«Камдорстрой» возглавил Илья Колесников, бывший директор промпарка «Развитие» и татарстанских бизнес-инкубаторов, сын основателя челнинского театра «Мастеровые» Юрия Колесникова. Трест достался новому управленцу на грани краха: в судах атакуют кредиторы, персонал предприятия поредел почти в четыре раза, а география строек сузилась до границ Татарстана.
Собственники компании, тем не менее, не спешат ставить точку в истории предприятия и надеются, что судебные тяжбы завершатся без серьезных последствий. Утверждают, что есть понимание с кредиторами, которые готовы идти на мировые соглашения, а в портфеле якобы только на этот год заказов на 2,5 млрд рублей.
Chelny-biz.ru изучил, какие задачи акционеры поставили перед новым управленцем и как компания с полувековой историей намерена выйти из судебной рутины.
ДОРОЖНЫЙ ТРЕСТ ПЕРЕДАЛИ В РУКИ ЮРИСТА
«АКЦИОНЕРЫ ПОСТАВИЛИ ПЕРЕДО МНОЙ ЗАДАЧУ – СПАСТИ ПРЕДПРИЯТИЕ»
Легендарный дорожный трест Татарстана – «Камдорстрой» – в марте возглавил Илья Колесников – сын основателя русского драматического театра «Мастеровые» Юрия Колесникова. По образованию юрист, пришел на должность из КИП «Мастер», где с 2020 года курировал работу с клиентами. До этого он возглавлял местный промышленный парк «Развитие», позже – бизнес-инкубатор Челнов, затем Елабуги, а после и всей республики. Он управляет самим трестом и одноименной управляющей компанией, все финансы, общие вопросы и судебные тяжбы проходят через него. А вот строительные работы по-прежнему ведутся под руководством управляющего директора Александра Коровина.
– Мне поступило предложение от одного из акционеров компании. До этого функции единоличного исполнительного органа треста осуществляла управляющая компания, – рассказал редакции Илья Колесников. – Акционеры поставили передо мной задачу – выйти из текущей ситуации с как можно меньшими потерями и остаться работоспособными. Последние несколько лет у «Камдорстроя» дела, мягко говоря, не очень. Все это связано с историей введения процедуры банкротства – наблюдение.
Первую процедуру банкротства инициировал Акибанк и налоговая. Тресту удалось урегулировать конфликт мирно. Однако судебные тяжбы всерьез отразились на работе компании, изрядно подпортив репутацию.
В сентябре прошлого года один из контрагентов предприятия – ООО «Особенная транспортная компания» из Белгорода – инициировал повторное банкротство. На тот момент дела у «Камдорстрой» шли не очень хорошо. Хотя, как признается Колесников, тогда можно было обойтись без банкротства. Гарантом могли бы стать активы компании – это производственная база на 30 Га на территории Набережных Челнов, 136 единиц техники, бетонные и асфальтобетонные заводы.
Тем не менее, под занавес прошлого года в отношение треста была введена процедура наблюдения. В реестр кредиторов уже вошли около 20 компаний, а сумма требований достигла 370 млн.
– Видимо, какой-то коммуникационный сбой случился у руководства с этим контрагентом, или, может, не смогли убедить в своей платежеспособности. Иск был отправлен в суд. Колесо завертелось, делу дали ход. А потом вал заявлений, многие захотели успеть попасть в реестр, – рассказывает Колесников. – Конечно, там «Камдорстрою» пришлось туго. Но могу сказать, что на текущий момент те требования, которые попали в реестр, в несколько раз меньше активов и текущего портфеля заказов.
Не мог не отразиться на ситуации и недостаток заключенных контрактов, считает Колесников. Невыгодными для треста оказались и работы по стройке дорог в Крыму. С 2017 года по 2020 года участвовали в строительстве автодороги «Таврида» в Крыму.
– Перебазировать туда технику и персонал было затратно. Наши базы были там три года. По факту за это время можно было бы сделать больше. Я думаю, что это скорее даже был нерентабельный проект, – считает Колесников.
ЧТО ЖДУТ ОТ ПОВТОРНОГО ДЕЛА О БАНКРОТСВЕ
«УВЕРЕН, ЧТО НА ЭТОМ ИСТОРИЯ «КАМДОРСТРОЙ» НЕ ЗАКОНЧИТСЯ, ЕСЛИ НЕ БУДЕТ КОНКУРСНОГО ПРОИЗВОДСТВА. ИНАЧЕ - FINITA LA COMMEDIA»
Окончательное решение по второму делу о банкротстве пока не принято. Заседание перенесено на июль. В компании рассчитывают на благоприятный исход событий: выход на мировую, либо внешнее управление.
