Еще одна «горячая точка» на карте Тукаевского района. Земельный конфликт, который начал разворачиваться как спор двух предпринимателей, перерос в народную борьбу. «Собственник земельного участка перекрыл и распахал нашу общую дорогу, которой пользовались все мы, жители», – говорится пишут жители района депутату Госдумы Альфие Когогиной. Проблема назрела в Бурдинском сельском поселении. Здесь внушительный земельный участок был продан вместе с водоемами, карьером и даже кладбищем. Теперь жители столкнулись с тем, что привычные пути, которыми они ходили и ездили десятилетиями, стали частной собственностью Виталия Касакина, местного фермера и бывшего руководителя «Булгарпиво». Владелец участка возражает: есть доступ и к реке, и к грибам, и к ягодам, а ажиотаж создал сосед-конкурент. Из-за личных интересов. В конфликте, который дошел до бизнес-омбудсмена Нагуманову и депутата Госдумы, разбирался Chelny-biz.ru.
«МЫ С КАСАКИНЫМ «БОДАЕМСЯ» ИЗ-ЗА ДОРОГИ К МОЕМУ УЧАСТКУ НЕ ПЕРВЫЙ ГОД. НО СЕЙЧАС ПРОБЛЕМА ПЕРЕШЛА В ДРУГУЮ ПЛОСКОСТЬ – НАРОД ВСТАЛ НА ЗАЩИТУ»
Земельный участок близ села Бурды размером 155 га был продан в 2016 году вместе со всем, что находилось на его территории. Никто, судя по всему, не задумывался о публичном сервитуте на дороги или о федеральной собственности, которой является протекающая по участку река. Теперь бурдинцы, которые стали заложниками ситуации, требуют навести порядок. Люди наняли адвоката, начали собирать подписи, строчить жалобы в прокуратуру, исполком и депутатам.
«Мы, жители села Бурды, подтверждаем, что данной исторически сложившейся дороге около 100 лет. До сегодняшнего дня активно использовалась нами для сенокоса, сбора грибов и ягод, а также работниками колхоза и совхоза (посев и уборка зерновых культур, выращивание культур в тепличном комплексе, и как подъездная дорога к свиноферме), существовавших на базе поселения, – говорится в подписном листе. – Просим оставить дорогу с установлением сервитута по данной дороге для всех жителей и гостей села Бурды. Мы просим оставить реку Евлевка в федеральной собственности. Расторгнуть договор аренды с человеком, использующим реку не по назначению (земляные работы, гидросооружения и плотины) и закрывающим нам доступ, вывести реку из частной собственности».
На данный момент под этим текстом подписались 192 человека.
Одним из первых тему поднял владелец крестьянско-фермерского хозяйства в селе Бурды Иван Кузьмин, которого проблема коснулась напрямую. Дорога ведет и к его земельному участку, теперь фактически ставшему анклавом. Вместо короткого пути Кузьмину предложили использовать объездной – через горы. Фермер заявил о нарушении своих прав на встрече «Бизнес и власть: откровенный диалог», которая прошла летом в Набережных Челнах с участием бизнес-омбудсмена Тимура Нагуманова и заместителя прокурора РТ Марата Долгова. Последний, кстати, обещал взять вопрос в работу. Сейчас Кузьмин судится с владельцем участка Виталием Касакиным.
– У меня свое небольшое хозяйство. Мы с Касакиным «бодаемся» из-за дороги к моему участку не первый год. Но сейчас уже борюсь не только я, проблема перешла в другую плоскость, – отметил Кузьмин. – Народ встал на защиту, люди говорят: «Ты нам дорогу отдай. Кто тебе продал наши земли?!» 190 человек подписали коллективное обращение с просьбой установить публичный сервитут. Они ходят по этой дороге к реке, на гору и в лес. Мы уже доказали, что река – это объект федерального значения. А как она попала в частную собственность? Почему карьер, который был в генплане Бурдинского сельского поселения, продали как землю сельхозназначения? И никто не видит, никто не копает! Такого уж быть не может же! Вот, например, с Шарифуллиным был спор – он поступил как нормальный бизнесмен. Он пришел и сказал: «Ребята, заберите это все, если это незаконно».
