Затянувшийся конфликт в совете Малошильнинского сельского близ Набережных Челнов, за которым более полугода пристально следит челнинская общественность, перерос в попытку снять с должности главу Геннадия Харитонова, подозреваемого в совершении преступлений сразу по двум статьям Уголовного кодекса. Повышенный интерес к делу объясняется тем, что поселение объединяет облюбованные челнинской элитой села Белоус, Ильичевка, Большую и Малую Шильну, а среди местных депутатов есть известные челнинцы. На днях городской суд рассмотрел вопрос об отстранении главы от должности. Следователь требовал принять обеспечительные меры в отношении Геннадия Харитонова, чтобы, пока идет следствие, тот не смог уничтожить важные документы, подкинуть следователям ложные сведения или надавить на свидетелей, используя свое должностное положение. В зал суда пришла почти половина депутатов сельского поселения, которых сам Харитонов называет оппозицией, а все происходящее – политическим заказом. Защита главы убеждала суд, что отстранение грозит хаосом поселению и проблемами для всего Тукаевского района.
«ДЕПУТАТЫ, КОТОРЫЕ ИНИЦИИРОВАЛИ ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА, ЗАНИМАЮТСЯ ПРОВОКАЦИЯМИ»
В минувшую пятницу Набережночелнинский городской суд рассматривал ходатайство об отстранении от должности главы Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Геннадия Харитонова, подозреваемого в совершении преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 286 и частью 2 статьи 292 Уголовного кодекса РФ: превышение должностных полномочий и служебный подлог.
К такому результату привел конфликт между главой и депутатами, который длится более полугода в сельском поселении близ Набережных Челнов. Напомним, что в марте депутаты направили письмо в управление президента РТ по вопросам антикоррупционной политики, попросив обратить внимание на нарушения, которые были обнаружены в деятельности главы Геннадия Харитонова. Сейчас эти нарушения фигурируют в возбужденном уголовном деле. Речь идет об истории с покупкой на бюджетные средства автомобиля Hyundai, переданного Тукаевскому району, а также о выделении из поселкового бюджета кредитов двум другим сельским поселениям района. Обвинения Харитонову пока не предъявлены, идет досудебное производство, в рамках которого подозреваемого как раз и просят отстранить от работы.
Сам Геннадий Харитонов заявил Chelny-biz.ru, что это уголовное дело – происки оппозиции.
– Это политический заказ, – считает он. – Совет депутатов поменялся на 60% по сравнению с тем созывом. Шесть депутатов из 10 являются новыми, из них четверо никогда не были депутатами, они не знакомы с процедурой принятия решения для распределения бюджетных средств и принятия бюджета сельского поселения. Данные депутаты, которые инициировали возбуждение уголовного дела, занимаются провокациями, что не в лучшую сторону отразилось на работе исполнительного комитета. По истечении восьми месяцев со дня избрания ни одно решение еще не принято в пользу сельского поселения. Они занимаются только проверками. Хотя совет депутатов избирается не для того, чтобы проверять прошлый созыв, а для того, чтобы работать сегодня. Уже были неоднократные проверки по их заявлениям в течение восьми месяцев. Следственный комитет провел проверку, оппозиция не согласна с ее результатами. Были публикации в СМИ: и вор, и коррупционер, и мошенник… Все это слова оппозиции и никакими документами это не подтверждается.
Мира между депутатами Малошильниского сельского поселения и главой действительно нет уже давно. В марте народные избранники написали письмо начальнику управления президента РТ по вопросам антикоррупционной политики Марсу Бадрутдинову с просьбой направить комиссию в исполком:
«Многочисленные нарушения, граничащие с уголовно наказуемыми деяниями, уже полгода будоражат общественность района, – говорилось в письме. – Чем дольше длится конфликт, тем больше появляется свидетельств о злоупотреблении властью главой исполкома Малошильнинского поселения».
Ранее поднимались вопросы незаконного выделения земель и застройки на территории поселения. Претензии у депутатов были к качеству дорог, распределению бюджетных средств и работе контрольно-счетной палаты. Свою порцию компромата на Харитонова выложил экс-депутат горсовета Набережных Челнов Сергей Еретнов, житель деревни Белоус.
Напомним, что Геннадий Харитонов не сразу был избран главой на второй срок. Депутат Сергей Морозов в разговоре с корреспондентом Chelny-biz.ru отметил, что «ему дали некий карт-бланш».
– Поставили задачу объединить команду депутатов для совместной работы на благо поселения, – пояснил Морозов. – Но этого не произошло, и теперь мы здесь, в суде.
«МАЛОШИЛЬНИНСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ НАХОДИТСЯ В ТУКАЕВСКОМ РАЙОНЕ, ТО ЕСТЬ ФАКТИЧЕСКИ ЗАТРОНУТЫ ИНТЕРЕСЫ ЦЕЛОГО РАЙОНА»
Из депутатов на заседании присутствовали Роман Ваганов, Максим Федоров, Сергей Морозов и Ильшат Вильданов. В зале суда они заняли места возле прокурора. На противоположной стороне скамьи сели сам Геннадий Харитонов и двое представителей Тукаевского муниципалитета. Следователь расположился посередине, прямо напротив судьи. Отметим, что депутаты рассчитывали выступить на суде в качестве свидетелей, однако им пришлось довольствоваться ролью слушателей. Разговор шел между судьей, следователем и адвокатом. На вопросы отвечал Харитонов.
Прежде всего, адвокат ходатайствовал о допросе свидетеля, который должен был пояснить суду, к каким плачевным последствиям может привести отстранение главы на работе Тукаевского района в целом.
– Малошильнинское сельское поселение находится в Тукаевском районе, то есть фактически затронуты интересы района, – сказал адвокат. – Представитель администрации желает высказаться, может ли принести вред удовлетворение данного ходатайства деятельности района.
Судья задал уточняющий вопрос, а затем воцарилась продолжительная тишина. Обдумав все, он отказал в удовлетворении ходатайства. Свидетель, которого так ждал адвокат, приехал зря. Впрочем, суть опасений за судьбу района и поселения адвокат и Харитонов позже изложили и сами.
«ХАРИТОНОВ МОЖЕТ УНИЧТОЖИТЬ ДОКУМЕНТЫ, ЧТОБЫ УЙТИ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»
Далее, наконец, суд дал слово следователю, который попытался обосновать необходимость отстранения Харитонова. Он напомнил о возбужденном уголовном деле и отметил, что факты превышения полномочий и подлога подтверждаются собранными по делу доказательствами.
– Принимая во внимание, что подозреваемый Харитонов причастен к совершению должностных преступлений, он может продолжить свою противоправную деятельность, – сказал следователь. – В том числе, имея доступ к служебной документации, может уничтожить документы, имеющие значение для следствия, либо внести в них заведомо ложные сведения, чтобы уклониться от уголовной ответственности и избежать наказания. Может использовать свое должностное положение и оказать давление на подчиненных, чтобы те дали ложные показания.
Геннадий Харитонов
Более того, следователь ходатайствовал о приобщении к документам дела заявления Ваганова, Федорова и Вильданова, которые указывают на возможную причастность Харитонова к ряду других правонарушений.
– Слишком много всего сразу, – остановил судья и отказал в удовлетворении ходатайства. – В данном судебном заседании суд рассматривает вопрос не о виновности или невиновности. На данной стадии это категорически запрещено законом. В данном случае суд рассматривает конкретно вопрос о том, законно или не законно отстранение подозреваемого от должности. При этом я не имею права исследовать его виновность, – пояснил свой отказ (уже второй за заседание) судья Шамиль Галиуллин.
Далее на следователя посыпались вопросы адвоката Геннадия Харитонова:
– В качестве оснований вы указали, что Харитонов может уничтожить документы, внести заведомо ложные сведения… В настоящее время документация Малошильнинского сельского поселения изъята?
– В полном объеме нет.
– Она хранится в Следственном комитете?
– Те документы, которые были изъяты, да.
– То есть это исключает доступ к ним третьих лиц…А изъятая документация – она за 2015 год, за период, который вменяется моему подзащитному?
– Да, за этот период.
– Хорошо. Следующий вопрос. Вами указано, что он может оказать давление. Скажите, факты оказания моим подзащитным давления на работников имеются у следствия?
– Нет, – немного помолчав, ответил следователь.
– Вы также отметили, что он может «иным образом» воспрепятствовать следствию. Конкретизируйте, каким именно образом?
– Уничтожение или сокрытие служебной документации…
– Но она же изъята!
– Не вся изъята, – повторился следователь.
«МЫ ЖЕ ДЕПУТАТЫ. ЕСЛИ ЕГО ОТСТРАНЯТ, МЫ СОБИРАЕМ СЕССИЮ И ВСЕ…»
Судья принялся изучать материалы дела. В частности, в возбужденном уголовном деле речь идет о выделении средств из бюджета поселения на покупку автомобиля и его передачу муниципальном району. А также было решение главы о предоставлении кредитов другим селам района на сумму 500 тысяч рублей и 1,5 млн. Оба решения, как следует из материалов дела, – без согласования с советом депутатов.
Как оказалось, документация по данным фактам изъяты. Однако следователь не прихватил бумаги с собой….
– Для того чтобы оценить, насколько обосновано ваше ходатайство, суд должен рассмотреть эти документы, – отметил судья. – Вот мне не понятно, кредит кому, за что, насколько это законно? У вас здесь ничего не понятно. Я вынужден сейчас по крупицам собирать эту информацию.
