, 26 Апреля
$ 58,1179
€ 67,6434
Предложения банков
Новости
Подробно


«Театр для города – событие века. Я за 15 лет проектировал только торговые центры»

27.03.2018, 15:53

Каким будет парк в поселке ЗЯБ, продолжают обсуждать в Набережных Челнах. Накануне жителям района, общественникам, чиновникам и депутатам представили три проекта, подготовленные за три дня воркшопа тремя группами специалистов, только в одну из которых вошли челнинские. Ностальгия по советской архитектуре, гипсовая женщина с веслом, перекрытые дороги, аллея-галерея, амфитеатр на месте коллектора, стеклянный пристрой к театру, светящиеся звенящие «камыши» и «коробки» на детской площадке... – все эти задумки увидел Chelny-biz.ru. Вскрылась интересная деталь – команда Наталии Фишман поручила архитекторам увязать парк с будущим театром, и те изрядно вторглись своими задумками на его территорию. «Зачем?» – недоумевал по поводу траты времени и ресурсов член градсовета Альберт Петров. Проект самого театра давно заказан (и оплачен) «Татинвестгражданпроекту», чьи представители, кстати, даже не пришли на обсуждение. Как в Челнах будут разруливать этот конфликт интересов – пока не понятно, итоговый проект обещают показать в апреле.

«ГЛАВНЫЙ ПЛЮС ЭТОЙ ТЕРРИТОРИИ – САМО ЗДАНИЕ ДК «СТРОИТЕЛЬ». МНОГО ТАКИХ ОБЪЕКТОВ УЖЕ ИСПОРТИЛИ И УНИЧТОЖИЛИ»

Насыщенный воркшоп прошел в Челнах с 23 по 25 марта, а вечером 26-го архитекторы уже представили результаты работы. Бессменный модератор обсуждений общественных пространств Надежда Снигирева призвала сильно не критиковать проекты и не рубить с плеча, а дать возможность помечтать.

– Мы старались учесть как можно больше факторов, получить более комплексный подход, предоставить жителям города максимально комфортное и грамотное решение, – поделился руководитель бюро «Архитектурный десант» Алмаз Валиуллин.

На этой встрече не было руководителей автограда: ни мэра Наиля Магдеева, ни главы исполкома Рината Абдуллина. Администрацию представляли первый зам Абдуллина Илья Зуев и глава Центрального района Александр Кислов. Были депутаты горсовета, которые приходили в прошлый раз: Альберт Петров, Виталий Агапов, Ляля Камалетдинова. Их ряды пополнил Николай Атласов. Пригласили также представителей близлежащих учреждений. На презентации присутствовала и.о. ректора НГПУ Альфинур Галиакберова. Были и представители ближайших ТОС, которые активно участвовали в самом воркшопе.

«Театр для города – событие века. Я за 15 лет проектировал только торговые центры»

Первая группа показала концепцию из разряда «назад в будущее». Несмотря на то, что в нее вошли молодые люди – преподаватели Казанского государственного архитектурно-строительного университета Ильнар и Резеда Ахтямовы и их студенты – их концепция была насквозь пропитана ностальгией по советскому прошлому и бережным отношением к архитектуре, к которой в самих Челнах относятся скептически.

– Челны – это город, который мы очень любим, которым очень интересуемся, хотя и не живем здесь. История города короткая, но очень насыщенная. Это много труда, много работы, это то, чего не могут сделать в других странах, – рассказал Ильнар Ахтямов. – Когда к нам приезжают гости из заграницы, мы говорим им: «Вот, посмотрите Казань, а потом надо обязательно в Челны. Посмотрите масштабный город, который возник очень быстро». Мы этим гордимся, и в основу проекта хотели заложить эту историческую канву. Главный плюс этой территории – само здание ДК «Строитель». Для нас, архитекторов, этот объект очень ценен и важен, он появился в эпоху модернизма, и нам хотелось бы сохранить эту архитектуру в городах. Много таких объектов уже испортили и уничтожили. Мы предлагаем восстановить фасады. Для Челнов и Татарстана архитектура того периода все-таки важна и ценна. Мы ее потеряли, решили, что это что-то не важное. Если посмотреть на европейский опыт, то они все это сохранили.

