За что муниципальный бюджет должен возмещать «Электротранспорту» затраты на трамвайные перевозки и что будет, если город останется без допдоходов – эти вопросы сегодня на сессии (на второй части незавершенного в среду отчетного заседания горсовета) подняли депутаты от «КАМАЗа». Все они (шесть человек) проголосовали против того, чтобы за счет остатков дотировать предприятие своего коллеги Рашида Шамсудинова. Мэр города Наиль Магдеев настаивал: «Начнутся отключения, перебои с перевозкой людей на «КАМАЗ», начнут возникать вопросы, куда смотрели депутаты…». По автобусам – город ищет решения совместно с ВЭБом и Минтрансом, рассчитывает на ФРМ и всевозможные программы. «Мы чувствуем свою недоработку, – признал Магдеев. – Мы эти ошибки намерены исправлять». Но в то же время отметил, что «не бывает на 100% один виноват». Что на самом деле произошло с автобусным предприятием – так и осталось за кадром. Ожидалось, что об этом расскажет и.о. руководителя исполкома Илья Зуев. Однако два принципиально важных доклада остались не озвученными. Кроме Зуева зря к трибуне выходила председатель Контрольно-счетной палаты Татьяна Шливе. Мэр предложил не тратить время, ведь депутаты уже слушали доклады на заседаниях постоянных комиссий. Однако они так и не были обнародованы вразрез заявлению градоначальника об открытости горсовета.
«КАМАЗ» СВОИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ВЫПОЛНИЛ. НО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ НИКУДА НЕ ИСЧЕЗЛИ»
– День хороший сегодня. Җомга. День, когда сильно ругаться нельзя, – открыл продолжение сессии мэр города Наиль Магдеев. – Как говорят, возлюби ближнего и возрадуйся. Иногда к канонам, которые есть в православии, мусульманам прислушиваться надо. Надо вообще по пятницам проводить сессии. Может, кто-то утром мимо мечети, церкви пройдет, скажет: «Что ругаться-то, когда можно спокойно договориться?».
Первая часть отчетной сессии, отметил мэр, затянулась по объективным причинам. Премьер-министру РТ Алексею Песошину пришлось добираться до Челнов из Лаишево на машине из-за неблагоприятных погодных условий. В итоге начало перенесли почти на два часа позже запланированного, а потом, как выразился мэр, не смогли организованно провести вторую половину. Обсудить оставшиеся вопросы сегодня собрались 29 из 41 депутата. Градоначальник акцентировал внимание на открытости и публичности горсовета, отметил, что заседание транслируется.
– Желающие могут посмотреть. Говорят, что депутаты закрыты. Видимо, не все умеют заходить на официальный сайт города, чтобы смотреть онлайн. Надо научить тех, кто так говорит. У нас секретов ни от кого нет и не было.
О внесении изменений в бюджет на 2020 год доложила начальник финуправления Ирина Сагидуллина. Остатки средств, не использованных в 2019 году, составили 131,2 млн. Их предложено направить на содержание новой мегашколы №42 (56,1 млн), возмещение затрат на трамвайные перевозки (62,8 млн), летний отдых детей (3,8 млн), трудоустройство несовершеннолетних (8,3 млн). Кроме того, остатки средств на 1 января 2020 года направить на оплату кредиторской задолженности муниципальных учреждений и перерегистрацию неисполненных бюджетных обязательств (20,2 млн), повышение безопасности дорожного движения (4,5 млн) за счет средств, поступивших сверх прогнозных показателей формирования Муниципального дорожного фонда. Доходы в итоге составили 9 млрд 321,9 млн рублей, расходы – 9 млрд 477,9 млн. Разница покрывается за счет остатков средств бюджета, отметила спикер.
– Три года мы получали дотации от «КАМАЗа» на перевозки «Электротранспортом». Ну, три года прошло, «КАМАЗ» свои обязательства выполнил. Эти дополнительные затраты, которые нес автогигант, никуда не исчезли. Эти затраты за два года мы возмещаем «Электротранспорту», – объяснил Магдеев.
