На очередном заседании градостроительного совета Набережных Челнов были приняты, можно сказать, эпохальные решения. Речь шла о ЖК на берегу Камы, который решили начать застраивать точечно без утверждения общей концепции. О масштабном проекте 63-го микрорайона на 18 тыс. жителей. Архитекторы много спорили, критиковали, но в итоге из семи проектов на доработку отправился только долгострой в 13-м комплексе. Вероятно, дело в том, что члены градсовета стали пропускать заседания… По этому поводу руководитель исполкома Ринат Абдуллин заявил, что скоро прогульщиков исключат и заменят их активистами. Такими, как Ильдус Камалов, например, который без устали накануне «громил» проекты. Но обо всем по порядку.
«КТО НЕ ХОДИТ – ТЕХ ИСКЛЮЧИМ ИЗ ГРАДСОВЕТА»
Перед тем, как перейти к повестке дня, Ринат Абдуллин обвел взглядом зал.
– Сколько у нас членов в градсовете? – уточнил он. – Многие не появляются на заседаниях. Сегодня мы готовим изменения относительно состава совета. Кто не ходит – тех исключим. Кто ходит и желает работать, мы их в работу включим, чтобы у нас был паритет в решении вопросов.
Отметим, что среди активистов, которые высказываются на всех заседаниях, – экс-депутат горсовета Ильдус Камалов. Он и в этот раз к каждому из представленных проектов подошел с критической точки зрения. Например, разнес в пух и прах новый фасад ресторана «Искушение» на бульваре Энтузиастов.
Проект реконструкции ресторана вынесли на обсуждение повторно. Предусматривается снос существующего здания и строительство нового двухэтажного ресторана. Архитектор ООО «Реал» Николай Войнов показал, что принципиальные изменения в первоначальный проект он не вносил. По совету архитекторов преобразились входная группа и фасады. Усилен цвет, ресторан будет шоколадно-кофейным.
– На бульвар вышли? – заметил Ильдус Камалов.
– Да, немного. Но на линии существующего здания в границах отведенного участка. Проход тут достаточный, его хватает.
– Нетолстые люди пройдут, – усмехнулся Камалов.
– Здесь около 10 метров. Тут не только пройти, тут проехать и разъехаться можно.
– Скучный фасад. Как трикотажная фабрика, – отметил экс-депутат.
– Ну, как скучный? Не скучнее, чем то, что напротив или рядом, – ответил Николай Войнов, чем вызвал смех в зале.
Николай Войнов
Напротив ресторана находится 105-й универсам, ТЦ «Одежда», а рядом – Дом быта.
– То, что стоит на бульваре сейчас, не идет ни в какое сравнение с этим проектом. Приличное здание. Хуже не будет, будет только лучше, – поддержал проект Альберт Петров. – Дай Бог, чтобы построили и сделали так, как нарисовали.
В итоге большинством голосов проект был одобрен.
«ВСЕ ПОДСЧИТАНО, ВСЕ ПО НОРМАТИВАМ, ДАВАЙТЕ УЖЕ ГОЛОСОВАТЬ!»
Пожалуй, самый важный в повестке вопрос – проект планировки 63-го микрорайона на огромной территории в 73,6 га – оставили напоследок. Жилой район вырастет между проспектом Яшьлек, улицами Машиностроительной, Полякова и Абсалямова. Микрорайон будет увязан с общегородской планировочной структурой. По проспекту Яшьлек и улице Полякова территория уже частично застроена объектами: АЗС, производственная база, автостоянки и 10-этажный жилой дом от «Комфортного жилья». На свободной территории планируются многоквартирные дома, объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры.
Микрорайон делится посередине улицей с пешеходным бульваром. По факту это продолжение улицы 40 лет Победы. Планируемое население микрорайона – 18 тыс. человек. Площадь застройки – 63 тыс. кв. метров. Общая площадь квартир – 421 тыс. кв. метров, количество квартир – 6 590, парковочных мест – 7 143, из них 3 900 – многоуровневые парковки, 3 243 – во дворах. Ширина внутриквартальных дорог – 6 метров. Общая вместимость детских садов – 1 550, школ – 3 136. Данные привел руководитель группы инженеров ГП «Архитектурно-планировочная мастерская» Владимир Майоров.
Членов градсовета заинтересовал вопрос санитарно-защитной зоны «КАМАЗа» – не попадает ли в нее часть микрорайона. Согласно старому генплану города, половина этой территории была не предназначена для жилищного строительства.
