06:43, 19 Апреля
Новости
Подробно


«Подросло новое поколение - это дети «с кнопкой на пальце». Учитель выглядит несколько нелепо»

24.08.2020, 22:45

Сегодня в Набережных Челнах подвели итоги учебного года – с коррективом на «коронакризис». Два месяца изоляции наглядно продемонстрировали: к новым реалиям никто не готов. «Будущее наступает быстрее, чем мы успеваем к нему приспособиться», - заявил глава управления образования Рустем Хузин. К современным детям «с кнопкой на пальце» нужен новый подход, они владеют технологиями лучше, чем их учителя. И это в образовании сегодня проблема номер один. Другая, неожиданно всплывшая во время изоляции, – родители, которые оказались не готовы к тет-а-тету. Как следствие – рост асоциального поведения школьников.

Как Челны готовятся к цифровому будущему, что будут делать с все тем же кадровым кризисом и кому Магдеев подарил 42-ю школу  – в материале Chelny-biz.ru

«НА ЛИЦО ВСТАЛА ПРОБЛЕМА НЕГОТОВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТЫВАТЬ И КОНТРОЛИРОВАТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА САМОСТОЯТЕЛЬНО»

Последствия коронавируса стали главной темой сегодняшней конференции, а вернее дистанционного образования, которое пришлось внедрять в срочном порядке. Два месяца изоляции и домашнего обучения наглядно: продемонстрировали система образования трещит по швам.

- Будущее наступает быстрее, чем  мы успеваем к нему приспособиться, - процитировал слова американского философа Элвина Тоффлера Хузин. - Подросло новое поколение - это дети «с кнопкой на пальце». Дети высоких технологий, живущие в виртуальной реальности, делающие несколько дел одновременно. Их много, они пришли к нам. А старшие из них уже привели к нам своих детей. Однако распространение коронавирусной инфекции внесло свои коррективы в условия создания образовательной среды, которые ранее были четко обозначены Министерством просвещения РФ. Возникла необходимость в переходе на онлайн обучение здесь и сейчас. И если для детей младших и средних классов обучение можно сдвинуть безболезненно, то старшеклассникам, студентам и абитуриентам в этом году пришлось поволноваться!

«Подросло новое поколение - это дети «с кнопкой на пальце». Учитель выглядит несколько нелепо»

Настоящей проблемой чиновник назвал компьютерную неграмотность учителей так называемой старой гвардии.

– Дети, в отличие от учителей старшего поколения, как минимум осваивают компьютерную грамоту задолго до прихода в первый класс. Уверенно владеют компьютером и молодые учителя, чего нельзя сказать о части педагогов старой гвардии. Компьютерная неграмотность учителей, чья молодость прошла до появления интернета и компьютера в каждой семье – это настоящая проблема, которую можно было решить уже давно, без дополнительных усилий и директив сверху. Если говорить честно, проблема не столько государственного масштаба, а сколько отдельно взятых учителей, которые не хотят работать над собой и учиться новому. Учитель, не умеющий пользоваться компьютером, рядом с продвинутым первоклашкой выглядит несколько нелепо.

К «дистанту», впрочем, оказались не готовы и онлайн платформы. Те, которыми пользовались раньше, неплохо себя зарекомендовали. Но как только нагрузка на них возросла, сразу посыпались жалобы.

«Подросло новое поколение - это дети «с кнопкой на пальце». Учитель выглядит несколько нелепо»

- Это обнажило ряд проблем, которые родители высказывали педагогическому сообществу и управлению образования. Это неудивительно – если до «дистанционки» помощь в очень большом объеме была необходима лишь 4% школьников, то после перехода – 40% младшеклассников и 30% старшеклассников. Родители были вынуждены стать учителями, психологами и организаторами. Сильно испортились отношения с ребенком.

Плюс ко всему – выросло асоциальное поведение школьников.