«НЕТ НИКАКОГО ПОНИМАНИЯ, ПОЧЕМУ 62,8 МЛН МЫ СОБИРАЕМСЯ ВОЗМЕСТИТЬ ИЗ БЮДЖЕТА ООО «ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТ»
Дискуссию открыл депутат Эльдар Аминов, директор по маркетингу ПАО «КАМАЗ».
– В материалах, которые были представлены, в пояснительной записке, нет никакого понимания, почему 62 млн 800 тысяч мы собираемся возместить из нашего бюджета ООО «Электротранспорт» на трамваи, – обратился он к Сагидуллиной. – Все-таки можете конкретнее пояснить, как эта цифра вообще сложилась? У меня понимания нет.
– Экономическое обоснование у нас есть, расчеты все мы можем направить. Фактически это разница между себестоимостью перевозок и тарифами, которые на сегодняшний день утверждены Тарифным комитетом, – объяснила главный финансист города. – Эта разница возмещается за счет средств бюджета.
– Тарифы пересматривались. Более того, мы на профильной комиссии, в которой я состою, неоднократно рассматривали эффективность пассажирского транспорта. Я не понимаю этой цифры, – настаивал Аминов. – Моя позиция как депутата – все-таки эту поправку исключить из повестки голосования. Уважаемые коллеги-депутаты, я к вам обращаюсь поддержать, – обратился он к залу, попросил включить свою позицию в протокол и сообщил, что расчеты не были представлены.
– Думаю, эта позиция имеет право на жизнь, – прокомментировал мэр. – Расчеты есть, можно их посмотреть. Но я думаю, что чем больше мы затягиваем, тем больше проблем появляется у «Электротранспорта». Это касается и отключения. Я думаю, расчеты можно будет более внимательно посмотреть. А я предлагаю, коллеги, как председательствующий и как руководитель города, утвердить и направить эти средства на возмещение затрат. Они понятны, открыты, ничего там нового нет. Тарифный комитет эти вещи смотрит. Можно получить его заключение. Но мы еще уйдем на полгода, завтра у нас начнутся отключения, перебои с перевозкой людей на «КАМАЗ», – заметил Магдеев, – потом начнут возникать вопросы, куда смотрели депутаты городского совета.
Градоначальник подчеркнул, что сумма согласована с президентом, положительное заключение получено от Минфина РТ. То есть контроль за расходованием «вроде бы наших заработанных средств» есть. Высказаться по вопросу пожелали и другие депутаты. Председатель постоянной комиссии по вопросам социально-экономического развития и бюджету Венера Туктарова предложила поддержать проект. Секретарь той же комиссии Михаил Левашов поддержал Туктарову.
– Позиция Аминова имеет место быть. Но как перевозчик (я учился по этой специальности) скажу, что пассажирские перевозки всегда были планово-убыточными. И позиция не утверждать, я думаю, неправильная. Нужно утвердить, так как трамваи возят наших граждан и закрывают социально-значимые вопросы. Прошу вас всех подержать и утвердить, – обратился депутат к коллегам.
В итоге большинством проект решения был принят. Шестеро проголосовали «против». Помимо самого Аминова, это пятеро других камазовцев: директор завода двигателей Сергей Снарский, руководитель пресс-службы Олег Афанасьев, заместитель директора по персоналу автомобильного завода Виктор Поляков, директор Департамента транспортной логистики Логистического центра Евгений Архипов и директор по сервису блока заместителя генерального директора по продажам и сервису Руслан Козадаев. Позже Архипов даст пояснения «протесту» Аминова (об этом ниже).
«ЕСЛИ У НАС НЕ ПОЯВЯТСЯ ДОПДОХОДЫ В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ, ТО ПРЕДПРИЯТИЕ РАШИДА БАДГИЕВИЧА НЕ СМОЖЕТ ВЫПОЛНЯТЬ СВОИ ФУНКЦИИ»
Третьим и четвертым вопросом депутаты уже единогласно утвердили решения о земельном налоге и налоге на имущество физлиц. Так, проектом решения горсовета было предложено увеличить льготу по налогу на имущество многодетным семьям. Сейчас они освобождены от платы за один объект общей площадью не более 100 кв.м. Такой льготой воспользовались 4,6 тыс. семей на сумму 2,4 млн рублей. По новым правилам площадь не будет иметь значения. Расчетная сумма выпадающих доходов составит 4,1 млн. За 2020 год – 1,6 млн. Это будет учтено при формировании бюджета на 2021 год.