– «КАМАЗ» предоставил информацию о сокращении санитарно-защитной зоны, – рассказал Ленар Сальманов. – Они проводили в течение двух лет лабораторные исследования. Раньше она доходила до ул. 40 лет Победы и захватывала застройку, на сегодняшний день она сократилась до ул. Машиностроительной.
Архитекторов удивило расположение школ – ближе в первой автодороге, в то время как в существующем микрорайоне Яшьлек школы не хватает. Сальманов и этому нашел объяснение:
– Это единственная свободная муниципальная земля, на которой город может разместить социальные объекты. На остальных участках уже есть землепользователи.
– На прошлом совещании было единственное замечание – не хватало парковочных мест. Сегодня этот вопрос решили. Все подсчитано, все по нормативам, давайте уже голосовать, – призвал Альберт Петров.
– Соглашусь с Альбертом Николаевичем, – поддержал Абдуллин. – Уже много раз рассматривали, попытались учесть интересы всех – и частников, и застройщиков. Еще после утверждения проекта планировки с ними будем разбираться, мы им тоже дома нарисовали, парковки, магазины. Работа будет продолжаться. Этот проект принимаем за основу.
Большинством голосов проект утвердили.
Варианты многоуровневых парковок
«МЫ ДО ВАШЕГО ПРИЕЗДА ПОЛГОРОДА ПОСТРОИЛИ!»
Большая дискуссия, переходящая в перепалку, разгорелась вокруг концепции застройки жилыми домами участка более 10 тыс. кв. м в микрорайоне Прибрежный. ООО «Эксклюзив-проект» представило объект на суд архитекторов повторно. Речь идет об участке на пересечении ул. Раскольникова и пр. Дружбы Народов. Перед архитекторами была поставлена сложная задача, поскольку, во-первых, застройка будет располагаться на возвышенности по отношению к береговой полосе, на панорамообразующей линии – здание будет видно с Камы. Во-вторых, объект стоит на транспортной развязке.
Проектная фирма проработала множество вариантов и остановилась на одном из них. Эскиз предполагает строительство трех объектов разных по форме, объединенных между собой в общую композицию – в силуэте просматривается парусник. Здесь планируется построить 18-этажную башню, 5-этажное здание с парковкой и 14-этажный дом со скошенной стеной. Парковка на 290 мест, количество квартир – 355.
– Есть предложение по генплану – за дворовой частью постепенно перейти в парковую зону и оставить это пространство, ведущее к набережной, открытым для города и отдыхающих, – сказал Алмаз Файзиев, директор ООО «Эксклюзив-проект».
– Молодец, Алмаз Фаритович… А ты знаешь, что на этой «парковой зоне» тоже уже рисуют? – улыбнулся Абдуллин.
– Я посмотрел, там не выделена земля еще.
– Не выделена? Это уже частная земля, где также работают архитекторы.
Свое мнение высказал и Ильдус Камалов:
– Это первая попытка города выйти ближе к берегу. Попытка начать застройку самой первой линии. И мы хотим начать с точечной застройки? Где проект планировки всей набережной? Что это будет вообще – кто-нибудь осмыслил всю эту зону? Я категорически против того, чтобы начинали точечно! Так подходить к застройке водного фасада города – преступление. «Татинвестгражданпроект» в свое время много рисовал по этой зоне. А последние 10 лет, похоже, генплан никто не изучал даже.
Алмаз Файзиев
– Алмас Ахтямович, проект планировки-то мы будем разрабатывать? Или так и пойдет у нас? – забеспокоился Абдуллин.
– Ведется разработка проекта планировки набережных: Мелекески, Челнинки и большой набережной в Новом городе, начиная от парка Прибрежный, – сказал Идрисов. – Мы поставили перед застройщиком задачу переработать первый эскизный проект, найти более интересное решение. Я считаю, мы это сделали. Полностью проект планировки всей набережной в ближайшее время мы подготовим.
– Давайте тогда потом с этим домом решим, – продолжал Камалов.
– У меня к вам предложение: подготовьте на градсовет в следующий раз, что вы до моего приезда сделали, какую работу провели, – не сдержался Идрисов. – Показывайте ваш проект…
– Мы до вашего приезда полгорода построили! – перебил Камалов.
– Никто не спорит. Великолепный, гениальный город. Сейчас речь идет о том, чтобы на этом участке вместо двух «гробов», предусмотренных прежним проектом, другие объекты посадить, достойные Челнов. Место уже определено. Земля у человека в собственности, он хочет начать застройку.
– Хватит, – попытался прекратить перепалку Абдуллин. – От главной цели уходим.
– Не начинают с точки, понимаете? – горячился Камалов.
