В городской суд Набережных Челнов направлено уголовное дело на экс-директора завода «КамгэсЗЯБ» Рамиля Нурутдинова, бывшего члена команды Ильдара Халикова. Топ-менеджера подозревают в сокрытии активов, чтобы не платить долги по налогам. Нурутдинов предлагает свою версию событий: реализовал план по спасению предбанкротного предприятия, а не криминальную схему. В каких еще челнинских проектах «засветился» Рамиль Нурутдинов, как прошел путь из бизнеса в мэрию и обратно – в материале Chelny-biz.ru.
«ЕСЛИ АРЕСТОВАЛИ, ТАК ПРОДАВАЙТЕ, И БУДУТ ВАМ ДЕНЬГИ! ЛИБО НЕ АРЕСТОВЫВАЙТЕ И ДАЙТЕ РЕАЛИЗОВАТЬ!»
Бывшего заместителя главы администрации Набережных Челнов по экономике Рамиля Нурутдинова будут судить за финансовое преступление на предприятии «КамгэсЗЯБ». 48-летний экс-директор компании обвиняется в сокрытии денежных средств организации, за счет которых должно было производиться взыскание налогов (ч. 2 ст. 199.2 УК РФ). По версии следствия, в период с сентября по декабрь 2017 года Нурутдинов, зная о налоговых долгах предприятия на сумму более 18 млн рублей, скрыл более 20 млн активов организации. Свою вину Нурутдинов не признает, ему грозит до семи лет лишения свободы.
В беседе с Chelny-biz.ru бывший глава предприятия рассказал, что не скрывал средства, а спасал завод, находившийся в предбанкротном состоянии.
– Что такое сокрытие? Когда средства выводятся через фирмы-однодневки или еще каким-то образом. Вот это в моем понимании – сокрытие, – говорит Рамиль Нурутдинов. – А следствие мне предъявляет то, что заказчик – предполагаемый покупатель – направлял деньги по моей просьбе не только на расчетный счет компании, а в счет закупки материала. Я ему говорил: «Я бы тебе сделал, дорогой, продукцию, но для этого мне нужен цемент. Вот если ты мне купишь цемент, тогда я смогу что-то сделать». Он и платил за цемент. А теперь мне говорят: ты должен был эти деньги направить на расчетный счет, чтобы налоговая могла их забрать. А из чего бы я тогда делал продукцию?! Так я хотя бы выпускал продукцию, немножко заработал, немножко налогов заплатил, электричество оплатил и людям зарплату дал.
По версии следствия, для обхода налоговых санкций было создано ООО «Инвестиционный торговый дом ЗЯБ», через которое и проходили платежи и шла торговля.
– Конечно, мы спасали компанию. Вы же знаете историю предприятия «КамгэсЗЯБ», оно было в предбанкротном состоянии, – говорит Нурутдинов. – Когда я пришел, там была двухмесячная задолженность по зарплате. Предыдущего директора как раз за это и дисквалифицировали.
В 2016 году по инициативе челнинской прокуратуры гендиректор ООО «КамгэсЗЯБ» Владимир Петров был дисквалифицирован на год за долги по зарплате. Тогда 99 сотрудников не получили за май 1,1 млн рублей. Кроме того, работодатель затягивал с выплатой отпускных и окончательных расчетов после увольнения. В 2015 году Петрова дважды привлекали к административной ответственности за аналогичные долги.
– Конечно, пришлось из достаточно сложной ситуации выводить завод, – вспоминает Рамиль Нурутдинов 2016-й. – Когда я пришел, задолженность по налогам была больше 100 млн, когда уходил, сократилась до 45 млн. Мы платили налоги. За мой период было уплачено в полтора раза больше налогов, чем начислено. Поэтому говорить о сокрытии… Мне предъявляют, что было просрочено налогов на 14 млн. В то время как у меня арестовали имущество, готовой продукции почти на 30 млн. Если арестовали, так продавайте, и будут вам деньги! Либо не арестовывайте и дайте реализовать! Это все равно, что у таксиста и машину забрать, и требовать от него зарабатывать.
Нурутдинов в 2017 году покинул должность по решению учредителей, хотя был готов работать и видел перспективы предприятия.
– Они и сейчас есть, если заниматься заводом, – говорит бывший гендиректор. – Там хороший коллектив, трудоспособный, желающий работать. Там есть востребованная продукция. Завод выпускает дома 141-й серии. На мой взгляд, это лучшие дома по теплотехническим характеристикам.
ИЗ БИЗНЕСА В МЭРИЮ И ОБРАТНО: КАК НУРУТДИНОВ ПОПАЛ В КОМАНДУ ХАЛИКОВА
Рамиль Нурутдинов стал широко известен в Набережных Челнах, войдя в команду Ильдара Халикова в 2004 году. Молодой руководитель (едва за 30) был назначен заместителем по экономике и промышленности. Высокий представительный экономист с дипломом КФЭИ хорошо вписывался в команду самого молодого в истории Челнов мэра, но проработал Нурутдинов не долго. Он пришел из бизнеса и туда же ушел.
В начале 2000-х Рамиль Нурутдинов жил и работал в Москве, был совладельцем московской торговой компании «ТоргСистемс» и слыл преуспевающим бизнесменом. В учредителях организации состояли другие татарстанские предприниматели, в том числе Рафаэль Ханнанов, бывший партнер по бизнесу Сергея Майорова.