«Театр для города – событие века. Я за 15 лет проектировал только торговые центры»

Тем не менее, группа предложила внести конструктивные изменения в здание, которое теперь передают театру: сделать два пристроя и увеличить количество мест до 500 вместо запланированных 300. Один из пристроев отдать молодежному театру – малый зал со второй сценой. Это позволит привлечь больше творческой молодежи, считают архитекторы. Плюс открыть в здании детскую хореографическую школу.

В самом парке проектом предусмотрена новая главная аллея. Она будет идти не от существующей арки до площади перед театром, а чуть правее, и будет упираться в здание.

– Парк – это не еще один двор, а все-таки парк. Надо вернуть отношение, которое было еще в Советском Союзе, – снова поднял ностальгическую тематику Ахтямов. – Тогда масштаб и отношение к парку были более возвышенными. Тем более, когда речь идет о парке с театром.

«Театр для города – событие века. Я за 15 лет проектировал только торговые центры»

Аллея должна протянуться от амфитеатра до главного входа на улице Жукова. От нее пойдут ответвления: одна детская площадка плюс еще семь небольших по маршруту (чтобы дети не плакали и не стояли в очереди, на что жаловались жители при прошлом обсуждении), спортивная зона, площадка для воркаута, две точки общепита (двухэтажное театральное кафе и одноэтажное детское) и эстрада. Вдоль диагонального тротуара, пересекающего парк, – 10 гипсовых скульптур: от женщины с веслом до сноубордиста. На детской площадке, кстати, архитекторы расположили элементы, также соответствующие советской тематике. Здесь предусмотрено малое колесо обозрения с кабинками в виде ракет в память о первом полете в космос.

Основную парковку группа предусмотрела перед театром – между трамвайной линией и парком, вдоль улицы Низаметдинова. Плюс подъезд и парковочные карманы со стороны жилых домов, в Садовом переулке.

«Театр для города – событие века. Я за 15 лет проектировал только торговые центры»

Что касается исполнения, архитекторы решили использовать дерево и красный цвет (в этом слушатели усмотрели связь с Шишкинским бульваром). Красные элементы должны выстроить каркас всего парка, сделать его заметным и выделяющимся. Символом парка предложили сделать круглый значок с буквами ЗЯБ и использовать его в кондитерских изделиях в память о фабрике «Заря» в поселке ЗЯБ, где производился торт «Татарстан».

«ПРОЕКТИРОВЩИКИ УЖЕ ГОТОВЯТ РАБОЧУЮ ДОКУМЕНТАЦИЮ, ЗАДАНИЕ ДАНО, ДЕНЬГИ ОПЛАЧЕНЫ, А ВЫ СЕЙЧАС…»

Вторая команда состояла из студентов и представителей «Архитектурного десанта», который курирует Наталия Фишман. Они также предложили добавить театру новых функций, чтобы он работал постоянно и привлекал творческую молодежь со всего города. Здесь, по мнению авторов, должен появиться настоящий «творец культуры».

– Наше предложение – внедрить в структуру театра не только функцию драмтеатра, но и приглашать сюда креативные сообщества, которые сегодня работают в городе, формировать для них условия, – обозначил руководитель бюро «Архитектурный десант» Алмаз Валиуллин. – Есть проект драмтеатра на 300 посадочных мест, но нет достаточной возможности для привлечения новых индустрий. Мы предлагаем увеличить пристрой, где располагался боулинг, обнести все это стеклянным блоком, добавить еще один этаж. Внизу появляются студии с открытыми фасадами, где занимается молодежь. На втором этаже – образовательный центр и еще эксплуатируемая кровля с медиатекой…

«Театр для города – событие века. Я за 15 лет проектировал только торговые центры»

– Молодой человек… – прервал полет мысли глава УКС «Камгэсэнергострой» Альберт Петров. – Тема сегодняшнего разговора – парк. Чтобы вы знали, проект реконструкции дома культуры в драматический театр уже заказан «Татинвестгражданпроекту», они им занимаются.

– У нас изначально в техзадании на воркшоп было попробовать все-таки поработать с территорией театра тоже, – объяснила Надежда Снигирева.

– О территории речь идет! – настаивал депутат. – Полным ходом идет проектирование…

– При всем уважении, задание формировалось таким образом, – повторилась модератор. – Мы приглашали представителей «Татинвестгражданпроекта», чтобы они сегодня поучаствовали, но он не пришли, к сожалению. Поэтому мы расскажем, что наработали. Ваша задача – сформировать к этому свое отношение. Но мне кажется, что поделиться тем, что театр может быть чем-то большим – что в этом плохого?