Судья объявил 40-минутный перерыв. Следователь поехал за документами, некоторые депутаты разъехались по своим делам. В это время участники заседания делились своими прогнозами.
– В абсолютном большинстве случаев, в 99 из 100, суд идет навстречу следствию и ходатайство об обеспечительных мерах, в данном случае отстранении от должности, удовлетворяет, – сказал адвокат Роман Ваганов, – потому что действительно необходимо создать условия для расследования преступления, а это значит – ограничить возможности в передвижении, оказании давления, препятствовании. Если суд решит отказать в ходатайстве, это будет неординарное решение.
Роман Ваганов
– В мои обязанности входит обеспечение жизнедеятельности населения, благоустройство территории. Я этим занимаюсь 24 часа в сутки. А если будет принято решение об отстранении, очень много решений не будет принято, – пояснил сам Геннадий Харитонов. – Например, не будет выдаваться заработная плата, ведь право подписи сохраняется за руководителем исполнительного комитета. Совету депутатов надо будет выбрать исполняющего обязанности главы с правом подписи. Этот политический процесс затянется до следующих выборов.
Дождаться решения суда решил депутат-пенсионер Сергей Морозов. Он рассказал, как будут развиваться события в поселении, если глава лишится своего места.
– Мы же депутаты. Если его отстранят, мы собираем сессию и все, – обрисовал картину Морозов. – На основании решения суда мы избираем исполняющего обязанности либо вообще нового главу. А в его отсутствие у нас есть еще председатель. Должности заместителя нет.
«ДЕЛОПРОИЗВОДСТВОМ ЗАНИМАЕТСЯ ЗАМРУКОВОДИТЕЛЯ ИСПОЛКОМА, Я В ЭТИ ТОНКОСТИ ДО КОНЦА НЕ ВНИКАЮ»
После перерыва судья получил на руки всю имеющую отношение к делу документацию. Знакомство с ней шло долго – разобраться в запущенном делопроизводстве оказалось нелегко, но, внимательно просмотрев протоколы и решения, суд пришел к выводу, что регламент работы совета депутатов был нарушен. Почему-то сначала принималось решение за подписью Геннадия Харитонова, а потом уже оформлялся протокол собрания, где это решение якобы было принято.
– Как может быть решение, пока не было собрания? – удивился судья.
– Решения принимались в соответствии с протоколами, которые велись от руки в день заседания. Они не сохранились, – начал объяснять Харитонов. – Почему они не приобщались к делопроизводству? Видимо, таких требований нет. Одним протоколом прописывались все решения, которые принимались в течение месяца. Делопроизводством занимается замруководителя исполкома, я в эти тонкости до конца не вникаю и не знаю.
– Вы обязаны вникать по долгу службы, – заметил судья.
Он обратил внимание и на недостаточно полную информацию в протоколах:
– Вы уверены в том, что совет депутатов принял решение о выделении бюджетных кредитов именно Нижнесуыксинскому и Стародрюшскомусельским поселениям?Нет здесь информации о том, кто выступал, о чем шла речь, какие вопросы обсуждались. На основании чего было принято такое решение? Это уставом предусмотрено – оказать помощь соседям?
– Нет, уставом не предусмотрено. Основанием для рассмотрения вопроса стало обращение финансово-бюджетной палаты Тукаевского района.
Как оказалось, деньгами тогда сельские поселения так и не воспользовались. Такое перечисление было бы нарушением бюджетного кодекса, оно не было одобрено Министерством финансов, и деньги вернулись в Малошильнинское сельское поселение.
– Но факт перечисления был, – вставил следователь. – Деньги вернули. А машина до сих пор на балансе районного совета.
Участник заседания вернулись к вопросу отстранения главы от должности. Как пояснил Харитонов суду, последний обыск состоялся 25 мая, были изъяты все документы сельского поселения. Защитник обратил внимание на то, что уничтожить или внести ложные сведения в эти документы теперь невозможно, фактов давления на свидетелей нет. Оснований для удовлетворения ходатайства нет, считает защита. Более того, Харитонову так и не было предъявлено обвинение.
– Следствие идет уже месяц. Какова причина не предъявления обвинений? – поинтересовался судья у следователя.
– Собираем доказательства. На сегодняшний день достаточного объема доказательств для предъявления обвинений нет.
– Какая-нибудь экспертиза назначена?
– Планируется.
Судья назначил долгий перерыв, чтобы принять решение, и в итоге отказал в ходатайстве о временном отстранении Геннадия Харитонова от должности. Он пока останется главой сельского поселения.
Анна Перебаскина
Вася
.
Айдар