В Челнах на августовской конференции образования обнародовали свежий рейтинг школ и подвели итоги учебного года. В новый год Минобразования входит с новым руководством, нерешенными проблемами и неотвеченными вопросами. В том числе относительно татарского языка. Глава ведомства Рафис Бурганов призвал челнинских учителей донести до родителей суть произошедших перемен и произнес патетическую речь о судьбе родного языка. А глава управления образования заявил, что качество изучения татарского – персональная ответственность руководства школ. Кого похвалили, а кого пожурили, как город будет избавляться от второй смены, чем опасна «гонка вооружений» среди школ, и почему для Челнов результаты ЕГЭ выше средних по республике – не повод для гордости – услышал Chelny-biz.ru.
«ГИМНАЗИИ, ЛИЦЕИ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ – ОНИ ЖЕ НЕ ОДИНАКОВЫЕ. ПОЭТОМУ В ЭТОМ ГОДУ МЫ ПОДЕЛИЛИ РЕЙТИНГ»
Стенды, демонстрирующие, как отработали школы, садики и учреждения допобразования в минувшем учебном году, установили при входе в большой зал Городского дворца творчества детей и молодежи. Здесь представители учебных заведений останавливались, искали себя, коллег, поздравляли друг друга, фотографировались, прежде чем занять места в зале.
В этом году управление образования не стало составлять единый рейтинг школ города, а разбило таблицу на три части: первая – гимназии, лицеи и школы с углубленным изучением предметов; вторая – средние общеобразовательные школы; третья – основные общеобразовательные школы, обучающие до 9-го класса.
– Гимназии, лицеи и общеобразовательные школы – они же не одинаковые. Поэтому в этом году мы поделили рейтинг, – пояснил Chelny-biz.ru заместитель руководителя исполкома Рамиль Халимов.
Пока топ-менеджеры образования беседовали, обсуждали рейтинг, ситуацию в своих школах и соседних, министр образования Татарстана Рафис Бурганов (для которого эта августовская конференция стала первой) и глава автограда Наиль Магдеев в сопровождении начальника управления образования и по делам молодежи Винера Харисова обошли внушительную выставку. К ним присоединились депутат Госдумы РФ Альфия Когогина и депутат Госсовета РТ Светлана Захарова. Все они впоследствии заняли места в президиуме.
Городу было чем похвастаться. Наиль Магдеев с гордостью перечислил ворох достижений. Это и строительство, ремонт учреждений образования, и результаты ЕГЭ, которые в городе по всем предметам выше республиканских, и количество стобалльников. Их в этом году значительно прибавилось: с 24 в 2017 году до 33 в 2018-м. Свой вклад в копилку внесли гимназия №26 (семь стобалльников), №76 (шесть человек), лицей №78 (четыре), школы №63, 19, 77 (по два), гимназия №61, школы №8, 24, 25, 84, 40, 46 (по одному). Двое выпускников получили 100 баллов сразу по двум предметам. 182 ученика награждены медалями РФ за успехи. В прошлом году их было 136.
В ТОП-500 лучших школ России вошли две из Челнов – гимназия №26 и Пушкинский лицей №78. Второй год город на первом месте в Татарстане в рейтинге по воспитательной работе. У Челнов первое место по поддержке и развитию детского творчества, второе место по реализации программы спортивно-оздоровительной работы… «Темпы не снижать», – поставил задачу мэр.
Винер Харисов подхватил волну позитива, подробнее рассказав про итоги работы. По результатам аттестации из 19 выпускников республики, набравших максимальное количество баллов по трем предметам, восемь человек – школьники Челнов (ученики гимназий №2, 26, 76, лицея 78, школ 17 и 56). В рейтинге 20 школ РТ, выпускники которых достигли лучших результатов по русскому и математике, четыре челнинских: гимназии №26, 76, 57 и лицей 78.
В то же время 22% городских школ – это школы с низкими образовательными результатами.
– В течение ряда лет мы реализуем проект по повышению качества обучения в таких школах, – рассказал Харисов. – Сейчас в него вошло пять школ: № 5, 9, 17, 20 и 29, где по нашим обязательствам должна наметиться положительная динамика образовательных результатов.
На олимпиадах стабильно показывают высокие результаты организации №26, 32, 50, 57, 76, 77, 78 и 75. На неудовлетворительном уровне – школы № 1, 5, 9, 12, 13, 17, 38, 43, 48, 55.
– В городе крайне необходимо открыть центр для одаренных детей, что позволит расширить возможности школьников при подготовке к олимпиадам и конкурсам, – обратился Винер Харисов к мэру, – это позволит получать необходимую помощь талантливым детям, использовать потенциал творческих педагогов в Набережных Челнах.
Еще одна просьба, которую озвучил глава управления образования, – строительство и ремонт школ.