- На лицо встала проблема неготовности родителей воспитывать и контролировать своего ребенка самостоятельно. Участились факты нахождения несовершеннолетних на улице в ночное время, преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. Высокими показатели остаются и в части алкогольных отравлений среди несовершеннолетних – они превышают статистику 2019 года.

В этом году дети совершили 54 преступления, 14 из которых девочками. Чаще всего закон преступали ученики СОШ №6, 15, 33, 46 и 65. Из средних и высших учебных заведений города в антирейтинге технический колледж, НПК и ТИСБИ. Алкоголем отравились за минувший год ученики школ №4, 7, 27, 19, 35, 38, 40, 51, 56, 65, 82, строительного колледжа, НПК и технического колледжа. Чиновник также привел статистику по преступности за три года. Рост за этот период наблюдается в школах №27, 43, 45, 46, кадетской школе им. Кайманова, 65, КамТЭК, КГАМТ и техническом колледже.

«Подросло новое поколение - это дети «с кнопкой на пальце». Учитель выглядит несколько нелепо»

«ТЕ, У КОГО НЕ ОЧЕНЬ ПРИЛИЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ДЕЛАЙТЕ ВЫВОДЫ, ПОКА МЫ НЕ СДЕЛАЛИ ИХ ЗА ВАС»

Несмотря на «коронавирусные» проблемы, которые конкретно потрясли сферу образования, город продемонстрировал не плохие результаты по итогам учебного года. Его вытянули старшеклассники, весомо пополнившие список стобалльников по ЕГЭ. Так, среди школ Татарстана по количеству высокобалльников по двум и более предметам – четыре из Челнов. Это гимназия №26, лицей №78, №77, школа №19. Больше всего таких выпускников в школах №26, 57, 77, 78, 56, 76, 60, 19, 15, 50. В 10 учреждениях отсутствуют старшеклассники, не преодолевшие пороговые значения. Наивысший средний бал по всем предметам – в школах № 26, 77, 57, 78, 56, 15, 76, 58, 36, 19.

Кстати, одним из спикеров мероприятия стал Михаил Григорьев, директор школы №19, попавшей в список «отличников». Здесь более 80 баллов по ЕГЭ набрали 56% выпускников, 100 баллов – шесть учеников. Учреждение в пример остальным поставил мэр города Наиль Магдеев.

- Обычная школа за последние годы сделала серьезные успехи в вопросах образования и воспитания. И сегодня наряду с гимназиями №26, 78 и 77 находится твердо на пятом месте. Поэтому не надо говорить «это же гимназии», не надо искать причины. Сходите к Михаилу Юрьевичу, посмотрите, как они работают – в плане наставничества, взаимодействия между старшими и младшими по стажу педагогами. Вот результат! Поэтому давайте не будем ссылаться на статус учреждения. Погода в Челнах у всех одна, зарплаты у всех одинаковые, но результаты разные. При одинаковых подходах можно достичь хороших результатов. Те, у кого не очень приличные результаты, делайте выводы, пока мы не сделали их за вас. Перед началом учебного года с некоторыми руководителями учреждений нам пришлось расстаться. Потому что мы не можем дальше терпеть, видя каких «результатов» они достигли.

«Подросло новое поколение - это дети «с кнопкой на пальце». Учитель выглядит несколько нелепо»

Актуальной остается проблема выбора между средним общим и профессиональным образованием среди выпускников девятых классов, отметил Хузин. Так, в 2020 году параллель завершили 5 437 человек, в 10-й класс приняты 43%. Остальные пошли в учреждения СПО, но 42% из них не смогли поступить - не набрали средний проходной балл. «Руководители школ должны решить вопрос по принятию этих ребят в 10-й класс», – сказал Хузин.