«Театр для города – событие века. Я за 15 лет проектировал только торговые центры»

– Зачем? – не понимал Петров. – Проектировщики уже готовят рабочую документацию, задание дано, деньги оплачены, работа идет полным ходом, а вы сейчас… Вам надо связаться с проектировщиками театра.

– Я как архитектор скажу, что рассматривать отдельно территорию, когда внутри находится такой знаковый объект, неправильно, – возразил Валиуллин.

Презентацию продолжила уже другой архитектор, она обозначила основные функциональные зоны. Проектом предлагается обустроить аллею-галерею от арки до площади перед театром. Здесь могут расположиться малые архитектурные формы, которые также выполняют функцию мини-сцен. Параллельно аллее – зона с детскими площадками и далее – «тихая» зона для прогулок. За зданием отвели место для небольшой спортивной площадки и парковку автомобилей. На площади перед театром будет сцена-фонтан с очень тонким слоем воды, где артисты могут ставить эффектные номера с брызгами воды. А в тихой зоне будут «камыши» – электронные палочки, которые начинают светиться и звенеть, если их задеть.

«Театр для города – событие века. Я за 15 лет проектировал только торговые центры»

– Еще мы разработали дизайн-код. Челны состоят все-таки больше из коробок, – без задней мысли сказала архитектор, – и поэтому мы решили принять за основу именно такую форму. Мы всячески ее трансформируем, играем с ней. Также мы не остались равнодушны к окружающей застройке, и в малых архитектурных формах будем применять и ваш орнамент, и бетон, и дерево.

Так, элементы кубической формы используются на детских площадках. Еще одна задумка второй группы архитекторов – особое место для фотографирования. Это будет определенная точка, с которой видно, как все МАФы выстраиваются в одну линию и образуют слово. Как вариант – «театр».

«Театр для города – событие века. Я за 15 лет проектировал только торговые центры»

«ЕСЛИ ДАЖЕ ВЫ СЕГОДНЯ ВОССТАНОВИТЕ, ВЛОЖИТЕ МИЛЛИОНЫ, НА СЛЕДУЮЩИЙ ГОД БУДЕТ ТО ЖЕ САМОЕ. ПОТОМУ ЧТО НАШИ КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ – ЭТО НЕ ЮГ»

В третью группу вошли не только казанские, но и челнинские архитекторы. В том числе, председатель городского Союза архитекторов Ринат Сафиуллин, его сын Равиль Сафиуллин, руководитель «КМТ Проектный одел», который занимался Шишкинским бульваром.

Основная концепция третьей группы – объединение театра со всем парком.

– Это единственное зеленое рекреационное пятно, которое питает весь гигантский жилой массив. На территории есть холм, который является проблемой этой территории, – отметил Равиль Сафиуллин. – Мы решили сделать его преимуществом и изюминкой проекта: хотим расположить там амфитеатр.

«Театр для города – событие века. Я за 15 лет проектировал только торговые центры»

Кроме того, архитекторы предложили перекрыть часть улицы Маршала Жукова на участке от улицы Низаметдинова до Садового переулка и сделать ее пешеходной.

– Был сделан пешеходный анализ близлежащей территории. Все потоки людей на этом участке перерезают улицу Маршала Жукова. Наше предложение – здесь мы улицу закрываем. Транзита через нее не будет. Будет разворотная площадка для автомобилей, – представил идею Ринат Сафиуллин. – Маршала Жукова – короткая улица, а основная транспортная связь, соединяющая ЗЯБ с Замелекесьем, – это улица Хади Такташа. Поэтому здесь, у парка, будет только местный подъезд к остановке, и с этой остановки уже пойдет пешеходная улица. Это обеспечит доступность для пешеходов, в том числе для инвалидов. Поток будет огромный, и если не перекрыть, переходить эту улицу будет очень сложно.

Сафиуллин также поставил под сомнение предстоящую реконструкцию театра.