– Согласно поручению президента России, к 2025 году нужно уйти от второй смены. Для этого в городе уже построено три школы. Учитывая рост детского населения, нам предстоит серьезная работа по стабилизации ситуации со второй сменой. В городе существует потребность в строительстве еще одной школы на 1224 места в 65-м микрорайоне и капитальном ремонте 25 школ, которым более 30 лет и которые не вошли в республиканскую программу капремонта. Просим вас оказать содействие, – обратился Харисов к Бурганову и Магдееву.
«КАЧЕСТВО ИЗУЧЕНИЯ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА – ВАША ПЕРСОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ!»
Доклад Харисова коснулся и темы преподавания родного языка. Что интересно, говорил он об этом исключительно на татарском. Глава управления напомнил, что прошлый учебный год стал для национального образования настоящим испытанием. По его словам, для улучшения преподавания родного языка планируется открывать в татарских школах классы с изучением всех предметов исключительно на татарском языке.
– В 2017–2018 учебном году в девяти татарских школах открылись 47 татарских классов, изучение всех предметов на татарском языке в городском масштабе составило 22%, – прозвучало от Харисова.
Кроме того, чиновник отметил, что 192 учителя татарского языка и литературы в Челнах прошли специальные курсы обучения в педуниверситете по 11 направлениям. Харисов заверил, что все учителя продолжают работать, никаких сокращений не было. В планах управления образования – улучшить показатели работы и привлечь внимание родителей к процессу обучения и воспитания детей.
Он также вспомнил о голосовании родителей и выборе вариантов учебного плана. Напомним, тогда большинство выбрали варианты №3 и №4, в которых предусмотрено изучение родных языков в количестве трех часов в неделю. Третий вариант – для начальных классов, четвертый – для средних и старших. Как заверил Харисов, в новом учебном году директорам школ дано указание вести учебный процесс по тем же самым выбранным планам.
– Уважаемые руководители, качество изучения татарского языка – ваша персональная ответственность! – заявил, наконец, по-русски Винер Харисов.
Министр образования Татарстана Рафис Бурганов, обращаясь к руководителям школ, также заострил внимание на преподавании татарского. Помимо выполнения учебного плана Бурганов просил акцентировать внимание на развитии духовных и нравственных ценностей и национальных традиций. По мнению министра, пока еще не до конца проведена разъяснительная работа с родителями по вопросу преподавания татарского языка.
– Не все одинаково понимают, что такое добровольный выбор. Кто-то говорит, что это означает добровольно учиться. Давайте, мы уж все по-честному друг другу поясним. У нас есть постоянная часть учебной программы, в которой татарский язык и литература, как минимум, по одному часу, два часа у нас обязательно. Родители добровольно выбирают язык, на котором будут дополнительно обучаться. Начинаются всякие несогласия, – отметил Бурганов. – Мы почему-то стремимся сделать своих детей беднее. Чем больше языков ребенок знает, тем он конкурентоспособнее. Чего мы боимся? Это тюркская группа языков, это мусульманская ментальность. У нас папа, мама начинают принимать решение, не советуясь со своими предками. Кто взял на себя такую смелость и решил, что именно на нем должен закончиться род?! На нем язык должен закончиться, на нем культура должна закончиться. С какой стати?! – возмущался министр. – Нет культуры – нет языка, нет нравственности. Поэтому я вас очень прошу, уважаемые коллеги, не надо говорить, что вы ничего не сможете. Когда надо, один классный руководитель может на колени поставить любого родителя. Давайте мы этот вопрос будем правильно понимать, нашу историческую ценность будем правильно понимать. Татарстан лучше, чем любой другой регион, знает русский язык. Кого мы этим обеднили? Никого!
«МЫ ДОЛЖНЫ ПОНИМАТЬ, ЧТО НА ЭТИ ДЕНЬГИ ДОЛЖНА БЫТЬ И ОТДАЧА В ВИДЕ ЗНАНИЙ И РЕЗУЛЬТАТОВ НАШИХ ВОСПИТАННИКОВ»
В целом, как отметил Бурганов, год был непростым для сферы образования республики. Но прежде, чем добавлять ложку дегтя в бочку меда, он заговорил о достижениях. Так, с 2013 года республика удерживает третью позицию после Москвы и Санкт-Петербурга по количеству призеров и победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Отмечается устойчивый рост среднего балла ЕГЭ по математике и русскому языку. Значительно сократилась доля учеников, не преодолевших минимальный порог.
– Эти успехи закономерны, учитывая потенциал системы образования республики и внимание со стороны руководства. Республика тратит на образование 90 млрд рублей. Даже половины этого хватает, чтобы содержать средний регион. Мы должны понимать, что на эти деньги должна быть и отдача в виде знаний и результатов наших воспитанников, – оглядел зал Бурганов.