- Второй год мы наблюдаем парадоксальную ситуацию: с одной стороны спрос предприятий на рабочую силу, с другой - прием в колледжи выпускников девятых классов, которые нацелены на получение высшего образования, - сказал чиновник. -  В то же время президентом России дано более 30 поручений по подготовке именно рабочих кадров. К сожалению, городские ребята пока не могут составить достойную конкуренцию выпускникам сельских районов по среднему баллу аттестатов. Но над этим мы будем работать. Мы считаем, что для ребят, которые получают рабочие профессии, должны быть предусмотрены льготы и особые права. Ставка делается на молодое поколение, готовое к технологическому прорыву и конкуренции на глобальных производственных рынках.

«Подросло новое поколение - это дети «с кнопкой на пальце». Учитель выглядит несколько нелепо»

«МЫ ВАМ ДАРИМ 42-Ю ШКОЛУ. ЭКСПЕРИМЕНТИРУЙТЕ!»

На фоне растущего числа учащихся остро стоит дефицит кадров. Сейчас в городе трудится более 8,5 тысяч учителей, основная часть занята в школах и детсадах. В возрасте от 35 лет – 65%, пенсионного возраста – 16%. Зрелые педагоги работают учителями химии, технологии, географии, физики, математики, биологии. Наибольшее количество молодых преподает в начальных классах. Дефицит планируют преодолеть при помощи выпускников вузов, иногородних специалистов и увеличения нагрузки на персонал.

В целом, в учреждения Челнов ежегодно приходит более 100 молодых педагогов. В этом учебном году прибыло 250. Из них 82 выпускника НГПУ, 79 – местного педколледжа, 25 - КФУ, 64 – профильных вузов из других регионов. Все больше приезжает из Башкирии, Удмуртии, Оренбурга и районов республики. «Но, к сожалению, проработав год или два, многие из них вынуждены уехать из города в связи с нерешенными жилищными проблемами», - комментирует Хузин.

Кроме этого, чувствуется нехватка подсобных и технических сотрудников, младших воспитателей. Также в школах недостаточное количество психологов и соцработников.

- Профессиональная компетенция психологов порой невысока. Также наблюдается недостаточный уровень знаний по психологии у учителей-предметников, классных руководителей. В связи с этим  появляется необходимость в их тщательной подготовке, - заметил глава управления.

Инициатива в решении проблемы пришла со стороны НГПУ. С докладом выступила ректор вуза Альфинур Галиакберова. Она попросила больше практики для своих подопечных – дать возможность преподавать со студенческой скамьи.

«Подросло новое поколение - это дети «с кнопкой на пальце». Учитель выглядит несколько нелепо»

- Президентом РФ выпущен федеральный закон, который дает возможность студентам старших курсов преподавать в школах и в учреждениях дополнительного профессионального образования. Мы будем это делать осторожно, на основе комиссионного решения о допуске претендентов к трудовой деятельности, - пообещала Альфинур Галиакберова. - Трудоустройство старшекурсников в школы, дошкольные образовательные учреждения позволит решить вопрос педагогических кадров, студенты же получат возможность раннего входа в профессию.

- Любой полумиллионный город считал бы за честь и счастье иметь у себя такой педагогический университет, - отметил Наиль Магдеев, - Вопрос подготовки специалистов с высшим образованием для нашего города – это очень важно. Лучшие традиции, которые были заложены в вуз много лет назад, сегодня в надежных руках. Команда работает, мы видим результаты. Альфинур Азатовна, которая прошла хорошую управленческую школу в исполкоме, взяла в свои руки хорошее детище. НГПУ – это жемчужина нашего города! База, преподаватели, коллектив очень хороший. Мы вам дарим 42-ю школу, экспериментируйте! - воскликнул мэр.