Кузьмин говорит о ситуации с возвратом земель компанией «ГрадРесурс» Фаила Шарифуллина после скандала с засыпкой озер.
- А мы сейчас и переговоры ведем, но человек просто ни в какую, - продолжает фермер. - У него большие связи, никто ничего не может сделать. Если он эту землю не хочет отдавать, дайте ему где-нибудь в другом месте! Речь идет о тысяче квадратных метров под дорогу. Но никаких движений нет, и эта борьба продолжается. Это просто бред! Так уж не бывает, нельзя так издеваться над людьми!
«ПЕРЕД САМЫМ УХОДОМ АСЫЛГАРАЕВ НАПИСАЛ: «РЕБЯТА, ДА, РЕКА ЧАСТИЧНО В ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, НАДО ЕЕ ВОЗВРАЩАТЬ»
Как пояснил адвокат Андрей Тимофеев, фактически Виталий Касакин не нарушал закон, он приобрел сформированный земельный участок по договору купли-продажи в июле 2016 года. А вот как земля с рекой и дорогой выделялась прежнему владельцу – агрофирме «Тукаевская продовольственная корпорация», которая зарегистрировала за собой право на участок буквально за три месяца до этого, – вопрос. Без ведома исполкома и главы поселения этого произойти не могло, считает юрист. Совладельцами «Тукаевской продкорпорации» являются Светлана Полынкина и учрежденное ею же ООО «Управляющая компания ВИСТ-Сервис КАМА».
– Участок был образован с многочисленными нарушениями. Здесь находится водный объект, а, следовательно, приватизировать такую землю невозможно. То ли второпях, то ли как оформляла его «Тукаевская продовольственная корпорация»… Надо было сначала выделить водный объект, сделать межевание. Почему этот момент проигнорировали – не понятно, – говорит Андрей Тимофеев. – Кроме того, на территорию участка попало кладбище. Да, оно не приватизировано, но окружено частной землей. Проезды к нему тоже надо было правильно оформить. К тому же на этом участке изначально было предусмотрено обременение в виде проезда к участку Кузьмина, а потом это обременение пропало. Претензий к Виталию Александровичу (Касакину – ред.) быть не может, потому что он этот участок не формировал. Все претензии должны быть к корпорации. Но между сделками – всего три месяца. Понятно, что участок выделялся под продажу, и человек приобретал не кота в мешке.
В судебной практике, отмечает Тимофеев, есть прецеденты, когда в случае приватизации земли с нарушениями собственника принуждали вернуть участок и устранить их.
Фермер Иван Кузьмин ранее обращался к местным властям, чтобы разобраться в ситуации. В октябре он получил ответ от прежнего руководителя исполкома Расима Асылгарева. На подготовку ответа у экс-чиновника, кстати, ушло три месяца (обращение было написано в июле).
– У нас было несколько обращений к Асылгараеву, он не брал их во внимание, – говорит Кузьмин. – А когда шапка уже загорелась, перед самым уходом он написал нам ответ: «Ребята, да, река частично находится в частной собственности, надо ее возвращать».
Вот что дословно ответил чиновник:
«На ваше коллективное обращение в Управление Росприроднадзора по РТ об ограничении свободного доступа к р. Евлевка Исполнительный комитет района сообщает, что по данному факту органом прокуратуры вынесено представление от 28.09.2017 об устранении нарушений водного законодательства путем размежевания части территории, занятой водой, и снятии ее с кадастрового учета. На основании представления землевладельцу участка направлено уведомление о выполнении необходимых действий. Дополнительно сообщаем, что данный вопрос находится на контроле у прокуратуры, и органом местного самоуправления будут приняты исчерпывающие меры, предусмотренные действующим законодательством», – обещал Асылгараев за 10 дней до того, как оказался в суде.
«СОБСТВЕННИК УЧАСТКА ПЕРЕКРЫЛ И РАСПАХАЛ НАШУ ОБЩУЮ ДОРОГУ ВДОЛЬ РЕКИ. ДОСТУП К ЛЕСУ СО ВСЕХ СТОРОН СТАЛ НЕВОЗМОЖЕН»
После того, как «исчерпывающие меры» так и не были приняты, адвокат Андрей Тимофеев в конце января оформил от имени своих доверителей жалобу в прокуратуру.