«Театр для города – событие века. Я за 15 лет проектировал только торговые центры»

– Мне кажется, мы должны благодарить выступившие группы за то, что они обратили внимание на здание театра. Да, Петров правильно говорит, что работает «Татинвестгражданпроект», документация на так называемый капитальный ремонт готова. Но я сделал анализ. Получается, что лестница высотой 1,4 метра сейчас в разрушенном состоянии. Если даже вы ее сегодня восстановите, вложите миллионы, на следующий год будет то же самое. Потому что наши климатические условия – это не юг, – заявил архитектор.

Он привел еще несколько примеров нелогичных, на его взгляд, решений, которые предлагаются проектом реконструкции, и внес свои предложения.

После выступления групп их представителей посадили лицом к лицу с участниками обсуждения, чтобы они ответили на вопросы. Сомнения у слушателей вызвал вариант использовать холм под амфитеатр. Там размещен коллектор диаметром три метра, и «Челныводоканал» предупреждал об этом. Но Равиль Сафиуллин ответил, что можно попробовать договориться.

«Театр для города – событие века. Я за 15 лет проектировал только торговые центры»

Архитекторов попросили уделить внимание маломобильным группам населения, сделать среду максимально доступной. Зал поднял и больной вопрос по площадке для выгула собак. Здесь опять же возник небольшой спор: нужна ли она вообще. Что касается парковки, ее все же попросили сделать не за, а перед зданием, чтобы гости подъезжали к главному входу.

– Ставить со стороны домов машины не надо. Оптимальный вариант – перед зданием, – высказался Виталий Агапов. – Сам театр должен быть местом в татарском духе. Будем обсуждать парк у русского драматического театра – там будем развивать русскую культуру. Это необходимо для воспитания наших детей в духе национальной культуры (неважно какой – русской или татарской). И я приветствую, что в театре должно быть не менее 500 мест. Это связано еще и с бюджетом театра. Сейчас у них 200 мест. 300 – это не намного больше. Там должны проходить не только спектакли, но и концерты, – решил Агапов, добавив, что добираться в ДК на ГЭС или в Новый город местным жителям неудобно.

«Театр для города – событие века. Я за 15 лет проектировал только торговые центры»

Завершая встречу, Надежда Снигирева сообщила, что на основе трех работ и обсуждения будет создаваться единый эскизный проект, который и ляжет в основу будущего благоустройства. Он будет готов в апреле. Вероятно, пройдет еще одна встреча. Такого количества общественных обсуждений вокруг одного проекта, пожалуй, еще не проводили в Челнах.

– Я как житель Челнов затрудняюсь ответить, когда в последний раз здесь обсуждался проект такой значимости, как театр. Я за свою 15-летнюю практику проектировал только торговые центры. Это, наверное, 99% всех моих заказов. Театр для города – это событие века, я не преувеличиваю, – поделился Равиль Сафиуллин. – Среди архитекторов бытует мнение, что не нужно спрашивать мнение жильцов: «Мы сами знаем, как сделать, вот вам проект, живите в нем». Спасибо Наде, которая таким вот зазнавшимся архитекторам через этот формат общения дает возможность услышать обратную связь. Я верю, что этот диалог приведет к отличному результату.

«Театр для города – событие века. Я за 15 лет проектировал только торговые центры»

«Театр для города – событие века. Я за 15 лет проектировал только торговые центры»

«Театр для города – событие века. Я за 15 лет проектировал только торговые центры»

«Театр для города – событие века. Я за 15 лет проектировал только торговые центры»

«Театр для города – событие века. Я за 15 лет проектировал только торговые центры»

«Театр для города – событие века. Я за 15 лет проектировал только торговые центры»

«Театр для города – событие века. Я за 15 лет проектировал только торговые центры»

«Театр для города – событие века. Я за 15 лет проектировал только торговые центры»

«Театр для города – событие века. Я за 15 лет проектировал только торговые центры»

«Театр для города – событие века. Я за 15 лет проектировал только торговые центры»

«Театр для города – событие века. Я за 15 лет проектировал только торговые центры»

«Театр для города – событие века. Я за 15 лет проектировал только торговые центры»

«Театр для города – событие века. Я за 15 лет проектировал только торговые центры»

«Театр для города – событие века. Я за 15 лет проектировал только торговые центры»

«Театр для города – событие века. Я за 15 лет проектировал только торговые центры»

«Театр для города – событие века. Я за 15 лет проектировал только торговые центры»

«Театр для города – событие века. Я за 15 лет проектировал только торговые центры»

Анна Перебаскина