«Подросло новое поколение - это дети «с кнопкой на пальце». Учитель выглядит несколько нелепо»

«УЧИТЕЛЯ ЗАХОДИЛИ В СЕМЕЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЧЕРЕЗ SKYPE ZOOM И ПРИНИМАЛ НА СЕБЯ ПЕРВЫЙ УДАР ОТЦА СЕМЕЙСТВА»

Рафис Бурганов в своем вступлении сделал акцент на дистанционном обучении, результатах автограда по итогам аттестации и на теме родного языка. Чиновник, напомним, занял должность на фоне обострившейся языковой ситуации. Сегодня Бурганов, отмечая важность вопроса, привел в пример открытие детского сада «Шаян» в Челнах. Он похвалил подготовку выступавшего мальчика.

– Не знаю, как его зовут. По сценарию он – блогер Шаян. Великолепное владение русским, татарским, риторикой. Как поставлена речь! Его ведь тоже готовили преподаватели, родители. Я думаю, что у нас есть, у кого и чему учиться, – заметил министр.

Говоря об итогах, Бурганов сообщил, что все выпускники 11-х классов прошли аттестацию, из 9-классников «пролетели» трое. Почти 50% приняты в 10-е классы.

По стобалльникам – 43 из 222 по Татарстану из Челнов. Из учеников, показавших высший результат по математике, каждый второй – челнинец, по физике – каждый третий, по информатике – каждый четвертый. Отмечается снижение среднего балла более чем на два по информатике и английскому. В то же время вырос средний балл по истории почти на шесть, по обществознанию почти на три, по русскому на 3,3. Доля челнинцев среди высокобалльников по республике – 26%. Улучшились результаты по истории, обществознанию, литературе. Снижение фиксируется по русскому, математике, физике, химии, информатике, географии, биологии, английскому и немецкому. Такие результаты связаны с дистанционным обучением, уверен министр образования.

«Подросло новое поколение - это дети «с кнопкой на пальце». Учитель выглядит несколько нелепо»

– Это ответ для многих, призывающих перейти на «дистант». Там, где сложный предмет, учитель нужен как воздух. А там, где предмет больше гуманитарной направленности, результаты выше только потому, что это была четвертая четверть, когда мы больше повторяем, а не проходим новые темы, – пояснил Бурганов. – Поэтому учитель был, есть и будет центральным звеном в процессе обучения и воспитания. Думаю, со мной после «дистанта» согласны все родители. Это наблюдается по характеру обращений, которые к нам поступают от родительских сообществ. Сегодня отношение к педагогу очень изменилось. Но я бы советовал продолжать в этом направлении взаимодействовать с родительским сообществом и сегодня, пока это свежо в памяти. 

Зачастую, заметил министр, педагоги выступали в качестве психологов.

– Учителя заходили в семейное пространство через Skype, Zoom и принимали на себя первый удар не только ученика, с которым, может быть, раздраженно родитель разговаривал, но и отца семейства, который сидел дома, не мог ходить на работу. И все эти накопившиеся социальные проблемы иногда выплескивались с экранов гаджетов на нашего учителя, который выступал в роли семейного психолога. Иногда, как мне говорили мои коллеги, даже не доходило до уроков, приходилось беседовать с родителями. Все, уже упокоившись, начинали с пониманием относиться к процессам, происходившим в обществе, в экономике. Есть результат этого взаимодействия, которое мы абсолютно правильно с вами организовали. Это и оценка Наиля Гамбаровича, которую он дал.

«Подросло новое поколение - это дети «с кнопкой на пальце». Учитель выглядит несколько нелепо»

По итогам учебного года увеличилось число медалистов, продолжил министр, но качество не всегда подтверждалось результатами ЕГЭ. Возможно «нервничали» или «не совсем правильно подготовились» к экзамену, предположил спикер. 41 медалист в республике набрал менее 70 баллов по русскому и математике. Из них 18 из Челнов.

– Где-то переоценили свои возможности и педагоги, и наши учащиеся. С другой стороны, этот год был не совсем обычный. Думаю, многие извлекли соответствующие уроки, – отметил Бурганов.