– Есть три варианта развития событий: во-первых, закончить все это дело мировым соглашением, во-вторых, ввести внешнее управление, в-третьих, ввести конкурсное производство. Последнее в 90% случаев заканчивается крахом предприятия. Конечно, такого исхода событий не хотелось бы, – говорит Колесников. – Надеемся на мировую. На данный момент из 19 кредиторов, как минимум десять ответили согласием и уже даже прислали подписанный проект мирового соглашения. «Камдорстрою» в прошлом году исполнилось 50, со многими поставщиками мы работаем несколько десятков лет. И несмотря на то, что ситуация ударила по всем, они готовы подождать с оплатой и готовы примириться. Они понимают, что живой «Камдорстрой» им гораздо выгоднее, чем мертвый. У меня, как у руководителя, ровно та же задача.
Сегодня в портфеле треста четыре действующих контракта: строительство дорог в микрорайоне Подсолнухи и автодорога Челны - Водозабор, реконструкция аэропорта «Бегишево». Среди «свежих» контрактов – участок дороги Алексеевское - Альметьевск, которая войдет в состав платной трассы Шали – Бавлы длиной 299 км (от пересечения с трассой М7 «Волга» до трассы М5 «Урал»). Челнинскому тресту предстоит построить здесь 15 км дорог. Таким образом только на этот год в портфеле челнинцев контракты на 2,5 млрд.
Параллельно компания планирует участвовать в дорожных объектах федерального значения. Это скоростная магистраль М-12, которая пройдет в обход Набережных Челнов и Нижнекамска, и Казань - Екатеринбург – продолжение новой трассы.
– Естественно, мы ищем сейчас варианты на подрядные и субподрядные работы, где можно было бы, не распыляя силы, выполнить объем и получить прибыль, постепенно погашая долги перед кредиторами. Уверен, что на этом история «Камдорстроя» не закончится, при условии, конечно, что не будет конкурсного производства. Иначе –finita la commedia, – поделился топ-менеджер. – Даже с внешним управлением мы вырулим. «Камдорстрой» выпрямится, если его не будут расклевывать «коршуны». Если им дать клевать, то, наверное, да, у «Камдорстроя» будущего не будет. Но мы не позволяем этого делать и предпринимаем все возможные меры для защиты интересов «Камдорстроя» в суде и на производстве. При наличии правильного подхода из этого состояния можно выбраться. Задача – сохранить работоспособность, нарастить портфель заказов и успешно их реализовать.
«КАМДОРСТРОЙ» СЕГОДНЯ
«ПОКА У НАС В ПОРТФЕЛЕ ТОЛЬКО ТАТАРСТАН»
«Камдорстрой» образовался в 1971 году. Основной его задачей были дороги в Челнах, пока идет всесоюзная стройка завода. Появился на фоне слияния СУ-852, СУ-817, автобазы-48 и механизированной колонны №100 треста «Каздорстрой». Спустя три года в структуру вошло СУ-930, в 1986-м — СУ-928 «Каздорстроя». Со временем расширялась география работ и масштабность - до реконструкции аэродромов и дорог федерального значения. Заказы были на аэропорты Нижнекамска, Казани, Новосибирска, Красноярска, Астрахани, Волгограда, Екатеринбурга, Липецка, Минеральных Вод, подмосковный аэродром «Кубинка», Архангельска, Кургана, Анапы, а также на трассы М7, А153 (Астраханская область), М58 «Амур». Безусловно, и в Татарстане «Камдорстрой» активно присутствовал.
В последние годы количество подрядов резко сократилось. Согласно системе «Контур Фокус», выручка треста за прошлый год упала на 83% – 796,2 млн, при этом компания получила убыток почти в полмиллиарда рублей. Выручку в 15,9 млн принесла конторе управляющая компания, хотя и она просела на 42%, а чистый убыток по ней составил 5,2 млн.
Сегодня на предприятии трудятся более 300 человек, хотя еще пару лет назад достигало 1,3 тыс. Основной костяк сформирован за счет сотрудников, которые трудятся здесь не первый год и надеются, что компания выкарабкается. Трест тем временем активно ведет набор специалистов и дорожных рабочих. Ищут не только в Татарстане, но и за его пределами. За два месяца руководства Колесникова численность персонала увеличилась более чем на 60 человек.
Сейчас у «Камдорстроя» 136 единиц техники. На днях в собственность компании перешли лизинговые асфальтоукладчик VOLVO и бетоноукладчик Wirtgen.
– Раньше география работ треста была от Забайкальского края до Крыма. Очень много было объектов, и это были не только дороги, но и аэродромы. Пока у нас в портфеле только Татарстан, – заключает Илья Колесников. – На самом деле мы обсуждали с акционерами такую задачу – вернуть былую славу «Камдорстроя». Наш главный капитал — это люди: те, кто верен «Камдорстрою», те, кто начинал свою трудовую деятельность в нем, создавал здесь семьи и даже династии. Наше преимущество — значительный опыт и допуск к строительству особо опасных объектов, в том числе международных аэродромов. А это очень большой плюс для нас, ведь компаний с подобным опытом в России единицы. Как только мы закончим историю с банкротством, мы уверены, что сможем претендовать и успешно реализовывать такие крупные и серьезные объекты по всей России.
Лилия Хамитова
Айрат
Фарит