Инициативу в споре перехватил директор Службы градостроительного развития Ленар Сальманов:
– Вся эта территория вдоль улицы Раскольникова входит в жилой район Прибрежный. Проект планировки на него разработан в 2006 году. Здесь предусмотрено жилищное строительство. Учитывая, что сегодня ситуация изменилась, нужно разрабатывать новый проект планировки. Эта работа идет. Все упирается в финансирование. Сегодня землепользователь пришел с документами с просьбой получить разрешение на строительство. Естественно, мы понимаем, что начинать с точки нельзя, но начать работу с концепции именно такой точечной застройки, мы можем. Согласно генплану города, правилам землепользования, эта территория предусмотрена как зона строительства многоквартирных жилых домов.
– Они что, будут определять моду?! – пытался возразить Камалов.
Альберт Петров высказал опасение, что такое здание закроет обзор на город с Камы:
– Все красиво, все хорошо. Но они не закроют ли вид? Та идея, которая была Рубаненко заложена, она, по-моему, теряется.
– Участок выделен в собственность под жилищное строительство. На прошлом градсовете, где был представлен проект по этому участку, мы же все дружно отклонили и сказали, что так нельзя строить на берегу Камы, что надо изменить проект. Вот, они пошли навстречу, начали менять. Нам все рано надо принять какое-то решение, чтобы инвестор мог работать, – подытожил Абдуллин.
Ринат Абдуллин
Несмотря на просьбы не торопиться, в результате голосования 9 из 14 присутствовавших высказались «за», и застройщик получил «добро». Голосуя «за», Алмас Идрисов подчеркнул, что панорама набережной и генплан будут доработаны.
«ТАМ И ТАК ТАКАЯ ТЕСНОТА, ВЫ ЗАЖАЛИ ВСЕ ДОМА ВОКРУГ»
Далее на суд вынесли эскизный проект челнинского долгостроя – двух башен на пересечении проспектов Чулман и Хасана Туфана со стороны 13-го комплекса.
Площадь застройки – 8 466 кв. метров. Первая башня застыла на стадии каркаса в 10 этажей, у второй есть фундамент. Застройщик планирует завершить дома и двухуровневую парковку. Общее количество парковочных мест – 146. Квартир – 200. 73% – обеспеченность парковочными местами. Облицовка – кирпич двух оттенков: светло-бежевый и шоколадный.
У архитектора Рината Сафиуллина возник вопрос относительно авторства проекта. Дело в том, что первоначально разработкой этого участка занимался он сам и теперь, как считает, встает вопрос об авторском праве.
– Мы тут не нарушили ничьи права, – ответил директор ООО «Ирида+» Артем Малафеев. – Здесь полностью разработана новая концепция самого объекта, новый фасад. Я видел ваш эскизный проект, здесь поменялось все.
– Давайте сравним, – предложил Сафиуллин. Малафеев согласился.
Ринат Абдуллин обратил внимание на парковки:
– Там и так такая теснота, вы зажали все дома вокруг. Жители 13/03 против этого строительства. Для них вообще не осталось машиномест, все стоят на Чулмане, на газоне. Если у вас не хватает парковок, уменьшите количество квартир. Этажность посмотрите. Во-вторых, ваша первая башня стоит вплотную к местной дороге. И третье – фундамент второго здания вплотную подошел к тротуару со стороны Х.Туфана. Я там каждый день прохожу и вижу это. Как люди будут ходить прямо под окнами 16-этажного дома? Неразумно, неправильно стоят дома. Вы этот фундамент должны разобрать.
Артем Малафеев
Архитекторы согласились с тем, что достраивать долгострой надо, но следует проработать вопрос со стоянками и передвинуть второй дом. Застройщик утверждал, что за красную линию – границу отведенной земли – он не вышел, до нее три метра, а количество парковочных мест можно довести до 200. Тем не менее, совет решил отложить рассмотрение проекта и посмотреть в следующий раз вариант Сафиуллина.
«ДИСЛОКАЦИЮ НАМ НЕ ДАЮТ, ГОВОРЯТ, ЧТО НАДО МОДЕРНИЗИРОВАТЬСЯ»
Проект вейк-парка «Добрый ветер» презентовал сам инвестор Камиль Хузин. Как позже признал Ринат Абдуллин, этот вопрос можно было вовсе не выносить на суд архитекторов. Объект не капитальный, в собственность земля не выделяется. Это временное сооружение, работает в летний сезон, до 1 октября. Ежегодно предприниматель получает документы о временной дислокации. В этот раз ему отказали, отправили на градсовет.