– Мы считаем, что это поддержка со стороны муниципалитета в плане уменьшения налоговой нагрузки на многодетные семьи, – прокомментировал мэр. – Эта льгота обойдется бюджету чуть больше 4 млн. Ну, ничего, выдержим. Эти деньги не лишние, но мы осознанно на это идем. Если такие средства направляем, дополнительные доходы зарабатываем…
– Это нужное дело, нужно поддержать, – согласился депутат Евгений Архипов. – Но я хотел в целом обратить внимание, что мы каждый раз полагаемся на распределение дополнительных доходов. Это к вопросу, который поднял мой коллега. Допустим, придет завтрашний день, и у нас нечего будет делить. Существует риск, что если у нас не появятся допдоходы в следующем году, то предприятие Рашида Бадгиевича (ООО «Электротранспорт») не сможет выполнять свои функции. Да, большинством голосов сегодня вы приняли этот вопрос, распределение произошло. Но на следующий год что делать? Я предлагаю Ирине Алексеевне совместно с Рашидом Бадгиевичем подумать о том, как подготовить необходимые документы, внести их на рассмотрение и на следующий год в плановом порядке учесть эти расходы в бюджете. Чтобы мы четко понимали, что у нас есть эта строчка, что город взял на себя обязательства и будет поддерживать это социально-важное предприятие.
Депутат предложил проработать вопрос и доложить, где город «спотыкается», нужна ли помощь коллег из Госдумы, учитывая, что вопрос стоит остро не только в Челнах, но и в других городах. Сагидуллина, однако, заметила, что это не так просто, есть определенные сценарные условия.
– Это пока позиция правительства республики, Министерства финансов. Я думаю, дальше нам надо находить общий язык, ставить этот вопрос перед Минфином, чтобы мы могли рассчитывать не только на дополнительные доходы, – все же согласился мэр. – Первый рецепт – работать лучше под наши дополнительные расходы. Инвестиционный климат улучшать, создавать новые промышленные площадки. С другой стороны, конечно, нужно поднимать эти вопросы при формировании бюджета, выстраивать наши взаимоотношения с министерствами. Наверное, это тоже правильно.
«МЫ ЗА ПЯТЬ ЛЕТ ПОТРАТИЛИ ОКОЛО 700 МЛН РУБЛЕЙ. КАЖДЫЙ АВТОБУС НАМ ОБОШЕЛСЯ В 3,3 МЛН. НЕТ ТАКИХ ЦЕН!»
Два принципиально важных доклада, которые были в повестке следующими, остались не озвученными. Зря к трибуне выходили председатель Контрольно-счетной палаты Татьяна Шливе и и.о. руководителя исполкома Илья Зуев. Мэр предложил не тратить время, ведь депутаты уже слушали доклады на заседаниях постоянных комиссий. Их просто единогласно приняли к сведению. А поскольку проекты не были опубликованы на сайте, а на заседания комиссий, где, собственно, и обсуждались эти вопросы, но за закрытой от СМИ дверью, открытость горсовета осталась под вопросом.
– Ничего нового там не прибавилось, – охарактеризовал мэр доклад Зуева. – Часть вопросов обсуждали, часть озвучили в ходе сессии, я доложил. Часть вопросов озвучил наш премьер-министр – касающиеся строительства объектов социально-культурной сферы, увеличения объемов строительства жилья, в том числе по социальной ипотеке. Есть вопросы, связанные с дальнейшим транспортным обслуживанием. Мы не сидим, сложа руки, сегодня уже определяем базового перевозчика, в ближайшее время начнется закупка автобусов большей вместимости. Мы с Николаем Ивановичем (Тятюшкин – ред.), с нашими кредитными учреждениями этот вопрос прорабатываем.
Кроме того, возобновляется работа по развитию электротранспорта, доложил мэр. Проектирование новой трамвайной ветки планируют начать уже в этом году. На это понадобится порядка 16 млн рублей. Власти рассчитывают изыскать средства из допдоходов. Новые рельсы пройдут по проспекту Беляева с выходом на Чулман до магазина Metro, дальше – по улице Королева с выходом на первую дорогу и ответвлением по Московскому проспекту. Протяженность новой ветки порядка 15–16 км.