«Собственник земельного участка предприниматель Касакин В.А. перекрыл и распахал нашу общую дорогу вдоль реки Евлевка, которой пользовались все мы, жители села Бурды. Доступ к лесу со всех сторон стал невозможен: либо дорога очень длинная, либо опасная, – указано в обращении. Ситуацию с рекой также отразили. – Этот водный объект является федеральной собственностью и соответственно сделки по его отчуждению являются незаконными. В настоящее время водным объектом река Евлевка мы, жители села Бурды Тукаевского района Республики Татарстан, не можем пользоваться, наш доступ ограничен».
В жалобе также упоминается гражданский спор между Кузьминым и Касакиным об установлении сервитута. Производство по делу, кстати, сейчас приостановлено определением Тукаевского районного суда, назначены землеустроительная и оценочная экспертизы. Они должны определить, есть ли еще варианты, как фермеру добраться до своего участка.
«В рамках разбирательства по делу, нам, жителям села Бурды стало известно, что собственник земельного участка Касакин В.А. предложил варианты дорог взамен самой короткой и безопасной. Его варианты опасные, ни людям не добраться, ни технике, особенно в весенне-осеннее время (зимой вообще невозможно)», - говорится в письме прокурору.
Жители просят, во-первых, оказать им помощь с установлением свободного доступа к реке и лесу, во-вторых, обязать провести межевание и передачу речки в федеральную собственность.
Аналогичная жалоба была направлена 7 февраля новому руководителю исполкома Фаилу Камаеву, а позже и депутату Госдумы Альфие Когогиной. От них ответов пока не поступало, а вот прокуратура уже все подробно расписала.
Ведомство ответило, для установления публичного сервитута необходимо проведение общественных слушаний, на которых инициатива должна получить одобрение. А если после этого решения соглашение между жителями и собственником не будет достигнуто, люди имеют право обратиться в суд.
Как оказалось, еще в июле Касакин обращался к экс-главе Тукаевского района Василю Хазееву с предложением оформить публичный сервитут на участок для проезда и прохода к кладбищу и реке согласно приложенной им схеме. Но глава КФХ получил ответ, что в частных интересах сервитут не устанавливается. По реке тоже ситуация не радужная. Касакин обратился в отдел водных ресурсов Нижневолжского БВУ по РТ с просьбой установить границы водоохраной зоны реки Евлевки и внести ее в реестр водных объектов. Обращение перенаправили в Минэкологии РТ. Оттуда пришел ответ, что определение водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы будет возможно при условии выделения субвенций из федерального бюджета не ранее 2019 года.
«По результатам проверки оснований для принятия мер прокурорского реагирования не установлено», – подытожил прокурор Тукаевского района РТ Айрат Галимарданов.
Такой ответ жителей, подписавшихся под письмом, не устроил.
– У нас землю «упаковали» – и речку, и дороги – и продали. А кто? Почему правоохранительные органы не спрашивают с них? – возмущается Иван Кузьмин. – Даже если сейчас размежуют, выведут реку и дорогу, факт остается фактом – кто-то же это сделал. Почему карьер, где камни, песок добывали, был «упакован» в одном массиве как земля сельхозназначения и продан?
«ОНИ СОБИРАЛИ ПОДПИСИ ПОД ПРЕДЛОГОМ ТОГО, ЧТО ЗДЕСЬ ЯКОБЫ БУДЕТ СТРОИТЬСЯ ДОРОГА, А ФАКТИЧЕСКИ – ПОДСУНУЛИ ЖАЛОБУ НА МЕНЯ»
Виталий Касакин, которому принадлежит участок, отметим, является крупнейшим фермером сельского поселения. Он – директор и стопроцентный учредитель ООО «Усадьба Касакина», зарегистрированного в сентябре 2009 года в Евлево. Судя по данным системы «Контур-Фокус» усадьба ведет 63 вида деятельности, в том числе производство молочной продукции, выращивание зерновых, грибов и трюфелей, рассады, разведение крупного рогатого скота, лошадей, овец и коз, птицы, лесоводство, рыбоводство и так далее.