Как бы то ни было, добавил он, регион признан одним из лучших по организации дистанционного обучения, и свою лепту внесли Челны. Напоследок  министр отметил, что все программы в сфере образования выполняются, несмотря на сложную экономическую ситуацию.

– 20 с небольшим лет назад, когда я работал в Министерстве экономики и промышленности, если десяток объектов образования по республике просто хотя бы в капитальный ремонт попадали, не то что строительство, это уже был удачный успешный год. Те, кто помнит, как было раньше, понимают, что сегодня такие вложения в нас обязывают давать соответствующий результат, – резюмировал Рафис Бурганов.

Конференцию завершили торжественным награждением. Сертификаты на 1 млн рублей из рук мэра получили директор гимназии №26 Андрей Сальников, директор СОШ №56 Рамзия Зайнуллина. По полмиллиона ушли детскому саду №104 «Бэлэкэч» и Дому детского творчества №15.

Сhelny-biz.ru

Фото: nabchelny.ru, sputnik-ossetia.ru, postupi.online

 

Комментарии
25.08.2020, 06:45

Дожили

По федеральному закону родители обязаны воспитывать и контролировать своих детей. Что значит родители не готовы это делать? Куда опека смотрит? Ну и ну...
25.08.2020, 08:28

И главное ведь из за этого подростковая преступность растёт! Ну как так?
25.08.2020, 09:34

Посмотрите на лица тех, кто идит в президиуме. Разве они могут принести что то новое в наше образование? Что сверху спустят, то прикажут сделать тем, кто ниже их по званию..... А если кто то будет сопротивляться и делать именно для детей, к тем учителям будут применены карательные меры.Поэтому у нас и образование застойно-отстойное.... Поэтому и говорить и писать не умеют, за очень редким исключением.
25.08.2020, 10:09

Ну Хузин молодец. Открыто говорит хотя бы о проблеме
25.08.2020, 11:24

Уметь тыкать кнопки на гаджетах это еще не значит быть умнее педагога
29.08.2020, 16:54

Маргарита

Это правда
25.08.2020, 11:35

Челнинец

"- На лицо встала проблема неготовности родителей воспитывать и контролировать своего ребенка самостоятельно.", давайте разбирать. Родителям когда работать то? Им детей кормить, одевать, создавать им условия надо в первую очередь. Сейчас в России ситуация такова, что оба родителя работают (вынуждены), чтобы прокормить 1-3 детей, само собой они оказались не готовы к нагрузке, которая возникла в период самоизоляции. Система образования не готова, а не родители! Не надо с больной головы перекладывать на здоровую. Вы, извините меня, обделались по-полной, а виноваты родители?! Где логика в Ваших суждениях?
25.08.2020, 12:11

Кормить и поить недостаточно. Прививать нормы и правила поведения первоочередная обязанность родителей по закону. Не справляешься- есть органы опеки.
26.08.2020, 09:10

Челнинец

Читайте внимательно, особенно статью, а потом еще раз комментарий. Я где-то сказал, что родители не обязаны заниматься воспитанием? Я такого не говорил, это Ваше субъективное восприятие. Для тех, кто в танке - речь идет о периоде самоизоляции, когда множеству людей было сложно организовать обучение их детей. Если говорить о воспитании, то можем подискутировать, это вполне отдельная тема для разговора. Присоединяйтесь.
26.08.2020, 11:14

Читать полностью

Система образования а не Система воспитания, Если Вы родители не станете воспитывать своих детей, а будете перекладывать это на учителей то скорее всего Ваших детей станет на Система образования а Система исполнения и наказания. Выбирайте либо Вы либо тюрьма, а учителя должны научить наукам.
25.08.2020, 11:41