Вейк-парк располагается на набережной в Новом городе, в районе детского пляжа. Летом здесь катаются на водных лыжах. В постройке на берегу есть комната для персонала, душевые, комната для переодевания и кафе. Правда, кафе – это громко сказано: посетителям только наливают чай, кофе, продают выпечку и мороженое. Приготовление пищи не предусмотрено. Проект, в соответствии с которым предприниматель работал раньше, был создан в 2012 году.
– Мы бы хотели оставить этот проект. Но дислокацию нам не дают, говорят, что надо модернизироваться, – объяснил Камиль Хузин.
По новому проекту, существующая постройка увеличивается в площадях за счет дополнительных сооружений, появляется второй этаж. Снаружи все обшивается монолитным поликарбонатом.
У градсовета появились вопросы к проекту. Во-первых, их смутило наличие кафе, к работе которого могут быть претензии у Санэпидемстанции. Во-вторых – стоки из душевых, которые выливаются прямо в озеро. И, в-третьих – чистота питьевой воды, которую сотрудники вейк-парка берут из ближайшего родника. Его, кстати, обнаружили во время проведения земляных работ на данной территории, поставили насосную станцию и фильтры, однако анализ воды не провели. Планируют заняться этим в этом году. Что касается стоков, хотя в душе запрещено пользоваться шампунями или мылом, участники совещания настояли на том, что необходимо установить септик. Инвестор согласился и пообещал все сделать.
Камиль Хузин
– Я думаю, что-то лучшее тут не придумаешь, – оценил проект Ринат Абдуллин.
Главный архитектор города Алмас Идрисов, в свою очередь, отметил и даже попросил записать в протокол заседания, что конструктивная часть проекта не залицензирована инженером. Хузин обещал исправиться.
Архитектор Ринат Сафиуллин вставил реплику относительно общего вида набережной:
– Как будет развиваться эта территория? Сначала надо проработать проект зонирования. Это городской центр!
– Еще раз вам объясняю, это временное сооружение. Дислокация сезонная, – подчеркнул Абдуллин. – Нельзя тут ничего делать капитально, это водоохранная зона.
Градсовет одобрил проект. Как сказал инвестор, сооружение появится на берегу уже в мае.
«КТО-НИБУДЬ ЕЩЕ ВИДИТ ЭТИ ПРОЕКТЫ, КРОМЕ ТЕХ, КТО ПРОЕКТИРУЕТ?»
Традиционно на градсовете не обошлось без претензий к недостатку парковочных мест. Так, по проекту строительства придорожной гостиницы на Казанском проспекте предусмотрено всего пять мест для авто, в то время как сама трехзвездочная двухэтажная гостиница рассчитана на 18 номеров.
– По нормативам мы проходим, – попытался вставить свои аргументы архитектор Олег Ситников, но его перебили.
Тогда Ситников сказал, что есть возможность обустроить экопарковку в сторону проспекта. Так как здесь проходят коммунальные сети, сделать полноценную стоянку невозможно. В итоге совет дал добро на строительство гостиницы. Она появится в поселке Сидоровка перед пятиэтажкой С-32. Общая площадь участка – 564 кв. м, площадь застройки – 330 кв. м. Предусмотрена зона отдыха со скамейками и кустарниками
Быстрое согласование прошла концепция развития производственной базы «Металл-М». Участок – на пересечении улиц Машиностроительной и Орловской. Проект включает в себя существующий участок на 2 тыс. кв. метров, который находится в аренде, и еще два, на которые заказчик претендует на аукционе в апреле: 1 300 и 1 800 кв. метров.
Ранее градсовет согласовал похожий объект на соседнем участке по автодороге №1. Здания располагаются зеркально и в панораме образуют единый ансамбль. Уже в этом году заказчик планирует реконструкцию существующих зданий, и в следующем – строительство новых.
Когда участники заседания уже готовы были собраться и уйти, архитекторы высказали несколько претензий в адрес исполкома. Первая была связана с проектом благоустройства набережной Тукая: «Кто-нибудь еще видит эти проекты, кроме тех, кто проектирует? Мы очень много здесь обсуждаем, а то, чем будет пользоваться население, мы не видим».
– В архитектурном отделе постоянно идет работа. Это не капитальное сооружение, благоустройство. Как речь зайдет о капитальной застройке, мы вынесем на обсуждение, – ответил Абдуллин.
Второй вопрос – по парку Победы. Архитекторов интересовало, когда состоится публичная защита проектов мемориальной зоны. Конкурс прошел, но участникам так и не пришли ответы.
– Мы разве не отправили? – удивился сити-менеджер.
Кроме того, архитекторы предложили включить в повестку градсовета обсуждение альтернативного решения по оформлению городских фасадов. Видимо, вариант Идрисова до сих пор не всем нравится.
Анна Перебаскина
житель