Уйдя из мэрии, Нурутдинов вернулся в бизнес. У бывшего чиновника в разное время было несколько совместных компаний с бизнесменом Владимиром Коктышем: ПСК «Мозаика», ГК «Мозаика», ООО «Шторм», ООО «ТехноСтрой». Последнее в 2013 году попалось на невыплате зарплат и нарушениях при трудоустройстве персонала. Работники «ТехноСтроя» несколько месяцев ждали своих зарплат и компенсации в связи с увольнением.
В 2016-м претензии к «ТехноСтрою» возникли у исполкома Набережных Челнов. Организация попала в нашумевший black-лист Наиля Магдеева за долги по земле. Требования города составляли 5,2 млн за участок в промзоне, выделенный в 2010 году для строительства автосалона, СТО и автомойки.
Чуть раньше, в конце нулевых, «ТехноСтрой» довольно громко заявил городу о намерении построить первый в Челнах частный детский сад. Правда, тогда участие Рамиля Нурутдинова в качестве инвестора не афишировалось. В 12-м комплексе был отведен участок, предполагалось строительство здания на 175 мест с бассейном. Но проект не двигался с места, и в 2012 году жители микрорайона предъявили по этому поводу претензии исполкому.
– Организатор строительства – торговый дом «Технострой», – объяснял тогда журналистам замначальника управления архитектуры, градостроительного и жилищного развития Ришат Гилаев. – Садик планировали ввести в октябре 2011-го года. Был проект, бизнес-план, просчитали, сколько нужно групп, кружков, зарплату персонала. Чтобы реализовать проект, «Технострой» нашел инвестора, рассчитывал на него. Но тот вскоре «сдулся». Теперь организаторы разводят руками. А проект был уникальный – из сэндвич-панелей. «Технострой» как раз занимается строительством быстровозводимых зданий из модульных конструкций. И они на основе своей продукции сделали этот проект: из модулей можно сразу, как кубик, собирать садик. Краткие сроки монтажа, затем готовый садик «обшиваешь». Когда они провели экспертизы, проект прозвучал на уровне республики. Если бы садик тогда построили и показали президенту, сейчас бы шло тиражирование по всей республике, как это происходит с сельскими клубами. И организовавший проект на этом бы хорошо зарабатывал.
«БЫЛО БЫ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО, ЕСЛИ БЫ В ГОРОДЕ РАССМОТРЕЛИ ВОПРОС ОБ УКЛАДКЕ БРУСЧАТКИ НА ПРИДОМОВЫХ ДОРОГАХ»
Гендиректором «КамгэсЗЯБ» Нурутдинов стал в 2016 году и проработал около года. В этой должности он однажды отметился публично, когда презентовал в антикризисном штабе Наиля Магдеева проект по развитию производства брусчатки. Руководитель предприятия рассказал, что на протяжении последних десяти лет завод выпускает брусчатку (мощность на тот момент – 1000 кв. м в смену), и предложил мэру рассмотреть возможность использовать ее для реконструкции местных дорог – застелить дворы.
– На мой взгляд, было бы очень интересно, если бы в городе мы рассмотрели вопрос об укладке брусчатки на придомовых дорогах. Это сохранит водный баланс территории двора, не потребуется дополнительной ливневой канализации – вода и стоки уходят в землю, – рассказал о преимуществах Рамиль Нурутдинов. – Также это экологично – в жару не появляется запах асфальта. Еще один плюс – ремонтопригодность: брусчатку сняли, произвели необходимые работы и аккуратно уложили обратно.
Директор предприятия признавал, что первоначальные вложения в такую дорогу несколько выше, чем в асфальтовую, но в дальнейшем затраты себя оправдают. Магдеев тогда поручил исполкому сделать расчеты, обсуждалось, что брусчатку могут использовать при капремонте проспекта Московский и благоустройстве бульваров. Но материал так и не взяли, сообщил Chelny-biz.ru Рамиль Нурутдинов.
В 2017-м он ушел с должности, а «КамгэсЗЯБ» так и остался в долговой яме. Собственно, финансовое состояние предприятия долгие годы было тяжелым. Завод ячеистых бетонов был основан в 1962 году. В 2011-м после череды финансовых проблем компанию в свою структуру принял «Камгэсэнергострой». В последние годы просвета не намечалось. В конце прошлого года налоговая Набережных Челнов потребовала банкротства «КамгэсЗЯБ» из-за долга в 56 млн рублей. Потом, правда, служба Лилии Гатиной пошла на мировое соглашение, потому что КамГЭС согласился погасить долг «дочки». Сумма обязательств снизилась до 14,3 млн рублей.
В начале 2018 года «КамгэсЗЯБ» лишился земли под заводом на Элеваторной Горе. Речь о территории в 27 га. Здесь расположен имущественный комплекс завода, состоящий из 30 зданий. Договор аренды исполком расторг в одностороннем порядке. В апреле исполком уже отсудил у предприятия более 3,5 млн рублей неосновательного обогащения за пользование этим участком без договора аренды. Кроме того, власти потребовали от компании освободить другой участок, оформленный в аренду в 2012 году. Напомним, в планах руководства города освободить территорию Элеваторной Горы от промышленных объектов и отдать под жилую застройку.
Лилия Павлова
Фото: Chelny-biz.ru, business-gazeta.ru, 1000dosok.ru