«Я не умею рисовать, но я умею думать с кистью в руках», – сегодня заявил журналистам на так называемом «творческом отчете» главный архитектор Набережных Челнов Алмас Идрисов. Представителям СМИ главный зодчий автограда дал мастер-класс – показал, как достаточно просто, на первый взгляд (но это совсем не так), можно сотворить пейзаж, осенний или зимний. А пока художник заполнял белый ватман красками, попутно рассказывал, почему завернули проект бизнесмена Мунавира Гимазетдинова, где в Челнах появится памятник Фикряту Табееву, что думает по поводу архитектуры города и почему открестился от проекта на майдане, который каким-то образом прошел мимо градсовета.
«ЗДЕСЬ МЕЛЬЧИТЬ В ДЕТАЛЯХ НЕЛЬЗЯ. НУЖНО КРУПНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ И ФОРМАМИ РЕШАТЬ»
Идрисов ждал журналистов в своем кабинете. К приходу прессы уже были заготовлены эскизы и проектор для иллюстрации. Первым «блюдом» стал капитальный ремонт: архитектор представил 17 планшетов с фотографиями, на которых изображены обновленные дома, детские сады и школы.
– Во всех направлениях капительного ремонта (детские сады, школы, жилые дома, подземные переходы) мы, естественно, с архитекторами, проектировщиками участвуем, помогаем в деликатной форме, оказываем графическую консультацию, – рассказывает Идрисов, держа в руках указку почти в свой рост.
Колористическое решение будущих фасадов подсказывает сама природа, в очередной раз говорит Идрисов (архитектор не раз сравнивал дома с осенним, зимним и летним лесом), некоторые направления в своих монументах и работах оставил Ильдар Ханов.
– Фасадные решения взяты не с потолка. До того, как принять колористику, мы изучаем рядом стоящие дома и объекты, смотрим, какие решения в городе уже имеются, и продолжаем этот дух в новых решениях. На проспекте Сююмбике, например, мы взяли за образ знаменитую башню Сююмбике. Конечно, не один к одному, а более дизайнерски. Детали должны быть масштабными. Челны - современный город с широкими проспектами, здесь мельчить в деталях нельзя, нужно крупными элементами и формами решать.
«ДОМ ОТ ЗЕЛЕНИ ПОДНИМАЕТСЯ, КАК СВЕТЛОЕ ЖИВОПИСНОЕ ОБЛАКО. ЭТО ВЕЛИКОЛЕПНО!»
Следом за этим Идрисов показал будущие объекты в Замелекесье, в районе парка Победы. Архитектор рассказал, как черно-белый проект компании «ПИК» на Сармановском тракте после визита к нему заиграл в новых красках.
– На днях мы были на совещании на Цветочном бульваре, где строит «Профит» и «Домкор», работы уже завершаются. Уходя, я прогулялся по парку, оглянулся: дом от зелени поднимается, как светлое живописное облако. Это великолепно! – воодушевленно говорит Идрисов, однако увидев недоумение в глазах журналистов, тут же замечает, – такие сравнения можно давать, если ты постоянно находишься в состоянии творческого поиска.
Chelny-biz.ru поинтересовался, как удается выстраивать отношения с застройщиками, проекты которых порой приходится переделывать.
– Есть разные моменты, но в целом хорошо воспринимают, – уверяет Идрисов. – Нам повезло: мы в такой период живем, когда каждый старается сделать свой дом интересным, запоминающимся. <…> До градостроительного совета мы здесь проводим мозговую атаку, обсуждаем. Наш язык не такой: два писателя встретились, договорились и распрощались. Нет! Наш язык – графический, – продолжает архитектор, перебирая кипу бумаг, из которой достает проект Камского строительного колледжа им. Е.Н. Батенчука. – Объект вам знакомый. Вы помните, каким он был. В свое время добротное здание устарело и нуждалось в обновлении. Большая работа проведена по интерьерам, благоустройству. Вот он, лег в основу дальнейшей реализации. Основное оружие беседы архитекторов, проектировщиков, инвесторов – это графический язык. Уже по реализации такое ощущение, что реализовали лучше, чем на эскизе.