Также Касакин – директор и учредитель ООО «Диана-Эль» (розничная торговля), ООО «Консул» (деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания), ООО «Кордон+» (аренда). До того, как мужчина стал фермером, он руководил компанией «Булгарпиво».
– Эта эпопея началась давно. Сейчас дело о сервитуте на дорогу к участку Кузьмина находится в суде, назначена экспертиза, – рассказал Chelny-biz.ru Виталий Касакин. – Фактически проблемы нет – есть дорога, есть всесторонний доступ и к водным объектам, и к грибам, и к землянике, и к его участку. Все это должна показать экспертиза. В таких случаях сервитут не требуется. Согласно Земельному кодексу он оформляется, когда доступа нет. Что касается реки, я ее не покупал. Водный объект – это федеральная собственность, это даже обсуждению не подлежит. Но не все реки состоят на учете в Водном реестре. Крупные – да, а мелкие реки, как Евлевка, как мы выяснили, нет. Но несмотря на это, раз встал вопрос, я подал заявление, чтобы ее поставили на учет. Хотя в принципе это не моя работа. Я уже получил положительный ответ. Там тоже нет никакого нарушения, доступ есть.
По словам фермера, привлечение общественности и СМИ с этой теме связано исключительно с личными интересами Ивана Кузьмина.
– Они собирали подписи под предлогом того, что здесь якобы будет строиться дорога, а фактически – подсунули жалобу на меня. По этим жалобам прокуратура проводит проверку уже который раз. И исполком проверял, у меня есть заключение, что с моей стороны нарушения законодательства нет. Есть все бумаги, все ответы. Нет там проблемы, понимаете? Проблема в чем – Кузьмин построил там рыболовную базу на земле сельхозназначения, организовал платную рыбалку и хочет сейчас построить туда дорогу с освещением. И он уже начинал без разрешения делать ее из строительных отходов. Перекрыл речку, что является грубейшим нарушением. Я остановил несанкционированное строительство. Тогда он обратился в СМИ и написал жалобы всем президентам, – улыбается фермер. – Я еще в 2002 году создал фермерское хозяйство, приобрел земли. Я сам родом из этой деревни. В 14 лет уехал учиться, получил образование, работал руководителем «Булгарпиво» долгие годы и в свое время создал КФХ, чтобы на старости лет заниматься сельским хозяйством. У меня там сертифицированное рыбоводческое предприятие, пасека, коровники. Я перерабатываю молоко. Есть молочный цех, который выпускает продукты под маркой «Усадьба Касакина». У нас немаленькое фермерское хозяйство, и эти земли были куплены в рамках его развития, они находятся в частной собственности. Люди завидуют.
Касакин добавил, что в этом году в деревне прошел сход граждан с участием нового главы исполкома, и там было объявлено, что дорога есть, проблема решена. Однако, как отмечает адвокат Андрей Тимофеев, этого мало:
– К сожалению, сход был проведен с нарушением законодательства. Чтобы организовать дорогу, надо сделать межевание, выделить землю, обсчитать, внести в кадастровую карту. Для установления публичного сервитута нужно провести публичные слушания. Их порядок и организация прописаны законодательно. Решение должно быть оформлено, как положено, но этого не было. Да, сход был, вопрос подняли, все похлопали, градус напряжения сбили и все, разошлись. Но мы живем в такое время, когда любое волеизъявление необходимо оформлять в соответствии с действующим законодательством. Да, участок сформировали, и человек работает – бог с ним, он приносит пользу! Но давайте устранять то, что наворотили! – призывает юрист. – Почему двойные стандарты действуют?
Анна Перебаскина
житель Малой Шильны
А ответит кто?
Чужой
Диляра
Резеда
Радик
Свободный бурдинец
Свободному бурдинцу
Гражданин
Лжесоводному
Лжесоводному
Свободный Колян
Коля
Депутат
Алина
Зиля
Лилия
Надя
R
Бордыбаш с Вами
Крылов
Крылову
Радик Ямалетдинов
касакин николй макарович.
местный
Елена
Местный
глава
Кряшен
Клавдий
Неместный
Просто
Фурия