Он отметил, что в этом году министерство на республиканском августовском педсовете не подводило рейтинг районов по результатам ЕГЭ.
– Чтобы не было административной «гонки вооружений», чтобы не было искажений результатов государственной итоговой аттестации, чтобы мы не ломали достоинство наших учителей, – пояснил министр, чем заслужил аплодисменты зала. – Это политика Рособрнадзора. Мы с ней солидарны. И действительно, когда перестали сравнивать регионы по этому показателю, во многом ситуация перестала быть такой лихорадочной в преддверии экзаменов. Кроме того, в скором будущем (по крайней мере, Москва об этом говорит) у нас появится ЕГЭ и в системе профессионального образования. Таким образом, будет сбалансирована потребность и в рабочих кадрах, и в тех, кто пойдет в 10–11 классы и будет поступать в вузы. Это будет ответ на вопросы кого брать в 10 класс, кого нет. Должна быть правильно построена профориентационная работа, чтобы дети и родители делали правильный выбор.
Бурганов весьма сдержанно похвалил Челны, отметив, что результаты ЕГЭ здесь действительно выше средних по республике.
– Не думаю, что это достижение, которое надо отдельно отмечать. Такие столичные города, как Казань, Челны, Нижнекамск априори не могут иметь результаты ниже средних, – заметил он. – Вместе с тем актуальной остается проблема сокращения разрыва между общеобразовательными учреждениями. Это должно быть предметом особого контроля в рамках подготовки к ЕГЭ 2019 года. Разрыв между самым высоким и самым низким результатом по русскому языку составляет 27 баллов, по математике – 32. Конечно, это много. Проблему надо решать, десантируя представителей сильных школ в слабые и наоборот, приглашая слабые. Надо разбираться, в чем там проблема – то ли в методике, то ли в оснащении, то ли еще какие-то проблемы.
Говоря о проблемах, министр обратился к депутату Госдумы Альфие Когогиной с просьбой повлиять на федеральное министерство, донести «озабоченность» республики по поводу ситуации с учебными планами.
– Сегодня есть большая проблема (я Альфию Гумаровну тоже просил ускорить) – у нас уже вот-вот 1 сентября, а в Министерстве просвещения пока кроме министра никого нет. Как же мы должны работать? Мы на свой страх и риск продолжаем работать по программам, которые были приняты в прошлом году. Мы сидеть не можем, нам с 1 сентября надо учить детей. К сожалению, эти вопросы упираются в какие-то, может быть, технические проблемы. Донесите, пожалуйста, нашу озабоченность. Мы должны понимать, чему учить, как учить.
Кроме того, озабочено региональное министерство и обилием учебников, которые в последние годы заполонили школы.
– Когда я увидел, что на нашем рынке есть 1284 учебника и еще 1600 прошли экспертизу и лицензирование, я за голову схватился. Ребенок с Курил приедет в Йошкар-Олу и просто не будет понимать, о чем речь. Даже не надо так далеко ездить. У нас сегодня методист районного отдела образования определяет, какие учебники, какая программа будет. Ну не может же быть 70 учебников русского языка, как сегодня! Если здесь «жи»-«ши» пишется через «и», то и на Дальнем Востоке, наверное, тоже! – зал одобрил позицию министра образования аплодисментами.
Итог августовской конференции подвел мэр города Наиль Магдеев:
– Те замечания и пожелания, которые были высказаны в адрес нашего большого городского педагогического сообщества, – мы о них прекрасно знаем. Довольно подробно в июне мы рассмотрели в рабочем порядке итоги прошедшего учебного года. К сожалению, были приняты кадровые решения по ряду руководителей с учетом показателей их работы. Думаю, что все недостатки, которые были озвучены, будут являться предметом особого рассмотрения, анализа и дальнейшей работы в новом учебном году по их устранению. Материально-техническая база и дальше будет укрепляться. Есть федеральные и республиканские финансы. Мы ищем и довольно успешно изыскиваем муниципальные средства. Но, как сегодня было сказано, главным остается педагог и руководитель образовательного учреждения. Я надеюсь, что всю полноту ответственности, которая возложена на вас, вы будете осознавать и достойно нести.
Вишенкой на торте стали награды отличившимся педагогам и школам-лидерам рейтинга. За высокие результаты сертификаты на 1 млн рублей получили гимназия №26, Пушкинский лицей №78 и СОШ №58. По 500 тыс. получили гимназия №29, детский сад №104, ДДТ №15.
Chelny-biz.ru
Татьяна
Ольга
Татьяна
Елена
Непонимающий
бывший учитель
Александр Михалович
1
нынешний учитель
бывший учитель
Педагог
Лиана
Интересно,
Подумаешь Харисов!