Челнинец

"- Обычная школа за последние годы сделала серьезные успехи в вопросах образования и воспитания.", а до этого вы привели статистику о росте подростковой преступности. И где тут заслуга школ интересно? Предполагаю, что в данном случае виноваты уже родители, а школа тут ни при чем. Безусловно, есть семьи, где воспитанием совсем не занимаются, где родители пьют и т.д., а детей бьют, такие есть. Вопрос, куда смотрят соц. службы? Тут их вины нет? Если копать глубже по данному вопросу, то начинать надо с подъема общего уровня культуры в городе, в том числе среди взрослого населения. Для этого какие конкретно шаги предпринимаются?
25.08.2020, 11:50

Челнинец

Еще момент, касаемо школ, есть, несомненно плюсы, особенно в том, что школы стали таки строить. Почти 20 лет не строили. Сейчас школы переполнены, детей из младших классов во 2-ю и 3-ю смену ведут учиться, это нарушение СанПиН, так на секундочку. А еще это головная боль для родителей. Ну построили Вы школы, а учителей не хватает, самих школ все также не хватает. На лицо отсутствие системного подхода в решении данного вопроса. Пока петух не клюнул.
25.08.2020, 21:22

Рафис Бурганов 1998 – 1999 гг. – первый заместитель министра экономики и промышленности Республики Татарстан. 1999 – 2005 гг. – глава Администрации Вахитовского района г. Казани. 2005 – 2010 гг. – первый заместитель главы, руководитель исполнительного комитета муниципального образования г. Казани. 2010 – 2014 гг. – министр по делам молодежи спорту и туризму Республики Татарстан. 2014 – 2017 гг. – председатель Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по экономике, инвестициям и предпринимательству, Государственный Совет Республики Татарстан. С 4 декабря 2017 г. - Заместитель Премьер-министра Республики Татарстан – министр образования и науки Республики Татарстан. Зам.министра экономики теперь министр образования - это круто, "да здравствует советское образование"!!!!
26.08.2020, 10:23

сперва родителей надо воспитывать , а потом уже детей. Говорят рукоприкладство запрещено, но мне кажется некоторым необходимо сделать хорошую трепку лет с 11 и тогда было бы все хорошо. у меня отец работал простым завхозом в деревенской школе, учились разные дети с 3 деревень при школе был интернат, ученики одного его взгляда боялись. и в школе и в интернате был идеальный порядок. за время его работы, школа по району была в передовиках. он был человеком, который прошел всю войну и пользовался большим авторитетом. Может проблема не в том, что нет компьютерной грамотности, а в том, что не могут учителя завоевать авторитет.
26.08.2020, 10:49

и надо вводить в учебных заведениях, готовящих педагогов предмет как завоевывать авторитет перед учениками и их родителями, и поборами у родителей не должен заниматься классный руководитель, где, что не хватает по хозяйственной части должен следить завхоз, а педагог должен давать знания
26.08.2020, 11:36

Да, погода для всех школ в городе одна, а вот место расположения школ разное. Наша система образования не принимает во внимание этот фактор: расположена ли школа на рабочей окраине (с соответствующим контингентом детей и их родителей) или в центре (тоже с соответствующим контингентом). И даже учительский состав - по качеству - в них разный. Окраинным школам должно быть особое внимание, с дополнительными финансовыми вливаниями - основания найти можно: по поддержке в виде особых ставок, особо сильных учителей (хотя бы временно, на принципах командирования)... Когда это осознают? Надо пример в этом брать с Франции...
27.08.2020, 13:46

начитался тоффлера, это к добру не приведёт
29.08.2020, 08:01

Сторонний наблюдатель

Очень грустно все читать. Особенно речи руководителей от образования. Полупроводники лжепрогресса от Грефа к детям. Набросились на старых учителей, позорники, не умеют тыкать кнопки. Да с них пыль надо сдувать и слушать, что они говорят. Нет героя нашего времени, нет правильного целеполагания жизни, потеряны всякие ориентиры. Перенесли обман и абсурд взрослой жизни в школу. Одним словом - нечего сказать детям. Вот вам и результ.