«НЕ НУЖНО БОЯТЬСЯ РАЗНООБРАЗИЯ»
Отвечая на вопрос журналистов, Алмас Идрисов рассказал о будущем развитии территории Майдана, где в минувшем году было снесено сразу несколько нестационарных торговых объектов. Как заметил архитектор, сегодня здесь уже прокладывается широкий тротуар в сторону набережной. В последующем эта зона призвана стать местом отдыха челнинцев. В сосновой роще установят скульптуру Фикрята Табеева, легендарного руководителя республики, первого секретаря Татарского обкома КПСС. Памятник будет расположен на пути к набережной, уже названной именем Табеева. Что касается построек, начатых компанией «Вектор 4», между «Дубай» и «Дивар», Идрисов коротко отметил:
– Пока запишите – я к этому никакого отношения не имею, абсолютно. Потом разберемся. К чему я отношение имею, готов рассказывать до упада. Изучить и подготовить вам ответ к следующему разу я готов.
А вот новый объект, расположенный напротив гипермаркета «Эссен» в 30-м комплексе, который уже вызвал массу негативных комментариев в соцсетях, Идрисов назвал «поддержкой малого и среднего бизнеса».
– Мы стандарты разработали. Готовы всем помогать, чтобы объекты эстетично выглядели, выразительно, в архитектуру Челнов вписывались. К объекту я отношусь положительно, поддерживать надо малый и средний бизнес.
Алмас Идрисов перечислил лучшие, по его мнению, здания автограда. В их числе: мэрия, шахматный клуб, «Тюбетейка» (деловой центр 2/18), БСМП. Журналисты попросили архитектора высказаться о здании казначейства, которое построено в стиле классицизма.
– Лучше к нему положительно относиться, – улыбается спикер. – Я могу сделать фотоанализ архитектурных деталей, которые объяснят, почему к нему надо положительно относиться. Это здание вполне вписывается в город. Не нужно бояться разнообразия.
«У ВАС ТАКОЙ ПОДХОД, ЧТО ВЫ ХОТИТЕ ЗНАТЬ: КОГДА, СКОЛЬКО И ПОЧЕМ»
После 40 минут рассказа и общения с журналистами архитектор приступил непосредственно к мастер-классу. Хаотично размахивая кисточкой по белому листу бумаги, Алмас Идрисов ответил на вопросы журналистов. Так, он рассказал, что разрабатывается генплан юго-востока города (территории за проспектом Яшьлек), подчеркнул, что планирует обратиться к председателю Союза художников Татарстана – городу нужна единая концепция монументального оформления. Журналисты интересуются, когда ждать первых домов на территории Орловского поля.
– Я заметил, у вас такой подход, что вы хотите знать: когда, сколько и почем, – с ноткой критики говорит Идрисов. – Мы разработали программу и по ней идем, главное – обеспечить перспективными разработками. А над вашими вопросами есть кому голову ломать, мы эти вопросы им оставляем.
Не остался без внимания представителей СМИ и ситуация, в которой оказалась компания «Подряд». Градсовет недавно завернул проект Мунавира Гимазетдинова, предприниматель этим летом хотел начать стройку в Замелекесье. Но руководитель исполкома предложил провести конкурс на проект планировки всей прибрежной зоны, и только потом начать освоение земли «Подряда».
– Рисуем комплексный проект всего берега, объявляем конкурс, чтобы объекты не сажали, как с вертолета сбросили, а чтобы они вписывались, –поясняет Идрисов. – Самое сложное в этой жизни – сроки. Одно скажу – над проектом работаем. Я проектировать сам буду, я приехал по-мо-гать <…> Мне часто пишут в комментариях: «Ты рисовать не умеешь». Я честно признаюсь: я рисовать не имею, но я думаю с кистью и карандашом в руках. А это важно.
К концу встречи Идрисов завершил несколько рисунков. На них осенние и зимние пейзажи.
Лилия Хамитова
лена
Иван