят в историко-краеведческом музее. Действительно, люди, приехавшие на стройку города и завода со всех уголков страны, прибывали по Каме. Но и до этого город был крупным центром торговли, здесь процветали купеческие династии.
– Челнинская пристань – одна из старейших и наиболее крупных пристаней Нижней Камы, известна с середины XVIII века, большое развитие получила в XIX. Датой начала пароходства в Нижнем Прикамье считается 1849 год, когда первый пароход выплыл из Перми в сторону Казани. Точная дата, когда у нас была создана пристань, неизвестна. Она упоминается с тех времен, когда торговля уже активно велась. Пристань тогда находилась со стороны нынешнего элеватора, – рассказывает главный хранитель фондов музея Наталья Микрюкова. – Сейчас сложно понять точное место. Центральная улица была гораздо длиннее. В конце была переправа и пассажирская пристань. В дореволюционные годы она была хорошо известна и по грузообороту даже перегнала чистопольскую. А Чистополь в то время считался вторым городом после Казани. Не удивительно, что здесь, на Центральной, были дома купцов, торговые лавки, амбары, торговали хлебом, яйцами и прочим. Когда был построен элеватор, после 1917 года, пристань перенесли на ту сторону Элеваторной горы. Долгое время дебаркадеры, в том числе и сохранившийся сегодня, стояли там. Их было около пяти–семи. После создания Нижнекамского водохранилища та территория обмелела, и их прибили сюда, и с 70-80-х годов пристань была здесь (в районе мечети «Тауба» – ред.). «Метеоры», теплоходы до 90-х ходили отсюда до Тарловки, Соколок, Ижевска, Перми. Сегодня этого уже нет. Но вот Елабуга, тем не менее, развивает у себя это направление. Сделали пристань, начали принимать теплоходы. В Нижнекамске на Красном Ключе тоже отреставрировали порт. А Челны пока, к сожалению, отстают.
Дебаркадер, который стоит на Центральной, был спущен на воду в 1957 году, построен на Городецком заводе.
– В каждом городе, где есть речпорт, есть подобные дебаркадеры. В целом, они похожи друг на друга. Есть объекты на 35 метров, на 22, а у нас на 65 метров. Его уникальность в том, что он может принимать довольно большие суда, он рассчитан на большую глубину. Вот только река сегодня не может принять большие суда, в последние годы она очень сильно обмелела, – отметила наша собеседница.
Она рассказала, как в 60-е годы в Челны рекой приплывали целые дома из Чайковска.
– Первые дома в поселке ГЭС были построены из плит, которые приплыли по Каме. Когда строились первые дома в Новом городе, на Московском проспекте, готовые панели поступали из Москвы и Санкт-Петербурга. На пристань приплывали контейнеры с оборудованием для заводов: станками, прессами и прочим. Все шло через грузовой порт «КАМАЗа». Река всегда была самым дешевым транспортным путем. Первостроители Челнов, тогда молодые юноши и девушки, тоже приезжали водным транспортом. Это был единственный способ, которым можно было добраться сюда. Автобусного сообщения как такового не было. Так что эта пристань играет большую роль в истории города и строительства «КАМАЗа».
В 1979 году в городе был создан Клуб юных моряков, продолжает Наталья Микрюкова.
– Он вырос из дворовых клубов. Последнее место, где они базировались, – рядом с ДДТ №15 в поселке ГЭС. Раньше там был интернат, а потом – речной лицей, где учились дети. Сегодня это все. Раньше речные перевозки в Челнах были очень развиты, водников было очень много. А сейчас профессия ушла из нашего быта. Еще совсем недавно все это было: к дебаркадеру причаливали суда, работали кассы.
Вероятно, проблема еще и в обмелении реки, считает наша собеседница. Но можно было бы почистить русло, углубить его или найти другое подходящее место для пристани – по ту сторону Элеваторной горы либо в Новом городе. В любом случае, город необходимо интегрировать в систему водного пассажирского транспорта, уверены и в музее.
Chelny-biz.ru
юрист
Мда
Алексей
Вячеслав
Паша
Мали