Мэр сообщил, что сегодня транспортный вопрос обсуждался с представителями ВЭБа, с министром транспорта РТ. Варианты решения проблемы есть, отметил градоначальник: федеральные программы, программы Фонда развития моногородов по развитию общественного транспорта, проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
– Мы этим вопросом плотно занимаемся. Вы не думайте, что мы согласились с той ситуацией, когда на шесть маршрутов, которые обслуживали автобусы большой вместимости, пришли автобусы малой вместимости. Мы с этим тоже не согласны, но обстоятельства сложились таким образом. Виноватых мы не ищем. Мы, видимо, не до конца смогли реализовать определенные наши планы в силу разных объективных и субъективных причин. Но это уже отдельная история. Время терять на то, чтобы разбираться, у нас сегодня нет. Сегодня нужно действовать с учетом сложившейся ситуации, – обозначил Магдеев. – Мы понимаем, мы чувствуем свою недоработку, об этом открыто говорим, честно глядя в глаза. Мы, безусловно, эти ошибки намерены исправлять.
Город совместно с перевозчиками сегодня присматривается к автобусам разных производителей, сообщил мэр. Он напомнил, что до 2014 года больших автобусов в городе не было вообще. А когда они появились, пассажиры быстро к ним привыкли.
– Мы пришли и сказали: «Давайте мы хотя бы на шести самых напряженных маршрутах поставим автобусы большой вместимости». Нам в этом помог «КАМАЗ», тоже нужно быть объективным. Мы снимем эту проблему вместе с вами, коллеги. Этот вопрос возникал. И Владимир Николаевич Васев… Нет его сегодня? – уточнил мэр. – Что он не пришел-то? Задал бы вопрос, сказал бы свое мнение.
Васев, напомним, одним из первых начала поднимать вопрос о неэффективности пассажирских перевозок и возможных хищениях в МУП «Электротранспорт».
– Доехать не может, – пошутили в зале.
– Не буду уж комментировать, а то обидется. Есть возможность обсудить, сказать свое мнение, а не хлопать дверью, не обижаться на всех. От того, что обижаемся, проблема решится что ли? Не надо себя вести некоторым как обиженная барышня. Мы с вами серьезные государственные люди, посолиднее надо себя вести. Ситуация не смертельная, никто никого не убил, никто ни копейки не украл. Автобусы как были, так и есть. Мы их передали. Мы посмотрели финансовые ресурсы, которые были затрачены из бюджета. Их минимум. Мы за пять лет потратили около 700 млн рублей. Каждый автобус нам обошелся в 3,3 млн. Нет таких цен! Мы их пять лет эксплуатировали. Сегодня автобус стоит минимум 7–9 млн. Мы пользовались автобусами, за пять лет они принесли пользу городу, нужно быть объективными. Понятно, что возник ряд вопросов организационного плана, технического плана. Алексей Валерьевич (Песошин – ред.) правильно сказал, не бывает на 100% один виноват. Не буду комментировать, чтобы никого не обижать, а то опять начнутся пересуды. Знаете, в любой семье всякое бывает. Сваливать вину на одного, говорить «я белый и пушистый» – так не бывает. Покажите мне, у кого нет грехов? В этом тоже наша сила – свои ошибки признавать, – подытожил тему Магдеев и коротко напомнил про достижения 2019 года. – Я за тебя весь отчет рассказал, – посмотрел он на Зуева.
Магдеев под конец сессии напомнил о заслугах бывшего сити-менеджера Рината Абдуллина и заочно поблагодарил его.
– Ценность человека узнаешь не тогда, когда он рядом и постоянно ты его критикуешь, ценность человека узнаешь, когда его с тобой рядом нет. Я думаю, исполнительному комитету и дальше нужно так же активно работать. Очень много задач стоит перед нами перед всеми на 2020 год. Уже два месяца прошло, 10 осталось, – резюмировал мэр.
Депутаты приняли отчет исполкома.
Анна Перебаскина
Фото: Chelny-biz.ru, business-gazeta.ru, transphoto.org, omsk-online.ru
Олег
Олег
Лев
лена